Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие координации движений




Координационные способности — это совокупность психологических, морфологических, физиологических компонентов организма (инвалидов и лиц с ограниченными возможностями), единство которых в границах фун­кциональной системы обеспечивает продуктивную двигательную деятель­ность, т. е. умение целесообразно строить движение, управлять им и в случае необходимости быстро перестраивать его.

К факторам, влияющим на проявление координационных способ­ностей инвалидов, относятся следующие:

- функциональное состояние центральной и периферической нерв­
ной системы;

-уровень межмышечной координации, обеспечивающий технику двигательных действий;

-тип высшей нервной деятельности, особенности характера и по­ведения;

- состояние высших психических функций, психологическая устой­
чивость, способность анализировать и быстро принимать решения в
условиях внезапно изменившихся условий;

- функциональное состояние двигательного, зрительного, слухово­
го, тактильного и других анализаторов.

Координационные способности представляют собой совокупность множества освоенных двигательных координации, обеспечивающих продуктивную двигательную деятельность. Это сложная по структуре способность. Именно поэтому в программах физического воспитания в специальных (коррекционных) школах развитие координационных способностей является важной составной частью образовательного про­цесса и рассматривается как базис, формирующий фонд новых двига­тельных умений и навыков, как предпосылка и основа успешного раз­вития других физических способностей (Н.Н. Ефименко, 1991; Е.С. Чер-ник, 1997; Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев, 1997; С.И. Веневцев, 2000).

В структуру координационных способностей входят следующие со­ставляющие:

1. Координация движений — способность к упорядоченным согла­
сованным движениям тела и его частей.

2. Дифференцирование усилий, времени, пространства и ритма —
комплексная характеристика, отражающая точность оценивания, от­
меривания и воспроизведения заданных параметров движения.

3. Ориентировка в пространстве — способность к определению и
изменению положения тела и отдельных его частей в пространственно-
временном поле.

4. Ритмичность движений — способность усвоения заданного ритма
движений.


5. Равновесие — способность к сохранению устойчивой позы в ста­
тических и динамических упражнениях, на ограниченной, подвижной
опоре, при действии ускорений.

6. Быстрота реагирования — способность отвечать движением на
различные внешние сигналы (зрительные, слуховые), перестраивать
движение в изменяющихся условиях.

7. Точность мелкой моторики — способность воспроизводить тонкие
движения кистями, пальцами рук в соответствии с поставленной задачей.

8. Расслабление - способность к произвольному и рациональному
снижению напряжения мышц.

Л.П.Матвеев (1976), В.ИЛях (1986) предлагают использовать ряд методических приемов, стимулирующих более высокие проявления ко­ординации движений:

-необычные исходные положения;

-зеркальные выполнения упражнений;

- изменение скорости и темпа движений;

- изменение пространственных границ выполнения упражнения;
-смену способов выполнения упражнения;

- изменения противодействия в парных упражнениях;

- сочетание известного и неизвестного в одном упражнении и др.

2. Развитие способности к дифференцированию параметров движения
Координационно упорядоченные, согласованные движения тела и его

звеньев достигаются путем сенсорного восприятия (зрительного, вестибу­лярного, кинестетического), дифференциации временных, пространствен­ных, динамических, ритмических характеристик двигательной деятельно­сти. Эти проявления координационных способностей определяют точность, экономичность, целесообразность движений. Развитие их требует дидакти­ческой последовательности, постепенного повышения уровня сложности. Табл. 4 иллюстрирует задачи разных уровней сложности в процессе со­вершенствования указанных координационных способностей для здоро­вых школьников младших классов (О.А. Двейрина, 2000), но они вполне применимы для детей и взрослых инвалидов с различными нарушениями.

Таблица 4 Задачи развития и совершенствования дифференцировочной способности

 

Общие задачи Частные задачи
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
1. Совершенствовать способность к воспроизведению пространственных параметров движений а) развить способность к воспроизведению исходного положения; б) развить способность к воспроизведению нужной позы в процессе движения; в) развить способность к воспроизведению прямолинейных движений по форме, направлению, амплитуде и расстоянию; г) развить способность к воспроизведению криволинейных движений по форме, направлению, амплитуде и расстоянию

 

Общие задачи Частные задачи
2. Совершенствовать способность к воспроизведению временных параметров а) развить способность к воспроизведению длительности всего движения; б) развить способность к воспроизведению длительности отдельных фаз движения; в) развить способность к воспроизведению темпа движений
3. Совершенствовать способность к воспроизведению пространственно-временных параметров движения а) развить способность воспроизводить скорость движения; б) развить способность воспроизводить изменения скорости движения в) развить способность воспроизводить резкие и плавные движения
4. Совершенствовать способность к воспроизведению динамических параметров движений а) развить способность воспроизводить приложенную силу (меру воздействия) движущейся части тела на какие-либо внешние объекты; б) развить способность воспроизводить силовые усилия на основе мыслительного образа заданного действия
5. Совершенствовать способность к воспроизведению ритмических параметров а) развить способность воспроизводить сильные, акцентированные по усилиям движения через различные интервалы времени; б) развить способность воспроизводить сильные, акцентированные во времени движения через различные интервалы времени; в) развить способность воспроизводить сильные, акцентированные в пространстве движения через различные интервалы времени
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
6. Совершенствовать способность к отмериванию пространственных параметров движений а) развить способность к отмериванию длины шага; б) развить способность к отмериванию траектории движения; в) развить способность к отмериванию амплитуды движения
7. Совершенствовать способность к отмериванию временных параметров движения а) развить способность к отмериванию длительности всего движения; б) развить способность к отмериванию отдельных фаз движения; в) развить способность к отмериванию темпа движений
8. Совершенствовать способность к отмериванию пространственно-временных параметров движения а) развить способность к отмериванию скорости движения; б) развить способность к отмериванию изменения скорости движения; в) развить способность к отмериванию резких и плавных движений


 

Общие задачи Частные задачи
ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ
16. Совершенствовать способность к оцениванию пространственных параметров движений а) развить способность оценивать исходное положение; б) развить способность оценивать нужную позу в процессе движения; в) развить способность оценивать прямолинейные движения по форме, направлению, амплитуде и расстоянию; г) развить способность оценивать криволинейные движения по форме, направлению, амплитуде и расстоянию
1 7. Совершенствовать способность к оцениванию параметров движений а) развить способность оценивать длительность всего движения; б) развить способность оценивать длительность отдельных фаз движения; в) развить способность оценивать темп движений
1 8. Совершенствовать способность к оцениванию пространственно-временных параметров движений а) развить способность оценивать скорость движения; б) развить способность оценивать изменения скорости движения; в) развить способность оценивать резкие и плавные движения
19. Совершенствовать способность к оцениванию динамических параметров движений а) развить способность оценивать приложенную силу (меру воздействия) движущейся части тела на какие-либо внешние объекты; б) развить способность оценивать силовые усилия на основе мыслительного образа заданного действия
20. Совершенствовать способность к оцениванию ритмических параметров движений а) развить способность оценивать сильные, акцентированные по усилиям движения через различные интервалы времени; б) развить способность оценивать сильные, акцентированные во времени движения через различные интервалы времени; в) развить способность оценивать сильные, акцентированные в пространстве движения через различные интервалы времени

Способность к дифференцированию временных, пространственных, динамических и ритмических параметров движения развивается как в процессе обучения двигательным действиям инвалидов, так и самосто­ятельно, компенсируя отдельные отставания в развитии, обусловлен­ные дефектом. Выбор методических приемов зависит от внешних усло­вий, видов упражнений, физической и психической готовности зани­мающихся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.