КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уотсон (Watson) Джон Бродес 3 страница
Существуют, сказали мы, две глубоко различные памяти. Одна, фиксированная в нашем теле есть не что иное, как совокуп-ность рационально построенных механизмов, обеспечивающих надлежащий ответ на каждый возможный запрос. Она приводит к тому, что мы приспособляемся к настоящему положению вещей и что испытываемые нами воздействия сами собой продолжаются в реакции, то законченные, то только зачаточные, но всегда более или менее целесообразные. Скорее привычка, чем воспоминание, она разыгрывает наш прошлый опыт но не вызывает его образа. Вторая есть истинная память. Совпадая по объему с сознанием, она удерживает и выстраивает в последовательный ряд все наши состояния, по мере того как они совершаются, отводит каждому факту его место и, следовательно, отмечает его дату, действительно движется в прошлом, а не беспрестанно возобновляющемся настоящем, как это делает первая память. Но, установив глубокое различие между этими двумя формами памяти, мы не показали,) как они связаны между собой. Над телами с их механизмами, символизирующими накопленные усилия прошлых действий, память воображающая и повторяющая как бы парит в воздухе. Однако если мы никогда не воспринимаем ничего, кроме непосредственного прошлого, если наше сознание настоящего есть уже воспоминание, то два разделенных нами феномена должны самым тесным образом сплавится между собой. В самом деле, рассматриваемое с этой новой точки зрения, наше тело есть не что иное, как неизменно возрождающаяся часть нашего представления, часть, всегда теперешняя, или скорее такая, которая в каждый данный момент только что прошла. Будучи само образом, тело не может служить складочным местом для образов, часть которых оно составляет;
вот почему химерична всякая попытка локализировать прошлые или даже настоящие восприятия в мозгу: не они находятся в мозгу, а он в них. Но тот особенный образ, который сохраняется среди других и который я называю моим телом, составляет, как-мы уже сказали, в каждый данный момент поперечный разрез через поток вселенского становления. Это, следовательно, место прохода полученных и отраженных движений, линия соединения вещей, которые воздействуют на меня и на которые воздействую я, одним словом, носитель чувственно-двигательных процессов. Если я изображу в виде конуса SAB совокупность накопленных в памяти воспоминаний (рис. 3), то основание этого конуса АВ, покоящееся в прошлом, будет оставаться неподвижным, в то время как вершина S, изображающая теперешний момент, будет непрестанно двигаться вперед, непрестанно же касаясь подвижной плоскости Р, — моего настоящего представления вселенной. В S сосредоточивается образ тела; и, составляя часть плоскости Р, этот образ ограничивается тем, что получает и отражает действия, исходящие от всех образов, из которых составлена эта плоскость.
Таким образом, телесная память, образованная совокупностью чувственно-двигательных систем, организованных привычкой, есть память мгновенная и имеющая своим базисом настоящую память. Так как это не две отдельные вещи, так как первая память, как мы уже сказали, есть лишь движущаяся точка, вставленная второй памятью в подвижную плоскость опыта, то совершенно естественно, что эти две функции взаимно поддерживают друг друга. В самом деле, память на прошлое, с одной стороны, доставляет чувственно-двигательным механизмам все воспоминания, способные руководить ими в их попытках дать двигательным реакциям направление, подсказываемое опытом: в этом и состоят как раз ассоциации по смежности и по сходству. Но, с другой стороны, чувственно-двигательные аппараты дают в распоряжение воспоминаний бездейственных, то есть бессознательных, средство воплотиться, материализоваться, стать настоящими. Ведь для того чтобы воспоминание снова появилось перед сознанием, оно должно спуститься с высот чистой памяти как раз до той точки, где выполняется действие. Другими словами, от настоящего отправляется тот призыв, ответом на который служит воспоминание; от чувственно-двигательных элементов настоящего действия воспоминание заимствует ту теплоту, которая дает жизнь. Прочность этого согласия, точность, с которой обе эти памяти прилажены одна к другой,— вот тот признак, по которому мы уз-
наем умы «вполне уравновешенные», т. е. в сущности людей, совершенно приспособленных к жизни. Человек дела характеризуется той быстротой, с которой он вызывает в интересах каждого данного стечения обстоятельств подходящие воспоминания, а также той неодолимой преградой, которую встречают у него, пытаясь переступить порог сознания, воспоминания бесполезные или безразличные. Жить в одном только чистом настоящем, немедленно отвечать на каждое раздражение реакцией, непосредственно его продолжающей, есть свойство низшего животного: человек, поступающий таким образом, называется импульсивным. Но и тот далеко не идеально приспособлен к действию, кто живет в прошлом, ради удовольствия в нем жить, у кого воспоминания всплывают на свет сознания без всякой выгоды для его теперешнего положения; это уже не импульсивный человек, а мечтатель. Между этими двумя крайностями находится та счастливо уравновешенная память, которая достаточно послушна, чтобы следовать всем очертаниям теперешнего положения вещей, и в то же время достаточно энергична, для того чтобы воспротивиться всякому иному призыву. Здравый смысл, практический ум, состоит, по-видимому, именно в этом. Чрезвычайное развитие самопроизвольной памяти у большинства детей свидетельствует именно о том, что они не успели еще согласовать свою память и свое поведение. Они следуют обыкновенно впечатлению момента, и, как действия у них не складываются по указаниям воспоминания, так и обратно, их воспоминания не ограничиваются потребностями действия. Они, по-видимому, с большей легкостью удерживают образы в памяти лишь потому, что вызывают их в памяти с меньшим выбором. Кажущееся уменьшение памяти с развитием интеллекта связано, таким образом, "с возрастанием организованной сплоченности между воспоминаниями и действиями. Сознательная память теряет, следовательно, в объеме, то, что она выигрывает в силе проникновения: первоначально к ее услугам была легкость припоминания грез, но и сама она тогда действительно грезила. То же самое преувеличение самопроизвольной памяти наблюдается и у взрослых, которые по своему интеллектуальному развитию не превосходят детей. Один миссионер, сказав длинную проповедь африканским дикарям, заметил, что один из слушателей повторил его речь от начала до конца слово в слово и с теми же самыми жестами. Но если наше прошлое остается почти целиком скрытым от нас, ибо нужды теперешнего действия кладут на него свое veto, то оно опять обретает силу переступить через порог сознания во всех тех случаях, когда мы отрешаемся от интересов нашего практического действия и переносимся, так сказать, в жизнь мечты. Сон, естественный или искусственный, несомненно, вызывает отрешение, этого рода. Недавно нам было показано, что во время сна прерывается соприкосновение между чувствующими и двигательными нервными элементами. Но даже если не принять этой остроумной гипотезы, то нельзя все же не усмотреть в сне некоторого, по крайней мере функционального, расслабления нервной системы, всегда готовой в бодрствующем состоянии продолжить полученное раздражение в целесообразную реакцию. Общеизвестны случаи «экзальтации» памяти в некоторых бредовых и сомнамбулических состояниях. Воспоминания, казавшиеся окончательно утраченными, восстановляются тогда с поразительной точностью; мы снова во всех подробностях переживаем совершенно позабытые сцены детства; мы говорим на языках, позабытых до последнего слова. Но нет ничего более поучительного, с этой точки зрения, как то, что происходит в момент внезапного удушения у утопающих или повешенных. Субъект, возвращенный к жизни, рассказывает, что в течение нескольких мгновений перед ним прошли позабытые события его истории, со всеми сопровождающими их обстоятельствами и в том самом порядке, в каком они в действительности следовали друг за другом. Человеческое существо, которое бы грезило свое существование, вместо того чтобы изживать его, без сомнения, также удерживало бы в своей памяти в каждый данный момент бесконечное множество деталей своей прошлой истории. Наоборот, тот, кто отринул бы эту память со всем тем, что она порождает, непрерывно разыгрывал бы свое существование, вместо того чтобы действительно представлять его себе: сознательный автомат, он уносился бы всегда под уклон полезных привычек, продолжающих раздражение в подходящую к случаю реакцию. Первый никогда не вышел бы из сферы частного и даже индивидуального. Отводя каждому образу его дату во времени и его место в пространстве, он видел бы лишь то, чем этот образ отличен от других, а не то, в чем он с ним сходен. Второй, находясь всегда во власти привыч ки, умел бы наоборот выделить в данном положении лишь ту сторону, которой оно практически сходно с предыдущими положениями. Неспособный, конечно, мыслить- всеобще, ибо общая идея предполагает представление по крайней мере возможной множественности образов воспоминания, он тем не менее развивался бы во всеобщем, ибо привычка есть то же самое в сфере действия, что обобщение в сфере мысли. Но эти два крайних состояния — состояние, при котором память насквозь созерцательная, схватывает лишь единичное в своем видении, и состояние, при котором память, насквозь активная, накладывает печать общности на свои действия, — обособляются и проявляются до конца лишь в исключительных случаях. В нормальной жизни состояния эти тесно проникают друг в друга и таким образом оба до некоторой степени отказываются от своей первоначальной чистоты. Первое выражается в припоминании различий, второе — в восприятии сходств: из столкновения обоих токов возникает общая идея.
(9 января 1878 — 25 сентября 1958)— американский психолог, основоположник бихевиоризма. Концепция Уотсона, созданная на основе исследований животных, явилась реакцией на методы интроспективной психологии. Уотсон предпринял попытку перестроить психологию, которая должна стать одной из естественных наук, пользующихся точными экспериментальными методами. Считая сознание недоступным объективному исследованию, Уотсон выступил в 1913 году с программой разработки новой психологии, предметом которой провозглашалось не сознание, а поведение. Всю психическую деятельность Уотсон трактует как поведение (behavior), которое он отождествлял с внешне наблюдаемыми и скрытыми двигательными реакциями на стимул. Пытаясь представить организм в ка- Д. Уот сон честве «самоформирующейся машины», Уотсон делал акцент па изучение процессов научения (learning) или формирования в течение жизни новых реакций. Даже мышление он стремился представить как скрытую моторную активность, выступающую заместителем действия. Несостоятельность бихевиоризма стала очевидной уже к середине двадцатых годов, что вызвало необходимость его реформы в необихёвиоризм (Тол-мен и др.). Сочинения: Психология как наука о поведении. М. — Л., 1926; Психологический уход за ребенком. М., 1929; Psychology as the behavio-rist Views it. — «Psychol. Rev,», 1913, v. 20. Литература: Бихевиоризм. БСЭ, т. 6. М., 1927; Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: Сборник, вып. 1—2. Пер. с франк, М., 1966; Ярошевский М. Г. История психологии, 2-е изд. М., 1977. ния обстоятельств. По истечении этого промежутка он вновь начинает практику. Результаты первоначального обучения сохраняются и сравниваются с результатами новых проб. Мы находим, что последний результат первоначальной серии (или среднее из результатов нескольких последних проб) выше, чем результат настоящей начальной пробы (или среднее из результатов нескольких первых проб). Имеется некоторая потеря в полезном действии функции. Все случаи таких приобретений можно подразделить на три периода: 1) период заучивания (первоначальное приобретение), 2) период без практики (промежуток, во время которого навык остается без употребления) и 3) период возобновленного заучивания. Период заучивания мы уже рассмотрели. Две последние стадии (но иногда и первая, т. е. стадия заучивания) обычно подводятся под термин «память», хотя повод для подведения второго, или бездеятельного, периода под этот заголовок возникает из того ложного взгляда, что во время этой стадии в нервной системе про* исходит нечто таинственное, что здесь имеет место какой-то процесс созревания; выражением этого мнения и служит поговорка: «мы учимся бегать на коньках летом, а плавать зимой». Что происходит в тот период, когда нет практики? По-видимому, могут происходить две вещи: 1) Наиболее вероятно, что различные мускульные и железистые сочетания — частичные сочетания навыка как целого — начинают функционировать в новых системах навыков. Приспособления мускульных и железистых элементов для особых нужд нельзя приравнивать к частям неорганической машины. Они даны и функционируют совместно только до тех пор, пока ситуация до-пускает достаточное количество упражнений в этих особых функциях. Как только среда меняется так, что данный навык не может применяться, усваиваются другие навыки, и организм до некоторой степени переделывается. В процессе этого изменения некоторые группы частичных деятельностей, комбинированных для обра зования данного навыка, включаются в состав нового целого. Поэтому, когда организм сталкивается со старой ситуацией, старая реакция при своем появлении обнаруживает некоторую потерю в скорости и точности. Другими словами, для того чтобы реакция происходила так же легко, как и раньше, необходимо действительное возобновление заучивания, подобное первоначальному во всех отношениях, за исключением общего количества потребного времени. 2) Часто случается, что в последней части периода первоначального заучивания субъект «выдыхается» и бросает практику раньше, чем он достиг физиологического предела умелости. Это обстоятельство может зависеть от разных причин: а) от попыток практиковаться слишком большими дозами Или под каким-либо давлением; б) от таких попыток приобретения навыка, которые неправильно распределены во времени, т. е. учащийся практикуется слишком долгими периодами и слишком часто; в) периоды практики требуют столько времени, что приходится преодолевать другие системы навыков, как это случается, например, когда стремятся быстро приобрести умение в какой-либо отрасли: индивидуум не оставляет времени для игры, выполнения социальных функций, для того чтобы правильно поесть и поспать, выполнить свои домашние а профессиональные дела. Мы можем объединить результаты действия всех таких факторов термином «выдохнуться». Надо сказать, что это понятие не является бесплодным или гипотетичным. Его можно наблюдать при тренировке к атлетическим состязаниям. Многие игры на чемпионатах были проиграны из-за того, что спортсмены «выдыхались». Это было настолько обычным явлением в воздушной службе во время периода наиболее активной тренировки в последнюю.войну, что особым офицерам было поручено заняться этим вопросом2. Если учащийся приостанавливается, когда выдохся, и имеет возможность заняться своими естественными делами, то легко может стать, что действие периода без практики окажется благотворным, даже если первые пробы при возобновлении заучивания будут не так хороши, как последние пробы при первоначальном заучивании (они редко или никогда не бывают такими же). Кливленд очень хорошо доказал это на материале игры в шахматы. Когда учащийся возобновляет заучивание, он оказывается уже другим человеком; он возвращается к своей попытке при более высоком эмоциональном уровне; с запасом энергии, освобожденным от давления преодоленных наклонностей и готовым к работе. После двух или трех первых периодов практики он достигает гораздо больших результатов, чем он мог достичь при первоначальном заучивании. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАМЯТИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПОВЕДЕНИЯ Следовательно, в нашем понимании память — это общий термин для выражения того факта, что после некоего периода неупражнения в известных навыках функция не исчезает, а сохраняется как часть организации индивида, хотя она может вследствие неупражнения претерпевать большие или меньшие нарушения. Если после такого периода вновь дается старый стимул или старая ситуация, 2 Следует сказать, что выбор офицеров, назначенных для этой цели, был произведем весьма курьезно. Их называли летными врачами, и личный состав был набран преимущественно из отолярингологов. Другие члены этой группы были акушеры и гинекологи. Почему был составлен такой удивительный набор врачей для этой цели — это секрет, который, наверное, похоронен в архивах Воздушного Медицинского Управления в Вашингтоне. Наиболее подготовленным составом людей для этой цели были бы, по нашему мнению, психопатологи, работающие в контакте с психологами, которые понимают законы, связанные с образованием и функционированием навыков. то: 1) либо старая реакция возникает определенно и резко; 2) либо она возникает, но с нежелательными добавлениями (ошибками); 3) либо она возникает (если вообще возникает) со столь большими неправильностями, что организация мало заметна — возобновленное заучивание так же трудно, как и первоначальное. Это определение памяти пригодно для таких внешних навыков или функций, как рубка топором, или игра в теннис, или плавание; для такой сложной видимой или скрытой деятельности как прием телеграфной депеши или писание на машинке или декламация стихотворения заученного в детстве; для таких чисто скрытых навы- ков, которые участвуют в немой арифметике («в уме») или в произнесении ряда бессмысленных слов, заученных двадцать четыре часа тому назад повторным молчаливым прочтением; или, наконец, для таких, как называние предмета, лица, места или даты после большого промежутка времени. Спешим добавить, что в последнем случае память не всегда выявляется путем называния или выражения словом; часто мы сталкиваемся с человеком, которого давно не видели, и стимул — вид его лица и фигуры — недостаточен для того, чтобы вызвать его имя, но достаточен для восстановления нашего прежнего отношения к нему и, может быть, наших прежних реакций. Мы можем гулять с ним и разговаривать в течение нескольких минут, не произнося его имени. Только, когда голос, жестикуляция и старые ситуации взаимно подкрепляют друг, друга, тогда вызываются все прежние реакции. Наше отношение к этому индивиду окончательно определяется и появляется конечная группа действий, выражающихся в словах. «Да, конечно, Джон Смит! Ведь мы с вами играли в бейсбол в высшей школе в Джонсвиле!» Точно те же явления наблюдаются, если после трехлетнего пе НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ Мы, может быть, лучше поймем обсуждаемые факты, если обратимся к результатам лабораторных экспериментов над запоминанием действий, требующих умения. Бук пришел к некоторым интересным и даже поразительным выводам. Этот исследователь обучал некоторое число испытуемых писанию на машинке как зрительным, так и осязательным методами. Он выражает свои ре^
зультаты не в числах написанных в минуту слов, а в числах ударов в минуту, так как его пишущая машина была так соединена с системой рычагов, что отмечались и удары для пропуска или пе-редвигания валика. Испытуемые были доведены до хорошей скорости, а затем они в течение значительного промежутка не практик ковались вовсе. Ниже мы приводим подробную запись, относящуюся к одному из испытуемых. Последний период регулярной практики показал 1503 удара в десять минут. Затем испытуемый не дотрагивался до машинки 135 дней. Первая проба возобновленного действия (тест на память) дала 1365 ударов. Затем опять последовал период неупражнения в течение приблизительно целого года. После этого второго периода первый тест возобновленного действия показал 1390 удач ров. Мы видим, что, хотя и была потеря, но она чрезвычайно мала. Нам приходится заключить, что существует неимоверно боль шая и поразительная длительность в функционировании навыка писания на машинке, но ничего сверхъестественного здесь нет. Свифт обучал своих испытуемых пользоваться одной рукой, для того чтобы бросать и ловить два мяча, — один следовало бро сать в то время, когда другой находился в воздухе. Способ под счета был таков, что считали удачно пойманные мячи до первой неудачи, а всего в день для каждого испытуемого — до десяти неудач. Испытуемый «А» начал с отметки 4, а в последние шесть дней из 42 дней практики его средние отметки были 50, 82, 92, 88, 68 и 105. Затем его испытывали по одному разу через каждые 30 дней в течение пяти месяцев. В эти пять ежемесячных испытаний он показал соответственно следующие отметки—70, 80, 140, ПО, 120. Испытуемый затем не испытывался в течение 481 дня, когда он обнаружил достижение в среднем равное 119. Затем он опять не испытывался в течение периода, продолжавшегося более четырех лет. Оказалась значительная потеря. Он достиг средней записи в 5 при десяти пробах на первый день, а в следующие последовательно дни его средние записи были 10, 18, 20, 26, 35, 66, 60, 45, 100, 160. Понадобилось одиннадцать дней на то, чтобы восстановить умение, в свое время потребовавшее 42 дня практики. Итак, мы видим, что величина потери таких навыков, какие мы рассматривали, хотя и оказывается во всех случаях положительной, но все же очень мала. Обычные наблюдения доказывают, что то же самое верно и по отношению к плаванию, катанию на коньках, танцам, игре в теннис и умелой механической работе. Мы увидим, что это резко отличается от быстрой потери, наблюдаемой в навыках, относящихся по существу к речевой группе. Там потери происходят так быстро, что в некоторых случаях, например, при заучивании серии бессмысленных слов организация теряется через промежуток от пятнадцати минут до получаса, поскольку это касается способности испытуемого произнести и написать слова. Бернштейн Николай Александрович (24 октября 1896—16 января 1966) — советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности. Исследования Н. А. Бернштейна составляют теоретическую основу совре-I-менной биомеханики, в частности биомеханики спорта, протезирования, труда, деятельности космонавтов и др. Он внес коренные усовершенствования в технику регистрации и анализа движений.(«иноциклограмма, циклограмметрия). Некоторые идеи, высказанные Бернштейном в 30-е годы, предвосхитили основные положения кибернетики. Бернштейну принадлежит одна из первых четких формулировок понятий обратной связи в физиологии, а также идея по-уровневой организации движений. В связи с недостаточностью понятия Н. А. Бернштейн «рефлекторной дуги» для объяснения двигательных актов Бернштейн ввел понятие «рефлекторного кольца», основанное на трактовке всей системы отношений организма со средой как. непрерывного цикличного процесса. Созданная Бернштейном концепция физиологии и биологии активности положила начало развитию новых: принципов понимания жизнедеятельности организма. Сочинения: Общая биомеханика. ПРИРОДА НАВЫКА И ТРЕНИРОВКИ '
£0 6—957 Вплоть до настоящего времени продолжает стойко держаться представление о двигательном навыке как о цепочке условных замыканий, вырабатывающихся посредством проторения соответственных межнейронных связей и объединяющихся в нечто, получившее (внутренне противоречивое) наимендвание «динамических стереотипов». Экстраполяторы теории условных рефлексов прошли, однако, мимо ряда капитальных различий между обоими названными процессами. Прежде всего, при выработке условных замыканий путем настойчивого повторения стимулов подопытное животное или человек ставится в условия полной пассивности по отношению к ним. Напротив, формирование двигательного навыка есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность. В противоположность концепции монотонного, чисто количественного роста проторения процесс выработки навыка является при этом столь же многофазным и сложным, как и сама его мозговая структура. Еще важнее другое. Как уже было показано в очерках III л IV, условия кольцевого регулирования с непрерывным учетом неподвластной динамики окружения находятся в решающем противоречии с какой бы то ни было возможностью запечатления в мозгу стандартных мышечных формул. А вдобавок при подступе к выработке нового навыка проторение и не могло бы привести ни к чему, кроме запечатления неловких и неправильных движе-ний_начннающего. Вся диалектика развития навыка как раз и со-сТойт в том, что там, где есть развитие, там каждое следующее исполнение лучше предыдущего, т. е. не повторяет его; поэтому упражнение есть в частности повторение без повторения. Разгадка этого кажущегося парадокса в том, что правильно проводимое упражнение повторяет раз за разом не то или иное средство реше- мия^данной двигательной задачи, а процесс решания этой задачи, от раза к разу изменяя и совершенствуя средства. Для каждого двигательного акта, потенциально доступного человеку,., в его центральной нервной системе имеется адекватный уровень построения, способный реализовать основные сенсорные коррекции этого акта, соответствующие его смысловой сущности. Но, как было указано, чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообразнее требующиеся для его выполнения сенсорные коррекции. В связи с этим по мере выработки навыка данного двигательного акта в его выполнении начинает принимать участие це- -лая иерархия уровней. Наивысший из них для данного акта, берущий на себя реализацию основных смысловых коррекций, мы обозначаем как ведущий уровень для этого движения. Подчиненные ему нижележащие уровни, обеспечивающие выполнение вспомогательных, технических коррекций, мы называем фоновыми уровнями. Прижизненно вырабатываемые двигательные фоны обычно обозначаются термином «автоматизмы», а самый процесс их выработки — термином «автоматизация двигательного акта». Оба названия объясняются именно тем, что фоновые компоненты движений оста^
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |