Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ности в процессе выполнения занимающимся двигательного действия (ре­шения двигательной задачи). 1 страница




10 1466

Следующее, четвертое положение, которое должно быть выполнено для осуществления методики формирования действий с заданным резуль­татом, сводится к требованию объединения процессов обучения двигатель­ным действиям и развития и совершенствования качеств и способностей занимающихся в единый процесс - формирования действий с заданным результатом, а также к требованию определения готовности учащихся к освоению двигательных действий с помощьюТУСД человека.

9 1466 257


нельзя провоцировать ученика на «пассивность», ограничивать его по­знавательную активность.

В практике физического воспитания и особенно спорта стремле­ние педагогов к обеспечению активности учащегося в условиях час­тичной реализации метода «пассивных движений» наблюдается при использовании ими физической помощи — «проводки» по движению (поддержки, подталкивания, фиксации необходимых поз и положе­ний звеньев и др.). Являясь своеобразным симбиозом метода «пассив­ных движений» и активного выполнения занимающимся разучивае­мых движений, метод физической помощи всегда был и будет эффек­тивным «орудием» педагога в деле формирования новых двигательных действий. Опытные педагоги чутко реагируют на действия занимаю­щегося при выполнении им упражнения, регулируют величину и ин­тенсивность своих усилий так, чтобы, обеспечивая максимальную мобилизацию возможностей человека, довести результат его действий до уровня программных требований. Данный метод позволяет органи­зовать условия тренировки, обеспечивающие применение таких мето­дов обучения и развития занимающегося, которые осуществить в ес­тественных условиях в принципе невозможно.

Сказанное позволяет заключить, что широко используемый в прак­тике метод физической помощи учащемуся подтверждает целесообраз­ность оптимального сочетания активного и пассивного выполнения дви­жений в процессе их освоения.

Принудительное воздействие на звенья тела человека используется для развития тех или иных качеств, восстановления, профилактическо­го лечебного воздействия, а также усиления его физических возможно­стей в трудовой деятельности, требующей значительных физических напряжений. С этой целью используются аппараты механотерапии, экзо-скелетоны и антропоморфные механизмы, технические средства элект-ромиостимуляции и биомеханический стимуляции. Во всех перечислен­ных случаях человек может быть и активным, и пассивным участником совершенствования или использования своих двигательных потенци­альных возможностей.

Для рассмотрения теоретических основ методики формирования двигательных действий с заданным результатом наибольшее значение имеют вопросы обоснования целесообразности применения устройств, обеспечивающих перемещения звеньев в пространстве, то есть аппара­тов механотерапии и человекоподобных механизмов.

Теоретической базой механотерапии как эффективного средства лечебно-профилактического воздействия на организм здорового и боль­ного человека является учение о моторно-висцеральных рефлексах (М.Р. Могендович, И.Б. Темкин).

Согласно этому учению влияние на организм человека упражне­ний, выполняемых на аппаратах механотерапии, объясняется реф­лекторным взаимодействием локомоторной и висцеральной систем, из которых доминирующая роль принадлежит локомоторной. Это вза­имодействие в значительной степени основывается на общности сег­ментарной иннервации тренируемого органа и других реагирующих


органов. Импульсы от рецепторов кожи, мышц, связок и т.п. трени­руемого органа формируются также в надсегментных центрах голов­ного мозга (включая промежуточный мозг - гипоталамус, ретику­лярную формацию и кору больших полушарий). Эти рефлекторные дуги проходят на разных уровнях центральной нервной системы, но в любом случае поступающая афферентация изменяет нормальный баланс возбуждения и торможения в центрах, что и является причи­ной воздействия даже локальной нагрузки на отделенные от трени­руемого звена органы.

Принудительное перемещение звеньев и всего тела человека ис­пользуется в активных экзоскелетонах и антропоморфных механизмах, применяемых в медицине при замене или восстановлении утраченных функций тех или иных органов движения, а также в трудовой деятель­ности для усиления физических возможностей человека (А. Морецкий, К. Федюлис, К. Кандзиор, Я.А. Шифрин и др.).

Подобные механизмы очень дороги, так как требуют для своего оснащения сложнейших датчиков, приводов, электронно-вычислитель­ной техники. Поэтому их широкое использование в адаптивной физи­ческой культуре, по крайней мере в ближайшем будущем, мало вероят­но. Кроме того, использование данных технических средств для лечения и восстановления, по существу, базируется на рассмотренном учении о моторно-висцеральных рефлексах. Что же касается экзоскелетонов и антропоморфных механизмов, усиливающих физические возможности человека, то они вообще не предусматривают решение задач по совер­шенствованию его двигательных качеств и способностей.

Завершая данный параграф, подчеркнем, что принудительное пе­ремещение звеньев тела человека, особенно если оно сочетается с его активными действиями, является эффективным методом обучения за­нимающихся и развития их двигательной функции.

_____________ Контрольные вопросы и задания____________

1. Перечислите, в каких случаях используется идея принудительного
перемещения звеньев тела человека.

2. В чем сущность метода «пассивных движений»? Расскажите о пре­
имуществах и недостатках этого метода.

3. Какие вам известны способы физической помощи педагога зани­
мающемуся в процессе выполнения двигательных действий?

4. В чем сходства и различия методов «пассивных движений» и физи­
ческой помощи человека?

5. Расскажите основные положения учения о моторно-висцераль­
ных рефлексах. Какие из этих положений используются при занятиях на
аппаратах механотерапии?


19.2.4, Теоретическая концепция «искусственная управляющая среда»

В качестве главного компонента методологической основы теории и методики формирования двигательных действий с заданным результа­том выступает теоретическая концепция «искусственная управляющая среда», разработанная профессором И.П. Ратовым. И хотя эта концеп­ция строилась, прежде всего, на исследованиях спортивных двигатель­ных действий, основные ее положения, безусловно, могут быть рас­пространены и на виды адаптивной физической культуры — адаптивное физическое воспитание, физическую реабилитацию и адаптивную рек­реацию.

Выделенные И.П. Ратовым, его сотрудниками и учениками проти­воречия процесса совершенствования движений - противоречие ук­репления слабого звена, противоречие между биомеханической рацио­нализацией и вероятностью уменьшения физиологического влияния упражнений, противоречие стабилизации двигательного навыка и спортивного результата и др., явились объективными предпосылками разработки и обоснования теоретической концепции «искусственная управляющая среда» (ИУС).

Анализ данных противоречий, которые, кстати, отмечались и дру­гими исследованиями, убедительно показал, что сложившаяся к насто­ящему времени практика подготовки спортсменов может лишь сглажи­вать эти противоречия путем вариаций в подборе и в использовании тренировочных средств. «Принципиальная неустранимость указанных противоречий и трудностей, присущих существующим условиям, в ко­торых протекает подготовка спортсменов, выдвигает вопрос о возмож­ности замены существующих условий другими специально созданными условиями, что, в свою очередь, может повлечь за собой коренное об­новление всей системы методических подходов, используемых в подго­товке спортсменов» (И.П. Ратов, 1976). Такая обновленная система ме­тодических подходов — «методических принципов» — формирования и совершенствования двигательных действий и представлена в концеп­ции ИУС.

Центральным положением (или принципом) теоретической кон­цепции ИУС является установка на формирование спортивного упражне­ния без существенных перестроек в процессе обучения, так называемой ритмоскоростной основы будущего двигательного навыка, за счет широ­кого применения с самых первых попыток выполнения действий раз­нообразных тренажерных устройств. При этом чрезвычайно важно, что­бы комплекс технических средств не только предохранял создаваемое движение от излишних внешних помех, но и дополнял в нужных объемах естественную деятельность занимающихся.

Таким образом, спортсмен и окружающий его комплекс устройств «искусственной управляющей среды» должны представлять собой как бы две взаимосвязанных части единого управляющего контура, кото­рый настраивает всю систему естественных движений и искусственных


влияний на них таким образом, чтобы при постепенно уменьшающей­ся искусственности постоянно обеспечивать максимальную реализа­цию естественных потенциальных возможностей занимающихся.

Важным условием обеспечения возможности формирования прак­тически любого двигательного действия - в соответствии с концепцией ИУС - становится наличие технических предпосылок к тому, чтобы заключить формируемое естественное движение в своеобразный «энер­госиловой каркас», который и призван предохранять его, а в случае необходимости дополнять активность спортсмена.

Для того чтобы сконструировать и изготовить конкретный комп­лекс технических средств, необходимо: провести анализ упражнения, которое предстоит освоить; определить основные условия, детермини­рующие достижение требуемого результата; выявить и ранжировать ус­ловия, препятствующие максимально полной реализации двигательно­го потенциала занимающихся; предусмотреть рациональную последо­вательность формирования частей или фаз упражнения.

Следующим методическим принципом концепции ИУС является требование создания таких технических устройств обратной связи, ко­торые бы позволяли разделить процесс оценки целостного задания на ряд частных задач и обеспечить представление для каждой из этих задач своеобразного ориентира движения непосредственно по ходу его вы­полнения.

Нетрудно видеть, что этот принцип полностью совпадает с требо­ваниями Н.Н. Сачко и П.Я. Гальперина о необходимости представления двигательного действия как системы внешних ориентиров, однако ори­ентиров с неискаженной временной компонентой.

Важным принципом концепции ИУС является установка на фор­мирование упражнения через упорядочение его внутреннего содержа­ния на основе освоения целесообразной последовательности работы мышечных групп путем акцентирования «ведущих элементов мышеч­ной координации». Причем это акцентирование может быть осуществ­лено как на основе естественных психических установок, так и путем дополнительной искусственной активации мышц. Например, с помо­щью электростимуляции.

Данная теоретическая концепция позволяет по-новому подойти к проблеме прогнозирования возможностей занимающегося, решение ко­торой - как отмечает И.П. Ратов - в настоящее время целесообразно осуществлять на основе использования искусственно созданных условий.

И, наконец, чрезвычайно важным положением теоретической кон­цепции ИУС является впервые столь убедительно выдвигаемое в теории физического воспитания и спорта положение о возможности обучения без переучивания.

Суть этого положения в том, что использование искусственных ус­ловий тренажерного комплекса позволяет ставить и решать такие ди­дактические задачи, которые заключаются в освоении с самого начала обучения упрощенного аналога мастерского варианта упражнения.

Подводя итог описанию теоретической концепции «искусственная управляющая среда», подчеркнем, что в ней находят отражение основ-


ные установочные положения теории поэтапного формирования дей­ствий и понятий П.Я. Гальперина. Однако эти положения адаптированы к особенностям спортивных двигательных действий, в которых эталон­ная временная компонента, и в первую очередь их ритмоскоростная основа, должна закладываться с самого начала освоения действий за счет широко­го применения тренажеров, образующих так называемый «энергосиловой каркас» и обеспечивающих дозированную помощь занимающемуся.

Это и позволяет рассматривать данную концепцию в качестве глав­ного компонента методологической основы теории и методики форми­рования двигательных действий с заданным результатом.

Однако анализ содержания методических принципов концепции МУС, реализующих их тренажеров приводит к выводу о том, что они не позволяют осуществить методику освоения действий с заданным ре­зультатом. Более того, концепция ИУС даже в теоретическом плане не предусматривает вмешательства тренажеров в управление главнейшими объектами обучения двигательным действиям - в управление сустав­ными движениями человека. А без такого вмешательства осуществить формирование двигательных действий с заданным результатом очень трудно.

Это объясняется следующим образом. При попытках вывести спорт­смена на рекордную скорость перемещения или вращения, реализовать запланированный результат с помощью различных буксировочных уст­ройств, рам, систем облегчающего лидирования и других устройств, широко используемых в тренажерах, осуществляющих на практике тео­ретические посылки концепции ИУС, тренеры непременно сталкива­ются с практически непреодолимым противоречием.

Если ориентироваться на «максимальную реализацию естественных потенциальных возможностей занимающихся», то есть на наличный уровень их подготовленности (что собственно и осуществляется трена­жерами, реализующими концепцию ИУС), то воспроизведение задан­ного результата, необходимой скорости перемещения и (или) враще­ния тела спортсмена не гарантируется даже в совокупности с искусст­венными воздействиями.

Если же ориентироваться на обязательное воспроизведение задан­ной скорости спортсмена, то при его недостаточной подготовленности такое воспроизведение непременно приведет к искажению техники дви­гательного действия, к своеобразному «отрыву» программ перемеще­ния ОЦМ тела и его вращения от эталонной программы управляющих движений в суставах.

Единственный путь разрешения отмеченного противоречия заклю­чается в применении тренажеров, воспроизводящих эталонную про­грамму управляющих движений и, как следствие, заданную скорость перемещения и (или) вращения тела занимающегося. Таким образом, формирование двигательных действий с заданным результатом возмож­но только с помощью императивных тренажеров, обеспечивающих вос­произведение такой эталонной техники, которая соответствует задан­ному результату. Учащийся и подобные тренажеры должны образовы­вать, пользуясь образным сравнением И.П. Ратова, не «две взаимосвя-


занные части единого управляющего контура», а по сути дела - два взаимосвязанных контура. Первый из них (внешний) - комплекс тех­нических средств — должен воспроизводить оптимальную программу позы ученика, являющуюся целью усвоения, а второй (внутренний) — сам ученик должен вначале воспринимать необходимые суставные дви­жения и усваивать ориентировочную основу действия, а затем подстра­иваться с опорой на усвоенную ООД под функционирование первого (внешнего) контура.

Завершая обзор теоретических предпосылок теории и методики фор­мирования двигательных действий с заданным результатом, отметим, что ее методологической основой являются: теория поэтапного форми­рования действий и понятий; представления о психическом образе как инструменте познания и регуляции движений; исследования, подтвер­дившие целесообразность выделения этапа «чистого» перцептивного обу­чения в структуре формирования действий; учение о моторно-висцераль-ных рефлексах и концепция «искусственная управляющая среда».

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные методические принципы теоретической
концепции «искусственная управляющая среда».

2. В чем сходства и различия теории поэтапного формирования дей­
ствий и понятий и концепции «искусственная управляющая среда»?

3. Почему методические принципы концепции «искусственная уп­
равляющая среда» и реализующие их тренажеры не позволяют осуще­
ствить методику освоения действий с заданным результатом?

4. В чем заключается противоречие приема воспроизведения задан­
ной скорости перемещения и (или) вращения тела спортсмена с помо­
щью тренажеров, не предусматривающих управление суставными дви­
жениями человека?

5. Перечислите теоретические концепции, составляющие методоло­
гическую основу методики формирования двигательных действий с за­
данным результатом.

19.2.5. Теория и методика формирования
_____ двигательных действий с заданным результатом

Данная теоретическая концепция является базовой для реализации процесса обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Она включает в себя важнейшие положения рассмотренных теорий и концепций.

Первым установочным положением теории и методики формирова­ния двигательных действий с заданным результатом является требова-


ние применения тренажеров, управляющих суставными движениями (ТУСД) человека, других устройств в сочетании с физической помо­щью тренера-преподавателя для выполнения аналогичных функций.

ТУСД человека, названные позже императивными, обеспечивают целостное выполнение упражнения (или относительно самостоятель­ных его частей) с заранее запланированными показателями за счет при­нудительного удержания или изменения позы (взаимного расположе­ния звеньев тела) занимающегося. ТУСД во многом сходны с активны­ми экзоскелетонами и антропоморфными механизмами, применяющи­мися, в частности, в медицине при замене или восстановлении утра­ченных функций тех или иных органов движения человека.

В отличие от известных в физической культуре комплексных трена­жерных стендов, включающих в себя большее или меньшее число ком­понентов искусственной управляющей среды, ТУСД человека реализу­ют ее функции в полном обьеме и гарантируют выполнение заданного кинематического рисунка упражнения, ритмоскоростной основы фор­мируемого навыка не только при отсутствии так называемого внутрен­него управления со стороны обучаемого, но и при неправильных по­пытках последнего осуществить это управление (С.П. Евсеев, 1985). Это объясняется тем, что императивные тренажеры воспроизводят сустав­ные движения, являющиеся первопричиной любых произвольных дви­гательных действий человека.

Императивные тренажеры, обеспечивая предпосылки для практи­ческого осуществления этапа «чистого» сенсорно-перцептивного обу­чения за счет воспроизведения исполнительной части действия, созда­ют благоприятные возможности для формирования его полноценной ориентировочной основы, адекватных ощущений, восприятий, двига­тельных представлений и вообще когнитивной сферы будущего двига­тельного действия.

И, наконец, крайне важно то, что тренажеры, управляющие сустав­ными движениями, позволяют избежать ошибок и искажений техники.

Вторым установочным положением описываемой теории и методики является требование количественного определения эталонной (оптималь­ной) программы положения тела человека во времени, обеспечивающей воспроизведение планируемого результата, а также допустимых от нее от­клонений. В программе положения тела, выражаемой в виде частных про­грамм — места, ориентации и позы — проявляется конечная цель двига­тельного действия, а следовательно, и процесса его формирования. Ис­ходя из этого, количественное определение оптимального варианта этой программы для конкретного человека (или их группы) следует при­знать обязательным.

Определение программы положения тела занимающегося во време­ни, а также допустимых отклонений от нее может быть осуществлено по данным биомеханического анализа техники лучших исполнителей упражнения. Для этого необходима большая статистика биомеханичес­ких характеристик, чтобы выявить общие черты рационального выпол­нения упражнения и исключить влияние второстепенных деталей, обус­ловленных индивидуальными особенностями исполнителей.


Однако такой подход к определению программы положения тела недостаточен, когда ставится задача обучить новому, не выполнявше­муся ранее упражнению или упражнению, обладающему новыми (на­пример, рекордными) свойствами. В этом случае возможно использова­ние механико-математического моделирования движений с помощью ЭВМ. Для этого необходимо привлечение методов биомеханического анализа, моделирования, численных методов решения прямой и обрат­ной задач динамики движений человека, задач оптимального управле­ния с обоснованием критериев оптимальности двигательных действий и ограничений кинематических и динамических характеристик сустав­ных движений, метода экспертных оценок и др.

По существу, данная проблема сводится к выбору из огромного количества вариантов решения двигательной задачи единственного ва­рианта техники, а также к определению допустимых отклонений от этого варианта, не приводящих к ошибкам. Учитывая огромную сложность проблемы определения оптимальной программы положения тела чело­века, представляется целесообразным использовать в комплексе мето­ды моделирования и экспертной оценки, проводимой опытными педа­гогами, т.е. работу с ЭВМ в диалоговом режиме.

Применяя математическую теорию оптимизации движений, отсеи­вая с помощью количественных способов анализа и синтеза их нераци­ональные, неэффективные, а в ряде случаев, и опасные для здоровья варианты, мы тем самым выполняем за учащегося ту огромную, кро­потливую работу по осуществлению обоснованного выбора и проекти­рования своих пресыщенных степенями свободы кинематических цепей. Или, другими словами, работу по определению оптимальных управля­ющих движений в суставах, которая обычно проводится путем проб и ошибок и необходимость которой, по крайней мере в объемах, имею­щих место в сегодняшней практике адаптивной физической культуры, вряд ли можно считать вполне оправданной.

Возвращаясь к требованию количественного определения допусти­мых отклонений от эталонной программы положения тела человека во времени, подчеркнем, что оно предусматривает определение допусти­мого «коридора» отклонений по конечному результату действия и по его текущим (промежуточным) характеристикам.

Человек управляет перемещением общего центра масс, ориентаци­ей своего тела только за счет осуществления тех или иных суставных движений. Поэтому для занимающегося и педагога в первую очередь необходимо знание и оптимального варианта, и допустимого «коридо­ра» отклонений от программы позы.

Следующим, третьим положением, выполнение которого обязательно для осуществления методики освоения двигательных действий с задан­ным результатом, является требование определения содержания эталон­ного образа системы условий, которые необходимы занимающимся в про­цессе выполнения действия, а также определения изменений этого со­держания, происходящих по мере автоматизации действия, выработ­ки двигательного навыка. При этом крайне важно не только предста­вить учащемуся полную систему ориентиров, но и обеспечить его объек-


тивной информацией о выполняемых им управляющих движениях в суставах.

Выполнение этого требования необходимо для того, чтобы мини­мизировать возможные неверные мышечные напряжения спортсмена при его работе внутри тренажера. А также для того, чтобы не допустить формирования неосознанного, а следовательно, негибкого навыка пу­тем «натаскивания» занимающегося на конкретное действие.

Данное требование предполагает, что поиск индивидуальных вари­антов образа системы условий, необходимых учащемуся для выполне­ния упражнения, следует вести не на начальных этапах освоения дей­ствия, как это обычно делается, а на этапе его совершенствования в естественных условиях.

На первых же этапах освоения действия целесообразней использо­вать единый, универсальный для всех исполнителей образ условий вы­полнения упражнения или, другими словами, «эталонную ориентиро­вочную основу действия» (ЭООД), использование которой обеспечива­ло бы занимающемуся успешную реализацию эталонной техники. И лишь после этого занимающемуся предоставляется возможность уточнения, конкретизации эталонной ООД, поиска индивидуальных вариантов образа условий выполнения действия. При таком подходе у учащегося всегда будет возможность вернуться к «эталонной ООД», сопоставить ее с индивидуальными находками и оценить эффективность последних.

Перечислим наиболее важные требования к методике составления эталонной ориентировочной основы действия.

Во-первых, определению ООД должно предшествовать выявление кинематических и динамических характеристик эталонной (оптималь­ной) программы изменения позы человека, приводящей к реализации цели упражнения.

Во-вторых, в качестве единиц (элементов) анализа и синтеза тех­ники упражнений, «азбуки» описания двигательных действий необхо­димо использовать: 1) однонаправленное изменение угла в тех или иных суставах (элемент управляющего движения) и 2) удержание неизмен­ным взаимного расположения двух смежных звеньев или суставного угла (элемент динамической осанки). Поэтому при описании техники двига­тельного действия следует давать не только кинематическую характери­стику программы позы, но и ее динамическую (силовую) трактовку: 1) указать, активно (за счет мышечных сил) или пассивно (за счет внешних сил) осуществляется удержание неизменным или изменение суставного угла; 2) в каком направлении - совпадающем с направле­нием изменения угла в суставе или противоположном — должны быть направлены усилия занимающегося в анализируемом суставе.

В-третьих, при составлении словесных формул ООД необходимо наметить стратегическую линию (или линии) их сокращения и обяза­тельно выделить те формулы, которые соразмерны по времени с ре­альной скоростью выполнения упражнения.

В-четвертых, при определении словесного содержания ЭООД не­обходимо использовать результаты опроса не только высококвалифи­цированных, но и юных спортсменов, разучивающих интересующее


двигательное действие. При опросе опытных занимающихся необходи­мо выяснить не только те компоненты ориентировки, которые ими используются в настоящее время, но и те, которые они применяли на более ранних этапах формирования движений.

В-пятых, необходимо стремиться к созданию тренажеров, управля­ющих суставными движениями человека и позволяющих выделить спе­циальный этап перцептивного обучения, который важен не только для формирования двигательного действия, но и для объективизации со­держания его ориентировочной основы.

Учитывая, что по своим главным характеристикам проявления дви­гательные качества не должны отличаться от динамической структуры двигательного навыка или, другими словами, должны проявляться в неразрывной связи с техникой выполнения упражнений, логично для развития качеств использовать само осваиваемое двигательное действие, выполняя его в тренажере. Тренажеры, управляющие суставными движе­ниями человека, позволяют наиболее полно реализовать идею метода сопряженных воздействий (В.М. Дьячков и др.) Возможность проявлять максимальные напряжения без опасности падения, получения травм, искажения оптимальной программы позы, которая контролируется ус­тройством, информирующим и поправляющим спортсмена каждый раз, когда его действия идут вразрез с эталонными, позволяет эффективно развивать необходимые для данного упражнения двигательные качества и способности. Для создания у человека «запаса прочности» по отноше­нию к тому или иному классу задач целесообразно внутри тренажера, воспроизводящего движения в суставах, создать дополнительные сред­ства, стимулирующие повышенные по сравнению с программными нервно-мышечные напряжения занимающегося.

Если имеется тренажер, управляющий суставными движениями, то готовность занимающихся к освоению того или иного действия целесо­образнее всего определять с его помощью. В этом случае удается избе­жать необходимости освоения большого количества подводящих и под­готовительных упражнений, в процессе обучения которым возможно появление и закрепление ошибок.

Если разучиваемое действие имеет очень сложную структуру и требу­ет для выполнения высокого уровня развития двигательных способнос­тей, то целесообразно разделение этого действия на отдельные компо­ненты (части, фазы, блоки или главные и корректирующие управляю­щие движения) и проведение оценки готовности человека к выполне­нию выделенных компонентов эталонной программы положения его тела.

Критерием реализации занимающимся заданных параметров сус­тавных движений является отсутствие в процессе суставного движе-


ния (или их серии) взаимодействий звена с частями тренажера и соот­ветствие воспроизводимого занимающимся суставного момента мы­шечных сил тому суставному моменту, который приводит к запро­граммированным параметрам вращения звена. В этом случае части тре­нажера перемещаются вместе со звеном (параллельно с ним) и без взаимодействия с ним.

Если же занимающийся превышает эти значения суставного мо­мента мышечных сил, или, напротив, не в состоянии их воспроизвес­ти, он непременно вступит в вынужденный контакт (во взаимодей­ствие) либо с одной, либо с другой частями императивного тренаже­ра, т.к. тренажер обеспечивает воспроизведение необходимых кинема­тических характеристик вращения звена независимо от действия зани­мающегося. Данные контакты (взаимодействия) приведут к возникно­вению силы вынужденного взаимодействия звена либо с одной, либо с другой частями тренажера. Причем величина силы вынужденного взаи­модействия звена с ними будет тем больше, чем больше реализуемые занимающимся значения суставного момента мышечных сил отлича­ются от тех, которые обеспечивают задаваемое вращение звена без вза­имодействия с частями устройства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 889; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.