Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование и распределение прибыли





Прибыль в производственной фирме: факторы ее образования

Прибыль — это доход фирмы, выступа­ющий в виде прироста примененного ка­питала. Прибыль образуется неодинаково в разных областях экономики: в производ­стве, торговле и банковском деле. Ниже

мы выясним, как образуется доход в фирмах — изготовителях продукции.

Многие фирмы создают товары в массовом масштабе. Затем, как правило, они продают свою продукцию торговым посредни­кам оптом (в большом количестве) по определенной оптовой цене. Прибыль образуется, если оптовая цена изделия (Цо) выше его себестоимости (Сс) — затрат на производство. Стало быть, при­быль производителя (Пп) — это разница между оптовой ценой и себестоимостью продукции:

Значит, величина прибыли зависит от двух основных факто­ров: 1) уровня себестоимости товара и 2) уровня оптовых цен. Рассмотрим подробнее эти факторы.

1. Себестоимость изделий: расходы бизнесмена на производ­ство благ. Прежде всего важно заметить отличие себестоимости от стоимости товара. Как нам известно, товарная стоимость (Ст) включает стоимость затраченных средств производства (СП) и



Глава 14. Прибыль


14.1. Образование и распределение прибыли



 


       
   



новую стоимость (Сн). В свою очередь последняя распадается на заработную плату (Зп) и валовую прибыль (Пв). Соотношение основных составных частей стоимости (соответственно цены) изделий изображено на рис. 14.1.

Теперь можно перейти к анализу величины себестоимости единицы продукции. Она может изменяться в зависимости от вида производственных затрат. В связи с этим различают два вида расходов: а) прямые и б) косвенные.

А. Прямые расходы на производство (или переменные затра­ты) зависят от объема выпуска изделий. К ним относятся: зара-


ботная плата работников, непосредственно занятых изготовлени­ем благ; затраты на сырье, материалы, другие предметы труда.

Общая их величина изменяется, как правило, в прямой про­порции с масштабами выпуска товаров. В этом случае себестои­мость единицы продукции не изменяется по величине.

Б. Косвенные (или условно-постоянные) расходы мало или со­всем не зависят от масштабов выпуска изделий. К ним причисля­ют: аренду здания; заработную плату служащим; страховку иму­щества; обслуживание машин (их амортизация и ремонт); коммунальные услуги (телефон, электроэнергия, отопление и т.п.); затраты на реализацию продукции (ее транспортировка, сбыт, реклама и др.); выплаты по процентам на заем.

Общая сумма этих расходов практически не меняется при уве­личении или уменьшении объема выпуска изделий. Поэтому при росте количества благ себестоимость единицы продукции снижа­ется. Отсюда видна экономическая выгода от расширения масш­табов выпуска товаров.

2. Уровень цен продукции. Здесь возможны пять основных ва­риантов в соотношении цен, стоимости и себестоимости изделий (рис. 14.2).

Во-первых, цена (Ц1) может устанавливаться ниже себестои­мости благ, в результате чего они реализуются в убыток. Во-вто­рых, если денежная выручка за товар (Ц2) совпадает с издержка­ми предприятия, то обеспечивается лишь самоокупаемость производства. В-третьих, когда цена (Ц3) выше себестоимости и ниже стоимости, то предприятие получает прибыль в меньшем размере, чем величина заключенной в товаре прибыли. В-чет­вертых, в случае совпадения уровня цены (Ц4) со стоимостью бизнесмен получает всю прибыль, заключенную в товаре. Нако­нец, если рынок позволяет получать за товар больше денег (Ц5), чем величина стоимости, то бизнесмен получает сверхприбыль, а общая величина его дохода превосходит объем созданной при­были.

Разумеется, бизнесмен рад возможности получить дополни­тельную прибыль от возрастания рыночной цены. Однако если цена товара не повышается, то приходится искать другой путь обогащения — за счет увеличения общей массы (абсолютной ве­личины) валовой прибыли, получаемой при неизменной или даже снижающейся цене всех изделий. Поэтому важно рассмотреть этот более надежный способ повышения доходности фирмы.



Глава 14. Прибыль


14.1. Образование и распределение прибыли



 


       
   


Масса вало- При подсчете валовой (общей, суммарной) при­вой прибыли были прежде всего определяется сумма продаж (денежный доход от реализации всех товаров, произведенных за определенный период, скажем, за год). Эта сум­ма подсчитывается путем умножения средней цены за изделие на общее количество проданных благ.

Масса валовой прибыли (ΣПв) — это разница между суммой продаж (ΣЦо) и совокупными издержками производства (или се­бестоимостью всех товаров — оΣСс):

Рассмотрим пример (цифры условные). Небольшая фабрика занимается изготовлением дверных замков. Цена за штуку — 10 евро. За год продано 4 тыс. штук. Сумма продаж составила 40 тыс. евро. Совокупная же себестоимость всех изделий — 5 тыс. евро. Стало быть, валовая прибыль фабрики — 35 тыс. евро.

На деле фирма получает прибыль не так просто, как это описа­но в данном примере, а главное, не сразу, не с момента начала продажи готовой продукции. Напротив, предприятие первона­чально несет значительные косвенные расходы (на аренду здания, заработную плату служащим, страховку имущества, обслужива­ние машин и др.). К этому по мере увеличения выпуска продук­ции добавляются прямые затраты. В итоге все время нарастает величина совокупных издержек — сумма постоянных и перемен­ных расходов.

Затем наступает такой момент, когда сказывается эффект уве­личения масштабов производства: при росте выпуска изделий се­бестоимость каждого из них будет снижаться (из-за экономии по­стоянных затрат в расчете на единицу продукции). Сначала сумма продаж сравняется с величиной совокупных издержек (ΣСс), т.е. будет достигнута точка самоокупаемости производства. В дальней­шем наращивание выпуска товаров приведет к образованию и уве­личению валовой прибыли. Этот процесс иллюстрирует рис. 14.3 (цифры условные).

Из рис. 14.3 видно, что первоначально сумма продаж товаров (ΣЦо) была меньше совокупных издержек (ΣСс), которые в нача­ле производства составили 150 тыс. руб. Однако при выпуске 20 тыс. изделий достигнута точка самоокупаемости (ΣЦо = ΣСс). В последующем происходило увеличение массы валовой прибы­ли (ΣПв). За счет снижения себестоимости имеется возможность снизить цену товара без значительной потери прибыли.


Следовательно, образование массы валовой прибыли зависит:

а) от производственных факторов — величины совокупных из­
держек и масштабов производства;

б) рыночного фактора — уровня оптовых (сбытовых) цен.
Получение массы прибыли дает возможность начать ее рас­
пределение.

Распределение Кому же достается вся валовая прибыль? Мно-
прибыли гие полагают, что вся прибыль идет в частную

собственность бизнесмена и расходуется на его личные нужды. Это верно лишь в том случае, если предпри­ниматель является единоличным собственником предприятия. Однако после того как бизнесмен растратит всю прибыль на лич­ные потребности, он потеряет возможность осуществлять накоп­ление капитала за счет собственных средств, тем самым рас­ширять и совершенствовать производство. Если же фирма при­надлежит нескольким собственникам, то ни один из них не впра­ве присвоить и по своему усмотрению израсходовать всю при­быль.



Глава 14. Прибыль


14.2. Норма прибыли и ее экономическая роль



 


       
   


В условиях постиндустриального общества распределение прибыли для большинства собственников сильно усложнилось по сравнению с начальной фазой капитализма. Оно схематически изображено на рис. 14.4.

Прежде всего из прибыли вычитаются суммы, уходящие «на сторону». К ним относятся арендная плата за пользование чужой землей или зданиями, а также процент за заемные денежные сред­ства. Кроме того, предприятие вносит налоги в бюджеты государ­ства и местных органов власти, вкладывает средства в благотво­рительные и иные фонды. Оставшаяся часть средств образует чистую прибыль. Она используется на производственные и соци­альные потребности предприятия, в том числе на накопление, охрану окружающей среды, подготовку и переподготовку кадров, социальные нужды работников предприятия и другие цели.

Наконец, из чистой прибыли бизнесмен получает причита­ющийся ему лично предпринимательский доход. В акционерном обществе предназначенная в качестве личного дохода часть при­были распределяется между всеми пайщиками, внесшими свой вклад в общий капитал.

При подобном распределении валовой прибыли с увеличени­ем ее размера приумножается собственность бизнесменов и госу­дарства, а также появляется возможность увеличить доход, иду­щий в личное потребление не только работников каждой фирмы, но и других граждан страны, получающих общественные блага от государства.


За рубежом и в нашей стране имеются еще формы распределе­ния прибыли, которые объединяют последнюю с оплатой труда.

Прежде всего это касается многих людей, занимающихся мелким бизнесом. При этом имеются в виду так называемые «смешанные предпринимательские доходы». Их получают те единоличные соб­ственники, которые производят и продают товары обычно на неорга­низованном рынке. В их доходах как бы сливаются воедино заработ­ная плата (возмещающая расходование рабочей силы) и прибыль.

Совокупный денежный доход, состоящий из зарплаты и части прибыли, могут получать рабочие на предприятиях, где применя­ются стимулирующие системы участия «в прибылях», «в капита­ле». При этом денежное вознаграждение делится на две части. Первая и главная его часть выплачивается по обычным нормам оплаты труда, а вторая — в конце года в виде премии из прибыли фирмы. Премия выдается нерегулярно и ставится в зависимость от уровня дохода предприятия или от размеров той части прибы­ли, которая создается за счет либо экономии производственных расходов, либо сбережения затрат на рабочую силу. Все это дела­ется с целью увязать экономические интересы каждого работника с улучшением результатов коммерческой деятельности фирмы.

В США свыше трети всех компаний использовали те или иные формы «участия в прибылях». Вместе с тем практика показала не­достаточную эффективность их применения для стимулирования отдачи рядовых работников. Ведь гибкая часть заработка исходит из финансовых итогов работы компаний, которые во многом зави­сят от положения на рынке сбыта, уровня налогообложения и дру­гих внешних факторов. Поэтому сейчас все более широко приме­няется система «распределения доходов», при которой уровень оплаты труда непосредственно зависит от выработки и качества продукции, достигнутых каждым отдельным работником.

При нормальном состоянии экономики использование части прибыли для увеличения доходов работников позволит заинтере­совать их в экономически эффективном использовании общего имущества, увеличении массы и нормы прибыли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.