КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий
Эти принципы вытекают из признания основополагающего постулата: движение, двигательная активность для детей с ограниченными возможностями это объективное и жизненно необходимое условие существования, поддержания «остаточного» здоровья, развития и совершенствования индивидуальных возможностей. Принцип адекватности означает требование, чтобы выбор средств, методов, методических приемов соответствовал состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются множеством постоянно действующих факторов, лимитирующих двигательную активность и влияющих на процесс адаптации.] Принцип адекватности предусматривает учет следующих факторов: тяжеспгобновного дефекта, характера сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, возрастные особенности, индивидуальные темпы развития, состояние двигательной функции, особенно локомоторной, сохранность сенсорных систем, интеллекта, способность к обучению, наличие двигательного опыта, предрасположенность, интерес и природные задатки к тем или иным видам физических упражнений. Принцип оптимальности означает разумно сбалансированные величины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адаптационных процессов, которые определяются силой и характером внешних стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложности, а также физической нагрузке, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма. Принцип вариативности означает бесконечное многообразие содержания и возможностей движения. Смысл вариативности состоит не только в том, чтобы избежать монотонии, привыкания к однообразной физической нагрузке. Люди с ограниченными возможностями вследствие вынужденной" гиподинамии испытывают двигательный и эмоциональный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной деятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления. В практической деятельности принцип выражается в варьировании физических упражнений и условий их выполнения, методов и методических приемов словесного и звукового воздействия, показа, сенсорных ощущений, способов регулирования эмоционального состояния занимающихся. |Выбор возможных сочетаний перечисленных признаков вариативности обусловлен возрастом, индивидуальностью занимающихся, конкретными педагогическими задачами и должны соответствовать принципам адекватности и оптимальности. Контрольные вопросы и задания 1. Какими путями реализуется принцип гуманистической направленности в адаптивной физической культуре?
2. Что означает непрерывное физкультурное образование? 3. Раскройте роль здоровья и физической подготовленности для ин 4. Что означает принцип социализации? Какова роль адаптивной 5. Какие факторы влияют на процесс социальной адаптации инва 6. Раскройте понятия «социальная интеграция» и «интегрирован 7. Какова роль образования, в том числе и физкультурного, в ин 8. В чем заключаются возможности реализации принципа интегра 9. В чем состоит принцип приоритетной роли микросоциума для
10. Раскройте роль семьи в социализации личности ребенка. 11. Раскройте негативное влияние социальной изоляции, материн 12. Раскройте, почему соблюдение методических принципов опре 13. Какие требования к педагогу предполагает реализация принци 14. В чем заключаются принципы сознательности и активности? Как 15. Почему важно соблюдение этих принципов родителями детей- 16. Раскройте особенности реализации принципа наглядности в 17. Раскройте особенности и правила реализации принципа доступ 18. Что означает принцип систематичности в адаптивном физичес 19. В чем состоят особенности реализации и правила соблюдения 20. Раскройте значение принципа прочности для долговременного 21. Раскройте комплексный характер диагностирования. 22. Какое значение для адаптивной физической культуры имеют 23. В чем заключается принцип коррекционно-развивающей направ 24. В чем заключается компенсаторная направленность педагогичес 25. В чем проявляются возрастные особенности физического и пси 26. В чем заключается единство онтогенетического хода развития 27. Почему в адаптивной физической культуре необходимо макси 28. Что означают понятия «зона актуального развития» и «зона бли 29. Что означает принцип адекватности педагогических воздействий 30. Что означает принцип оптимальности педагогических воздей 31. В чем состоит принцип вариативности педагогических воздействий? 32. Какие приемы вариативности используются в процессе занятий Раздел IV ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИКИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ГЛАВА 17 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И СРЕДСТВА АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 17.1. Педагогические задачи адаптивной физической культуры Постановка педагогических задач, степень их конкретизации и четкость формулирования определяют направленность и содержание педагогических воздействий, адекватный подбор методов и методических приемов во всех формах направленного использования средств физической культуры. В адаптивном физическом воспитании как наиболее организованном виде АФК более системно представлены все виды педагогических задач. Их две группы: 1) общие для всех — и здоровых, и с нарушениями в развитии, обусловленные потребностями общества и отраженные в государственных программах для массовых и специальных (кор-рекционных) образовательных учреждений. Базовый компонент составляет основу стандарта подготовки учащихся в сфере физической культуры; 2) специфические, отражающие особенности физического воспитания детей с нарушениями развития, обусловленные наличием основного дефекта, сопутствующих заболеваний, вторичных отклонений. К общим задачам относятся следующие: -укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию, повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды; -обучение основам техники движений, формированию жизненно необходимых умений и навыков; -развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; -формирование необходимых знаний в области физической культуры личности; -воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности; - воспитание нравственных и волевых качеств, приучение к организованности, ответственности за свои поступки, любознательности, активности и самостоятельности. К специфическим задачам адаптивной физической культуры относятся коррекционные, компенсаторные и профилактические, однако их решение распространяется и на общие задачи. Если физическое воспитание здоровых школьников имеет общеподготовительную направленность (Л.П. Матвеев, 1991; Ю.Ф. Курам-шин, В.И. Попов, 1999), то адаптивное физическое воспитание, как и другие виды АФК, имеет ярко выраженную коррекционно-развиваю-щую направленность. По мнению Е.С. Черника (1997), физическую культуру детей с нарушениями развития нужно рассматривать как коррек-ционно-компенсаторную и лечебно-оздоровительную форму воздействия на двигательную недостаточность, как средство реадаптации двигательных нарушений. Многообразие решаемых коррекционно-развивающих задач позволило их сгруппировать в следующие виды: 1. Коррекция техники основных движений — ходьбы, бега, плава 2. Коррекция и развитие координационных способностей - согла 3. Коррекция и развитие физической подготовленности — мышеч 4. Компенсация утраченных или нарушенных функций, формиро 5. Профилактика и коррекция соматических нарушений — осанки, 6. Коррекция и развитие сенсорных систем: -дифференцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; -развитие зрительной и слуховой памяти; -развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; -дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетичес-ких восприятий и т. п. 7. Коррекция психических нарушений в процессе двигательной дея Деление это носит условный характер, в практической работе строгих разграничений нет. Одно упражнение одновременно может решать несколько задач, и несколько упражнений могут быть нацелены на решение одной задачи. ________ 17.2. Средства адаптивной физической культуры К средствам АФК относятся физические упражнения, естественно-средовые (природные) и гигиенические факторы. Физическое упражнение является основным специфическим средством, с помощью которого достигается направленное воздействие на занимающегося, решаются коррекционно-развивающие, компенсаторные, лечебные и профилактические, образовательные, оздоровительные, воспитательные задачи. Усовершенствование характеристик движений, освоение двигательных умений, развитие физических качеств достигается за счет многократного повторения упражнений. При этом двигательная деятельность сопровождается целым комплексом изменений биологических структур и функций. Физические упражнения оказывают положительное влияние на организм человека с ограниченными возможностями в любом возрасте, особенно на растущий организм с нарушениями в развитии. Они: 1) укрепляют и развивают опорно-двигательный аппарат, стимули 2) улучшают крово- и лимфообращение, обмен веществ; 3) благоприятно влияют на центральную нервную систему (ЦНС), 4) улучшают аналитико-синтетическую деятельность ЦНС и взаи 5) улучшают функции сенсорных систем. ^ Физические упражнения, являясь осознанными целенаправленными действиями, связаны с целым рядом психических процессов (вниманием, памятью, речью и др.), с представлениями о движениях, с мыслительной работой, эмоциями и переживаниями и т. п., развивают интересы, убеждения, мотивы, потребности, формируют волю, характер, поведение и являются, таким образом, одним из средств духовного развития человека; т. е. влияют одновременно на организм и личность. Эффективность физических упражнений на организм и личность определяется влиянием ряда факторов: во-первых, особенностями самих упражнений, их сложностью, новизной, эмоциональностью, величиной нагрузки и т. п.; во-вторых, индивидуальными особенностями занимающихся: возрастом, полом, состоянием здоровья, двигательных возможностей, ограниченных дефектом, сопутствующими заболеваниями и вторичными нарушениями, состоянием сохранных функций (двигательных, сенсорных, интеллектуальных), двигательным опытом, способностью к обучению и контактам, личной заинтересованностью;
в-третьих, внешними условиями - психологическим климатом на занятии, гигиенической обеспеченностью мест занятий, техническим оснащением, оборудованием и инвентарем, создающими личный комфорт занимающихся. Чтобы целенаправленно подбирать физические упражнения соответственно индивидуальным особенностям занимающихся, условиям проведения занятий, характеру физкультурной деятельности в разных видах адаптивной физической культуры, все упражнения делятся на группы по определенным признакам. Единой классификации не существует, так как одно и то же упражнение обладает разными признаками и может войти в разные классификационные группы. Наиболее распространенными являются следующие классификации: 1) по целевой направленности: упражнения общеразвивающие, 2) по преимущественному воздействию на развитие тех или иных фи 3) по преимущественному воздействию на определенные мышечные 4) по координационной направленности: упражнения на ориентиров 5) по биомеханической структуре движений: циклические (ходьба, бег, 6) по интенсивности выполнения заданий, отражающей степень напря 7) по видам спорта для разных нозологических групп инвалидов: уп 8) по лечебному воздействию: упражнения на восстановление функ 9) по исходному положению: упражнения, выполняемые в положе 10) по степени самостоятельности выполнения упражнений: активное самостоятельное, с поддержкой, помощью, страховкой, тактильным сопровождением движений, с опорой на костыли, палку, с помощью протезов, туторов, ортезов и технических устройств, в ходунках, коляске, условиях разгрузки (на подвеске), в форме ортопедической укладки, пассивных упражнений и др. 11) по интеграции междисциплинарных связей: художественно-музыкальные, хореографические танцевальные упражнения, упражнения формокоррекционной ритмопластики (работа с глиной), рисование, упражнения, связанные с ролевыми двигательными функциями в сказ-ко-, драмо-, игротерапии, тематических игровых композициях и др., активизирующих мышление, речь, внимание, память, элементарные математические способности. В таблице показано только одно циклическое упражнение — ходьба как средство коррекции физических и психических способностей детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями в развитии: коррекции равновесия, быстроты реакции и переключения, дифференцировки усилий, расстояния, ритма и темпа движений, ориентировки в пространстве, мелкой моторики, осанки, подвижности в суставах, развития внимания, воображения, сопряженной речи, словарного запаса и др. Аналогичными возможностями обладают все физические упражнения — бег, метание, прыжки, плавание, подвижные и спортивные игры и т. п^От адекватности подбора физических упражнений, рациональной организации условий и способов педагогических воздействий зависит успешность решения всего комплекса задач адаптивной физической культуры.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |