Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Трудового права 3 страница




 

Статья 368. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор

 

1. Основные принципы организации и деятельности системы Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ и полномочия должностных лиц, осуществляющих надзор за соблюдением санитарного законодательства, закреплены Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650). Структура органов и организации Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ определена Положением о названной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 24 июня 2000 г. N 554 (СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295). Этим же постановлением утв. и Положение государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.

Федеральным органом исполнительной власти, выполняющим службу санитарно-эпидемиологического надзора, является Минздрав России.

2. Согласно Положению о службе основными задачами службы являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ, предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, гигиеническое воспитание и образование населения.

В службу входят:

Министерство здравоохранения РФ (департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору);

федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах РФ, на водном и воздушном транспорте в регионах, городах, районах, межрайонные, на водном и воздушном транспорте в субъектах РФ, зональные на водном и воздушном транспорте, в районах (округах) городов и иные органы, учреждения и подразделения (п. 5 Положения).

3. Органы и учреждения службы в соответствии с возложенными на них задачами:

участвуют в формировании основных направлений государственной политики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

участвуют в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также научных, научно-технических программ в этой области;

взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

организуют и проводят санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания, а также токсикологическую, гигиеническую и иные виды оценок;

организуют и проводят научные исследования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

организуют работу по гигиеническому воспитанию населения, участвуют в обучении граждан, аттестации гигиенической подготовки работников, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

организуют и выполняют дезинфекционные, дератизационные и дезинсекционные работы;

проводят социально-гигиенический мониторинг;

осуществляют государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование.

Министерство здравоохранения РФ (департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, входящие в службу, и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, кроме того:

осуществляют в соответствии с законодательством государственную регистрацию потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ, отходов производства и потребления, а также впервые ввозимых на территорию РФ отдельных видов продукции;

осуществляют в установленном порядке лицензирование деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, представляющих потенциальную опасность для человека;

осуществляют меры по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях;

обеспечивают санитарную охрану территории РФ.

4. При осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора Министерство здравоохранения РФ (департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, входящие в службу, и центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в пределах своих полномочий:

принимают обязательные для выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами решения по проведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

применяют меры административного воздействия при выявлении санитарных правонарушений, а также передают материалы для привлечения в соответствии с законодательством РФ к ответственности лиц, совершивших такие правонарушения;

осуществляют контроль за выполнением санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

5. Указанные органы выдают санитарно-эпидемиологические заключения по:

генеральным планам городов, проектам районной планировки и застройки населенных пунктов, размещения объектов промышленности, проектам норм проектирования, выбору земельных участков под строительство, технико-экономическим обоснованиям, проектам строительства, реконструкции и модернизации объектов и их пусковых комплексов, зданий, сооружений, транспортных средств и вводу их в эксплуатацию;

проектам нормативной и технологической документации на готовую продукцию, в том числе на товары народного потребления и пищевые продукты;

проектам зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, прибрежных районов морей, округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей, санитарно-защитных зон промышленных организаций;

условиям специального водопользования, проектам нормативов выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов в водоемы;

условиям производства, применения, хранения, транспортировки и захоронения радиоактивных веществ и других источников ионизирующих излучений, а также применения источников электромагнитных излучений;

условиям производства, хранения, транспортировки, поставки, продажи, применения, утилизации или уничтожения продукции производственно-технического назначения и товаров для бытовых (личных) нужд граждан;

видам деятельности, подлежащим лицензированию;

пестицидам и агрохимикатам, подлежащим государственной регистрации, и регламентам их применения;

образовательным стандартам, программам, методикам и режимам воспитания, общего и профессионального обучения граждан;

организуют и осуществляют санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу РФ в целях предупреждения завоза и распространения карантинных (чума, холера, желтая лихорадка) и других инфекционных заболеваний людей, а также потенциально опасных для населения товаров и грузов;

выявляют и устанавливают причины и условия возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, в также массовых инфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека на основе социально-гигиенического мониторинга;

ведут государственный учет инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, представляют в установленном порядке соответствующую государственную отчетность.

6. В Положении предусмотрен подробный перечень должностных лиц службы во главе с первым заместителем Министра - Главным государственным санитарным врачом РФ, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 18).

 

Статья 369. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью

 

1. Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности является федеральным органом исполнительной власти и находится в ведении Правительства РФ, а по вопросам, закрепленным Конституцией РФ за Президентом РФ, подведомствен Президенту РФ.

2. Положение о государственном надзоре за ядерной и радиационной безопасностью Российской Федерации утв. распоряжением Президента РФ от 5 июня 1992 г. N 636-рп с изменениями и дополнениями (Ведомости РФ. 1992. N 24. Ст. 1338).

Госатомнадзор России организует и осуществляет государственное регулирование и надзор за безопасностью при производстве, обращении и использовании в мирных и оборонных целях атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий на их основе с целью обеспечения безопасности персонала ядерно и (или) радиационно опасных объектов и населения, защиты окружающей среды и интересов безопасности РФ.

Госатомнадзор в пределах своей компетенции принимает решения, обязательные для органов государственного управления и предприятий, расположенных на территории РФ, независимо от их подчиненности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

3. Конкретные задачи, функции и права Госатомнадзора России предусмотрены Положением о нем. В частности, Госатомнадзор имеет право запрещать применение изделий и технологий, не обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность персонала, населения и окружающей среды, привлекать к административной ответственности должностных лиц министерств и ведомств, органов исполнительной власти, предприятий, виновных в нарушении требований, правил, норм ядерной и радиационной безопасности.

 

Глава 58. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

 

Статья 370. Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

 

1. Среди основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений Трудовой кодекс называет обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (ст. 2 ТК).

Основные формы реализации профессиональными союзами защитных функций по отношению к работникам закреплены в ст. 370 ТК. Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

2. Подписанное 20 декабря 2001 г. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ в целях реализации законодательства по охране труда предусматривает обязательство сторон обеспечить финансирование деятельности технических инспекторов труда профсоюзов за счет работодателей в соответствии с заключенными договорами и соглашениями (БМТ. 2002. N 2).

Трудовой кодекс предусматривает, что межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта РФ, могут создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

Профессиональные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профессионального союза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профессиональных союзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

3. Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организации о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;

принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, и также с изменениями условий труда;

принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ;

обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.

4. Федеральным законом от 12 января 1996 г. "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" также закреплено право профсоюзов на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде.

Так, ст. 19 этого Закона устанавливает, что профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений.

Формулировка ст. 370 ТК расширяет права профессиональных союзов в указанной сфере, так как предоставляет профсоюзам право контроля за соблюдением не только законодательства о труде, но и всех иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (правил внутреннего трудового распорядка, коллективных договоров и соглашений и др.).

5. До конца 80-х годов в ведении профсоюзов находились правовая и техническая инспекции труда, осуществлявшие как государственный надзор, так и общественный контроль за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. Эти инспекции обладали государственно-властными полномочиями и имели право налагать административные штрафы, приостанавливать работу отдельных машин, механизмов, цехов, предприятий и пр.

С созданием федеральной инспекции труда как централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется, профсоюзы утратили права на осуществление государственного надзора и контроля.

Данное решение представляется вполне оправданным. Профессиональные союзы являются общественной организацией и в связи с этим не вполне уместно возложение на них функций государственных органов, тем более связанных с привлечением к административной ответственности.

Профсоюзный контроль - часть общественного контроля, который наряду с профсоюзами осуществляют иные представители, избираемые работниками (ст. 29 ТК).

6. Профсоюзы вправе осуществлять контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды через свои органы, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также собственные инспекции по охране труда, действующие на основании положений, утверждаемых профсоюзами. В этих целях они имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от форм собственности и подчиненности, их структурные подразделения, рабочие места, где работают члены данного профсоюза, участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве (работе), защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам условий труда и безопасности на производстве (работе), возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе), а также по другим вопросам охраны труда и окружающей природной среды в соответствии с федеральным законодательством.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, что представляет профсоюзам возможность расширять сферы контроля и искать новые пути и способы представительства и защиты трудовых прав своих членов.

Работодатели, должностные лица, в свою очередь, обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах (п. 1 ст. 19 Закона о профессиональных союзах).

 

Статья 371. Принятие решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа

 

1. Трудовой кодекс предусмотрел, что работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных этим Кодексом.

До введения в действие Трудового кодекса профсоюзы обладали значительными правами, позволяющими влиять на управленческие решения, принимаемые работодателем. Такие решения должны были приниматься в организации либо совместно, либо по согласованию с соответствующим профсоюзным органом. Так, работодатель обязан был совместно с соответствующим выборным профсоюзным органом устанавливать, например, дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников коллектива или отдельных категорий работников; принимать решение об установлении пятидневной или шестидневной рабочей недели и пр.

По согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом мог быть увеличен срок испытания при приеме на работу до шести месяцев, должны были утверждаться графики сменности, устанавливаться суммированный учет рабочего времени, перечень работ, где по условиям производства нельзя установить перерыв для приема пищи, а также порядок и место приема пищи в течение рабочего времени для работников, занятых на таких работах, и др.

Общее здесь состояло в том, что и в первом, и во втором случаях работодатель не вправе был по определенным в КЗоТ вопросам принимать решение самостоятельно без согласия соответствующего профсоюзного органа.

Такое положение было вполне оправданным в эпоху, когда не существовало рыночных отношений, разнообразия форм и методов хозяйственной деятельности.

2. В настоящее время в Трудовом кодексе определен круг вопросов, для принятия решений по которым работодатель учитывает мнение профсоюзного органа.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что Трудовым кодексом предусматривается возможность принятия работодателем решения как с учетом мнения соответствующего представительного органа работников (ст. 136, 144, 147, 154, 162, 190, 196), так и с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа (ст. 73, 99, 113, 123, 135, 159, 180, 212, 299, 301).

3. При применении данных норм на практике может возникнуть вопрос о том, требуется ли учет мнения соответствующего выборного профсоюзного органа в том случае, если закон предусматривает принятие решения с учетом мнения представительного органа работников, и наоборот.

В соответствии со ст. 29 ТК представителями работников являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками.

Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. 30 ТК).

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной организации либо иному представителю (ст. 31 ТК).

Иначе говоря, правом представлять и защищать интересы работников в соответствии с законодательством и сложившейся практикой обладают прежде всего профессиональные союзы. При недостаточной представительности профсоюза (менее половины работающих в организации) или при принятии соответствующего решения работниками, не являющимися членами профсоюза, создаются выборные представительные органы работников, например совет трудового коллектива.

4. Согласно ч. 2 ст. 8 ТК в случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Следовательно, консультации (учет мнения) проводятся с любым представителем, уполномоченным работниками, профессиональным союзом или иным органом, избранным работниками (советом трудового коллектива). И было бы ошибкой полагать, что если в конкретном случае в статье Кодекса назван представительный орган работников, то не следует испрашивать мнение соответствующего профсоюзного органа и наоборот. Более того, наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий (см. ст. 31 ТК).

Важно отметить, что ст. 8 ТК предусматривает, что коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представительным органом работников.

Это означает, что могут быть установлены случаи, когда требуется не учет мнения, а согласие профсоюза на принятие того или иного нормативного акта, затрагивающего существенные права и интересы работников. Отсутствие такого согласования влечет недействительность принятого акта.

 

Статья 372. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права

 

1. Статья 372 ТК регулирует порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников.

При применении КЗоТ, такой вопрос не возникал. Отсутствие предварительного согласия выборного профсоюзного органа на то или иное управленческое решение, на принятие локального нормативного акта, когда такое согласие требовалось по закону, делало это решение недействительным.

Необходимость учета работодателем мнения представительного органа работников - это качественно иной подход к взаимоотношению между работодателем и представительным органом работников, при котором представительный орган лишен возможности блокировать предполагаемое управленческое решение.

Прежде всего в Законе предусмотрено, что далеко не каждое решение, принимаемое работодателем, должно обсуждаться с профсоюзами или иными представительными органами работников, а только то, которое прямо названо в Законе или коллективном договоре.

Работодатель в предусмотренных настоящим Кодексом случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.

Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

2. Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке, так как только суд в соответствии с Конституцией и федеральным законодательством может провести полную всестороннюю и объективную проверку всех обстоятельств дела, с учетом позиций и доводов сторон, защиты их законных прав и интересов (см. ст. 361 ТК и комментарий к ней).

 

Статья 373. Порядок учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя

 

1. Трудовой кодекс предусматривает, что в установленных законом случаях трудовой договор с работником прекращается с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Испросить мнение профсоюзного органа работодатель обязан при принятии решения о возможном расторжении трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, в случаях увольнения его по п. 2 ст. 82. ТК (расторжение трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников); по подп. "б" п. 3 ст. 81 ТК (в связи с несоответствием работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденных результатами аттестации; по п. 5 ст. 81 ТК (вследствие неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание).

Логику законодателя при выборе приведенного перечня оснований расторжения трудового договора понять невозможно.

Наряду с причинами, не связанными с виновными действиями работников, предусмотрено виновное неоднократное нарушение работником трудовых обязанностей, когда также следует испросить мнение профсоюзного органа по поводу увольнения работника.

2. Процедура учета мнения профсоюзного органа следующая.

Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.