Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы правоприменительной практики 3 страница




Для того, чтобы разобраться с теперь уже сложным механизмом реализации аннулирования лицензии, выясним какие этапы для этого необходимо пройти и кто уполномочен обращаться с заявлением об аннулировании лицензии в суд.

Для начала определимся с нормативной правой базой, определяющей порядок лицензирования отдельных видов деятельности.

Во-первых, перечень лицензируемых видов деятельности, а также отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, устанавливаются и регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Правда, в ст. 1 указанного закона есть оговорка - его действие не распространяется на определенный данной статьей перечень видов деятельности.

В целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

- утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

- определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности;

- устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так, Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, и перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

Кроме того, Правительством РФ утверждаются Положения о лицензировании конкретных видов деятельности.

В целях исполнения государственной функции по лицензированию отдельных видов деятельности, лицензирующим органом в рамках своей компетенции соответствующим приказом утверждаются административные регламенты.

Таким образом, порядок лицензирования, в том числе и аннулирования лицензии определяется ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности", положением о лицензировании конкретного вида деятельности, утвержденное соответствующим постановлением Правительства РФ, а также Административным регламентом по исполнению государственной функции по лицензированию конкретного вида деятельности, утвержденного соответствующим приказом федерального органа исполнительной власти (лицензирующим органом).

Итак, обратимся к ФЗ от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции, действующей на сегодняшний день).

Согласно ст. 6 указанного закона лицензирующие органы осуществляют полномочия по обращению в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

В свою очередь, определение "лицензирующего органа" и "лицензирования" раскрывается в ст. 2 ФЗ от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которой:

- лицензирующие органы - это федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности";

- лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

В соответствии с п. 3 ст. 13 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" действие лицензии прекращается в следующих случаях:

- со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

- прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

- со дня окончания срока действия лицензии;

- со дня принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;

- со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Таким образом, аннулирование лицензии является одним из оснований прекращения ее действия.

В свою очередь, от процедуры прекращения действия лицензии необходимо отличать процедуру приостановления действия лицензии. Законодатель установил разный порядок их проведения.

Так, приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ. На основании судебного решения лицензирующий орган приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности.

При этом ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусматривает особый порядок аннулирования лицензии. Так, для того, чтобы реализовать право на подачу заявления в суд об аннулировании соответствующей лицензии, необходимо пройти определенные этапы. Обратимся к ст. 13 ФЗ "О лицензировании...":

"1. Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

2. В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа".

Дальнейшую конкретизацию нормы указанного Федерального закона находят в соответствующем Административном регламенте.

Таким образом, лицензирующие органы могут обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Однако, этому должно предшествовать осуществление определенных действий, а именно:

- наступление этапа проведения плановой проверки лицензиата либо решение о внеплановой проверки по основаниям, предусмотренным ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля".

а) получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

б) возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;

в) обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействиями) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

- проведение мероприятий по контролю за соблюдением лицензионных требований и условий в соответствии с требованиями ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

- выявление грубых нарушений лицензионных требований и условий. Следует отметить, что, для того, чтобы реализовать право на последующее обращение в суд с заявлением об аннулировании лицензии необходимо выявление не просто нарушений лицензионных требований, а именно грубых нарушений лицензионных требований и условий. В свою очередь, перечень грубых нарушений лицензионных требований для каждого вида лицензируемой деятельности установлен соответствующим Постановлением Правительства РФ.

- составление протокола об административном правонарушении по соответствующей статье КоАП РФ и одновременное составление протокола о временном запрете деятельности для последующей их передачи и иных материалов дела в районный суд для принятия последним постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Следует отметить, что судья, рассмотрев материалы административного производства, может вынести иное решение, а именно, если он решит, что протокол составлен с нарушением законодательства об административных правонарушениях, он может вынести постановление о прекращении производства по делу, также судья, рассмотрев административное дело, может назначить виновному лицу административный штраф, а не административное приостановление деятельности;

- вынесение судьей районного суда постановления о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности;

- только в том случае, если судья районного суда выносит постановление о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности, лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата соответствующим приказом лицензирующего органа и уведомляет об этом лицензиата в письменной форме. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается;

- лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня принятия им решения о приостановлении действия лицензии при получении сведений о вступлении в законную силу решения суда об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий, направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения (месту жительства) соискателя лицензии или лицензиата.

- в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии;

- рассмотрение судом заявления об аннулировании лицензии;

- в случае, если суд принимает решение об удовлетворении требований лицензирующего органа и аннулирует своим решением лицензию, действие лицензии прекращается со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии. В течение суток готовится приказ об аннулировании лицензии, который принимается исключительно на основании решения суда, и об этом уведомляется лицензиат;

- в случае, если суд принимает решение об удовлетворении требований лицензирующего органа и аннулирует своим решением лицензию, лицензирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии направляет копию документа, подтверждающего принятие соответствующего решения, с сопроводительным письмом в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по месту нахождения (месту жительства) соискателя лицензии или лицензиата.

Правоприменительная практика показывает, что реализация механизма аннулирования лицензии согласно действующему законодательству РФ - достаточно сложный и длительный процесс. Этому способствуют не только новые требования, но и то, что зачастую судьи при назначении административного наказания чаще всего ограничиваются административным штрафом, а без административного приостановления деятельности, как мы выяснили, аннулировать лицензию невозможно.

По истечении времени стало ясно, что правоприменительную практику в части приостановления хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением действующего законодательства, необходимо разделять на два периода:

- до вступления в силу Федерального закона от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ;

- после вступления в силу Федерального закона от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ.

Причем процент приостановленных объектов (деятельности) до вступления в силу ФЗ от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ превышает процент приостановленных объектов (деятельности) после вступления в силу ФЗ от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ. Чем это вызвано?

Во-первых, усложнением процедуры приостановки, которое предполагает за собой оформление соответствующих административных материалов в установленном КоАП РФ порядке. С одной стороны, это позволяет упорядочить действия государственных инспекторов строго в рамках закона, которые должны доказать не только виновность лица, но и то, что именно приостановка является достижением цели наказания. С другой стороны, малейшее отступление от процессуальных норм может явиться основанием для назначения административного наказания иного вида или даже прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Во-вторых, снижение процента приостановленных объектов вызвано тем, что не все административные правонарушения могут влечь за собой приостановку. Приостановка применяется только тогда, когда она предусмотрена в качестве санкции за конкретный вид нарушения и только в случаях, предусмотренных ст. 3.12. КоАП РФ. Также следует отметить, что административное приостановление деятельности как вид административного наказания может применяться только в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В-третьих, это вызвано ограничением круга лиц, уполномоченных приостанавливать деятельность, а именно - наделением права приостановки исключительно судей. К сожалению, на сегодняшний день, судьи не готовы в полной мере использовать данный вид административного наказания. Зачастую по результатам рассмотрения данных категорий дел, судьи ограничиваются административным штрафом.

Зачастую судьи не придерживаются 5-ти дневного срока, отведенного на рассмотрение указанной категории дел. Более того, судьи не всегда придерживаются и двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности. Что позволяет нарушителям избегать наиболее действенной меры ответственности.

Более того, на сегодняшний день сложилась ситуация, когда районные судьи, наделенные КоАП РФ исключительными полномочиями привлекать к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, зачастую прекращают производство по переданным на рассмотрение делам об административных правонарушениях, либо ограничиваются минимальным размером административного штрафа, несмотря на угрозу жизни и здоровью людей, работающих на производстве либо эксплуатирующие опасный объект, а также на возможность возникновения несчастных случаев и аварий.

Формальный подход при рассмотрении таких категорий дел, влечет послабление не только всей системы административной ответственности, в результате которого на нет сводится весь институт административного приостановления деятельности, но и влечет послабление системы предотвращения тяжелых последствий в результате выявленных нарушений. Освобождая нарушителей от ответственности или наказывая их по минимуму, судьи тем самым "выносят приговор" населению и работникам предприятия, цеха, участка, эксплуатирующих технически неисправный опасный объект.

На основании вышеизложенного, считаем целесообразным соответствующими законами вернуть должностным лицам органов государственной власти полномочия по приостановке деятельности, осуществляемой в нарушение действующего законодательства.

Таким образом, обеспечение реализации принципов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достижение целей наказания, гарантия соблюдения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, зависят от многих факторов: от правильной квалификации административного правонарушения, от отрегулированной законодательной базы и от отрегулированной процедуры привлечения к административной ответственности, от квалификации инспекторского состава, от установления и закрепления доказательственной базы в установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядке и др.

 

Глава 16. Уголовная ответственность за
экологические преступления

 

§ 1. Задачи и принципы Уголовного кодекса Российской Федерации

 

Самостоятельным видом юридической ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды является также уголовная ответственность за экологические преступления.

В свою очередь, уголовная ответственность в Российской Федерации устанавливается исключительно Уголовным кодексом РФ. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в Уголовный кодекс РФ.

Уголовный кодекс РФ основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права.

Задачами УК РФ являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Для осуществления этих задач УК РФ устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Уголовный кодекс РФ закрепляет пять принципов:

1) Принцип законности, который выражается в следующем:

- во-первых в том, что преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только Уголовным кодексом РФ.

- во-вторых, - применение уголовного закона по аналогии не допускается.

2) Принцип равенства граждан перед законом.

Лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3) Принцип вины.

УК РФ устанавливает принцип презумпции невиновности, согласно которому лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. При этом объективное вменение, то есть уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

4) Принцип справедливости.

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

Никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление.

5) Принцип гуманизма.

Уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека.

Наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, не могут иметь своей целью причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.