КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Различные формы понимания испытуемыми процесса перечисления
Требование экспериментатора перечислить задания отдельными испытуемыми понимается по-разному: 1. Перечисление — это простой рассказ о том, что происходило, не имеющий специальной цели. 2а. Перечисление — это проверка памяти, самостоятельное задание после 22 предыдущих практических заданий. 26. Новое задание может переструктуировать весь предшествующий эксперимент. Весь опыт превращается вдруг в опыт по проверке памяти. 1. Испытуемому не совсем понятно, что, собственно, означает просьба экспериментатора перечислить задания: то ли это переход к новому опыту, то ли временное прерывание старого, то ли его продолжение. Он вынужден делать нечто такое, смысл чего ему не ясен. Просьба экспериментатора кажется ему несущественной, непонятной, в то время как раньше ситуация была ясна. Он улыбается смущенно и растерянно, как человек, от которого.требуется нечто такое, что он мог бы сделать, но что не совсем уместно в данной ситуации. Особенно четко этот момент проявляется в опытах с, детьми. (Выражение лица испытуемого иногда напоминает выражение лица у человека, которого попросили что-то станцевать или спеть. Испытуемый повторяет вопрос экспериментатора: «Все, что я тут делал?», вздыхает, как бы набираясь мужества и сил для «ненужного» задания, делает энергичное движение головой, бормочет про себя: «Так, хорошо» и начинает перечислять задания.) Перечисления заданий не воспринимаются испытуемыми как проверка памяти, а, скорее, как «рассказ» о происходившем. Испытуемый ведет себя как человек, вынужденный отвечать на вопрос о прошлых событиях, он находится в ситуации, сходной с иолу-спонтанным высказыванием о своих переживаниях. Это проявляется также в том, что испытуемые часто не довольствуются простым перечислением, а дополняют его какими-либо характерными признаками, например: «Затем я нанизывал бусы, затем сделал ужасный стул». Задания выступают не просто как «номера», каждое задание имеет свое собственное выделяющееся лицо. 2а. Опрос воспринимается испытуемым как проверка памяти, он старается перечислить как можно больше. Перечисление — это новый вид задания, который одновременно является той точкой, с которой обозреваются все остальные задания. Поведение испытуемых здесь также меняется с началом перечисления, но вместо смущения, которое имеет место у испытуемых первой группы, в поведении появляется серьезность. Испытуемый удобнее устраивается на стуле, готовясь к важной работе. Перечисление для них не просто рассказ, занятие, не имеющее ничего общего с заданием, как для испытуемых первой группы, а действие, носящее характер задания. 26. Большинством испытуемых последней группы перечисление воспринимается не только как проверка памяти, просто новая дополнительная работа, но весь опыт приобретает новый характер: «Ах так! Это и есть настоящий решающий смысл опыта. Отсюда и множество заданий»,— таков примерный смысл высказываний. Отдельные задания теряют свою самостоятельность, свое лицо. «Это вещи, потерявшие собственный смысл, существующие лишь как указание, нужное для чего-то другого». «Они потеряли значение самостоятельной работы»,— сообщает один испытуемый этой группы. Испытуемый старается вспомнить^ как можно больше заданий.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |