Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Выгодность торгового бизнеса




Средние экспортные цены на некоторые основные товары в торговле со странами вне СНГ, дол. США за т

 

  1994 г. 1996 г. 1998 г. 2000 г. 2001 г. 2001 г.
Нефть сырая            
Лесоматериалы необ-            
работанные, за 1 м3 53,0 59,4 46,9      
Медь рафинированная            
Алюминий необрабо-            
танный            
Автомобили легковые,            
за 1 шт.            
Автомобили грузовые,            
за 1 шт.            

в торговле надбавка в цене, и, во-вторых, какую норму прибыли получает торговый бизнес.

Образование нормы прибыли торгового бизнеса во многом предопределяется особенностями и экономической ролью торго­вого капитала.

Особенности тор- Еще на начальной фазе капитализма возник-

гового капитала ли два вида предпринимательства: бизнес в

производстве и бизнес в сфере торговли.

Так сложилось разделение хозяйственной деятельности между массовым изготовлением благ, с одной стороны, и продажей оп­товых партий изделий в розницу населению — с другой.

Это разделение труда оказалось выгодным производителям. Они не содержат сеть розничных магазинов, а быстро сбывают все изделия торговцам-оптовикам и сразу же получают деньги, позволяющие расширять производство. В свою очередь торговый бизнес сосредоточивается на продаже товаров, создавая сеть уни­версальных и специализированных магазинов. Это, естественно, позволяет лучше изучать потребительский спрос, качественнее и быстрее удовлетворять потребности людей.


Рассмотрим подробнее, как действуют торговые посредники. Узловыми пунктами их хозяйственного движения являются опто­вая и розничная торговля.

Оптовые закупки могут осуществляться в двух вариантах: а) в форме прямых поставок товаров от фирмы-изготовителя в торго­вое предприятие; б) в виде заключения сделок о поставке продук­ции на товарной бирже.

Товарная биржа — оптовый рынок, где продаются массовые заменяемые сырьевые и продовольственные товары. Эти блага на­зываются «заменяемыми», поскольку речь идет не об определен­ных, конкретно установленных, а о любых товарах данного вида.

Товарная биржа — такое учреждение, где не реализуются сами блага, а лишь заключаются контракты (соглашения со взаимными обязательствами для договаривающихся сторон) на их поставку. При этом продукты продаются по стандартам, в которых дан пе­речень необходимых признаков (качество, сортность и т.п.) и по образцам (зерно, сахар, шерсть, хлопок, кофе, каучук, металлы).

Биржевые сделки заключаются на куплю-продажу изделий двух видов: а) реального блага (имеющегося в продаже); после заключения контракта продукт поставляется покупателю в обус­ловленный срок; б) товара, который еще будет произведен (на­пример, пшеница будущего урожая) — так называемые фьючерс­ные (от англ. future — будущее) торговые операции.

Товарные биржи выявляют реальные цены с учетом складыва­ющегося спроса и предложения. Поэтому фирмы, закупающие то­вары оптом (не только торговые, но и промышленные предприя­тия), всегда следят за биржевыми ценами, которые складываются на национальных и мировых оптовых рынках. Известны, напри­мер, биржи в Нью-Йорке (специализируются по хлопку, кофе, са­хару, какао и др.), Чикаго (зерновая биржа) и др.

Торговый капитал доводит изготовленную продукцию до по­требителей через розничные магазины. На начальном этапе раз­вития этого капитала преобладали сравнительно мелкие лавки, магазины и торговые кооперативы (которые закупали изделия у производителей и продавали их членам кооператива или сбывали на рынке продукцию крестьян и ремесленников). В интересах по­требителей получили распространение разные формы торговых операций и предприятий: специализированные и универсальные магазины, посылочная торговля, продажа вещей в кредит. Наряду с предприятиями, обслуживающими массовых покупателей, име­ются магазины, где продаются сверхмодные и престижные това-



Глава 14. Прибыль


14.3. Выгодность торгового бизнеса



 


ры для самых богатых людей. Например, в штате Техас (США) прославился магазин Маркуса, где можно купить носовой платок за 500 дол., заказать подарок, скажем, слона, и его доставят в нуж­ный срок...

В последние десятилетия в сфере торговли наблюдаются но­вые процессы, связанные с укрупнением капитала, централиза­цией предприятий, интеграцией крупного торгового и промыш­ленного бизнеса.

Во-первых, широко развивается франчайзинг — объединение крупной фирмы с множеством мелких торговых предприятий. Последние сбывают продукцию фирмы на определенной терри­тории. Так повсеместно возникают, например, бензоколонки, рес­тораны и закусочные быстрого обслуживания.

Во-вторых, между торговым и промышленным капиталами ус­танавливаются тесные связи в форме контрактов — соглашений, которые охватывают огромное число участников и формируют це­лые системы. Контрактные системы объединяют крупный, сред­ний и мелкий бизнес. Для последних вхождение в такую систему служит единственным способом выживания в условиях острой конкуренции. В свою очередь мелкие магазины служат для круп­ных производителей своеобразными «датчиками» информации, чутко реагирующими на изменения рыночной конъюнктуры.

В-третьих, образуются крупнейшие торговые фирмы, которые обслуживают сбыт продукции многих промышленных фирм. Ска­жем, американская торговая компания «Сирд, Робак» продает из­делия нескольких тысяч поставщиков по самому широкому ас­сортименту товаров. Такое обслуживание производственных фирм позволяет сделать функции торгового капитала универсаль­ными, создать разнообразие благ на рынке и лучше удовлетво­рять потребительский спрос.

В итоге возросшая концентрация и централизация торгового капитала усиливают реальное обобществление сферы торговли. Экономическим последствием этого процесса являются ускоре­ние оборота капитала и возрастание промышленной прибыли. Од­новременно повышается выгодность торгового бизнеса.

Норма прибыли торгового капитала

Торговый бизнес осуществляется по изве­стной общей формуле:

где Д — денежные затраты на торговлю; Т — товары (закупаемые оптом и продаваемые в розницу);

Д-Т-Д,


Д — денежная выручка от реализации благ по розничным це­нам.

Из данной схемы мы можем составить первоначальное пред­ставление о прибыли в торговом бизнесе. Торговая прибыль (Пт) — разница между денежной выручкой и первоначально авансиро­ванной суммой

Пт = Д-Д.

Отсюда легко представить формулу нормы торговой прибыли (Пт)

х 100.

"т д

Норма прибыли торгового капитала — это отношение прибы­ли к авансированному капиталу, выраженное в процентах.

Теперь детально проанализируем прибыль, чтобы затем луч­ше представить себе, от каких факторов зависит ее величина. Нач­нем с выяснения первоначальных затрат на торговый бизнес (Д). Эти затраты складываются из двух основных элементов:

•расходов на закупку товаров по оптовым ценам (Цо);

торговых издержек (затрат по организации торгового пред­приятия — Ит).

Следовательно, авансированный катпитал будет представлять собой сумму, во-первых, затрат на покупку всех благ (Т) по их оптовым ценам (Цо) и, во-вторых, величины торговых издержек:

Д = Т × Цо + Ит.

В свою очередь денежная выручка — это произведение коли­чества проданных товаров (Т) на их розничную цену (Ц):

Итак, мы можем расшифровать формулу прибыли следующим образом:

Пт = Т×Цр-(Т×Цо + Ит).

Вполне очевидно, что масса (абсолютная величина) торговой прибыли зависит: а) от количества реализованных продуктов;

б) уровня оптовых и розничных цен, соотношения между ними;

в) издержек торговли. Понятно, что и величина нормы торговой
прибыли определяется этими же факторами.

Не все указанные величины подконтрольны торговому бизне­су. От его деятельности в большей мере зависят издержки.



Глава 14. Прибыль


14.3. Выгодность торгового бизнеса



 


Издержки по организации розничной торговли (Ит) подразде­ляются на два вида.

Первый вид — прямые (или переменные) расходы. Их величина изменяется в прямой пропорции с динамикой объема продаж това­ров. Говоря конкретнее, в прямые издержки входят: затраты на по­купку продуктов по оптовым ценам и транспортные расходы.

Второй вид расходов — косвенные (или условно-постоянные) издержки. Они почти не зависят от объема продаж продукции. Сюда включаются затраты по содержанию торгового предприя­тия: вознаграждение за труд работников, плата за аренду помеще­ния, страховой взнос, коммунальные услуги (телефон, электри­чество и др.).

Анализ торговых издержек показывает: когда увеличивается объем товарооборота, то в расчете на один продукт прямые (пере­менные) расходы не меняются, а косвенные (постоянные) затра­ты сокращаются. Отсюда вытекает заинтересованность бизнес­менов в увеличении количества проданных благ, поскольку косвенные расходы в расчете на один продукт сокращаются, а прибыль увеличивается.

Торговая прибыль, как известно, зависит от уровня розничной цены по отношению к издержкам в расчете на один товар. Такая цена устанавливается следующим образом. К оптовой цене вещи приплюсовывается торговая надбавка (в нашей стране эта при­бавляемая величина была названа «торговая накидка»). Эта над­бавка (Тн) покрывает издержки и включает прибыль:

Тн = Ит + Пт.

Розничная цена, включающая надбавку, не может устанавли­ваться произвольно, если иметь в виду нормальные условия ры­ночных сделок. Важно учитывать два ограничителя при опреде­лении розничных цен:

цену продавца, ниже которой он не может продавать товары
(цена не покроет издержек и не даст нормальной прибыли);

цену покупателя, выше которой он не будет платить за вещь.
Могут быть четыре варианта соотношений данных видов цен:

1) цены продавцов и покупателей равны. Тогда блага будут ре­
ализованы по равновесной цене;

2) цены продавцов и покупателей совсем не совпадают. Това­
ры не будут проданы;

3) высокие цены продавцов совпадают только частично с цена­
ми некоторых потребителей, имеющих большие доходы. В этом слу­
чае продукты будет покупать привилегированная часть населения;


4) цены продавцов соответствуют ценам основной части по­купателей. Тогда откроется массовый сбыт товаров.

Пожалуй, ясно, что в 1 -ом и 4-ом вариантах торговая прибыль может быть получена полностью, в 3-ем — частично, а во 2-ом — никакой прибыли не будет.

После того как рассмотрены все основные условия образова­ния торговой прибыли, выясним, в каком соотношении находятся нормы прибыли в промышленности и торговле.

Прежде всего важно учесть следующее обстоятельство. Если промышленная фирма станет непосредственно заниматься сбы­том своей продукции, то ей потребуются дополнительные денеж­ные средства для организации сложной сети розничной торговли. Однако по мере роста размера авансированного капитала пред­приятия норма прибыли будет, естественно, снижаться. В силу этого организаторы промышленного бизнеса выбрали иной вари­ант. Они поступились частью прибыли, чтобы уменьшить опто­вую цену по сравнению со стоимостью товара. Возникла двойная выгода. Во-первых, торговые посредники получили возможность получать прибыль, покупая блага по меньшей оптовой цене и про­давая их по большей розничной цене. При этом последняя могла и не превышать стоимость продукта. Во-вторых, промышленные фирмы избежали затрат дополнительных средств на розничную реализацию своих изделий. К тому же ускорился оборот капиталь­ной стоимости, поскольку предприятия сразу же получают всю сумму от продаж продукции по оптовым ценам. А такое ускоре­ние, как известно, ведет к повышению нормы прибыли.

После разделения бизнеса на специализированные виды — промышленный и торговый — между ними развернулось острое соперничество за получение большей величины прибыли на равно­великий капитал. Однако еще на начальной фазе капитализма сво­бодная конкуренция вызвала тенденцию к выравниванию нормы прибыли и промышленных, и торговых предпринимателей. Ког­да, допустим, более высокой доходности достигал промышлен­ный бизнес, то в индустриальную сферу устремлялся торговый капитал, что, разумеется, приводило к снижению промышленной нормы прибыли. Если же более выгодной становилась торговля, то в последнюю вливались новые промышленники, а это в конеч­ном счете вызывало уменьшение нормы торговой прибыли.

Выравнивание норм прибыли в промышленности и торговле стало еще больше при монополизации в современной экономике. Эта тенденция особенно укрепилась вследствие объединения крупного промышленного и торгового капитала.



Глава 14. Прибыль


14.3. Выгодность торгового бизнеса



 


Совершенно иначе сложилось соотношение между нормой при­были в промышленности и нормой прибыли в торговле в России в 1990-х гг. Из-за длительного спада производства многие промыш­ленные предприятия перестали получать прибыль. В то же время степень выгодности торгового бизнеса в середине 1990-х гг. дос­тигла 500%. И это не случайно. Процветанию многих торговых предприятий способствовали в особенности следующие условия:

• либерализация цен (по существу ценовой «беспредел») и вы­
сокая инфляция;

• монополизация рынка;

• ликвидация государственной монополии внешней торговли
и введение свободной внешней торговли. Это привело к широкой
продаже дешевых отечественных природных ресурсов (нефти,
металла, леса и др.) на мировом рынке по более высоким ценам;

• закупка за границей многих видов дешевых товаров недоста­
точно высокого качества и перепродажа их в России по высоким
ценам.

Неестественно прибыльное развитие бизнеса во внутренней и внешней торговле на фоне общего хозяйственного упадка поро­дило ряд социально-экономических противоречий. Одно из ост­рейших среди них состоит в том, что необычайно широкий им­порт зарубежных товаров, благоприятствующий иностранному капиталу, стал наносить серьезный ущерб отечественным това­ропроизводителям. Другое не менее острое противоречие заклю­чается в том, что огромная нажива торговых посредников на про­даже дорогих товаров наносила удар по благосостоянию широких масс, снижала жизненный уровень значительной части населения страны, порождая тем самым социальную неустойчивость.

В российской экономике возникли тупиковые ситуации. Первая из них такова. Поскольку более доходным стало вложение капита­ла не в промышленность, а в торговлю, то это стало тормозить развитие отечественного товарного производства. Тем самым подрывалась экономическая база прогрессивного роста нацио­нальной экономики, наносился все больший ущерб расширению внутреннего рынка за счет собственных товарных ресурсов.

Вторая тупиковая ситуация заключалась в том, что выгодный для торгового бизнеса инфляционный рост цен вызывает сниже­ние покупательной способности населения. Последнее в свою оче­редь отрицательно сказывается на развитии самой торговли. Не случайно в 1990-х гг. в нашей стране значительно уменьшились объемы продажи, например, продуктов питания (табл. 14.3).


Таблица 14.3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 708; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.