Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хрестоматияпо общей психологии. Психология памяти. Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Рома­нова. М., Изд-во Моcк, ун-та, 1979. с. 272. 1 страница




76 8

Вопрос №3. Порядок сопряжения каналов ТЧ РРС Р – 414 с каналами РРС Р – 415 и радиостанции Р – 138.

При выполнении сопряжения каналов необходимо:

- отрегулировать сопрягаемые каналы;

- передать каналы ТЧ с Р – 138 (Р – 415) на пульт 1810;

- выполнить коммутацию на пульте 1810:

1. Штепсельными перемычками соединить гнёзда «I кан. Р – 138» (II кА. Р – 138) «4 ПР.ПЕР.» и «4 ПР.ПР./2 – ПР/» с гнёздами «УД» на 2 Нп.

2. С выхода удлинителей на 2 Нп 2-х проводными шнурами соединить «4 ПР.ПЕР.» и «4 ПР.ПР./2–ПР/» с гнёздами «Д» и «М» канала Р–414 соответственно.

- Проконтролировать прохождение разговора по сопряжённым каналам, подключив ПВУ в режиме «4 ПР.ВО.» к гнёздам штепсельных перемычек.

Показать порядок выполнения сопряжения каналов.

Дать команду на отработку учебного вопроса на рабочих местах.

 

III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дать команду навести порядок на рабочих местах. Подвести итог занятия. Ответить на вопросы студентов. Дать задание на самоподготовку.

Изучить и отработать порядок перевода станции в узловой и транзисторный режимы. Сопряжение каналов ТЧ Р – 414 с каналами Р – 138 (Р – 415).

 

подполковник В. Родионов

85 93 104 120 135 139 145 155 163 177 193 207 217



 

Предисловие


Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета

Рецензенты:

доктор психологических наук

A. М. Матюшкин,

доктор психологических наук

B. И. Лубовский

ХРЕСТОМАТИЯ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ -

ПСИХОЛОГИЯ ПАМЯТИ

Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова

Заведующая редакцией Г. С. Ливанова. Редактор И. И. Шевцова. Художник Е. А. Михельсон. Художественный редактор Н. Ю. Кал­мыкова. Технический редактор 3. С. Кондрашова. Корректоры М. И. Эльмус, Г. В. Зотова, Л. С. Клочкова

Тематический план 1979 г. № 21 ИБ №401. Сдано в набор 07.12,78. Подписано к печати 13.04.79. Л-81159. Формат бОХЭО'/и- Бумага тип. № 3. Усл. печ. л. 17,0. Уч.-изд. л. 18,81 Тираж 45 000 экз. Заказ 957. Цена 85 к. Изд. № 396.

Издательство Московского университета. Москва, К-9, ул. Герцена, 5/7. Московская типография № 10 Союзполиграфпрома при Государствен­ном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. Москва, М-114, Шлюзовая наб., 10

Данная хрестоматия продолжает серию хрестоматий по психологии, представляющих собой учебные пособия по курсу общей психологии психологических факультетов университетов. Дается представление об основных закономерностях и фактах, классических и современных ис­следованиях в области психологии памяти.

10508—035

Рассчитана на студентов, аспирантов и исследователей в области общей психологии и психологии памяти.

' 077(02)—79 Издательство Московского университета, 1979 г.

21—79 0304000000


Настоящий выпуск продолжает серию хрестоматий по отдель­ным разделам курса общей психологии (см.: «Хрестоматия по ощущению и восприятию» под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и М. Б. Михалевской (М., 1975) и «Хрестоматия по внима­нию» под редакцией А. Н. Леонтьева, А. А. Пузырея и В. Я. Романова (М., 1976). Он посвящен психологическим проблемам памяти.

Память считается одним из основных познавательных процессов. Но можно сказать и большее: она основа всякого познания.

О значении памяти говорит хотя бы тот факт, что древ­ние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью всех. муз. Из античных текстов пришел к нам поэтический образ следов памяти как отпечатков на восковых дощечках, поме­щенных в наших душах. Когда такие отпечатки ощущений и мыслей стираются, мы больше уже ничего не знаем.

Отрывок из Платона, раскрывающий этот образ, можно считать своеобразным эпиграфом ко всей хрестоматии.

При составлении хрестоматии мы старались широко пред­ставить основные направления в исследовании памяти чело­века.

Родоначальником научной психологии памяти по праву считается Г. Эббингауз. В исследованиях памяти Эббингауз. сделал то, что Фехнер в психофизике. Он поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в своих многочисленных экспериментах установил ряд важных закономерностей, кото­рым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспро­изведения и забывания.

Однако Эббингауз твердо стоял на позициях ассоциаци-онизма. Процессы памяти он понимал как образование ассо­циаций, и поэтому в его экспериментах фигурировало только преднамеренное механическое заучивание в основном бес­смысленного материала.

Бихевиористы по-своему сузили круг явлений памяти, ограничившись процессами приобретения и сохранения навы­ков. Однако и они сохранили дух ассоциационизма, представ­ляя навык как результат простого связывания движений (см. отрывок из статьи Дж. Уотсона).

Этот механистический подхюд к двигательным навыкам был преодолен в советской психофизиологии, и прежде всего


Для изучения болезней памяти существует весьма обильный ма­териал. Он находится и в медицинских книгах, и в сочинениях о душевных болезнях, и в трудах различных психологов. Собрать этот материал не представляется особенно затруднительным, а по­тому мы всегда можем пользоваться достаточным запасом наблю­дений. Главный труд при этом будет заключаться в классифика­ции наблюдений, в надлежащем их толковании и в правильном заключении относительно механизма памяти. В этом отношении все собранные факты не могут обладать одинаковой ценностью; наиболее необычайные не всегда бывают самыми поучительными,

 


Рибо (Ribot) Теодюль Армии

(18 декабря ~1839—9 декабря 1916) Французский психолог и философ, ро­доначальник опытного направления во французской психологии. Выступив против спиритуализма так называе­мой эклектической школы (В. Кузен и др.). господствовавшей во француз­ской философии и психологии сере­дины XIX в., Рибо попытался на ос­нове критического анализа основных направлений современной ему психо­логии сформулировать программу но­вой, опытной психологии. Ставя пе­ред научной психологией 'задачу изу­чения конкретных фактов психической жизни человека в их связи с физио­логическими и социальными услови­ями, Рибо считал, что эта психоло­гия должна быть экспериментальной.

Т. Рибо


В отличие от Вундта, однако, Рибо имел в виду при этом прежде всего психопатологический эксперимент: Рибо особенно известен своей двига­тельной теорией произвольного вни­мания и воображения, а также рабо­тами по психологии чувств, оказав­шими заметное влияние на англий­скую психологию (В. Мак-Дауголл и др.).

Сочинения: Наследственность ду­шевных свойств. Спб., 1884; Психо­логия внимания. Спб., 1892; Память в ее нормальном и болезненном со­стояниях. Спб., 1894; Болезни лично­сти. Спб., 1896; Психология чувств. Спб., 1898; Опыт исследования твор­ческого воображения. Спб., 1901; Во­ля в ее нормальном и болезненном состояниях. Спб., 1916.

ОБЩИЕ АМНЕЗИИ (ПОТЕРИ ПАМЯТИ)


1 См.: Рибо.-Память в ее нормальном и болезненном состояниях. Спб., 1894.


а наиболее любопытные часто не имеют достаточной ясности. Вра­чи, которые по преимуществу сообщали эти факты, в большинстве случаев говорили о них и изучали их только с медицинской точки зрения. Всякое расстройство памяти для ни-х представляет не бо­лее как симптом, которым они пользуются в случае надобности для распознавания и предсказания. То же можем сказать и о клас­сификации этих фактов: врачи ограничиваются тем, что в каждом случае амнезии ищут связи с тем болезненным состоянием, от ко­торого происходит это явление, например, с размягчением, крово­излиянием, сотрясением мозга, отравлением и т. п.

Для нас же, наоборот, болезни памяти сами по себе являются предметом изучения как психические болезненные явления, кото­рые во многом помогают выяснению здорового состояния памяти. Относительно классификации этих болезней мы должны сказать, что можем пользоваться единственно только внешними сходства­ми и различиями. Мы имеем слишком ничтожные сведения, для того чтобы попытаться сделать естественную классификацию, т. е. основанную на причинных моментах. Потому во избежание недора­зумений я предупреждаю, что классификация, (приводимая мною ниже, имеет целью только внесение некоторого порядка в массу неясных и разнородных фактов, а следовательно, может быть про­извольна во многих отношениях.

Расстройства памяти могут заключаться в какой-нибудь одной категории воспоминаний, оставляя нетронутыми, по крайней мере, все другие воспоминания: это составляет так называемые частные расстройства. Иногда же, наоборот, память бывает поражена во всех своих проявлениях; подобные расстройства как бы делят всю нашу умственную жизнь на две или на несколько частей, образуют в ней пробелы и даже постепенно совершенно разрушают ее: это уже будут общие расстройства памяти.

Значит, прежде всего мы различаем два крупных класса: об­щие и частные болезни памяти. В следующей главе мы займемся только первым и будем изучать их в таком порядке: 1) временные амнезии; 2) периодические амнезии; 3) прогрессирующие амнезии, наименее занимательные, но наиболее.поучительные; 4) затем должны сказать несколько слов о врожденной амнезии.

I. ВРЕМЕННЫЕ ПОТЕРИ ПАМЯТИ.
ЭПИЛЕПТИКИ. ЗАБЫВАНИЕ НЕКОТОРЫХ
' ПЕРИОДОВ ЖИЗНИ. ПРИМЕРЫ

ПЕРЕВОСПИТАНИЯ. МЕДЛЕННОЕ

И ВНЕЗАПНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ПАМЯТИ

Временные амнезии обыкновенно неожиданно начинаются и также кончаются. Продолжительность их различна — от несколь­ких минут до нескольких лет. Наиболее непродолжительные, чис­тые, обыкновенные случаи таких амнезий замечаются при эпилеп-


сии... Припадки эпилепсии сопровождаются умственным рас­стройством, выражаемым как простыми странностями и бессмыс­ленными движениями, так и преступлениями. Такие действия име­ют один общий характер, которому Хайлингс Джэксон дает назва­ние умственного автоматизма. Такие состояния не оставляют по себе никаких воспоминаний. Только в исключительных случаях сохраняются чрезвычайно слабые следы памяти.

У одного больного во время консультации с доктором сделалось эпилептическое головокружение. Вскоре больной оправился, но за­был, что только что перед припадком уже вручил доктору его го­норар. Один чиновник приходит в себя за своей конторкой: его мысли как-то спутаны, но он не чувствует никакого нездоровья. Он вспоминает, что заказал в ресторане обед, но что случилось потом, — этого он не мог припомнить вовсе. Тогда он отправляется в ресторан и узнает там, что обедал, расплатился за обед, но сов­сем не был похож на больного и ушел по направлению к своей конторе. Забвение его продолжалось около трех четвертей часа. Другой эпилептик в припадке своей болезни упал в лавке, но за* тем вскочил и выбеж,ал оттуда, оставив шляпу и записную книжку. Меня нашли, рассказывает он, в расстоянии полукилометра от места, где случился припадок; я забегал во все лавочки, отыски­вая свою шляпу, но совершенно не понимал, что делал, и пришел з себя лишь через десять минут на вокзале железной дороги. Трус-со рассказывает, что один сановник, член ученого общества, во время заседания этого общества в Парижской Ратуше, вдруг встал, без шляпы вышел на улицу, дошел до набережной, затем возвра-

Часто в период автоматизма больной продолжает делать то, тился, занял свое место и принимал участие в прениях, вовсе не помня о своем выходе из залы.

что начал в момент припадка, или говорить о только что прочи­танном... Очень часто в подобном состоянии бывают безуспешные попытки самоубийства, от которых после припадка не сохраняется никакого воспоминания. То же можно сказать и о преступлениях, совершаемых эпилептиками. Один башмачник в припадке эпилеп­тической мании убил сапожным ножом своего тестя в день свадь­бы. Через несколько дней больной пришел в себя: у него не было никакого подозрения относительно совершенного им преступления.

Мы думаем, что этих примеров достаточно и что они гораздо более, чем общие описания, могут способствовать составлению яс­ного понятия об эпилептической амнезии. Некоторый период умст­венной деятельности вовсе не доходит до сознания; о нем эпилеп­тик узнает от других лиц или с помощью собственных смутных догадок.

Таков факт, относительно же его психологического объяснения возможны две гипотезы.

Можно допустить, или что в периоде умственного автоматизма сознания совершенно нет; в этом случае амнезию не надо и объяс­нять, так как если ничего не было произведено, то нечему и сохра-


няться и воспроизводиться; или же сознание сохраняется, но в та­кой слабой степени, что за ним следует амнезия. Мне кажется, что к огромному большинству случаев подходит вторая гипотеза.

Прежде всего чисто теоретические рассуждения с трудом до­пускают, чтобы очень сложные действия, имеющие различные цели, производились бы при полном отсутствии сознания, хотя бы пере­межающегося. Если бы мы придали очень важное значение влия­нию привычки, все же мы должны согласиться с тем, что сознание может не участвовать при однообразных действиях, но что оно необходимо при разнообразных...

Но эти рассуждения имеют характер только вероятности; ре­шить же дело можно только посредством опыта. И действительно, некоторые факты доказывают некоторую работу сознания даже в таких случаях, когда больной не имеет никакого воспоминания о бывшем с ним припадке. «Некоторые эпилептики во время при­падка отвечают коротко и с криком на такие вопросы, которые обращены к ним в отрывистом и повелительном тоне. По оконча­нии припадка они совершенно забывают как то, о чем их спраши­вали, так и то, на что они давали свои ответы. Одному ребенку во время припадков давали нюхать эфир или аммиак, запах кото­рых он очень не любил. В это время он обыкновенно кричал:«уйдн!, уйди, уйди!», а по окончании припадка совершенно ничего не пом­нил. Иногда эпилептики с трудом вспоминают некоторые факты, происшедшие с ними во время припадка и особенно в последние его моменты. Тогда состояние этих больных больше всего походит на пробуждение от тяжелого сна. Сначала они никак не могут вспомнить главных обстоятельств припадка, не признают фактов, которые им приписываются, но затем припоминают некоторые под­робности, по-видимому, совершенно забытые.

Если подобные случаи указывают нам на.присутствие созна­ния во время припадков эпилепсии, то можно предполагать, что оно действует и при многих других обстоятельствах. Но я не хочу утверждать, что так бывает всегда. Сановник, о котором мы уже говорили, довольно хорошо ориентировался на улице, избегая пре­пятствий, экипажей и прохожих, что несколько доказывает неко­торую работу сознания во время его припадка; но в аналогичном случае, приводимом Хайлингсом Джэксоном, один больной попал было однажды под омнибус, а в другой раз едва не упал в Темзу.

Как же можем мы объяснить амнезию в таких случаях, где сознание было сохранено? Очевидно, что причиной такого явления мы можем считать только крайнюю слабость состояний сознания. Умственное расстройство, наблюдаемое после припадка, по моему мнению, замечательно хорошо определено Джэксоном, который дал этому состоянию название «эпилептической грезы». Один из его больных, молодой человек девятнадцати лет, от которого никак нельзя было ожидать желания догматизировать подобный вопрос, сам однажды употребил то же самое выражение. После припадка он лег в постель и тотчас же стал разговаривай, с воображаемым


другом: «Подожди минуту, Вилльям, я иду». Он встал, сошел с лестницы, отворил двери и вышел на улицу в одной рубашке. Хо­лод заставил его прийти в себя; тогда его удержал отец. «А, так это, значит, была греза», — сказал больной и снова лег в постель.

Будем сравнивать умственное состояние эпилептиков с сонной грезой, для того чтобы идти от известного к неизвестному. Чрез­вычайно часто бывают такие сновидения, которые мы тотчас же забываем. Проснувшись ночью, мы обыкновенно помним прерван­ную грезу совершенно ясно, но к утру всякое воспоминание о ней исчезает.

Объяснить это явление очень нетрудно. Состояния сознания, составляющие сонную грезу, необыкновенно слабы. Хотя они и кажутся нам сильными, но это только потому, что в данный мо­мент кроме них нет ни одного, более сильного сознательного со­стояния, которое могло бы одержать верх над ними. Но, как только начинается состояние бодрствования, все в сознании занимает свое место. Внутренние образы слабеют перед внешними восприятиями, внешние восприятия — перед состоянием напряженного внимания, а это последнее — перед идеей, интересующей нас больше всего. Вообще сознание при большей части сновидений отличается мини­мумом напряженности.

Необходимо объяснить еще одно обстоятельство. Если амнезия обусловливается слабостью первичных состояний сознания, то как могут эти, по нашей гипотезе, слабые состояния требовать извест­ных поступков? По Хайлингсу Джэксону «умственный автоматизм имеет причиной избыток деятельности нервных центров низшего порядка, которые при этом играют роль центров высших, направ­ляющих». Следовательно, здесь мы находий лишь частный случай хорошо известного физиологического закона: эксцито-моторная си­ла рефлекторных центров увеличивается, когда нарушается связь их с высшими центрами...2.

По крайней мере, мы не видим противоречия в том предполо­жении, что нервное состояние, достаточное для совершения извест­ных актов, в то же время не достаточно для пробуждения созна­ния. Возникновение какого-нибудь движения и возникновение како­го-нибудь сознательного состояния — два совершенно различных и независимых факта; условия существования одного из них вовсе не составляют условий другого.

Переходим теперь к случаям временной амнезии разрушитель­ного характера. Во всех приведенных нами шримерах память, быв­шая до начала болезни, сохраняется вполне: все дело заключается в том, что нечто, появлявшееся в сознании, проходит бесследно

2 Fabrel (loc cit.) говорит: «Для эпилептической мании характерно то, что у одного и того же больного все приступы замечательно похожи друг на друга не.только в целом, но и в самых мелких частностях... Во время каж­дого припадка у больного являются одни и те же идеи, он производит одни и те же действия. Все приступы отличаются замечательным однообразием».


для памяти. В последующих же случаях часть памяти теряется. Такие случаи поражают всего сильнее. Возможно, что дальнейшее развитие'физиологии и психологии воспользуется ими для выясне­ния сущности памяти. В настоящее же время, по крайней мере на мой взгляд, они не представляют нам никаких разъяснений.

Случаи этого рода очень разнохарактерны. Иногда память исче­зает с самого момента заболевания, причем теряется способность сохранять все последующие обстоятельства, иногда же забываются последние события перед болезнью; всего чаще такие случаи, когда потеря памяти касается как событий до болезни, так и событий после нее. Иногда память возвращается сама собой неожиданно, иногда же постепенно и при некоторой посторонней помощи; иног­да случается абсолютная потеря памяти, и тогда необходимо со­вершенное перевоспитание человека. Постараемся дать примеры на все подобные случаи.

«Одна молодая женщина, страстно любившая своего мужа, имела во время родов продолжительный обморок, после которого она совершенно утратила всякое воспоминание о своей супруже­ской жизни. Всю остальную жизнь до замужества она помнила отлично... Тотчас же после обморока она с ужасом отталкивала от себя мужа и ребенка. Впоследствии, она никогда не могла вспомнить свою жизнь замужем и все, что с ней было в это время! Родители и друзья с трудом убедили ее различными доводами и авторитетом своего свидетельства в том, что у ней есть муж и сын. Она поверила этому только потому, что ей легче было считать себя утратившей память о целом годе, чем признать всех своих близких обманщиками. Но в этой вере не принимали никакого участия ни ее сознание, ни ее внутреннее убеждение. Она видела перед собой мужа и ребенка, совершенно не понимая, каким волшебством по­лучила она этого мужа и этого ребенка».

Это пример неизличимой амнезии, охватывающей лишь период, предшествовавший болезни. Что касается психологического смысла этого явления, то здесь причиной амнезии можно считать как раз­рушение остатков впечатлений, так и невозможность воспроизведе­ния их. В следующем случае, приводимом Лэйком, амнезия рас­пространяется только на время после болезни, а потому может быть следствием невозможности органического усвоения и сохра­нения состояний сознания. «Механик одного парохода упал на спи­ну, ударившись затылком о какой-то твердый предмет, и на время потерял сознание. Когда сознание к нему возвратилось, он доволь­но скоро поправился и был по-прежнему совершенно здоров физи­чески; он прекрасно вспоминал все события своей жизни до этого случая, но с самого момента падения все случавшееся с ним было им постоянно тотчас же забываемо, как бы близко его не касалось. Прибыв в госпиталь, он не знал, пришел ли он пешком, приехал ли в экипаже или по железной дороге. Позавтракав, он сейчас же забывал, что только что вышел из-за стола; он не имел ни малей­шего представления о часе, дне, неделе. Он пытался, подумав, да-


 


вать отреты на подобные вопросы, но не мог. Выговор слов отли­чался медленностью, но был ясен; речь осмысленна; читал этот больной правильно». Благодаря хорошему лечению болезнь пре­кратилась.

Обыкновенно при временной амнезии, происходящей от сотря­сения мозга, наблюдается ретроактивное влияние на память, т. е. больной, приходя в сознание, теряет память не только о случив­шемся с ним и о последующем периоде времени, но и о более или ' менее продолжительном периоде, предшествующем событию. В этом роде можно привести большое число примеров; но я возь­му только один, принадлежащий Карпентеру. «Один господин ехал в кабриолете с женой и ребенком. Лошадь испугалась и понесла. После напрасных усилий, употребленных на то, чтобы удержать лошадь, этот человек был сброшен с экипажа на землю, причем сильно ударился головой. Когда сознание возвратилось к нему» он забыл все факты, бывшие непосредственно перед этим случаем. Последнее, о чем у него еще сохранялось воспоминание,— была встреча на дороге с приятелем в расстоянии почти 2 миль от того места, где случилось несчастье. Но и до сих пор он совершенно не может вспомнить ни о своих усилиях остановить лошадь, ни об испуге жены и ребенка».

Но бывают случаи амнезии еще более тяжелого характера; иногда необходимо было прибегнуть к полному перевоспитанию больных...

Первый случай, сообщенный доктором Мортимером Грэнвилем, наблюдался у двадцатишестилетней истеричной женщины, у котб-рой от непосильной работы сделался сильный судорожный приступ, сопровождавшийся полной потерей сознания. «Когда сознание на­чало возвращаться, последние здравые идеи, бывшие до начала болезни, очень странно смешивались с получаемыми новыми впе­чатлениями, подобно тому как то наблюдается в случаях медленно проходящей просоночной грезы. Сидя на кровати' у окна, больная видела прохожих и называла все двигавшиеся фигуры «ходячими деревьями», когда у нее спрашивали, где она могла видеть ходячие деревья, то она всегда говорила: «в другом Евангелии». Словом, ее умственное состояние было таково, что она не умела отличать воображаемого от действительного... Эта женщина, всегда зани­мавшаяся уроками, теперь вовсе не понимала смысла самых прос­тых вещей, необходимых для письма. Когда ей, как ребенку, дава­ли перо или карандаш, она не удерживала их рефлекторно. У ней не возникало никакой ассоциации идей ни при виде этих предме­тов, ни при прикосновении «ним. Даже совершенное разрушение мозговой ткани не было бы в состоянии так резко уничтожить результаты воспитания и привычки. Состояние это длилось в про­должении нескольких недель». Постепенно все забытое вспомни­лось, хотя и очень медленно; тем не менее здесь не было надоб­ности в таком полном перевоспитании, как в нижеследующем слу­чае.


Это второе наблюдение, сделанное проф. Шарпеем, может слу­жить одним из наиболее любопытных примеров перевоспитания, когда-либо приводимых. Из всего сообщаемого автором я возьму только психологические подробности.

24-летняя женщина, слабого телосложения, в продолжение поч­ти шести недель чувствовала непреодолимое стремление ко сну. С каждым днем состояние это усиливалось. Около 10 июня ее уже не могли разбудить. В таком положении она находилась около двух месяцев. Когда к губам ее подносили питье или пищу, она ' лроглатывала; насытившись, она стискивала зубы и отворачива­лась. Казалось, у ней были вкусовые впечатления, так как упорно не принимала некоторых блюд. В течение этого времени она про­сыпалась всего несколько раз, но ненадолго. Она не отвечала на вопросы и не могла никого узнать; «только один раз узнала она свою старую знакомую, которую не видала около года. Она долго смотрела на нее, вспоминая, по-видимому, ее имя. Затем, когда это ей удалось, она произнесла его несколько раз, сжимая руку знакомой; наконец она заснула опять». В конце августа больная постепенно возвратилась к состоянию бодрствования.

Тогда уже началось ее перевоспитание. «Придя в себя, больная утратила память почти обо всем, что знала прежде. Все было для нее ново, она не узнавала даже самых близких родных. Весе­лостью, подвижностью, невнимательностью и способностью прихо­дить в восхищение от всего виденного и слышанного она походила на ребенка.

Вскоре больная приобрела способность сосредоточивать внима­ние. У нее явилась замечательно хорошая память на все, что ей приходилось видеть и слышать после пробуждения от спячки, зато у ней не сохранилось никакого воспоминания о том периоде, кото­рый был ею прожит до болезни. Часть того, что ей было известно раньше, она выучила снова; иногда это ей доставалось замечатель­но легко, иногда же довольно трудно. Любопытно то, что, хотя больная, возвращая потерянное ею, не столько заучивала сызнова, сколько припоминала старое с помощью родных, тем не менее она, по-видимому, и теперь не имеет никакого понятия о том, что все это она знала и прежде.

«До сих пор она еще никого не узнала, даже самых близких родственников, то есть не может вспомнить, чтобы ей когда-то приходилось их видеть. Она правильно называет их по именам или даже дает сама имена им, нисколько не сознавая идеи о родстве с ними, а только видя в них своих новых знакомых. После болезни она видела не больше 12 лиц, и кроме них у ней нет никаких зна­комых...».

«Скоро ей удалось выучиться чтению, но пришлось начать с аз­буки, так как она совершенно забыла все буквы. Запомнив буквы, она стала складывать слоги, слова и теперь читает не дурно. В этом ей сильно помогало то, что она пела хорошо известные ей прежде песни, текст которых держали перед ней, когда она пела».


«Когда ее начали учить письму, то пришлось начинать с самых первоначальных упражнений, но успехи, которые она при, этом показывала, были бы невозможно быстры для человека, никогда не имевшего ни малейшего представления о письме».

«Вскоре по окончании спячки она была уже в состоянии петь многие'песни из числа тех, которые пелись ею до болезни, и играть на фортепьяно без всякой или при очень малой помощи».

«Без труда удалось ее выучить некоторым карточным играм; она может вязать и знает много различных рукоделий».

«Но, повторяю, замечательно то, что у нее не осталось ника­кого воспоминания о всем, что ей было известно прежде, хотя ясно, что ее перевоспитанию во многом помогали ее прежние знания, которыми она пользовалась вполне бессознательно. Если у нее спрашивали, как научилась она разбирать ноты, она говорила, что не знает этого, и удивлялась, что этого не могут делать те лица, которые интересовались этим вопросом».

Судя по сообщению Шарпея, на перевоспитание больной надо •- было около трех месяцев. Но нельзя думать, что это единственный в своем роде случай.

Один хорошо образованный мужчина тридцати лет после тя­желой болезни утратил совершенно память, не мог вспомнить на­звания даже самых простых вещей. Когда он поправился, ему пришлось, как ребенку, учиться всему сызнова; сначала он выучил названия предметов, йотом научился читать и, наконец, начал изу­чать латинский язык. Он делал необыкновенно быстрые успехи. Один раз во время урока, который давал ему его брат, он вдруг поднес руку ко лбу и сказал: «Я чувствую какое-то странное ощу­щение в голове; теперь мне действительно кажется, что все это мне было известно и прежде». С этой минуты началось восста­новление всех его способностей.

Чтобы закончить ряд предложенных фактов, приведу еще при­мер временной амнезии, являющейся как бы переходим к амне­зиям перемежающимся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 978; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.