КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тенденция к воспроизведению и ситуация опроса 5 страница
Короче говоря, «пассивное поведение» экспериментатора имеет тенденцию придавать опыту искусственный характер, а также менять и стирать установки испытуемого. Все это может обернуться как сильное, зачастую совершенно нежелательное «вмешательство». В подобных опытах экспериментатор должен стараться вести себя в соответствии с той установкой, которую он обнаруживает у испытуемого (часто довольно явной и заметной), и не создавать ему затруднений. Например, с испытуемыми, работающими из чувства долга, экспериментатор действительно изображает какое-то желание, дает совершенно конкретные указания, например: «Да, зеленые бусы нравятся мне больше». С честолюбивыми испытуемыми он принимает «холодный вид экзаменатора», так что первоначальная установка испытуемого на то, что речь идет о проверке интеллекта, еще более усиливается. С испытуемым, заинтересовавшимся делом самим по себе, экспериментатор, напротив, ведет себя действительно пассивно. Он старается не делать каких-либо замечаний, так как испытуемый воспринимает пассивность экспериментатора как адекватную ситуацию. Одним словом, экспериментатор не ведет себя по заранее предписанному образцу, а поведение его определяется установкой испытуемого и соответствует ей. Мы считаем, что в опытах, имеющих своей целью выяснение вопросов каузально-динамического характера, которое не ограничивается выявлением чисто внешних результатов, именно такое поведение создает одинаковые условия для различных испытуемых. Мы также не стремились строго придерживаться определенной формулировки вербальной инструкции, а следили за тем, чтобы заданный смысл инструкции был понят испытуемым возможно более точно. Ведь с разными испытуемыми нужно вести себя различным образом. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЯ 1И ЕГО ЗАВЕРШЕНИЕ После инструкции испытуемый начинает работать. Заданием, предназначенным для завершения, испытуемый занимается столько, сколько хочет, и сам передает его экспериментатору, когда считает выполненным. Задание, которое выглядит законченным для экспериментатора, не обязательно является таковым испытуемому. Оно может восприниматься им как не вполне завершенное. Можно, например, наблюдать: ваза и цветы уже нарисованы, животное слеплено из пластелина, но испытуемый продолжает заниматься заданием — он украшает, улучшает его (делает, например, резче тень у вазы с цветами, удлиняет или укорачивает хвост у животного) и только тогда отдает свое произведение экспериментатору. ПРЕРЫВАНИЕ ЗАДАНИЯ В описанных опытах прерывание работы осуществлялось следующим способом: со словами «сделайте, пожалуйста, это» экспериментатор кладет перед испытуемым новую работу. В первый раз испытуемые часто смотрят на экспериментатора удивленно, они поражены. Во время дальнейших прерываний действий испытуемые больше не удивляются. Удивление исчезает, так как рано или поздно каждый испытуемый находит «объяснение» для этого непонятного прерывания. Они говорят во время самоотчета: «Вы хотели выяснить, могу ли я концентрировать свое, внимание», или «Вы прервали меня тогда, когда видели, что я выбрал верный или неверный метод решения». Лишь в редких случаях испытуемый воспринимает прерывание как самостоятельную цель опыта, а не в качестве побочного для опыта явления. Но нахождение объяснения еще не означает, что испытуемый «смиряется» с прерыванием. Напротив, он сопротивляется ему. У некоторых испытуемых это сопротивление заходит так далеко, что они отказываются отдать работу, даже если экспериментатор очень настойчив. Иногда испытуемые просто впадают в аффект. Так как прерывание обретает свой истинный смысл только тогда, когда испытуемый имеет чувство незавершенности работы, то оно, как правило, производится тогда, когда испытуемый больше всего захвачен работой, когда у экспериментатора создается такое впечатление, что испытуемый особенно поглощен работой. Мы Называем такие моменты «моментами наиболее тесного контакта испытуемого с заданием». Эти моменты контакта совпадают часто с моментом, когда испытуемый уже представляет, как надо делать.работу, но еще не знает точно, каков будет результат. Например, испытуемый лепит собачку из пластелина. Он видит, что уже полу чается животное с четырьмя конечностями, оно уже представляет собой нечто «собакообразное». Но еще существует опасность, что -он собьется с верного пути и предполагаемая собака превратится в кошку. В такой момент контакта окончание работы уже ощутимо близко для испытуемого. Ситуация уже обещает успех, но все еще опасна. Задание еще «по сути своей» не выполнено, как это бывает незадолго до окончания. ПОЛУСПОНТАННЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИСПЫТУЕМЫХ Установить благоприятные для прерывания моменты относительно легко, так как опыт в большинстве случаев протекает в -атмосфере свободного контакта между экспериментатором и испытуемым. Вследствие непринужденности ситуации испытуемый чаще всего сам сообщает о положении дел. Наряду с этим экспериментатор осведомляется, как далеко продвинулся испытуемый. Этот вопрос выясняется в общей ситуации не в форме расспросов, а в виде естественного интереса со стороны экспериментатора. Ответ, который дает на него испытуемый, следует квалифицировать не как собственно самоотчет, а как полуспонтанное высказывание. Ценность таких полуспонтанных высказываний состоит в том, что "они позволяют более глубоко понять действительные процессы без нарушения хода опыта. Испытуемый обращается к своим впечатлениям не задним числом, не созерцательно, а реагирует непосредственно в ситуации и тем самым вскрывает характер самой ситуации. Кроме того, как уже упоминалось, после окончания опыта ис-шытуемые давали самоотчет в собственном смысле слова. НЕУДОВЛЕТВОРЕННАЯ КВАЗИПОТРЕБНОСТЬ В МОМЕНТ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ Оказывается, что предпочтение незавершенных действий нельзя объяснить ни тем, что сам акт прерывания способствует их лучшему запечатлению, ни сознательным намерением испытуемых запомнить незавершенные действия. Решение проблемы, очевидно, следует искать в другом направлении. Определяющими являются не переживания, возникающие во время выполнения задания и его прерывания, а в большей мере те силы, которые существуют в момент, опроса. Предшествующие специальные серии доказали, что важен не акт прерывания как таковой, а завершенность или незавершенность задания. В момент, когда испытуемый принимает решение выполнить задание на основе инструкции, возникает квазипотребность, которая сама по себе побуждает «выполнению задания. В динамическом смысле этот процесс соответствует возникновению напряженной системы, стремящейся к разрядке. Выполнение задания означает разрядку системы (разрядку квазипотребности). Если же задание прерывается, то обычно сохраняется остаточное напряжение, квазипотребность не удовлетворена. Естественным путем к удовлетворению этой потребности было бы завершение прерванного задания. В самом деле, испытуемые часто хватаются за прерванную работу, если она по недосмотру осталась лежать на столе, чтобы закончить ее (см. опыты М. Ов-сянкиной). .. - ВН У младших детей, для которых отношение ВЗ гораздо больше, чем у взрослых, сильнее также потребность в завершении действия, а значит, и тенденция к возобновлению. Часто случалось так, что дети, приходя к экспериментатору спустя 2 или 3 дня, просили дать им закончить задание. В наших опытах естественный путь для разрядки напряженной системы, т. е. завершения задания, закрыт экспериментатором. Напряжения продолжают существовать. Если для наших результатов являются определяющими не сами впечатления от момента прерывания, а фактическая незавершенность в момент опроса, то из этого следует, что причиной преобладания в памяти незавершенных действий является продолжающая существовать квазипотребность. Потребностные напряжения вызывают не только непосредственно тенденцию к завершению задания, но и способствуют впоследствии их лучшему воспроизведению. Воспроизведение выступает здесь в роли индикатора потребностного напряжения. Как могут проявиться подобные напряжения в таком, казалось бы, совершенно другого рода процессе, как воспроизведение, может быть понято только на основе общей теории психической ди- 9—957 намики, причем особенно важно установить, происходит ли при воспроизведении одновременно разрядка отдельных напряжений. Итак, мы видим, что лучшее запоминание незавершенных действий обусловлено не связанными с моментом прерывания переживаниями, а с суммой тех сил, которые проявляются в момент опроса. Но потребностные напряжения, вытекающие из прежней работы, не являются единственными динамическими факторами. Имеется инструкция экспериментатора о перечислении заданий, и в соответствии с ней у испытуемых возникает тенденция к воспроизведению (Reproduktioswille), иначе говоря, квазипотребность в перечислении всех заданий. С динамической точки зрения общая ситуация в конце опыта представляет собой следующее: в результате инструкции экспериментатора возникает квазипотребность в перечислении всех заданий, при этом для незавершенных заданий существуют дополнительные квазипотребности, а именно неудовлетворенные потреб-" ностные напряжения. Преобладание незавершенных действий при опросе как следствие этих напряжений зависит от соотношения сил обоих основных факторов. Если преобладает тенденция к воспроизведению, возникающая в результате инструкции, то относительное преобладание незавершенных заданий (ВН) должно отодвинуться на вто,-рой план (ВН должно быть приблизительно равно ВЗ). С другой стороны, относительное пребладание незавершенных заданий, возникающее на основе возможных квазипотребностей этих действий, проявляется тем резче, чем слабее тенденция к воспроизведению, т. е. чем слабее специальное намерение перечислить все задания. В этом случае степень преобладания незавершенных действий над завершенными существенно зависит от силы квазипотребности, наличие которой для отдельных испытуемых и отличает незавершенные действия от завершенных. В связи с этим возникают два вопроса: 1) О значении тенденции к воспроизведению. 2) О природе и возникновении потребностных напряжений при незавершенных действиях.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 425; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |