Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ход процесса перечисления




И отношение

Тенденция к воспроизведению ВН

ВЗ

Если верно предположение, что особенно сильная тенденция к воспроизведению снижает относительное преобладание незавер­шенных заданий, в том числе при наличии потребностного напря­жения, то исследование испытуемых по установленному отновде-


 

нию (ВН/ВЗ)должно было бы показать, что уменьшение отношения (ВН/ВЗ)в общем и целом имеет своей причиной не худшее запомина­ние незавершенных действий, а улучшение запоминания завершен­ных (ВЗ).

В самом деле, табл. 1 (сравните отдельные значения справа) показывает, что как для испытуемых с высоким, так и для испыту­емых с низким отношением ВН=7.

На испытуемых, у которых (вн/вз)≤1 этот факт уже не распро

страняется. Это указывает на то, что дело у них не в сильной тен­денции к воспроизведению, а в слабости квазипотребности неза­вершенных действий.

Итак, причина различий в отношении (вн/вз) заключается в об­щем в количественных различиях запомненных завершенных зада­ний.

Испытуемых следует различать в отношении специфических особенностей при запоминании завершенных действий.

В качестве объяснений следует рассмотреть следующие воз­можности: разные испытуемые приступают к заданию по перечис­лению с различными по силе тенденциями к воспроизведению; к выравниванию значений ВН и ВЗ может привести и наличие осо­бо хорошей памяти, так как ВН не может быть больше макси­мального количества встретившихся в опыте незавершенных дей­ствий, но порой может действительно приближаться к общему чис­лу незавершенных заданий.

Для того чтобы выяснить вопрос, какой фактор оказывается здесь решающим, необходимо подвергнуть непосредственному рас­смотрению поведение испытуемых во время процесса перечисления.

Все испытуемые вначале очень быстро называют задания одно за другим. После немедленного перечисления наступает заминка. Испытуемый повторяет несколько раз: «Больше я не помню; мне кажется, это все». Однако некоторые испытуемые пытаются при­помнить задания и после заминки: «Может быть, были еще какие-то, я постараюсь вспомнить еще что-нибудь».

В эту фазу поведение испытуемого целиком и полностью меня­ется. Если раньше испытуемый спокойно перечислял задания, то теперь его поведение становится несобранным. В первый период взгляд испытуемого был направлен на экспериментатора или же глаза его твердо смотрели в одну точку. Теперь они блуждают по стенам и по полу. Испытуемый ищет отправной пункт, пытается построить какие-то искусственные связи, сгруппировать задания. «Делал ли я что-то с карандашом?», «Я должен был много рисо-

$*. 131


вать!», «Вы все спрятали. Если бы я мог найти хотя бы маленькое указание» — это обычные высказывания испытуемых на этой ста­дии.

Одновременно со стадией заминки наступает стадия контроля: испытуемый- начинает проверять, что же он уже назвал. «Бусы я уже назвал, коробку тоже». Иногда бывает так, что он больше занят проверкой уже названных заданий, чем поиском новых.

Те испытуемые, которые настойчиво продолжают поиски и после заминки, чаще всего относятся к группе с вполне определен­ной внутренней установкой на опрос, т. е. воспринимающих пере­числение как проверку памяти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.