Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психических и физических способностей в упражнениях с ходьбой




 

Упражнения Коррекционная направленность
1. «Рельсы» Ходьба с перешагиванием линий, расположенных на разном расстоянии друг от друга Дифференцировка расстояния и усилий, глазомер
2. «Узкий мостик» а) Ходьба по полоске (узкой линии), приставляя носок к пятке впереди стоящей ноги; б) ходьба боком, приставными шагами, ставя носок стопы на край линии; в) то же, с закрытыми глазами Развитие динамического равновесия, точности движений и кинестетических ощущений
3. «Не сбей» Ходьба по прямой с перешагиванием через кегли, набивные мячи, гимнастическую скамейку и т. п. Дифференцировка усилий, отмеривание расстояния
4. «Длинные ноги» По команде: «Длинные ноги идут по дороге» ходьба на носках, высоко поднимая прямые ноги; по команде: «Короткие ножки идут по дорожке» ходьба в полуприседе Быстрота переключения, Дифференцировка понятий: длинный - короткий, синхронность сопряженной речи
5. «Хлоп» Ходьба с хлопками на каждый 4-й счет. Вслух произносится: «Раз, два, три, хлоп1» Первый раз хлопок над головой, второй - перед собой, третий -за спиной Концентрация внимания, двигательная память, согласованность движений, усвоение темпа и ритма

Упражнения Коррекционная направленность
6. «Лабиринт» а) Ходьба со сменой направления между стойками, кеглями, набивными мячами; б) то же вдвоем, держась за руки Ориентировка в пространстве, согласованность совместных действий
7. «Встали в круг» Ходьба по кругу, взявшись за руки, со сменой направления, собираясь в центр, расходясь в большой круг на вытянутые руки Согласованность коллективных действий, дифференцировка понятий: большой - маленький, вправо - влево
8. «Гусеница» а) Ходьба в колонне, положив правую (левую, обе) руку на плечо впереди идущего; б) то же, в обратную сторону Координация и согласованность синхронных действий, ориентировка в пространстве
9. «Коромысло» Ходьба с гимнастической палкой, хватом двумя за плечами (на носках, на пятках), сохраняя правильную осанку Координация движений рук, коррекция осанки, профилактика плоскостопия, знакомство с новым словом
10. «Ходим в шляпе» Ходьба с мешочком песка (мягкой игрушкой) на голове Воображение, коррекция осанки, сохранение вертикальной позы
11. «Кошка» Ходьба скользящим шагом, крадучись, неслышно, как кошка, в такт делая движения руками, сгибая и разгибая пальцы, выпуская «когти» Развитие мелкой моторики кисти, согласованность и пластичность рук и ног, воображение
12. «Солдаты» Ходьба на месте и в движении, высоко поднимая колени со сменой темпа: медленно — быстро Чувство ритма, быстрота переключения, сохранение осанки, координация движений рук и ног, дифференцировка понятий: быстро - медленно
13. «Без страха» а) ходьба по гимнастической скамейке, бревну, с остановками, поворотами, движениями рук (с помощью, поддержкой, страховкой, самостоятельно); б) ходьба по наклонной доске, расправив плечи, руки в стороны Преодоление чувства страха, динамическое равновесие, ориентировка в пространстве, сохранение осанки
14. «Ловкие руки» Ходьба с предметами в руках (мячи, шарики, флажки, ленточки) с заданиями: а) на каждый шаг руки вперед, в стороны, вверх; б) круговые движения кистями вперед и назад; в) круговые движения в плечевых суставах; г) передача предмета из правой в левую руку перед собой, из левой в правую - за спиной Согласованность движений рук и ног, симметричность и амплитуда движений, развитие мелкой моторики кисти, ловкость и точность движений
15. «Каракатица» Ходьба спиной вперед Ориентировка в пространстве, координация движений рук и ног
16. «Светло - темно» Ходьба с открытыми и закрытыми глазами: а) 5 шагов с открытыми, 5 шагов с закрытыми глазами (считать вслух); б) по команде «светло» - открыть глаза; по команде «темно» - закрыть глаза; в) ходьба с закрытыми глазами к источнику звука (колокольчик, свисток) Концентрация внимания, ориентировка в пространстве без зрительного контроля, ориентировка на звук, дифференцировка понятий светло - темно

 

 

Упражнения Коррекционная направленность
17. «Мишка» а) Ходьба на носках, на пятках, на наружной стороне стопы, поджав пальцы; перекатом с пятки на носок; б) ходьба по массажной дорожке босиком; в) ходьба босиком по траве, воде, песку, гравию Профилактика плоскостопия, координация мелкой моторики стопы, закаливание
18. «Хоп» а) Ходьба, по сигналу «хоп» - остановка, по сигналу «хоп-хоп» — поворот кругом; б) то же, с закрытыми глазами Концентрация внимания, быстрота двигательной реакции на звуковой сигнал, точность реакции без зрительного контроля, устойчивость к вестибулярному раздражению
19. «Волны» Ходьба с регулированием темпа громкостью команд (или музыки). При команде шепотом или тихой музыки - медленная ходьба на носках, движения рук изображают волны, при средней громкости - быстрая ходьба с сильными волнами, при громкой - переход набег Концентрация внимания, дифференцировка громкости звука и сопоставление с темпом движений, плавность, симметричность, выразительность движений, воображения
20. «Та-та-та» Ходьба с притоптыванием на месте в заданном ритме и соответствующим проговариванием звуков: та-та-та Усвоение заданного ритма движений и сопряженной речи
21. «Хромой заяц» Ходьба одной ногой по гимнастической скамейке, другой - по полу Координация и согласованность движений рук, ног и туловища, дифференцировка усилий правой и левой ноги
22. «По канату» а) Ходьба по канату, лежащему на полу, руки в стороны; б) ходьба по канату боком приставными шагами, руки на пояс Развитие динамического равновесия на ограниченной опоре, профилактика плоскостопия, сохранение правильной осанки
23. «Козлики» В парах - ходьба по гимнастической скамейке навстречу друг другу, руки за голову. При встрече разойтись, удерживаясь на скамейке и сохранив правильную осанку Сохранение динамического равновесия, удержание вертикальной позы на ограниченной опоре
24. «Плети» Медленная ходьба с произвольными махами расслабленных рук вправо и влево (как плети) на каждый шаг с небольшой ротацией позвоночника Расслабление мышц плечевого пояса, предплечья и кисти

К естественно-средовым факторам относятся использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, закалива­ния организма. Естественные силы природы усиливают положительный эффект физических упражнений. Для инвалидов купание, плавание, ходь­ба босиком по траве, песку, гальке, туризм, рыбалка, прогулки на лыжах, на велосипеде, на лодке, подвижные и спортивные игры на открытых площадках и другие виды рекреативной деятельности не только эмоциональны по содержанию, но и оказывают тренирующее и зака­ливающее действие, повышают сопротивляемость организма к небла-


 




гоприятным воздействиям внешней среды, снижают частоту простуд­ных заболеваний.

Для детей-инвалидов плавание с первых недель и месяцев жизни оказывает благотворное влияние на развитие организма. Массирующие действие воды, разгрузка позвоночника, свобода движений в безопор­ной среде укрепляют мышцы, связки, суставы, усиливают обменные процессы, периферическое кровообращение, глубину дыхания, улуч­шают сон, аппетит, настроение ребенка.

К гигиеническим факторам относятся правила и нормы обществен­ной и личной гигиены: быта, труда, отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования. Для инвалидов они имеют первостепенное значение.

Так, для людей с нарушением зрения площадки для занятий на воздухе должны быть заранее подготовлены: определены ее размеры, по периметру установлены ограничительные ориентиры, исключены помехи из кустарника, ям, камней и т. п.; для слабовидящих важно иметь яркий инвентарь и оборудование красного, оранжевого, желтого и зеленого цветов, озвученную атрибутику - мячи, мишени, метроно­мы, свистки и др.

Для инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата при проведении, например, волейбола сидя во избежание микротравм тща­тельно готовится и полируется поверхность пола. Для лиц, передвигаю­щихся в колясках, должен быть обеспечен свободный проезд к душе­вым, раздевалкам, туалетам. Особого внимания требует техническое оснащение, пригодность спортивного инвентаря и оборудования, на­дежность страховки, помощь в случае необходимости и безопасность.

Для разных нозологических групп инвалидов в качестве дополни­тельных используются средства медицинской и психологической реа­билитации, которые не относятся к средствам адаптивной физической культуры, но их сочетание с занятиями физическими упражнениями усиливают эффект комплексного воздействия на организм человека. К этим средствам относятся: аппаратная физиотерапия, электростиму­ляция, массаж, мануальная терапия, иглорефлексотерапия, фитотера­пия, души (пылевой, дождевой, игольчатый, Шарко, подводный и др.), водолечебные ванны (минеральные, радоновые, грязевые, углекислые, кислородные и др.), бани (парные и сауны), средства психологическо­го воздействия: электросон, гипноз, психотерапия, психокоррекция, психоконсультирование, психотренинги и др. (В.М. Боголюбов, 1998; А.И. Колчев, 1999).

Однако их применение для разных лиц имеет множество индивиду­альных противопоказаний, поэтому назначение физиотерапевтических процедур должно осуществляться врачами и строго ими контролиро­ваться.


_____________ Контрольные вопросы и задания____________

1. Какие две группы задач решаются в адаптивной физической куль­
туре?

2. Перечислите наиболее важные общие задачи адаптивной физи­
ческой культуры.

3. Какие виды коррекционно-развивающих задач вам известны?

4. Что относится к средствам адаптивной физической культуры?

5. Какое влияние оказывают упражнения на организм лиц с откло­
нениями в состоянии здоровья?

6. Приведите примеры классификации физических упражнений по
3-4 классификационным признакам.

7. Приведите примеры использования ходьбы для коррекции психи­
ческих и физических способностей детей дошкольного и школьного
возраста с нарушениями в развитии.

8. Какие факторы относятся к естественно-средовым?

9. Раскройте значение гигиенических факторов в адаптивной физи­
ческой культуре.



ГЛАВА 18

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Метод - это способ достижения цели. Он всегда имеет предметное содержание и применяется в процессе целенаправленной педагогичес­кой деятельности как путь к достижению намеченного результата. Ме­тод — это процесс взаимодействия педагога и ученика, где полем дея­тельности является совершенствование физических, интеллектуальных, психических, личностных способностей ученика, его телосложение, развитие, эмоции, воля, поведение, при этом сам он выступает как объект и субъект педагогических воздействий.

Методика представляет собой совокупность методов и приемов, направленных на решение коррекционных, оздоровительных, образо­вательных и др. задач адаптивной физической культуры. Например, ме­тодика развития равновесия для инвалидов с поражением опорно-дви­гательного аппарата или методика коррекции пространственной ориен­тации слепых и слабовидящих предполагает технологию последователь­ного и рационального использования комплекса методов и методичес­ких приемов, ведущих к достижению цели.

Методическое направление характеризует ведущую направленность педагогического процесса. Доминирующим в АФК и всех ее видах явля­ется коррекционно-развивающее и оздоровительное направление, что обусловлено приоритетной ролью решения основных педагогических задач и особенностями контингента занимающихся.

Методический подход отражает выбор определенной концепции в ре­шении специфических задач АФК. В основе этого выбора лежат научный поиск, оправданные логические построения, практический опыт. Методи­ческий подход предполагает наличие альтернативных вариантов оптими­зации средств и методов. Так, для обучения движениям инвалидов и лиц с ограниченными возможностями используются не только традиционные методические подходы, но и нетрадиционные, например, концепция обу­чения двигательным действиям с заданным результатом; для коррекции двигательных и психомоторных нарушений у детей с ЗПР и умственной отсталостью в качестве основной выдвинута концепция игровой деятель­ности как наиболее эффективная независимо от возраста занимающихся.

Наиболее типичными для адаптивной физической культуры явля­ются следующие группы методов:

-методы формирования знаний;

- методы обучения двигательным действиям;

- методы развития физических качеств и способностей;
-методы воспитания личности;

- методы взаимодействия педагога и занимающихся.

Каждая из этих групп методов включает в себя разнообразные мето­дические приемы, отражающие специфику, единичное и особенное каж­дого человека или группы лиц со сходными свойствами. Именно выбор


методических приемов реализует индивидуальный подход с учетом всех особенностей занимающихся: структуры и тяжести основного дефекта, наличия или отсутствия сопутствующих и вторичных нарушений, возра­ста, физического и психического развития, сохранности или поражения сенсорных систем, органов опоры и движения, интеллекта, способности к обучению, медицинских показаний и противопоказаний и т. п.

Разумное использование комплекса методов и методических при­емов представляет инструмент педагогических воздействий и является частью педагогической технологии. В основе их лежат закономерности обучения, целесообразность комплексного решения учебно-воспитатель­ных задач, общеметодические и специально-методические принципы.

18.1. Методы формирования знаний

Эти методы имеют широкий спектр задач. Они направлены на:

-усвоение представлений, понятий, правил, принципов, условий успешного овладения разнообразными двигательными умениями, пол­ноценной техникой движений, развитие физических и психических ка­честв и способностей, а также опыта их практического применения;

-создание стимулов, мотивов, ценностей, норм, установок осоз­нанного использования физических упражнений.

Методы формирования знаний делятся на две группы: методы сло­ва (информация речевого воздействия) и методы наглядности (инфор­мация перцептивного воздействия).

К первой группе относятся:

-метод вербальной (устной) передачи информации в виде объясне­ния, описания, указания, суждения, уточнения, замечания, устного оце­нивания, анализа, обсуждения, просьбы, совета, беседы, диалога и т. п.;

-метод невербальной (неречевой) передачи информации в виде мимики, пластики, артикуляции, жестов, дактильной речи (пальцевой азбуки) для лиц со слуховой депривацией;

-метод сопряженной речи — одновременное созвучное произнесе­ние двумя или несколькими людьми слов, фраз. При нарушении речи и слуха высказывание «хором» легче самостоятельного, поэтому служит способом преодоления речевых нарушений;

- метод идеомоторной речи — самостоятельное мысленное прогова-ривание «про себя» отдельных слов, терминов, заданий, побуждающих к правильному их произношению и саморегулированию двигательной деятельности.

Вторая группа методов построена на основе чувственного восприя­тия информации, поступающей от зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических, вестибулярных, температурных и других анализато­ров, создающий сенсорно-перцептивный образ движения. Ощущения, восприятия, представления служат ориентировочной основой для фор­мирования двигательных умений, построения индивидуальной техники двигательных действий с минимальным количеством ошибок.


Так как у инвалидов с различными нарушениями отдельные кана­лы чувственного восприятия имеют дефектную основу, методы нагляд­ности, демонстрации, показа, движений носят специфический харак­тер, рассчитанный на обходные пути, компенсацию нарушений, ис­пользование сохранных функций.

Методы наглядности у незрячих и слабовидящих осуществляются через тактильный анализатор, при этом используются сохранные оста­точное зрение, осязание, слух, обоняние, но важную роль играет речь, выполняющая установочную, направляющую и регулирующую функ­цию. Для формирования представлений о движении используются:

- объемные и плоскостные макеты тела с подвижными суставами;
-рельефное изображение поз, осанки, положений отдельных зве­
ньев тела в пространстве, магнитные наглядные пособия;

- мелкий и крупный инвентарь с разной фактурой: мячи — гладкие,
шершавые, мячи-ежики, пластмассовые, металлические, резиновые,
разные по объему, весу, цвету, запаху, рассчитанные на дифференци-
ровку кинестетических, кожных, обонятельных, осязательных, темпе­
ратурных ощущений;

-звуковые сигналы, заменяющие зрительное восприятие: аппара­тура звукозаписи, звуколидер-метроном, звуковые сигнализаторы, зву­чащие мячи, мишени, колокольчики и т. п., задающие темп, ритм, скорость, направление ориентировки в пространстве;

- тренажеры для коррекции точности движений, запоминания и вос­
произведения деталей техники, позволяющие регулировать мышечное
восприятие, силу и скорость сокращения мышц, положения тела в про­
странстве;

-оптические средства (коррекционные очки, контактные линзы и др.) для слабовидящих, позволяющие получить дополнительную ин­формацию о двигательных и ориентировочных действиях.

Методы наглядности у глухих и слабослышащих основаны на комп­лексном включении всех сохранных видов ощущений при ведущей роли словесной речи. Наиболее типичными методами и методическими при­емами являются:

-плакаты с изображением тела человека с названием частей, сус­тавов и др. — для формирования знаний, наглядно-образных представ­лений о строении человека;

- карточки с рисунками и схемами движений, с заданиями, указа­
телями, ориентирами — для формирования наглядно-действенных пред­
ставлений об изучаемых физических упражнениях;

- показ движений в разных экспозициях со словесным сопровожде­
нием педагога и одновременным выполнением упражнений по подра­
жанию и сопряженной речью;

- показ движений с одновременной словесной инструкцией (описа­
нием, объяснением) и уточняющей мимикой, жестами, речью для
считывания с лица;

- плоскостные и объемные предметы, спортивный инвентарь и не­
стандартное оборудование, разные по цвету, форме, величине, весу
для формирования пространственных представлений;


-световые, знаковые, вибрационные сигналы для концентрации внимания, информации о начале или прекращении движений;

-звуковые сигналы музыкальных инструментов для дифференциа­ции и использование остаточного слухового восприятия при выполне­нии ритмических движений.

Выбор методов и приемов обучения и формирования знаний обус­ловлен сохранностью сенсорных систем, речи, интеллекта, но ком­пенсация слуховою дефекта осуществляется преимущественно за счет зрительного восприятия, кинестетической и вибрационной чувстви­тельности.

Основная задача обучения и воспитания лиц с умственной отстало­стью это максимальное преодоление (ослабление) недостатков позна­вательной, эмоционально-волевой и двигательной сфер, нарушенных дефектами коры головного мозга. Обучение происходит быстрее, если информация поступает одновременно с рецепторов зрительного, слу­хового и двигательного анализаторов. Двигательный образ становится ярче и быстрее запоминается занимающимся (А.С. Самыличев, Р.Н. Гуро-Фролов, 1991; Е.А. Стребелева, 1991).

Поэтому методы и приемы должны активизировать все функции, участвующие в двигательной деятельности:

-одновременное сочетание показа физических упражнений, сло­весного объяснения и выполнения:

- рисование фигуры человека для понимания структуры тела, фун­
кций суставов и основных мышечных групп;

- рассказ-описание двигательного действия по картинке с последу­
ющей демонстрацией и выполнением его;

- письменное описание одного упражнения с последующим раз­
бором;

-выполнение упражнения только по словесной инструкции, толь­ко по показу.

Определенные требования предъявляются к непосредственному показу упражнений, он должен быть четким, грамотным и методичес­ки правильно организованным:

-упражнения, выполняемые во фронтальной плоскости, необхо­димо показывать, встав лицом к учащимся;

-упражнения, выполняемые в сагиттальной плоскости, необходи­мо демонстрировать, стоя боком;

-упражнения, выполняемые и во фронтальной, и в сагиттальной плоскости, целесообразно показывать дважды, стоя лицом, боком или полубоком;

- зеркальный показ необходим в тех случаях, когда упражнение со­
держит асимметричные движения;

-упражнения, выполняемые сидя или лежа, лучше показывать на возвышении, максимально концентрируя на себе внимание.

При занятиях физическими упражнениями инвалидов с поражени­ем опорно-двигательного аппарата методы наглядности реализуются через комплексное восприятие всех органов чувств с доминирующей направленностью на кинестетические и проприоцептивные ощущения.

8 1466 225


С этой целью в практике разработаны и используются различные техни­ческие системы с биологической обратной связью:

- компьютерные игровые тренажеры для детей с ДЦП, основанные
на использовании зрительной обратной связи для стимуляции вынуж­
денных движений, которые в обычных условиях не выполняются;

- метод тандотерапии — для освоения двигательных действий путем
тренировки с принудительным выполнением движений и феноменом
прочувствования. Механическая связь здорового и обучаемого человека
вынуждают последнего совместно выполнять любые движения, в кото­
рых участвуют все органы чувств. Рекомендуется для восстановления
движений после полиомиелита, ДЦП, двигательных травм и др.

- видеофильмы-руководства для формирования образа «здоровых»
движений, ориентировочной основы действий, повышения интереса к
занятиям. Ю.Г. Михайлова (1997) рекомендует их с целью направленной
самореабилитации лиц с травмами позвоночника и спинного мозга.

Выбор методов наглядности для лиц с поражениями опорно-двига­тельного аппарата диктуется характером травмы и заболевания, состоя­нием сохранных функций, этапом реабилитационно-восстановитель-ного периода, конкретными задачами и осознанностью их решения на каждом занятии. Чем богаче чувственный образ, тем быстрее и легче формируются двигательные умения, тем результативнее проявление физических, волевых, интеллектуальных способностей.

18.2. Методы обучения двигательным действиям

Словесные и наглядные методы тесно связаны с непосредственным выполнением физических упражнений и отражают информационную сторону обучения. Методами, направленными на формирование двига­тельных действий, традиционно считаются метод расчлененного и ме­тод целостного обучения.

Еще Л.С. Выготский в 30-е годы одним из ведущих принципов обу­чения детей с нарушениями в развитии считал «принцип дробности». Дробление и последовательное освоение частей целостного упражнения является характерной чертой обучения в разных видах адаптивной фи­зической культуры, что обусловлено следующими обстоятельствами:

- многие физические упражнения имеют достаточно сложную ко­
ординационную структуру и требуют от занимающихся ориентировки в
пространстве, согласованности движений, равновесия, точного воспро­
изведения силовых, временных, пространственных характеристик дви­
жения, но именно эти способности наименее развиты у людей с сен­
сорными, интеллектуальными, двигательными нарушениями;

- изучение сложных по своей структуре физических упражнений тре­
бует много времени, и это может снизить интерес к учебной деятель­
ности у занимающихся. В силу психологических особенностей дети с
нарушениями в развитии нуждаются в частых переключениях и быст­
ром успехе;


 

- обучение отдельным видам упражнений исходно предполагает пос­
ледовательное изучение отдельных фаз движения с последующим их
объединением (плавание);

- на этапе реабилитации после травм и заболеваний в силу ограни­
ченных возможностей двигательного аппарата целостное движение не­
возможно. Например, восстановление локомоторной деятельности пос­
ле поражения спинного мозга осуществляется этапно и последователь­
но: от позы стоя на коленях с опорой на руки, ползания к вертикаль­
ной позе и затем ходьбе;

- в реабилитационных целях используются пассивные движения,
например, для создания условий формирования нормального положе­
ния позвоночника для ребенка с ДЦП используются упражнения на
мяче: пассивное сгибание рук, ног, туловища, головы с фиксацией и
покачиванием, чередующимися с положениями лежа на животе и спи­
не и способствующими расслаблению мышц;

- преимущество раздельного выполнения отдельных частей или фаз
движения заключается в том, что создаются условия для коррекции
индивидуальных деталей техники с учетом реальных возможностей обу­
чаемого, уточнения положений отдельных звеньев тела, исправления
двигательных ошибок.

Метод целостного обучения заключается в том, что с самого начала физическое упражнение изучается в полном объеме его структуры. Он используется при обучении либо простым упражнениям, либо упраж­нениям, которые не делятся на части, либо при закреплении изучен­ных по частям и объединенных в целое упражнений. Вспомогательными методами совершенствования целостного двигательного действия слу­жат подводящие упражнения, которые в своей структуре содержат эле­менты основного упражнения, и имитационные, полностью воспроиз­водящие структуру основного упражнения, но в других условиях. Эти специальные упражнения предназначены для совершенствования клю­чевых фаз движения, закрепления и коррекции динамических и кине­матических характеристик техники, а также развития физических ка­честв, необходимых для выполнения изучаемого двигательного действия. В адаптивном физическом воспитании дошкольников и младших школь­ников имитационные упражнения часто используются как подражание движениям и звукам животных, насекомых и т. п., при этом развивают­ся не только двигательные возможности, но и воображение, представ­ление, фантазия.

В настоящее время для инвалидов и лиц с ограниченными возмож­ностями широкое распространение получили тренажерные устройства, позволяющие не только обучать движениям, но и контролировать дей­ствия занимающихся, что дает возможность расширить процесс освое­ния целостных сложнокоординационных двигательных действий.

Обучение двигательным умениям является лишь необходимой базо­вой основой для повышения двигательной активности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Главная задача состоит в том, чтобы результаты этой деятельности нашли применение в жизни, быту, спорте, стали потребностью человека. Для этого процесс обучения должен быть


эмоционально насыщенным, разнообразным, мобилизующим адапта­ционные резервы организма и личностные качества занимающихся.

В практической деятельности это может быть достигнуто следую­щими методами и методическими приемами:

- сочетанием различных физических упражнений: стандартных, уп­
рощенных и усложненных, упражнений-образов с ориентировочной
основой действий, дробного выполнения упражнений, имитационных,
подводящих, на тренажерах и др.;

-вариативностью техники физических упражнений: исходного поло­жения, темпа, ритма, усилий, скорости, направления, амплитуды и т. п.;

- разнообразием вербальных и невербальных методов и методичес­
ких приемов, словесных и наглядных способов воздействия, музыки,
внушения, медитации, психотренингов, активизирующих все органы
чувств, концентрирующих психические процессы и эмоции на обуче­
нии и совершенствовании двигательных умений занимающихся;

- вариативностью внешних факторов среды при выполнении упраж­
нений: в любое время года, при разных погодных и метеорологических
условиях, в помещении, на открытом воздухе, в лесу, на воде и т. п., но
в соответствии с гигиеническими требованиями и обеспечением безо­
пасности (страховкой, помощью, сопровождением, использованием
надежного оборудования, технических средств, инвентаря и экипиров­
ки и др.).

18.3. Методы развития физических качеств и способностей

Многократное выполнение физических упражнений сопровождает­ся не только улучшением качества техники, но и тренирующим воздей­ствием, развитием адаптационных процессов, охватывающих все сис­темы и функции организма. Упорядоченный подбор физических упраж­нений, регулирование их продолжительности и интенсивности опреде­ляют характер и степень воздействия физической нагрузки на организм занимающихся, развитие его отдельных способностей.

Принято различать пять основных физических способностей (ка­честв): силовые, скоростные, координационные, выносливость и гиб­кость. Каждой из них присуща специфическая структура, целевая на­правленность движений, мышечная координация, режим работы и его энергообеспечение. Развитие физических качеств подчиняется общим закономерностям этапности, неравномерности, гетерохронности не­зависимо от пола, возраста, наследственных факторов, состояния здо­ровья.

В целях направленного развития физических качеств у лиц с ограни­ченными возможностями используются те же методы, что и для здоро­вых людей:

- Для развития мышечной силы- методы максимальных усилий, по­
вторных усилий, динамических усилий, изометрических усилий, изо-
кинетических усилий, «ударный» метод и метод электростимуляции.


- Для развития скоростных качеств (быстроты) — повторный, сорев­новательный, игровой, вариативный (контрастный), сенсорный методы.

-Дляразвития выносливости — равномерный, переменный, повтор­ный, интервальный, соревновательный, игровой методы.

Методика развития выносливости, силовых и скороствых качеств инвалидов и лиц с ограниченными возможностями опирается на диаг­ностику их здоровья и функционального состояния, оптимальные и доступные режимы тренировочной нагрузки (длительность и интенсив­ность упражнений, продолжительность и характер отдыха, объем физи­ческих упражнений в одном занятии, целесообразность их чередова­ния, факторы утомления и восстановления работоспособности), учет медицинских противопоказаний и контроль за динамикой функциональ­ного, физического, психического состояния.

-Для развития гибкости применяют следующие методические при­емы: динамические активные и пассивные упражнения, статические уп­ражнения и комбинированные упражнения. Все они направлены на обес­печение необходимой амплитуды движений, а также восстановление ут­раченной подвижности в суставах в результате заболеваний, травм и т. п. Упражнения на растягивание направлены главным образом на соедини­тельные ткани - сухожилия, фасции, связки, поскольку именно они препятствуют развитию гибкости, не обладая свойством расслабления.

-Для развития координационных способностей используется широ­кий круг методических приемов, направленных на коррекцию и совер­шенствование согласованности движений отдельных звеньев тела, диф­ференциации усилий, пространства и времени, расслабления, равно­весия, мелкой моторики, ритмичности движений и др.

И простые, и сложные упражнения требуют координации: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение или позу, в другом — зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем - рассчитать усилие, в четвертом - точно воспроизвести задан­ный ритм движения. Проявление координации многолико и всегда вы­ражается в качестве выполнения упражнения, т. е. насколько точно оно соответствует поставленной задаче. Но техника физических упражнений имеет не одну, а несколько характеристик: временную (время реакции, время движения, темп), пространственную (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве, отличающихся направ­лением, амплитудой, траекторией), пространственно-временную (ско­рость, ускорение), динамическую (усилия), ритмическую (соразмер­ность усилий во времени и пространстве).

Управлять всеми характеристиками одновременно человек с сен­сорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями не спосо­бен, так как результатом дефекта явилось либо рассогласование между различными функциями, либо отсутствие или недостаток сенсорной информации, либо дискоординация между регулирующими и исполни­тельными системами организма. Чем тяжелее нарушение, тем грубее ошибки в координации (С.Д. Забрамная, 1995; Н.П. Вайзман, 1997).

Координационные способности человека представляют совокупность множества двигательных координации, обеспечивающих продуктивную


двигательную деятельность, т. е. умение целесообразно строить движе­ние, управлять им и в случае необходимости быстро его перестраивать.

Для их коррекции и развития используются следующие методичес­кие приемы:

-элементы новизны в изучаемом физическом упражнении (изме­нение исходного положения, направления, темпа, усилий, скорости, амплитуды, привычных условий и др.);

- симметричные и асимметричные движения;

- релаксационные упражнения, смена напряжения и расслабления мышц;
-упражнения на реагирующую способность (сигналы разной мо­
дальности на слуховой и зрительный аппарат);

- упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты,
наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на ограничен­
ной, повышенной или подвижной опоре);

-упражнения на точность различения мышечных усилий, времен­ных отрезков и расстояния (использование тренажеров для «прочув­ствования» всех параметров движения, предметных или символических ориентиров, указывающих направление, амплитуду, траекторию, вре­мя движения, длину и количество шагов);

-упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сигна­лов по силе, расстоянию, направлению;

- воспроизведение заданного ритма движений (под музыку, голос,
хлопки и т. п.);

- пространственная ориентация на основе кинестетических, тактиль­
ных, зрительных, слуховых ощущений (в зависимости от сохранности
сенсорных систем);

-упражнения на мелкую моторику кисти (жонглирование предме­тами, пальчиковая гимнастика и др.);

-парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий.

Эффективным методом комплексного развития физических качеств, координационных способностей, эмоционально-волевой и психичес­кой сферы лиц с ограниченными возможностями является игровой ме­тод. Игра как забава, развлечение свойственна людям во все возраст­ные периоды жизни, она удовлетворяет естественные потребности че­ловека в эмоциональном досуге, движении, общении и является спо­собом самовыражения.

Естественно, что в группах с разными видами нарушений содержа­ние игровой деятельности неодинаково и лимитируется моторной мо­бильностью, двигательным опытом, физическими возможностями, воз­растом. Но несомненным является тот факт, что, используя эмоцио­нальную основу игры, можно успешно решать коррекционно-развива-ющие задачи, о чем свидетельствуют многочисленные публикации, научные исследования, программы физического воспитания, концеп­ции оздоровления данной категории детей и подростков (А.А. Дмитри­ев, 1989; НА Козленке, 1991; Г.И. Гербцова, 1994; В.Л. Страковская, 1994; Е.С. Черник, 1997; А.А. Катаева, Е.А. Стребелева, 1998; И.Ю. Гор­ская, Т.В. Синельникова, 1999; Л.В. Шапкова, 2001 и др.).


Разработанная классификация подвижных игр, отражающая общие тенденции специалистов, заключающиеся в том, что игровая деятель­ность для детей с нарушениями в развитии не только развлечение, но и способ увеличения двигательной активности, стимулятор развития те­лесных, психических, интеллектуальных возможностей. Предлагаемая классификация подвижных игр позволяет выбрать те из них, которые направленно воздействуют на те функции аномального ребенка, кото­рые отстают в развитии. В качестве классификационных признаков выс­тупают следующие:

- по степени адаптации к отдельным нозологическим группам:

> подвижные игры для слепых и слабовидящих;

> подвижные игры для глухих и слабослышащих;

> подвижные игры для умственно отсталых;

> подвижные игры для детей с нарушениями речи;

> подвижные игры для детей с поражением опорно-двигательного
аппарата (ампутантов);

> подвижные игры для детей с ДЦП;

- по преобладающему виду действий и движений:

> подвижные игры с ходьбой и бегом;

> подвижные игры с прыжками;

> подвижные игры с метанием;

> подвижные игры с лазаньем, ползанием, перелезанием;

> подвижные игры с ловлей, передачей, перекатыванием мяча;

> подвижные игры с различными предметами;

- по преимущественной направленности развития физических спо­
собностей:

> развитие скоростных способностей;

> развитие скоростно-силовых способностей;

> развитие силовых способностей;

 

> развитие координационных способностей;
-по степени интенсивности:

> подвижные игры малой психофизической нагрузки;

> подвижные игры умеренной психофизической нагрузки;

> подвижные игры тонизирующей психофизической нагрузки;

> подвижные игры тренирующей психофизической нагрузки;
-по направлениям развития познавательных способностей и пси­
хических функций:

> подвижные игры, включающие развитие сенсомоторных функ­
ций зрительного восприятия основных цветов (красный, синий, жел­
тый, зеленый, черный, белый), зрительного и осязательного восприя­
тия (холодный — теплый), величин (большой — маленький), фактуры
предметов (твердый — мягкий, гладкий — шероховатый), геометричес­
ких фигур (круг, треугольник, квадрат, овал и др.), восприятия про­
странственных отношений (вверх - вниз, вправо — влево, впереди —
сзади, по отношению к себе и другим);

> подвижные игры, активизирующие мышление: наглядно-действен­
ные и наглядно-образные формы, сравнение объектов по различным
признакам, произвольное конструирование и по образцу;


> развитие памяти и внимания: слухового и зрительного, запоми­
нание правил игры, последовательности действий, речитативов, назва­
ний инвентаря, частей тела и пр.;

> развитие речи и закрепление грамматических знаний: дифферен­
циация звуков и букв, правильного звукопроизношения, увеличение
активного словаря, способности словообразования, подбор признаков
к предметам и др.;

> закрепление элементарных математических представлений о чис­
ле и его обозначении, порядковом и количественном счете, ориенти­
ровании в числовом ряду, сравнение количеств и т. п.;

> расширение представлений об окружающем мире: ознакомление
с дикими и домашними животными (медведь, лиса, собака, кошка),
птицами (аист, сова, воробей), имитация их движений и звуков, рас­
тительным миром (деревья, цветы, овощи);

> закрепление социально-бытовых навыков (правила уличного дви­
жения, название школьных принадлежностей, одежды, посуды и т. п.);

> формирование общения и взаимоотношений (согласование движе­
ний в парах, команде, оказание помощи, совместные действия и т. п.)*.

Таким образом средства и методы адаптивной физической культу­ры при их рациональном использовании служат стимулятором повыше­ния двигательной активности, здоровья и работоспособности, спосо­бом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, игре, обще­нии, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности, что создает реальные пред­посылки социализации данной категории людей. Данная концепция подтверждает теорию Л.С. Выготского о том, что обучение и воспита­ние детей с нарушениями в развитии составляет целостный процесс становления личности, в котором все составляющие находятся в тес­ном единстве и взаимосвязи.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое «метод», «методика», «методическое направление» и
«методический подход»?

2. В чем суть ведущего методического направления в адаптивной
физической культуре?

3. Какие группы методов вам известны?

4. Дайте характеристику методам формирования знаний.

5. Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физи­
ческой культуре. Краткая характеристика.

* Подробное описание подвижных игр, методики, организации и проведения содержится в методических пособиях:

1. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии / Под ред.
Л.В. Шапковой. - СПб.: Детство-пресс, 2001. - 160 с.

2. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры / Под ред.
С.П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.


 

6. Основные методы развития физических качеств и способностей,
используемые в работе с лицами, имеющими отклонения в состоянии
здоровья.

7. Приведите классификацию подвижных игр, применяемых в адап­
тивной физической культуре.

18.4. Методы воспитания личности

Система методов воспитания личности складывается из стратеги­ческих методов (факторов) воспитания и методов педагогического воз­действия (П.И. Пидкасистый, 1998).

К стратегическим относятся:

-метод воспитывающей среды;

- метод воспитывающей деятельности;

-метод осмысления человеком себя в реальной жизни.

Эти методы обладают свойством неотвратимо влиять на личность человека одновременно в каждом акте его жизни. Несмотря на разно­уровневый характер методов, каждый из них реализуется только при реализации двух других. Все стратегические методы выступают как со­вокупность базовых факторов восприятия.

Воспитывающая среда означает организацию жизнедеятельности во взаимодействии с окружающим миром, где каждый человек — объект среды и объект воздействия среды. Ребенок, воспитывающийся в детс­ком доме, имеет узкую однообразную среду обитания и общения, скуд­ные представления об окружающем мире, бедный поведенческий опыт. Естественно, эти факторы ограничивают воспитание личности. Содер­жанием среды как фактора социального развития личности выступает культурное, ценностное, человеческое, пространственное, предметное, событийное, поведенческое, экологическое, информационное окруже­ние. Педагог, профессионально использующий объективное влияние социальных факторов, придает ему целевую направленность, переводя социальную ситуацию в педагогическую - тем самым создавая воспи­тывающую среду. Для детей с нарушениями в развитии неоценимую роль в ее организации играет семья, так как в семье начинается приоб­щение детей к культуре, труду, ценностям и нормам общества. Здоро­вый ребенок, родившийся в благоприятное среде, но обделенный ак­тивным взаимодействием с ней, не получает необходимого развития, ибо не осваивает, не усваивает и не присваивает достижений культуры, хотя и растет рядом с этими достижениями. Среда может оказывать по­зитивное и негативное влияние на воспитание личности. В адаптивной физической культуре среда рассматривается не просто как сфера обще­ства, а как «сквозная система» и необходимый механизм комплексного влияния на воспитание человека.

Воспитывающая деятельность означает вовлечение воспитанников во все разнообразие видов деятельности, утверждая деятельностью актив­ное отношение человека к реальности. Деятельность — материальная


субстанция развития личности. Любой вид воспитания — нравственное, эстетическое, трудовое, физическое — это всегда новообразования в личностной структуре, которые родились в процессе деятельности, це­ленаправленной активности личности. Деятельность человека, воздей­ствуя на окружающий мир и преобразуя его, служит средством удовлет­ворения разнообразных потребностей и одновременно является факто­ром собственного духовного, физического и психического развития. Любая целостная конкретная деятельность инициируется потребностью, мотивом, интересом, ценностными ориентациями, делающими ее осоз­нанной и устойчивой на перспективу.

В физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности духов­ный мир человека отражается в удовлетворении не только конечным результатом, но и самим совершением действий, переживанием вдох­новения, «мышечным чувством», наслаждением процессом деятельно­сти, более глубоким пониманием себя, преображением души человека (В.С. Дмитриев, 1997). Кроме того, в процессе целенаправленной двига­тельной деятельности формируется культура мышления, воображения, чувств, художественного творчества и т.п. Физкультурная деятельность выступает как сфера реализации общей культуры человека.

Осмысление человеком себя в реальной жизни означает взаимодей­ствие его с окружающим миром, место в разворачивающейся жизни, системе общения и социальных отношений, выборе ценностных ори­ентации. Формирование собственного «Я» в мире и мира в себе - слож­ная комплексная проблема, равноценная социализации личности. Сущ­ность этого процесса заключается в том, что человек не просто живет, вмонтированный актом рождения в культуру, а сам является носителем и творцом культуры. По сравнению со здоровыми у лиц с сенсорными, двигательными, интеллектуальными нарушениями этот процесс имеет естественное осложнение, обусловленное меньшей мобильностью, ог­раниченными возможностями коммуникации. Поэтому социальная среда, разнообразная деятельность как основные факторы воспитания зани­мают особое место в жизни, самооценке себя, становлении личности данной категории населения. Профессиональное внимание педагога на действиях, поведении, эмоциональных реакциях, словах и интонаци­онной окраске отношения воспитанника к социально-культурным цен­ностям (человеку, природе, здоровью, обществу, труду, познанию, ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте) помогают выработать внутренние установки. Это позволяет преобразовать каждый момент своей деятельности в проживание цен­ностных отношений: участие в споре — поиск истины; забота о своей внешности, фигуре, походке — поиск красоты; участие в соревновани­ях - проявление индивидуальности, самоутверждения; уборка стадио­на, подметание дорожки — наведение порядка на планете. Только соб­ственная активность, личностная позиция «быть», самовоспитание спо­собны преобразовать жизнь и судьбу, вселить надежду и уверенность в своих силах.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.