Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудового права 4 страница




В случае, если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда. Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула. В данном случае индивидуальный трудовой спор не возникает, поскольку государственная инспекция труда органом, рассматривающим такие споры, не является.

Ознакомившийся с решением работодателя работник или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган имеет право обжаловать увольнение непосредственно в суд. Работодатель, получивший предписание государственной инспекции труда, также вправе обжаловать это предписание в суд.

Суд, рассмотрев дело по существу, либо восстановит нарушенное право работника, либо оставит решение в силе. Одновременно суд дает оценку мотивам выборного профсоюзного органа и отменяет предписание государственной инспекции труда.

Напомним, что работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

Важно подчеркнуть, что профсоюзный орган организации является единственным выборным работниками органом, мнение которого при увольнении членов профсоюза должно быть испрошено работодателем. У иных представителей, избранных работниками, такого права нет.

Трудовой кодекс допускает возможность установления иного порядка обязательного участия выборного профсоюзного органа при рассмотрении вопроса о расторжении трудового договора с работником (и не только члена профсоюза), когда увольнение может быть произведено лишь с согласия выборного профсоюзного органа (см. ч. 4 ст. 82 ТК).

На практике при заключении коллективных договоров в ряде случаев предусматривается обязанность работодателя согласовывать предварительно вопрос об увольнении работника с соответствующим профсоюзным органом организации, если речь идет о расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Профсоюзам, ведущим от имени работников коллективные переговоры, следует вносить подобные предложения и добиваться включения их в коллективный договор, соглашение.

 

Статья 374. Гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденным от основной работы

 

1. Статья 27 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" определяла способы защиты права на труд работников, являющихся членами профсоюзных органов.

Предоставление определенных гарантий работникам, входящим в состав выборных профсоюзных органов, основано на положениях Конвенции МОТ N 135 "О защите прав представителей трудящихся на предприятии и предоставляемых им возможностях". В соответствии с положениями данной Конвенции представители работников на предприятии пользуются эффективной защитой от любого действия, которое может нанести им ущерб, включая увольнение, основанное на их статусе или на их деятельности в качестве представителей работников, или на их членстве в профсоюзе, или на их участии в профсоюзной деятельности в той мере, в какой они действуют в соответствии с существующим законодательством или коллективными договорами, или другими совместно согласованными условиями.

Представителям работников предоставляются на предприятии соответствующие возможности, позволяющие им быстро и эффективно выполнять свои функции.

Важность предоставляемых гарантий состоит в том, что профсоюзные работники по роду своей деятельности должны противостоять работодателю, разъяснять другим работникам их права и обязанности, не допускать ущемления трудовых прав работников. Именно поэтому работодатели стремятся всячески избавиться от неудобных для них профсоюзных лидеров с тем, чтобы свернуть деятельность профсоюзной организации, свести ее активность к минимуму.

2. Следует отметить, что по сравнению с действующим законодательством объем гарантий, предоставлявшихся профсоюзным работникам, не освобожденным от основной работы, существенно снижен.

Трудовой кодекс (ст. 374) сохраняет положение об обязанности работодателя при расторжении с этими работниками трудовых договоров по их инициативе получить предварительное согласие соответствующего вышестоящего профсоюзного органа. Однако круг этих работников сокращен. Соответствующие гарантии предоставляются выборным работникам только коллегиальных профсоюзных органов. В связи с этим с профорганизаторами расторжение трудового договора по инициативе работодателя должно осуществляться на общих основаниях. Что касается коллегиальных профсоюзных органов, то соответствующими гарантиями будут пользоваться председатели (и их заместители) выборных профсоюзных органов только на уровне организации, ее структурных подразделений не ниже цеховых и приравненных к ним. На работников, избранных в состав многочисленных вышестоящих профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, дополнительные гарантии при расторжении с ними трудовых договоров не распространяются. Не предусмотрены также дополнительные гарантии для рядовых членов выборных профсоюзных органов организации, не освобожденных от основной работы.

Важно отметить, что предварительное согласие на увольнение руководителя выборного профсоюзного органа необходимо не во всех случаях, когда ставится вопрос о расторжении трудового договора по инициативе работодателя, а только: при сокращении штатов предприятия, при увольнении по признаку недостаточной квалификации и при неоднократном нарушении трудовых обязанностей (п. 2, подп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК).

При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК, т.е. с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

3. При применении ст. 373 ТК следует учитывать постановление Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г.

Конституционный Суд в этом постановлении определил, что "согласно ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Эти и иные положения ст. 37 Конституции Российской Федерации, закрепляющие гарантии свободного труда, корреспондируют положениям Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: участвующие в данном Пакте государства, согласно пункту 1 его ст. 6, признают право на труд, включающее право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается, и предпримут надлежащие шаги к обеспечению этого права.

Положения ст. 37 Конституции Российской Федерации, обусловливая свободу трудового договора, право работника и работодателя посредством согласования воль устанавливать его условия и решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, вместе с тем выступают в качестве конституционно-правовой меры этой свободы, границы которой стороны не вправе нарушать. Поэтому, заключая трудовой договор, работодатель обязан обеспечить работнику условия труда в соответствии с указанными требованиями Конституции Российской Федерации, а работник - лично выполнять определенную соглашением трудовую функцию, соблюдая действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Федеральный законодатель, регулируя вопросы возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, в целях обеспечения конституционной свободы трудового договора в силу статей 71 (пункт "в") и 72 (пункт "к" части 1) Конституции РФ правомочен предусматривать негативные правовые последствия невыполнения стороной принятых на себя обязательств по трудовому договору, адекватные степени нарушения прав и законных интересов другой стороны, в том числе условия расторжения трудового договора по инициативе одной из сторон. Однако при этом он должен учитывать и иные защищаемые Конституцией Российской Федерации социальные ценности.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (ст. 8) и закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 1, 2 ст. 35).

Указанные конституционные права предполагают наличие у работодателя (физического или юридического лица) ряда конкретных правомочий, позволяющих ему в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Поэтому, предусматривая в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации гарантии трудовых прав, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения работника, законодатель не вправе устанавливать такие ограничения, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности. Иное противоречило бы положениям ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения посредством федерального закона должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерными.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, свободу деятельности общественных объединений (ч. 1 ст. 30). Из данной конституционной нормы во взаимосвязи со статьей 37 Конституции Российской Федерации вытекает обязанность государства обеспечивать свободу деятельности профсоюзов в целях надлежащего представительства и защиты социально-трудовых прав граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами.

Поскольку свободное осуществление гражданами трудовой деятельности может быть затруднено в силу необходимости сочетания работы с выполнением этих значимых для государства и общества функций, законодатель вправе предусмотреть меру социальной защиты работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы. Установление для таких работников дополнительных гарантий, включая механизм эффективного контроля за правомерностью действий работодателя при их увольнении, имеет существенное значение для реализации права на создание профсоюзов как самостоятельных и независимых объединений трудящихся - одного из основных прав в демократическом правовом государстве.

Обязанность государства обеспечивать трудящимся надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда, права организаций трудящихся свободно избирать своих представителей, вытекает и из положений Конвенции МОТ N 87 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию (ст. 2 и 3), а также Конвенции МОТ N 98 1949 года относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров, согласно которой такая защита применяется, в частности, в отношении действий, имеющих целью "увольнять или любым другим способом наносить ущерб трудящемуся на том основании, что он является членом профсоюза или принимает участие в профсоюзной деятельности" (подпункт "б" пункта 2 ст. 1).

Таким образом, устанавливая дополнительные гарантии для работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, при увольнении их по инициативе работодателя, законодатель - в силу требований статей 1 (ч. 1), 7, 8 (ч. 1), 17 (ч. 3), 19 (ч. 1 и 2), 30 (ч. 1), 34 (ч. 1), 35 (ч. 2), 37, 38 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации - должен обеспечивать баланс соответствующих конституционных прав и свобод, являющийся необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве, что составляет правовую основу справедливого согласования прав и интересов работников и работодателей как сторон в трудовом договоре и как участников социального партнерства".

4. Повторим, что увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2, подп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, за исключением случаев увольнения по п. 2 ст. 81 (сокращение численности или штата работников организации); подп. "б" п. 3 ст. 81 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатом аттестации); и п. 5 ст. 81 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 34 (ч. 1), 35 (ч. 2), 37 (ч. 1), 46 (ч. 1) и 55 (ч. 3) часть вторая ст. 235 КЗоТ и п. 3 ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" в той части, в которой ими допускается без предварительного согласия соответствующих выборных профсоюзных органов увольнение работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случае совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.

5. Часть 3 ст. 374 ТК воспроизводит ч. 6 ст. 25 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Она предусматривает, что члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

 

Статья 375. Гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы

 

1. Статья 375 ТК определяет один из способов защиты профсоюзных работников во взаимоотношениях с работодателем. Согласно принятой норме (ч. 1 ст. 375 ТК) работнику, освобожденному от работы в организации с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по п. 7 ст. 77 ТК.

Приведенная норма существенно отличается от ст. 26 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности". Статья 26 этого Закона имела в виду профсоюзного работника, освобожденного от работы в организации, вследствие избрания на выборную должность в профсоюзные органы любого уровня. Статья 375 ТК предусматривает, что прежняя (до выборов) работа предоставляется только работнику, избранному на должность в профсоюзный орган данной организации. Если, например, работник организации был избран в областной (межрегиональный) профсоюзный орган, то предусмотренная в ч. 1 ст. 375 гарантия на него не распространяется.

Нельзя не обратить внимание и на нечеткую формулировку ст. 375 ТК. Согласно ч. 1 ст. 375 работнику, освобожденному "после окончания срока его полномочий", при отсутствии прежней работы предлагается другая равноценная работа в этой же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по п. 7 ст. 77 ТК. Непонятно, как можно уволить работника, уже уволенного за окончанием выборной работы, за отказ от перевода? Видимо, в этом случае за работником следует сохранять заработок (ч. 2 ст. 375 ТК) либо принимать его в организацию, в которой он работал до выборов, а уж после этого трудоустраивать.

2. Согласно ч. 2 ст. 375 ТК при невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации - на срок до одного года.

Таким образом, средний заработок за работником может быть сохранен только в двух случаях: когда организация реорганизована или ликвидирована. В первом случае выплачивает зарплату правопреемник, во втором - профессиональный союз. Если же работнику невозможно предоставить прежнюю работу (должность) потому, что она занята, то в случае отказа от трудоустройства гарантии, предусмотренные ч. 2 ст. 375 ТК, не применяются.

Здесь, видимо, самим профсоюзам следует принимать более действенные меры правовой и социальной защиты выборных профсоюзных работников, решать эти вопросы в уставах как отраслевых, так и межрегиональных профессиональных союзов. Вышестоящие профсоюзные органы должны содействовать трудоустройству выборных профсоюзных работников, помогать им в переподготовке с целью восстановления профессиональной квалификации.

3. Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.

Работник, освобожденный от основной работы в связи с избранием его в выборный орган первичной профсоюзной организации, обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором (ч. 3 ст. 375 ТК).

 

Статья 376. Гарантии права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа

 

1. Закрепляя гарантии права на труд работникам, являющимся членами выборного профсоюзного органа, новый Кодекс предусматривает, что расторжение трудового договора по инициативе работодателя по п. 2, подп. "б" п. 3 и п. 5 ст. 81 настоящего Кодекса с руководителем выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленного ст. 374 ТК.

Сразу же надо отметить, что и здесь гарантии, предоставляемые работникам, являвшимся членами профсоюзных органов, также снижены по сравнению с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и ст. 235 КЗоТ.

2. Так, согласно ст. 27 Федерального закона и ст. 235 КЗоТ увольнение по инициативе работодателя работников, являвшихся членами профсоюзных органов, не допускается в течение двух лет после окончания срока их полномочий, кроме случаев ликвидации организации или совершения работником действий, за которые Федеральным законом предусмотрено увольнение. В этих случаях увольнение производится только с предварительного согласия соответствующего профсоюзного органа.

Теперь гарантии предоставляются только лицам, являвшимся руководителями выборных профсоюзных органов организаций и их заместителями.

Кроме того, Законом о профессиональных союзах гарантировалась защита от любых увольнений, не связанных с виновными действиями работников (за исключением ликвидации организации). Теперь же увольнение указанных работников может производиться без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов, за исключением случаев увольнения по п. 2 ст. 81 (сокращение численности или штата работников организации); подп. "б" п. 3 ст. 81 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатом аттестации) и п. 5 ст. 81 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

3. В отношении увольнения по п. 5 ст. 81 ТК см. комментарий к ст. 374 ТК.

 

Статья 377. Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа

 

1. Трудовой кодекс, как и ранее действовавший КЗоТ (ст. 232, 233, 234), предусматривает обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа.

2. Работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте.

3. Обязанности работодателя создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников в соответствии с настоящим Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями, зафиксированы и в ст. 32 ТК.

Согласно ст. 41 ТК в коллективный договор могут включаться обязательства по вопросу обеспечения нормативных условий деятельности представителей работников.

4. В организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

5. Письмом Центрального банка Российской Федерации от 27 мая 1997 г. N 456 "О порядке перечисления на счета профсоюзов денежных средств (взносов) из заработной платы работников" установлен порядок осуществления расчетов и проведения банковских операций, связанных с перечислением на счета профсоюза денежных средств из заработной платы работников.

Указанные денежные средства перечисляются работодателем в соответствии с коллективным договором, соглашением на банковский счет профсоюза, открытый по решению постоянно действующего руководящего выборного коллегиального органа профсоюза, осуществляющего права юридического лица, на основании ст. 8 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ст. 8, 21, 32 Федерального закона "Об общественных объединениях" и Устава данного профсоюза.

6. Кодекс воспроизвел норму Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" о том, что работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзов денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, установленных коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями. В случае, если в организации действует несколько профсоюзов, участвовавших в подписании коллективного договора или отраслевого (межотраслевого) тарифного соглашения, денежные средства перечисляются на счета этих профсоюзов пропорционально числу их членов.

Данная норма предусматривает возможность работникам, не членам профсоюза, формировать ту материальную базу, на основании которой профессиональные союзы осуществляют свою деятельность по представительству и защите интересов работников.

Однако никто не может быть принужден к уплате таких взносов, данные платежи должны производиться только при наличии письменного заявления работника, а также соответствующих положений коллективного договора, соглашения.

 

Статья 378. Ответственность за нарушение прав профессиональных союзов

 

1. Статья 378 ТК предусмотрела, что лица, нарушающие права и гарантии деятельности профессиональных союзов, несут ответственность в соответствии с федеральным законом. Кодекс имеет в виду ст. 29 и 30 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", которые гарантируют судебную защиту прав профсоюзов.

Ответственность за нарушения прав и гарантии деятельности профессиональных союзов могут нести должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели и их объединения, их представители и иные должностные лица.

Дела о нарушениях прав профсоюзов рассматриваются судом по заявлению прокурора, либо по исковому заявлению или жалобе соответствующего органа профсоюза, первичной профсоюзной организации.

Законодательством устанавливается круг субъектов, подлежащих ответственности за нарушение прав профсоюзов. Это могут быть должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления, работодатели, должностные лица их объединений (союзов, ассоциаций).

2. Представляется, что в том случае, когда речь идет о работодателях, ответственных за нарушение прав профессиональных союзов, имеются в виду не только руководители, но и любые другие должностные лица организации. Данный вывод подтверждается положениями Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", ст. 30 которого предусматривает, что работодатель обязан расторгнуть трудовой договор (контракт) с должностным лицом, если оно нарушает законодательство о профсоюзах, не выполняет своих обязательств по коллективному договору, соглашению.

3. Законодательством устанавливаются следующие виды ответственности: дисциплинарная, административная и уголовная.

Дисциплинарная ответственность предусмотрена Трудовым кодексом (см. разд. VIII и комментарий к нему). За дисциплинарный проступок могут быть применены следующие виды дисциплинарного воздействия: замечание, выговор и увольнение. Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности установлен ст. 193 ТК.

4. Новым Кодексом об административных правонарушениях, вступившим в силу 1 июля 2002 г., предусматривается, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда (п. 1 ст. 5.27).

Нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП).

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (ст. 3.11 КоАП).

5. Уголовная ответственность за нарушения прав профессиональных союзов Уголовным кодексом РФ не предусмотрена.

 

Глава 59. Самозащита работниками трудовых прав

 

Статья 379. Формы самозащиты

 

1. Самозащита, как способ охраны своих прав, заимствована из гражданского законодательства.

В соответствии с гражданским законодательством (ст. 14 ГК) для освобождения от ответственности за причинение вреда другой стороне при самозащите необходимо соблюдение следующих условий. Во-первых, лицо, самостоятельно защищающее свое право, является бесспорным его обладателем. Во-вторых, избранный лицом способ защиты должен быть соразмерен нарушению. В-третьих, способ самозащиты не может выходить за пределы действий, необходимых для его применения.

2. Трудовой кодекс предусматривает (ст. 379), что в целях самозащиты трудовых прав работник может отказаться от выполнения работы, не предусмотренной трудовым договором, а также отказаться от выполнения работы, которая непосредственно угрожает его жизни и здоровью, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. На время отказа от указанной работы за работником сохраняются все права, предусмотренные настоящим Кодексом, иными законами и другими нормативными актами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.