КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влияние различных установок при опросе на отношение 1 страница
ВН ВЗ Различное понимание смысла опроса влечет за собой различия в силе тенденции к воспроизведению, которая оказывает свое влияние на соотношение запомненных завершенных и запомненных незавершенных действий. В то время как испытуемые первой группы, для которых перечисление заданий является только рассказом о происходившем, не прилагают особых усилий, чтобы перечислить побольше заданий, а перечисляют те задания, которые «спонтанно» выплывают в памяти, испытуемые второй группы стараются перечислить как можно больше заданий. Испытуемый хочет продемонстрировать возможности своей памяти. Так как перечисление воспринимается как одно из заданий и даже как особо важное задание, то те же самые силы, которые оказывали свое ведущее влияние во время выполнения других заданий, теперь вступают в действие с еще более значительной силой. Прежде всего испытуемый хочет показать, как велики его способности. Вместо высказываний типа: «Не думал, что я так неловок», которые имеют место во время вы* полнения практических заданий, следуют высказывания: «Неуже* ли у меня такая плохая память!». Честолюбие может выражаться в сходной, но несколько замаскированной форме—в форме предостережения: «Я сразу предупреждаю Вас, что у меня очень плохая память». Здесь вместе слиты попытки оправдать и извинить себя. Так как для этих испытуемых перечисление выступает в форме особого задания, которое они тоже хотят довести до конца как можно лучше, то задание остается незавершенным, пока не перечислено все. Испытуемые также мало расположены прекращать перечисление, ка<к перед этим откладывать выполнение других заданий. При этом они прибегают к различным вспомогательным средствам, например, распределяют задания по группам. Это состояние «незавершенности перечисления» лишь в незначительной степени имеет место у испытуемых первой группы, для которых речь идет лишь о «простом рассказе». Можно было бы ожидать, что различная сила тенденций к воспроизведению для завершенных и незавершенных действий даст одинаковую прибавку и для ВН и ВЗ, т. е. ничего не принесет в отношении ВН/ВЗ Но при ограниченном числе заданий любой рост общего числа перечисленных заданий есть приближение к объективному максимуму (общему числу всех заданий), имеющее своим следствием сближение между ВН и ВЗ, так как объективно оба-вида заданий встречаются одинаково часто. Особенно ярко выраженная тенденция к воспроизведению ведет к возрастанию общего числа воспроизведенных завершенных заданий и тем самым влечет за собой уменьшение значения отношения (вн/вз), а именно потому, что ВН уже близко к максимуму, и весь рост идет в пользу ВЗ. Если рассмотреть положение вещей с динамической точки зрения, то отношения будут следующие: при установке испытуемых продемонстрировать возможно более высокий уровень памяти, квазипотребности, исходящие из незавершенных действий, могут от- проявиться в отношении (вн/вз), даже если они относительно мало сильны сами по себе. Это означает, что квазипотребности различной силы вовсе необязательно имеют своим следствием разное значение отношения (вн/вз) и разница эта будет тем меньше, чем сильнее тенденция к воспроизведению, действующая в том же направлении.
Биренбаум Гита Васильевна (1903 — 1952) — советский психолог, училась в Берлинском университете в 1923— 1925 и 1927—1930. гг., где под руководством К. Левина выполнила 'дип-ломную работу, отрывок из которой публикуется в хрестоматии. По при- Г. В. Биренбаум ЗАБЫВАНИЕ НАМЕРЕНИЯ Цель данного исследования — выяснить некоторые вопросы о сущ ности и основных свойствах намерений. Из повседневной жизни мы знаем, что намерения могут как выполняться, так и забываться. Иногда они выполняются даже тогда, когда к моменту исполнения стали бессмысленными вследствие изменения ситуации. В этом случае действие совершается исключительно потому, что его намеревались совершить. Выполнение намерения зависит от многих факторов. Во-первых, не все люди одинаковы. Бывают люди особенно пунктуальные в выполнении своих намерений и лица непоследовательные в этом отношении. Во-вторых, выполнение намерения зависит от его содержания. Намерения бывают более или менее важного содержания. Например, намерение бросить письмо в почтовый ящик может иметь различный вес в зависимости от важности письма. Деловые переговоры или деловой звонок по телефону, в общем, гораздо важнее, чем визит вежливости старой родственнице. Намерения бывают приятные, неприятные или нейтральные, и это обстоятельство играет большую роль при забывании или запоминании намерения, что особенно подчеркивал Фрейд («Психопатология обыденной жизни», Вена, 1919). Далее, большое значение имеет, с какой именно частью общей жизни человека связано намерение. Бывают люди, которые добро- Birenbaum G. Das Vergessen einer Vorahme. «Psychologische Forchsung», Bd. 13, Heft 2—3. Berlin, 1930. совестно выполняют все намерения, связанные с их работой, и забывчивы в повседневной жизни. Эта связь специальных намерений с общей деятельностью и целями человека составляет важную проблему, которую мы обозначаем как вопрос о включении намерений в более широкие целостности или внутрипсихические области и которую мы ставим во главу угла нашего исследования. НАМЕРЕНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ ДЕЙСТВИЯ Прежде чем перейти к собственно опытам, мы хотим,обсудить некоторые вопросы с целью предварительного ограничения нашей проблемы. Каждое намерение связано с будущим, это означает, что речь идет о собственно намерении только тогда, -когда что-то намечается сделать позднее. На основе намерения возникает по-требностное напряжение, приводящее к его осуществлению. Между актом принятия намерения и выполнением намерения существует временный интервал, в течении которого напряженная система существует, но временно не проявляет себя. Обозначить все планы и цели как намерения значило бы необоснованно расширить применение этого термина. Мы будем говорить о намерении только тогда, когда возникающая напряженная система вначале относительно отделена от моторики. Испытуемым дается инструкция выполнить ряд заданий и решение зафиксировать письменно. Перед испытуемым лежат маленькие листочки бумаги одинакового цвета и величины. Каждое задание должно быть выполнено на новом листе. После того как даны общие инструкции о решении заданий, еще перед постановкой отдельных задач экспериментатор предлагает испытуемому в конце каждого задания подписать лист своим именем. Это и есть намерение, забывание или запоминание которого будет особо исследоваться. Испытуемый же думает, что подпись нужна для сортировки листов. Мы начинаем с серии, в которой рассматриваемое намерение не забывалось никогда (или почти никогда), и сравниваем ее с серией II, где была введена пауза. В ходе опыта испытуемому предъявлялся ряд однородных заданий со спичками или городами, которые он воспринимал как основное задание. Параллельно с серией I проводилась серия II. Серия II отличалась от I тем, что после пятого задания вводилась 5—10 минутная пауза. После паузы.испытуемый опять возвращался к заданиям со спичками. Результаты показали, что в серии,I и первой части серии II, без введения паузы, намерение —подпись выполняется хорошо Перед паузой для испытуемого во время заданий неизменно суще* ществует ситуация «испытуемого, решающего задания опыта». С паузой же меняется вся ситуация в целом. Испытуемый с удовольствием занимается развлекательным заданием, часто сам показывает экспериментатору задания, которые тот не знает. Испытуемый вдруг начинает вести себя совершенно свободно. Он уже не видит в своем собеседнике экспериментатора, который хочет проверить его, а скорее знакомого, с которым он оживленно беседует. После этой «маленькой передышки» снова возвращаются к собственно опыту. Испытуемый снова выполняет задания прежнего вида, но забывает подпись. Это кажется сначала странным. Еще более удивительно то, что, начиная со следующего задания, намерение опять выполняется регулярно. В качестве возможных причин забывания следует рассмотреть следующее: 1. Можно было бы предположить, что забывание намерения Если бы забывание было простой функцией временной отстав-ленности от выполнения, то именно во втором и последующих заданиях после паузы подпись должна была бы быть по-настоящему окончательно забыта. Этого, однако, не происходит. Далее, необходимо упомянуть следующее. Спустя одну или несколько недель мы иногда проводили с испытуемым два опыта. Временной интервал был гораздо больше того, который получался при заполненной паузе. Несмотря на то что были предъявлены другие основные задания, испытуемые часто сами, без инструкции экспериментатора, начинали с подписи. Эти факты показывают, что временной интервал не был действительной причиной забывания намерения после перерыва 5— 10 минут. 2. Тот факт, что частота забывания от первого к последующим В нашем случае встает вопрос не о способностях памяти, а о том, являются ли соответствующие намерению цели руководящими для действий в определенной ситуации или нет. По всей вероятности, обсуждению подлежат не проблемы памяти в узком смысле, а существование и взаимоотношение квазипотребностей, а также факторы, от которых зависит, будет ли квазипотребность в определенной ситуации определять возникновение действий или нет. К. Л евин ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАХ Г. В. БИРЕНБАУМ И Б. В. ЗЕЙГАРНИК Левин (Lewin) Курт (9 сентября 1890 — 12 февраля 1947) — немецкий психолог, создатель теоретико-полевой концепции личности и группы в психологии. В 1926—1933 — проф. философии и психологии Берлинского университета, с 1933 жил и работал в США. В центре психологии Левина стоит концепция так называемого «жизненного пространства. Жизненное пространство, по Левину,— совокупность сосуществующих и взаимосвязанных факторов, определяющих поведение индивида в данное время, охватывает и личность и ее психологическое окружение, образуя единое психологическое поле —жизненное пространство индивида. Понятийное представление о жизненном пространстве предполагает, во-первых, раскрытие структуры поля возможных' событий, как оно существует для индивида в данное время, и, во-вторых, установление поля сил, определяющих в каждой области жизненного пространства наличные в нем тенденции к изменению. Наблюдаемое при этом поведение индивида должно рассматриваться лишь как «феноткпическое» выражение некоторого «генотипа» события, происходящего в жизненном пространстве индивида и представляющего собой либо «переход» личности из одной области жизненного пространства в другие (т. н. «локо-моция»), либо изменение самой «когнитивной» структуры жизненного пространства (инсайт). Поскольку поведение и развитие индивида оказываются при этом некоторой функцией его жизненного пространства: n=f (жизненного пространства), то задача объяснения поведения состоит в отыскании способа понятийного представления жизненного пространства индивида и в определении характера «функции», связывающей поведение индивида со строением его жизненного пространства (т.'е. психологических законов). Понятийное представление жизненного пространства становится, по Левину, вместе с тем и объяснением наблюдаемого единичного случая поведения, который рассматривается теперь как частная реализация определенного типа события. Выполненные в школе Левина исследования запоминания и возобновления прерванных действий, насыщения, замещения, фрустрации и уровня притязаний составили эпоху в развитии экспериментальной психологии личности. В американский период своей деятельности Левин попытался разработать теоретико-полевой подход применительно к исследованию проблем групповой динамики и социального действия. Сочинения: Gesets and Experiment in der Psychologie. В., 1927; A dynamic theory of personality. N. Y., 1935; Principles of topological Psychology. N. Y., 1936; Resolving social conflicts. N. Y., 1948; Field theory in Social Sciences. N. Y., 1954. Литература: Cartwright D., Lewinian theory as a contemporary sistematic framework, Psychology: A Study of a Science, vol. 2. N. Y., 1959. Анциферова. О теории личности в работах К, Левина.— «Вопросы психологии», 1960, № 6. ЗАБЫВАНИЕ НАМЕРЕНИЯ Ближайший, в известном смысле прямой, путь к исследованию действенной силы намерения есть исследование забывания намерений. Необходимо тщательно разграничить два понятия забывания. Одно относится 'К тому, что обычно понимают под памятью, а именно способность воспроизводить ранее приобретенное знание. В этой связи мы будем причислять к процессам репродукции также и способность воспроизводить ранее знакомые действия... Второе понятие забывания относится к невыполнению намерения. В этой связи в повседневной жизни говорят о «забывчивости». Само собой ясно, что забывший выполнить предполагаемую в акте намерения деятельность может без всякой помощи воспроизвести содержание этого намерения. Следовательно, знание об акте намерения в смысле памяти налицо. Хорошая память, в смысле ярко выраженной способности воспроизводить знания как действия, ни в коем случае не идет рука об руку с добродетелью не оставлять не выполненными «из-за забывчивости» то, что мы намеревались сделать (конечно, здесь могут иметь место известные связи). Впрочем, нельзя упускать из виду еще и третье понятие забывания. Смысл его в том, что человек не помнит неприятностей, которыми он обязан какому-нибудь определенному лицу, не мстит ему за них: прощает и забывает. Это большая или меньшая «злопамятность» важна в особенности в связи с психологией воли и аффектов, не совпадая в то же время с вышеприведенными двумя другими понятиями памяти. Можно иметь плохую память, быть очень забывчивым и в то же время чрезвычайно злопамятным. У нас, следовательно, идет речь о втором понятии забывания, 0 непреднамеренном невыполнении намерения. Как уже было упомянуто, впечатление, будто действенность намерения ослабевает пропорционально длительности времени,ни в коем случае неправильно. В психологии, так же как и в физике, ни в коем случае нельзя считать время причиной реального процесса. Там, где обнаруживается постепенное падение интенсивности какого-нибудь переживания в связи с временем, это падение нужно относить за счет нормальных жизненных процессов. Однако и в этом случае остается правомерным и необходимым вопрос, что же является конкретной причиной конкретного явления внутри гло- 1 См.: Lewin К. Vorsatz, Wille und Bedurfnis. В., 1926.
бального жизненного процесса, например забывания определенного намерения. В экспериментальных исследованиях2 забывания намерений испытуемый должен был выполнить ряд заданий и в конце каждого выполненного задания (или на какой-либо другой стадии работы) на использованном листке поставить свою подпись и дату. Каждый листок по выполнении задания должен быть передан экспериментатору. Обнаружилось следующее: 1) Намерение не существует в душе как изолированный факт, Переход от той сферы деятельности, в которую включено намерение, к другой может привести за собой забывание этого намерения. Как пример из опытов упомянем следующее. Подпись часто забывается, если после шести однородных заданий в качестве седьмой должна быть выполнена работа совершенно другого! рода. Чтобы отделить эту область действенности намерения, иногда достаточно ввести паузу длительностью несколько минут. После паузы подпись часто забывается. То, что здесь имеет место не простое падение действенности намерения с течением времени, ясно из того, что подпись обычно не забывается даже при отсутствии обновления намерения, когда испытуемый все время переходит к выполнению новых действий; далее, из того, что подпись ставится и тогда, когда «пауза» длится не пять минут, а целый день. Намерения, включенные в какую-нибудь психическую сферу, не забываются, если жива соответствующая сфера действий, и только в этом случае. Также и в повседневной жизни забвение намерения часто можно наблюдать тогда, когда тот специальный психический комплекс, в который включено намерение, перестает быть живым. Так, очень частые случаи забвения, которые якобы объясняются тем, что мы «слишком заняты чем-нибудь другим», не могут быть истолкованы просто в том смысле, что исключительную вину в забывании несет интенсивность других переживаний. Если речь идет об интенсивных переживаниях, принадлежащих к сходному психическому комплексу, то это, наоборот, может только благоприятствовать незабыванию. С другой стороны, забывание может наступить и без интенсивной занятости, если только господствующая в данный момент психическая сфера отстоит достаточно далеко от сферы, в которую включено намерение. При этом, по-видимому, и фактор чистой интенсивности получает известное значение. 2) Для вопроса о забывании существенное значение имеет так 2 Опыты произведены Г. В. Биренбаум в Берлинском психологическом институте. фамилию, если он неожиданно должен выполнить свое задание на бумаге большого формата или иной окраски. Очевидно, бумага сама по себе напоминает испытуемому о намерении, как почтовый ящик — об опускании письма (или узелок на платке, напоминающий о том, что не должно быть забыто). Бумага обладает тем, что я хотел бы назвать характером требования. Я вынужден ограничиться простым только указанием на значение для забывания включенности намерения в некоторую целостность действий или в определенную личную сферу и на значение появления соответствующего случая : и хотел бы перейти к более подробному обсуждению третьего! фактора. 3) В упомянутых выше опытах было задание, которое состояло в рисовании собственной монограммы. С большой регулярностью испытуемые забывали подписывать свою фамилию на этих листках. Если исходить из понятия ассоциации, скорее можно было бы ожидать, что при прочной связи монограммы с подписью намерение подписаться в таком задании забывалось бы особенно редко. Детальный анализ показывает, что здесь имеет место своего рода замещающее выполнение. При прямом размышлении испытуемый, конечно, мог бы, исходя из всей ситуации, прийти к выводу, что для экспериментатора монограмма фактически достаточна, чтобы обозначить -принадлежность работы определенному лицу. И потому подпись без особых размышлений просто «забывается». Потребность подписаться, обусловленная актом намерения, по-видимому, как-то удовлетворяется этой подписью-монограммой. Если обратить внимание на случаи забывания в повседневной жизни, то можно нередко найти такого рода замещающие выполнения или частичные выполнения как причины. Я приведу в качестве примера два таких действительно имевших место случая: некий господин должен купить себе запонку для воротничка. Он постоянно забывает об этом. Однажды исключительно, с этой целью он делает окольный путь, чтобы идти по улице, где, несомненно, находятся соответствующие магазины. Он удовлетворен и рад от сознания, «что не забыл о покупке»; он приходит в библиотеку и замечает, что запонки все-таки не купил. Учительница была намерена спросить об одном определенном деле свою ученицу, которой она давала частные уроки. Приблизительно среди урока она вспоминает об этом и радуется, что «так вовремя ей пришло это на память». В конце концов она идет домой, не исполнив своего намерения. В этих случаях, как и вообше в случаях повседневной жизни, нет, конечно, однозначного доказательства того, что прохождение по нужной улице или простое воспоминание как замещающие выполнения стали действительной причиной забывания. Часто можно наблюдать, что даже письменная фиксация намерения, которая с точки зрения ассоциации между представлениями ситуации и цели скорее должна была бы означать усиление намерения, легко ведет к его забыванию; запись действует почти как выполнение намерения, как разряжение. Мы надеемся на то, что запись своевременно напомнит, и этим ослабляем внутреннюю потребность не забыть. 4) Где нет никакого замещающего выполнения, забывание может быть объяснено наличием естественных противоположных потребностей. Даже повторное намерение написать неприятное письмо часто остается невыполненным: как раз тогда, когда есть время написать письмо, об этом забывают. На это таинственное противодействие указал Фрейд. Конечно, ни в коей мере нельзя всякое забывание объяснять наличием таких естественных потребностей (еще меньше здесь может быть речь о сексуальных потребностях). Но во.всяком случае для проблемы действенности намерения центральное значение имеет следующее: намерение проявляет себя как сила, которая может вступать в столкновение с потребностями и в результате утрачивать свою величину. Мы уже указывали на положительную связь действенности намерения с настоящими потребностями, из которых данное намерение вытекает. И забывание наступает с различной степенью легкости в зависимости от силы той настоящей потребности, которая побуждает к выполнению намерения. Подпись фамилии забывает-~ся несравненно реже при массовых опытах, чем лри опытах с отдельным испытуемым: при массовых ответах потребность выделить свою работу бывает существенно сильнее. От функционирования намерения в рамках определенных глобальных волевых целей и естественных потребностей, а не от интенсивности акта намерения зависит то, произойдет или нет преодоление всех препятствий при его осуществлении. Также и при исследовании забывания обнаружилось, что намерения, которые первоначально особенно интенсивны и даже поднимаются до степени судорожного напряжения, часто проявляют несравненно меньшую действенность, чем намерения исключительно спокойные, не отягощенные аффектами. Отчасти это может быть связано с тем, что вообще аффективные или судорожные действия, за некоторыми исключениями, имеют гораздо меньший эффект производительности, чем спокойные. Далее, специально при исследовании актов намерения следует обратить внимание на следующее. Можно поставить вопрос, при каких обстоятельствах возникает вообще акт намерения, особенно интенсивный акт намерения? Поистине поучительная, хотя и преувеличивающая поговорка говорит: «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Это значит, что к акту принятия намерения вынуждены прибегать лишь тогда, когда нет естественной потребности для данного действия или даже налицо естественная потребность противоположного характера. Если акт намерения не вытекает из настоящей потребности, то он обещает мало успеха. Но именно в этом случае, когда нет настоящей потребности, ее обычно пытаются заменить «интенсивным актом намерения». Несколько заострив, можно ска- зать, что-либо, нет нужды образовывать особое намерение либо же оно обещает мало успеха. Уальд (Дориан Грей) говорит: «Добрые намерения — бесполезные попытки вмешаться в законы природы. Их источники — чистая суетность, их результат — абсолютный нуль». ОБ ЭКСПЕРИМЕНТАХ Б. В. ЗЕЙГАРНИК Будет полезно проиллюстрировать это положение с помощью детального описания первого экспериментального исследования из указанной выше серии, а именно экспериментов Зейгарник по воспоминанию законченных и незаконченных действий, которые были проведены в 1924—1926 гг. Повторим некоторые следствия и аргументы Зейгарник, используя вместе с тем тот формальный аппарат символов и уравнений, который был разработан в последующие годы3. ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ И ГЛАВНОЕ СЛЕДСТВИЕ Критические эксперименты по «ассоциациям» и «измерению си-лы воли», отмеченные выше, давали право предположить, что действие намерения было эквивалентно созданию напряжения внутри личности. Целью экспериментов Зейгарник была первоначальная экспериментальная проверка этой теории. Теория содержит два основных допущения. Допущение 1: Намерение достигнуть некоторой цели «G» (осуществить действие, приводящее к «G») соответствует напряжению (t) некоторой системы (SG) внутри личности, так что t(SG)>0. Это допущение констатирует динамический конструкт (система в состоянии напряжения) с наблюдаемым синдромом, обычно называемым «намерение». Допущение 2: Напряжение t(SG) снимается, если цель достигнута: t(SG)=O, если Р—ЛЗ4. Зейгарник использовала в качестве симптома существования напряжения тенденцию к воспоминанию деятельностей, соответствующих системе в состоянии напряжения. Предположение существования такой системы основано на следующем. Допущение 3: Потребности в G соответствует сила fP, G действующая на личность и вызывающая тенденцию к локомоции по направлению к цели. 1 Lewin К. Formalization and Progres in Psychology. — In- «Yale Studv in Child Welfare», 1938. 4 To есть личность (Р) находится в области цели (G) в жизненном пространстве (прим. перге.). Если t(SG)>0, то fP, G>0. Это допущение определяет отношение между потребностью и локомоцией. Другими словами, оно означает конструкт напряжения в личности и конструкт силы для локомоции в среде. Допущения 1, 2 и 3 являются по своему характеру довольно общими, и они использовались как основные допущения для большого числа выводов и экспериментов. (До известной степени можно устранить допущение 3 и заменить его сочетанием допущений 1 и 2). Можно утверждать и без введения конструкта силы локомоции, что в случае t(SG)>0 из допущения 2 следует тенденция к изменению жизненного пространства так, чтобы t(SG)=O. Мы, однако, предпочитаем ввести допущение 3 как отдельное. Допущение 3 а: Потребность ведет не только к тенденции осуществить актуальную локомоцию по направлению к области цели, но также и к размышлению об этом типе действия, иными словами, сила fP,G существует не только на уровне внешнего действия (реальности), но также и на уровне мышления (нереальности), если t(SG)>0, то fP,R>0, где R-воспоминание. Это последнее допущение Зейгарник имеет более конкретный характер. Оно может рассматриваться как конкретизация допущения 3. Для выводов, сделанных Зейгарник, эта конкретная форма нужна больше, чем допущение 3. Из допущений 1, 2 и 3 вытекает: Следствие: Тенденция к воспоминанию прерванных действ'ий должна быть больше, чем тенденция к воспоминанию законченных действий. Этот вывод может быть сделан следующим образом. Мы обозначаем завершенное действие буквой С, прерванное действие буквой U и системы S° и Su соответственно. Теперь мы можем утверждать: (a) t(Su)>0, согласно'допущению 1;
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 556; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |