КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ности в процессе выполнения занимающимся двигательного действия (решения двигательной задачи). 1 страница
10 1466 Следующее, четвертое положение, которое должно быть выполнено для осуществления методики формирования действий с заданным результатом, сводится к требованию объединения процессов обучения двигательным действиям и развития и совершенствования качеств и способностей занимающихся в единый процесс - формирования действий с заданным результатом, а также к требованию определения готовности учащихся к освоению двигательных действий с помощьюТУСД человека. 9 1466 257 нельзя провоцировать ученика на «пассивность», ограничивать его познавательную активность. В практике физического воспитания и особенно спорта стремление педагогов к обеспечению активности учащегося в условиях частичной реализации метода «пассивных движений» наблюдается при использовании ими физической помощи — «проводки» по движению (поддержки, подталкивания, фиксации необходимых поз и положений звеньев и др.). Являясь своеобразным симбиозом метода «пассивных движений» и активного выполнения занимающимся разучиваемых движений, метод физической помощи всегда был и будет эффективным «орудием» педагога в деле формирования новых двигательных действий. Опытные педагоги чутко реагируют на действия занимающегося при выполнении им упражнения, регулируют величину и интенсивность своих усилий так, чтобы, обеспечивая максимальную мобилизацию возможностей человека, довести результат его действий до уровня программных требований. Данный метод позволяет организовать условия тренировки, обеспечивающие применение таких методов обучения и развития занимающегося, которые осуществить в естественных условиях в принципе невозможно. Сказанное позволяет заключить, что широко используемый в практике метод физической помощи учащемуся подтверждает целесообразность оптимального сочетания активного и пассивного выполнения движений в процессе их освоения. Принудительное воздействие на звенья тела человека используется для развития тех или иных качеств, восстановления, профилактического лечебного воздействия, а также усиления его физических возможностей в трудовой деятельности, требующей значительных физических напряжений. С этой целью используются аппараты механотерапии, экзо-скелетоны и антропоморфные механизмы, технические средства элект-ромиостимуляции и биомеханический стимуляции. Во всех перечисленных случаях человек может быть и активным, и пассивным участником совершенствования или использования своих двигательных потенциальных возможностей. Для рассмотрения теоретических основ методики формирования двигательных действий с заданным результатом наибольшее значение имеют вопросы обоснования целесообразности применения устройств, обеспечивающих перемещения звеньев в пространстве, то есть аппаратов механотерапии и человекоподобных механизмов. Теоретической базой механотерапии как эффективного средства лечебно-профилактического воздействия на организм здорового и больного человека является учение о моторно-висцеральных рефлексах (М.Р. Могендович, И.Б. Темкин). Согласно этому учению влияние на организм человека упражнений, выполняемых на аппаратах механотерапии, объясняется рефлекторным взаимодействием локомоторной и висцеральной систем, из которых доминирующая роль принадлежит локомоторной. Это взаимодействие в значительной степени основывается на общности сегментарной иннервации тренируемого органа и других реагирующих органов. Импульсы от рецепторов кожи, мышц, связок и т.п. тренируемого органа формируются также в надсегментных центрах головного мозга (включая промежуточный мозг - гипоталамус, ретикулярную формацию и кору больших полушарий). Эти рефлекторные дуги проходят на разных уровнях центральной нервной системы, но в любом случае поступающая афферентация изменяет нормальный баланс возбуждения и торможения в центрах, что и является причиной воздействия даже локальной нагрузки на отделенные от тренируемого звена органы. Принудительное перемещение звеньев и всего тела человека используется в активных экзоскелетонах и антропоморфных механизмах, применяемых в медицине при замене или восстановлении утраченных функций тех или иных органов движения, а также в трудовой деятельности для усиления физических возможностей человека (А. Морецкий, К. Федюлис, К. Кандзиор, Я.А. Шифрин и др.). Подобные механизмы очень дороги, так как требуют для своего оснащения сложнейших датчиков, приводов, электронно-вычислительной техники. Поэтому их широкое использование в адаптивной физической культуре, по крайней мере в ближайшем будущем, мало вероятно. Кроме того, использование данных технических средств для лечения и восстановления, по существу, базируется на рассмотренном учении о моторно-висцеральных рефлексах. Что же касается экзоскелетонов и антропоморфных механизмов, усиливающих физические возможности человека, то они вообще не предусматривают решение задач по совершенствованию его двигательных качеств и способностей. Завершая данный параграф, подчеркнем, что принудительное перемещение звеньев тела человека, особенно если оно сочетается с его активными действиями, является эффективным методом обучения занимающихся и развития их двигательной функции. _____________ Контрольные вопросы и задания____________ 1. Перечислите, в каких случаях используется идея принудительного 2. В чем сущность метода «пассивных движений»? Расскажите о пре 3. Какие вам известны способы физической помощи педагога зани 4. В чем сходства и различия методов «пассивных движений» и физи 5. Расскажите основные положения учения о моторно-висцераль 19.2.4, Теоретическая концепция «искусственная управляющая среда» В качестве главного компонента методологической основы теории и методики формирования двигательных действий с заданным результатом выступает теоретическая концепция «искусственная управляющая среда», разработанная профессором И.П. Ратовым. И хотя эта концепция строилась, прежде всего, на исследованиях спортивных двигательных действий, основные ее положения, безусловно, могут быть распространены и на виды адаптивной физической культуры — адаптивное физическое воспитание, физическую реабилитацию и адаптивную рекреацию. Выделенные И.П. Ратовым, его сотрудниками и учениками противоречия процесса совершенствования движений - противоречие укрепления слабого звена, противоречие между биомеханической рационализацией и вероятностью уменьшения физиологического влияния упражнений, противоречие стабилизации двигательного навыка и спортивного результата и др., явились объективными предпосылками разработки и обоснования теоретической концепции «искусственная управляющая среда» (ИУС). Анализ данных противоречий, которые, кстати, отмечались и другими исследованиями, убедительно показал, что сложившаяся к настоящему времени практика подготовки спортсменов может лишь сглаживать эти противоречия путем вариаций в подборе и в использовании тренировочных средств. «Принципиальная неустранимость указанных противоречий и трудностей, присущих существующим условиям, в которых протекает подготовка спортсменов, выдвигает вопрос о возможности замены существующих условий другими специально созданными условиями, что, в свою очередь, может повлечь за собой коренное обновление всей системы методических подходов, используемых в подготовке спортсменов» (И.П. Ратов, 1976). Такая обновленная система методических подходов — «методических принципов» — формирования и совершенствования двигательных действий и представлена в концепции ИУС. Центральным положением (или принципом) теоретической концепции ИУС является установка на формирование спортивного упражнения без существенных перестроек в процессе обучения, так называемой ритмоскоростной основы будущего двигательного навыка, за счет широкого применения с самых первых попыток выполнения действий разнообразных тренажерных устройств. При этом чрезвычайно важно, чтобы комплекс технических средств не только предохранял создаваемое движение от излишних внешних помех, но и дополнял в нужных объемах естественную деятельность занимающихся. Таким образом, спортсмен и окружающий его комплекс устройств «искусственной управляющей среды» должны представлять собой как бы две взаимосвязанных части единого управляющего контура, который настраивает всю систему естественных движений и искусственных влияний на них таким образом, чтобы при постепенно уменьшающейся искусственности постоянно обеспечивать максимальную реализацию естественных потенциальных возможностей занимающихся. Важным условием обеспечения возможности формирования практически любого двигательного действия - в соответствии с концепцией ИУС - становится наличие технических предпосылок к тому, чтобы заключить формируемое естественное движение в своеобразный «энергосиловой каркас», который и призван предохранять его, а в случае необходимости дополнять активность спортсмена. Для того чтобы сконструировать и изготовить конкретный комплекс технических средств, необходимо: провести анализ упражнения, которое предстоит освоить; определить основные условия, детерминирующие достижение требуемого результата; выявить и ранжировать условия, препятствующие максимально полной реализации двигательного потенциала занимающихся; предусмотреть рациональную последовательность формирования частей или фаз упражнения. Следующим методическим принципом концепции ИУС является требование создания таких технических устройств обратной связи, которые бы позволяли разделить процесс оценки целостного задания на ряд частных задач и обеспечить представление для каждой из этих задач своеобразного ориентира движения непосредственно по ходу его выполнения. Нетрудно видеть, что этот принцип полностью совпадает с требованиями Н.Н. Сачко и П.Я. Гальперина о необходимости представления двигательного действия как системы внешних ориентиров, однако ориентиров с неискаженной временной компонентой. Важным принципом концепции ИУС является установка на формирование упражнения через упорядочение его внутреннего содержания на основе освоения целесообразной последовательности работы мышечных групп путем акцентирования «ведущих элементов мышечной координации». Причем это акцентирование может быть осуществлено как на основе естественных психических установок, так и путем дополнительной искусственной активации мышц. Например, с помощью электростимуляции. Данная теоретическая концепция позволяет по-новому подойти к проблеме прогнозирования возможностей занимающегося, решение которой - как отмечает И.П. Ратов - в настоящее время целесообразно осуществлять на основе использования искусственно созданных условий. И, наконец, чрезвычайно важным положением теоретической концепции ИУС является впервые столь убедительно выдвигаемое в теории физического воспитания и спорта положение о возможности обучения без переучивания. Суть этого положения в том, что использование искусственных условий тренажерного комплекса позволяет ставить и решать такие дидактические задачи, которые заключаются в освоении с самого начала обучения упрощенного аналога мастерского варианта упражнения. Подводя итог описанию теоретической концепции «искусственная управляющая среда», подчеркнем, что в ней находят отражение основ- ные установочные положения теории поэтапного формирования действий и понятий П.Я. Гальперина. Однако эти положения адаптированы к особенностям спортивных двигательных действий, в которых эталонная временная компонента, и в первую очередь их ритмоскоростная основа, должна закладываться с самого начала освоения действий за счет широкого применения тренажеров, образующих так называемый «энергосиловой каркас» и обеспечивающих дозированную помощь занимающемуся. Это и позволяет рассматривать данную концепцию в качестве главного компонента методологической основы теории и методики формирования двигательных действий с заданным результатом. Однако анализ содержания методических принципов концепции МУС, реализующих их тренажеров приводит к выводу о том, что они не позволяют осуществить методику освоения действий с заданным результатом. Более того, концепция ИУС даже в теоретическом плане не предусматривает вмешательства тренажеров в управление главнейшими объектами обучения двигательным действиям - в управление суставными движениями человека. А без такого вмешательства осуществить формирование двигательных действий с заданным результатом очень трудно. Это объясняется следующим образом. При попытках вывести спортсмена на рекордную скорость перемещения или вращения, реализовать запланированный результат с помощью различных буксировочных устройств, рам, систем облегчающего лидирования и других устройств, широко используемых в тренажерах, осуществляющих на практике теоретические посылки концепции ИУС, тренеры непременно сталкиваются с практически непреодолимым противоречием. Если ориентироваться на «максимальную реализацию естественных потенциальных возможностей занимающихся», то есть на наличный уровень их подготовленности (что собственно и осуществляется тренажерами, реализующими концепцию ИУС), то воспроизведение заданного результата, необходимой скорости перемещения и (или) вращения тела спортсмена не гарантируется даже в совокупности с искусственными воздействиями. Если же ориентироваться на обязательное воспроизведение заданной скорости спортсмена, то при его недостаточной подготовленности такое воспроизведение непременно приведет к искажению техники двигательного действия, к своеобразному «отрыву» программ перемещения ОЦМ тела и его вращения от эталонной программы управляющих движений в суставах. Единственный путь разрешения отмеченного противоречия заключается в применении тренажеров, воспроизводящих эталонную программу управляющих движений и, как следствие, заданную скорость перемещения и (или) вращения тела занимающегося. Таким образом, формирование двигательных действий с заданным результатом возможно только с помощью императивных тренажеров, обеспечивающих воспроизведение такой эталонной техники, которая соответствует заданному результату. Учащийся и подобные тренажеры должны образовывать, пользуясь образным сравнением И.П. Ратова, не «две взаимосвя- занные части единого управляющего контура», а по сути дела - два взаимосвязанных контура. Первый из них (внешний) - комплекс технических средств — должен воспроизводить оптимальную программу позы ученика, являющуюся целью усвоения, а второй (внутренний) — сам ученик должен вначале воспринимать необходимые суставные движения и усваивать ориентировочную основу действия, а затем подстраиваться с опорой на усвоенную ООД под функционирование первого (внешнего) контура. Завершая обзор теоретических предпосылок теории и методики формирования двигательных действий с заданным результатом, отметим, что ее методологической основой являются: теория поэтапного формирования действий и понятий; представления о психическом образе как инструменте познания и регуляции движений; исследования, подтвердившие целесообразность выделения этапа «чистого» перцептивного обучения в структуре формирования действий; учение о моторно-висцераль-ных рефлексах и концепция «искусственная управляющая среда». Контрольные вопросы и задания 1. Перечислите основные методические принципы теоретической 2. В чем сходства и различия теории поэтапного формирования дей 3. Почему методические принципы концепции «искусственная уп 4. В чем заключается противоречие приема воспроизведения задан 5. Перечислите теоретические концепции, составляющие методоло 19.2.5. Теория и методика формирования Данная теоретическая концепция является базовой для реализации процесса обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре. Она включает в себя важнейшие положения рассмотренных теорий и концепций. Первым установочным положением теории и методики формирования двигательных действий с заданным результатом является требова- ние применения тренажеров, управляющих суставными движениями (ТУСД) человека, других устройств в сочетании с физической помощью тренера-преподавателя для выполнения аналогичных функций. ТУСД человека, названные позже императивными, обеспечивают целостное выполнение упражнения (или относительно самостоятельных его частей) с заранее запланированными показателями за счет принудительного удержания или изменения позы (взаимного расположения звеньев тела) занимающегося. ТУСД во многом сходны с активными экзоскелетонами и антропоморфными механизмами, применяющимися, в частности, в медицине при замене или восстановлении утраченных функций тех или иных органов движения человека. В отличие от известных в физической культуре комплексных тренажерных стендов, включающих в себя большее или меньшее число компонентов искусственной управляющей среды, ТУСД человека реализуют ее функции в полном обьеме и гарантируют выполнение заданного кинематического рисунка упражнения, ритмоскоростной основы формируемого навыка не только при отсутствии так называемого внутреннего управления со стороны обучаемого, но и при неправильных попытках последнего осуществить это управление (С.П. Евсеев, 1985). Это объясняется тем, что императивные тренажеры воспроизводят суставные движения, являющиеся первопричиной любых произвольных двигательных действий человека. Императивные тренажеры, обеспечивая предпосылки для практического осуществления этапа «чистого» сенсорно-перцептивного обучения за счет воспроизведения исполнительной части действия, создают благоприятные возможности для формирования его полноценной ориентировочной основы, адекватных ощущений, восприятий, двигательных представлений и вообще когнитивной сферы будущего двигательного действия. И, наконец, крайне важно то, что тренажеры, управляющие суставными движениями, позволяют избежать ошибок и искажений техники. Вторым установочным положением описываемой теории и методики является требование количественного определения эталонной (оптимальной) программы положения тела человека во времени, обеспечивающей воспроизведение планируемого результата, а также допустимых от нее отклонений. В программе положения тела, выражаемой в виде частных программ — места, ориентации и позы — проявляется конечная цель двигательного действия, а следовательно, и процесса его формирования. Исходя из этого, количественное определение оптимального варианта этой программы для конкретного человека (или их группы) следует признать обязательным. Определение программы положения тела занимающегося во времени, а также допустимых отклонений от нее может быть осуществлено по данным биомеханического анализа техники лучших исполнителей упражнения. Для этого необходима большая статистика биомеханических характеристик, чтобы выявить общие черты рационального выполнения упражнения и исключить влияние второстепенных деталей, обусловленных индивидуальными особенностями исполнителей. Однако такой подход к определению программы положения тела недостаточен, когда ставится задача обучить новому, не выполнявшемуся ранее упражнению или упражнению, обладающему новыми (например, рекордными) свойствами. В этом случае возможно использование механико-математического моделирования движений с помощью ЭВМ. Для этого необходимо привлечение методов биомеханического анализа, моделирования, численных методов решения прямой и обратной задач динамики движений человека, задач оптимального управления с обоснованием критериев оптимальности двигательных действий и ограничений кинематических и динамических характеристик суставных движений, метода экспертных оценок и др. По существу, данная проблема сводится к выбору из огромного количества вариантов решения двигательной задачи единственного варианта техники, а также к определению допустимых отклонений от этого варианта, не приводящих к ошибкам. Учитывая огромную сложность проблемы определения оптимальной программы положения тела человека, представляется целесообразным использовать в комплексе методы моделирования и экспертной оценки, проводимой опытными педагогами, т.е. работу с ЭВМ в диалоговом режиме. Применяя математическую теорию оптимизации движений, отсеивая с помощью количественных способов анализа и синтеза их нерациональные, неэффективные, а в ряде случаев, и опасные для здоровья варианты, мы тем самым выполняем за учащегося ту огромную, кропотливую работу по осуществлению обоснованного выбора и проектирования своих пресыщенных степенями свободы кинематических цепей. Или, другими словами, работу по определению оптимальных управляющих движений в суставах, которая обычно проводится путем проб и ошибок и необходимость которой, по крайней мере в объемах, имеющих место в сегодняшней практике адаптивной физической культуры, вряд ли можно считать вполне оправданной. Возвращаясь к требованию количественного определения допустимых отклонений от эталонной программы положения тела человека во времени, подчеркнем, что оно предусматривает определение допустимого «коридора» отклонений по конечному результату действия и по его текущим (промежуточным) характеристикам. Человек управляет перемещением общего центра масс, ориентацией своего тела только за счет осуществления тех или иных суставных движений. Поэтому для занимающегося и педагога в первую очередь необходимо знание и оптимального варианта, и допустимого «коридора» отклонений от программы позы. Следующим, третьим положением, выполнение которого обязательно для осуществления методики освоения двигательных действий с заданным результатом, является требование определения содержания эталонного образа системы условий, которые необходимы занимающимся в процессе выполнения действия, а также определения изменений этого содержания, происходящих по мере автоматизации действия, выработки двигательного навыка. При этом крайне важно не только представить учащемуся полную систему ориентиров, но и обеспечить его объек- тивной информацией о выполняемых им управляющих движениях в суставах. Выполнение этого требования необходимо для того, чтобы минимизировать возможные неверные мышечные напряжения спортсмена при его работе внутри тренажера. А также для того, чтобы не допустить формирования неосознанного, а следовательно, негибкого навыка путем «натаскивания» занимающегося на конкретное действие. Данное требование предполагает, что поиск индивидуальных вариантов образа системы условий, необходимых учащемуся для выполнения упражнения, следует вести не на начальных этапах освоения действия, как это обычно делается, а на этапе его совершенствования в естественных условиях. На первых же этапах освоения действия целесообразней использовать единый, универсальный для всех исполнителей образ условий выполнения упражнения или, другими словами, «эталонную ориентировочную основу действия» (ЭООД), использование которой обеспечивало бы занимающемуся успешную реализацию эталонной техники. И лишь после этого занимающемуся предоставляется возможность уточнения, конкретизации эталонной ООД, поиска индивидуальных вариантов образа условий выполнения действия. При таком подходе у учащегося всегда будет возможность вернуться к «эталонной ООД», сопоставить ее с индивидуальными находками и оценить эффективность последних. Перечислим наиболее важные требования к методике составления эталонной ориентировочной основы действия. Во-первых, определению ООД должно предшествовать выявление кинематических и динамических характеристик эталонной (оптимальной) программы изменения позы человека, приводящей к реализации цели упражнения. Во-вторых, в качестве единиц (элементов) анализа и синтеза техники упражнений, «азбуки» описания двигательных действий необходимо использовать: 1) однонаправленное изменение угла в тех или иных суставах (элемент управляющего движения) и 2) удержание неизменным взаимного расположения двух смежных звеньев или суставного угла (элемент динамической осанки). Поэтому при описании техники двигательного действия следует давать не только кинематическую характеристику программы позы, но и ее динамическую (силовую) трактовку: 1) указать, активно (за счет мышечных сил) или пассивно (за счет внешних сил) осуществляется удержание неизменным или изменение суставного угла; 2) в каком направлении - совпадающем с направлением изменения угла в суставе или противоположном — должны быть направлены усилия занимающегося в анализируемом суставе. В-третьих, при составлении словесных формул ООД необходимо наметить стратегическую линию (или линии) их сокращения и обязательно выделить те формулы, которые соразмерны по времени с реальной скоростью выполнения упражнения. В-четвертых, при определении словесного содержания ЭООД необходимо использовать результаты опроса не только высококвалифицированных, но и юных спортсменов, разучивающих интересующее двигательное действие. При опросе опытных занимающихся необходимо выяснить не только те компоненты ориентировки, которые ими используются в настоящее время, но и те, которые они применяли на более ранних этапах формирования движений. В-пятых, необходимо стремиться к созданию тренажеров, управляющих суставными движениями человека и позволяющих выделить специальный этап перцептивного обучения, который важен не только для формирования двигательного действия, но и для объективизации содержания его ориентировочной основы. Учитывая, что по своим главным характеристикам проявления двигательные качества не должны отличаться от динамической структуры двигательного навыка или, другими словами, должны проявляться в неразрывной связи с техникой выполнения упражнений, логично для развития качеств использовать само осваиваемое двигательное действие, выполняя его в тренажере. Тренажеры, управляющие суставными движениями человека, позволяют наиболее полно реализовать идею метода сопряженных воздействий (В.М. Дьячков и др.) Возможность проявлять максимальные напряжения без опасности падения, получения травм, искажения оптимальной программы позы, которая контролируется устройством, информирующим и поправляющим спортсмена каждый раз, когда его действия идут вразрез с эталонными, позволяет эффективно развивать необходимые для данного упражнения двигательные качества и способности. Для создания у человека «запаса прочности» по отношению к тому или иному классу задач целесообразно внутри тренажера, воспроизводящего движения в суставах, создать дополнительные средства, стимулирующие повышенные по сравнению с программными нервно-мышечные напряжения занимающегося. Если имеется тренажер, управляющий суставными движениями, то готовность занимающихся к освоению того или иного действия целесообразнее всего определять с его помощью. В этом случае удается избежать необходимости освоения большого количества подводящих и подготовительных упражнений, в процессе обучения которым возможно появление и закрепление ошибок. Если разучиваемое действие имеет очень сложную структуру и требует для выполнения высокого уровня развития двигательных способностей, то целесообразно разделение этого действия на отдельные компоненты (части, фазы, блоки или главные и корректирующие управляющие движения) и проведение оценки готовности человека к выполнению выделенных компонентов эталонной программы положения его тела. Критерием реализации занимающимся заданных параметров суставных движений является отсутствие в процессе суставного движе- ния (или их серии) взаимодействий звена с частями тренажера и соответствие воспроизводимого занимающимся суставного момента мышечных сил тому суставному моменту, который приводит к запрограммированным параметрам вращения звена. В этом случае части тренажера перемещаются вместе со звеном (параллельно с ним) и без взаимодействия с ним. Если же занимающийся превышает эти значения суставного момента мышечных сил, или, напротив, не в состоянии их воспроизвести, он непременно вступит в вынужденный контакт (во взаимодействие) либо с одной, либо с другой частями императивного тренажера, т.к. тренажер обеспечивает воспроизведение необходимых кинематических характеристик вращения звена независимо от действия занимающегося. Данные контакты (взаимодействия) приведут к возникновению силы вынужденного взаимодействия звена либо с одной, либо с другой частями тренажера. Причем величина силы вынужденного взаимодействия звена с ними будет тем больше, чем больше реализуемые занимающимся значения суставного момента мышечных сил отличаются от тех, которые обеспечивают задаваемое вращение звена без взаимодействия с частями устройства.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 912; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |