КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие способности к расслаблению мышц 1 страница
Избыточная напряженность мышц может иметь разные причины: быть следствием влияния основного дефекта и нарушения управления произвольными движениями (при церебральных параличах), эмоциональной и психологической скованности, страха, боли, отсутствия двигательного опыта и т.д. Средствами и методическими приемами снижения мышечного напряжения и формирования произвольного расслабления являются: - гидрокинезотерапия (С.Ф. Курдыбайло, В.Т. Богатых, 1997; Д.Ф. Мо- с температурой 36,5—37° уменьшает спастику, снижает тонус мышц и контрактуры суставов; - мимическая гимнастика (Ю.Г. Михайлова, 2000) - иппотерапия — лечебная верховая езда, эффект которой заключа - антигравитационные костюмы для детей с ДЦП, снижающие спа- - внешние факторы переключения после напряженных действий, - контрастные статические напряжения с последующим расслабле - маховые упражнения рук (руки - «плети») и ног, потряхивание -сочетание фазы расслабления с форсированным выдохом; -переключение внимания, зрительного контроля и собственных действий на расслабление, включая самомассаж; - использование музыки как отвлекающе-раскрепощающего фак - медитация, аутотренинг, релаксационные сеансы йоги (И. В. Курис, Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определения координационным способностям. 2. Расскажите о факторах, влияющих на проявление координаци 3. Раскройте структуру координационных способностей. 4. Методика развития координации движений и способности к диф 5. Основные черты методики развития способности к пространствен 6. Какие способы развития способности к статическому и динами 7. Какими средствами и методами развивают способности к быст 8. Развитие мелкой моторики у лиц с отклонениями в состоянии 9. Способности к расслаблению мышц и приемы ее развития в адап 20.8. Развитие координационных способностей школьников Как отмечалось выше, нарушение координационных способностей (КС) является типичным для всех нозологических групп детей, имеющих отклонения в развитии. В действующих программах по физическому воспитанию в образовательных (коррекционных) учреждениях есть указания о необходимости коррекции отдельных проявлений координационных способностей, но нет конкретных рекомендаций для их реализации. Научный подход к решению проблемы включает получение предварительной комплексной информации о физическом состоянии биосистем каждого школьника с учетом возраста, пола, степени биологической зрелости, вида основного и сопутствующих заболеваний, уровня физического развития, психофизического статуса, раскрывающегося, в первую очередь, в координационных способностях. К базовым видам координационных способностей большинство авторов относят те виды координационных проявлений, которые необходимы при выполнении любых двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, учебных и бытовых действий). Это способность к сохранению равновесия, способность к ориентации в пространстве, способности, основанные на проприоцептивной чувствительности, способность к дифференцированию, быстрому реагированию, кинестетическая способность, способность к усвоению заданного ритма, расслаблению и др. В результате многолетних исследований координационных способностей школьников с нарушением речи, слуха, зрения, интеллекта разработаны: - комплексная программа тестирования; -критерии оценки уровня развития различных видов координационных способностей; - сенситивные периоды их развития; - программа совершенствования базовых координационных способ Программа комплексного тестирования базовых координационных способностей включает следующие доступные для всех детей указанных нозологических групп проявления (приложение 3). 1. Реагирующая способность: а) время двигательной реакции — «ловля линейки»; б) время простой и сложной зрительно-моторной реакции. 2. Кинестетическая способность: а) тактильно-кинестетическая способность; б) точность воспроизведения заданной амплитуды движений рук; в) точность воспроизведения половины максимального прыжка в длину; г) точность воспроизведения заданной величины усилия; д) точность воспроизведения заданного временного интервала. 3. Способность к сохранению равновесия: а) статического; б) динамического. 4. Способность к ориентации в пространстве: а) «слаломный бег»; б) «попадание в цель»; в) «набивание мяча»; г) теппинг-тест в ограниченном пространстве. Установлено, что по большинству показателей базовых координационных способностей дети с аномалиями развития отстают от параметров здоровых сверстников, причем наиболее значимые отклонения выявлены в младшем школьном возрасте. Анализ полученных данных выявил не только снижение абсолютных показателей двигательной координации практически на всех возрастных этапах школьного онтогенеза, но и нарушение соотношения различных видов КС между собой в каждой из групп аномальных детей. У детей с нарушением зрения наибольшее отставание от параметров здоровых сверстников выявлено по показателям тестов, отражающих уровень развития способности к ориентации в пространстве и способности к сохранению равновесия. В процентном выражении уровень развития вышеуказанных способностей в среднем составляет соответственно 36% и 34% от уровня здоровых школьников (100%). У детей с нарушением речи, слуха наибольшее отставание отмечается по показателям тестов, отражающих уровень развития реагирующей способности (62% от уровня здоровых школьников), способности к сохранению равновесия (62% и 36% соответственно от уровня здоровых школьников) и ориентации в пространстве (54% и 35% соответственно от уровня здоровых сверстников). У детей с нарушением интеллекта выявлена приблизительно одинаковая степень отставания (45—55% от уровня здоровых школьников) по всем показателям тестов, отражающим уровень развития базовых координационных способностей. Динамическое тестирование позволило разработать шкалы дифференцированной оценки уровня базовых координационных способностей у школьников 8-15 лет с нарушением речи (приложение 4А), зрения (приложение 4Б), слуха (приложение 4В), интеллекта (приложение 4Г). Известно, что эффективность управления процессом совершенствования движений при локомоциях будет значительно более высокой, если акценты педагогических воздействий будут совпадать с особенностями физиологических отправлений в каждом возрастном периоде. В этом случае обучающая информация окажется адекватной «настройке» обучаемого объекта и будет активно усваиваться им (А.А. Гужаловс-кий, 1977; Стамбулова, 1988). В.К. Бальсевич (1971) сформулировал принцип соответствия характера педагогических воздействий биологическому ритму возрастного развития моторики. Возрастную дифференцировку средств и методов управления процессом совершенствования локомоторной функции необходимо осуществлять с учетом специфических особенностей развития моторики в различные периоды индивидуальной эволюции. Установлено, что сроки наступления благоприятных (сенситивных) периодов развития у здоровых и аномальных школьников не совпадают. У школьников с нарушением интеллекта большинство сенситивных периодов развития базовых координационных способностей приходится на возрастной диапазон 9-12 лет. У школьников с нарушением речи, слуха большинство сенситивных периодов приходится на возраст 8-11 лет. У школьников с нарушением зрения большинство сенситивных периодов развития различных видов КС приходится на возрастной диапазон 8—12 лет. На основе учета сенситивных периодов развития координационных способностей, специфики заболеваний и характера ограничений составлены серии учебных программ совершенствования координационных способностей на уроках физической культуры и во внеучебное время для школьников 8-15 лет с нарушением речи, зрения, слуха, интеллекта. Содержанием программ явились обычные физические упражнения, применяющиеся для развития реагирующей, ориентировочной, диф-ференцировочной способности, способности к сохранению равновесия, к ритму, расслаблению, однако методика их применения меняется в зависимости от вида аномалии. Основная направленность программ -активизация процессов коррекции и компенсации вторичных двигательных отклонений с помощью применения средств и методических приемов, акцентированно воздействующих на стимуляцию функций пораженного анализатора, отделов ЦНС и на развитие отстающих видов координационных способностей. Программы построены из блоков упражнений, направленных на развитие реагирующей, кинестетической способностей, способности к сохранению равновесия, способности к ориентации в пространстве, упражнений на расслабление. Каждый блок состоит из четырех упражнений и игры. Все блоки идентичны по объему нагрузки. В каждой серии разработанных программ больший объем уделялся блокам упражнений, направленных на совершенствование отстающих видов базовых координационных способностей. Такая система построения программ дает возможность гибкой замены блоков в зависимости от характера отклонений в координационной сфере аномальных детей. Последовательность применения блоков, различных по направленности, в течение одного занятия, определялась спецификой нервно-мышечного воздействия тех или иных упражнений. По данным М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова (1988), с наступлением утомления центральной нервной системы снижается быстрота смены процессов возбуждения и торможения, создаются затрудненные условия для разграничения раздражителей. Таким образом, блоки упражнений на развитие реагирующей способности, способности к кинестетическому дифференцированию, требующие значительного напряжения сенсорных механизмов и устойчивого внимания, применялись в подготовительной части и в первой половине основной части занятия, когда организм ребенка еще не достиг высоких значений по показателям утомления. Упражнения на развитие равновесия применялись в основной части занятия. Упражнения на развитие способности к ориентации в пространстве использовались в конце основной и в заключительной части занятия. Общим в серии разработанных программ является значительный объем упражнений на расслабление и релаксацию. Способность к произвольному расслаблению и напряжению мышц, являясь проявлением координационных способностей, оказывает положительное влияние на вегетативные функции: восстанавливает участившийся пульс, ритм дыхания, успокаивает нервную систему. Активизация психических процессов стимулировалась деятельностью поврежденного отдела. Для детей с нарушением речи было включено большое количество речитативов и стихов, которые дети произносили во время выполнения упражнения или перед началом выполнения упражнения. При проведении занятий с детьми с нарушением слуха использовалось музыкальное сопровождение, а также выполнение упражнений в четко заданном ритме. В программу для детей с нарушением зрения включались упражнения, требующие зрительного контроля. Это были упражнения для совершенствования ориентировочной, дифференцировочной (пространственные параметры движения) способностей, способности к сохранению равновесия. При проведении занятий по коррекционной программе с детьми с нарушением интеллекта широко использовались упражнения, требующие активного включения ассоциативного мышления. Активное целенаправленное воздействие на поврежденный анализатор или отдел ЦНС с помощью физических упражнений в сочетании с двигательными заданиями, воздействующими на другие анализаторы, ведет к улучшению координации работы всех сенсорных систем (В.Л. Страковская, 1994). Применение программы, направленной на совершенствование базовых КС школьников с нарушением речи во внеурочное время, в большей степени способствует повышению уровня развития способности к сохранению статического равновесия (темпы прироста — 41%), реагирующей способности (темпы прироста — 19%), дифференцировочной способности (темпы прироста — 34%) и способности к ориентации в пространстве (темпы прироста — 66%). Применение программы совершенствования базовых координационных способностей школьников с нарушением зрения на уроках физической культуры в большей степени оказало воздействие на повышение уровня развития способности к сохранению равновесия (темпы роста — 90%), кинестетической способности (темпы прироста — 60%), реагирующей способности (темпы прироста — 50%). В результате воздействия экспериментальной программы для детей с нарушением слуха во внеурочное время наибольшие темпы прироста выявлены по показателям способности к сохранению равновесия (86%), дифференцировочной способности (61%), способности к ориентации в пространстве (34%). Эффективность воздействия программы совершенствования координационных способностей детей с нарушением интеллекта на уроках физической культуры в большей степени отразилась на повышении уровня развития способности к сохранению равновесия (темпы прироста — 128%), реагирующей способности (темпы прироста - 68%), дифферен- цировочной способности (темпы прироста — 60%), некоторых показателей способности к ориентации в пространстве (темпы прироста — 120%). Анализ темпов прироста показателей, отражающих уровень развития базовых КС после проведения экспериментов, позволил выявить, что наиболее подвержены целенаправленной педагогической коррекции и совершенствованию способности к сохранению равновесия и ориентационная дифференцировочная. Вероятно, это объясняется тем, что в основе физиологических механизмов обеспечения статического чувства и ориентации в пространстве лежит слаженная работа зрительного, слухового и проприоцептивного анализатора, вестибулярного аппарата, мышечной чувствительности рук, ног и рецепции стоп (В.П. Ермаков, ГЛ. Якунин, 1990). Даже при наличии лимитирующих факторов возможны адаптационные компенсаторные перестройки организма, в результате которых в обеспечении способности к сохранению равновесия и ориентации в пространстве функции нарушенного анализатора берут на себя оставшиеся составляющие части этого сложного механизма. Проведенные исследования позволили доказать необходимость целенаправленного педагогического воздействия на развитие способности к сохранению равновесия и ориентации в пространстве. До проведения экспериментов уровень развития способностей к сохранению равновесия и ориентации в пространстве был значительно снижен практически во всех группах аномальных детей по сравнению со здоровыми сверстниками, однако включение в коррекционные программы блоков специальных упражнений позволило активизировать процессы коррекции и компенсации, реализовать потенциальные возможности данной категории детей. Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что занятия физической культурой значительно влияют на совершенствование двигательной сферы аномальных детей, раскрытие их потенциальных возможностей при условии, что они направлены на устранение вторичных моторных нарушений с помощью стимуляции процессов коррекции и компенсации. Физические упражнения должны быть адекватно подобраны с учетом вида аномалии, уровня физического развития и подготовленности, темпов биологического созревания организма, сенситивных периодов развития, особенностей познавательной и поведенческой сферы детей с нарушением речи, зрения, слуха, интеллекта. ___________ Контрольные вопросы и задания 1. Какие проявления базовых координационных способностей школь 2. Дайте сравнительную характеристику уровня развития базовых -с нарушением зрения; -с нарушением речи; -с нарушением слуха; -с нарушением интеллекта. Для аргументации своих ответов используйте фактологические данные, представленные в приложениях 4А, 4Б, 4В, 4Г. 3. Сравните сроки сенситивных периодов развития здоровых и ано 4. Раскройте кратко содержание учебных программ совершенство ГЛАВА 21 ВР АМЕБНО-МЕДИЦИНСКИЙ КОНТРОЛЬ, ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИЮВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 21.1 Организационные основы врачебно-медицинского контроля лиц с ограниченными функциональными возможностями Врачебно-медицинский контроль за занимающимися, имеющими отклонения или нарушения функций органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, осуществляется районными вра-чебно-физкультурными диспансерами или городскими врачебно-физ-культурными диспансерами, если речь идет о сборных командах. Отделения Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых, руководители секций по видам спорта, спортивных центров инвалидов, физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов инвалидов и другие физ-культурно-спортивные общественные объединения инвалидов предоставляют списки занимающихся адаптивной физической культурой в физкультурно-врачебный диспансер по месту нахождения организации. В них указывается списочный состав, год рождения, диагноз, место проживания, телефон. Список заверяется руководителем организации и печатью организации. Постоянную работу ведет врач, курирующий этот раздел работы и владеющий вопросами контроля за занимающимися физической культурой и спортом. Занимающиеся должны проходить врачебный контроль не менее двух раз в год: в начале учебного года и в конце. Кроме того - после перенесения тех или иных заболеваний и при плохом самочувствии. В практике врачебного контроля применяются два метода исследования: углубленный и краткий (Г.М. Асеев, В.А. Зотов, 1963). При первоначальном исследовании инвалидов обязательно применение углубленного метода, а при повторном — краткого. Все полученные данные заносятся во врачебно-контрольную карту физкультурника. Программа углубленного врачебного обследования включает паспортную часть: записывается ф. и. о., адрес, номер поликлиники, к которой прикреплен инвалид, с тем, чтобы была возможность уточнения диагноза. При сборе анамнеза уточняется лечение по этапам (оперативное, консервативное, дата проведения, если была операция, то какая и когда, осложнения, сопутствующие заболевания, при поражении спинного мозга уточняется состояние функций мочевыводящих путей и тазовых органов). Уточняются наследственные заболевания, отношение к алкоголю, курению. Каким видом спорта занимался, сколько времени, в каких соревнованиях участвовал, результаты. В основном объем исследований тот же, что и у здоровых спортсменов: антропометрия, спирометрия, динамометрия, становая сила, рост, вес. Особенностью является то, что все показатели измеряются без протезов, ортезов и других приспособлений, а также снимаются показатели объема усеченной конечности в нижней трети, средней трети и верхней трети. Проводятся и фиксируются данные наружного осмотра: кожи, жироотложения, мускулатуры, формы грудной клетки, спина, стопы, ноги, окружность грудной клетки на вдохе, выдохе, пауза и размах. Необходимо также проведение функциональных проб для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, ЭКГ, рентгеноскопия органов грудной клетки, клинический анализ крови, общий анализ мочи, биохимические исследования по показаниям. В программу углубленного врачебного обследования входит осмотр врачами-специалистами (окулист, лор, хирург, невропатолог, для женщин гинеколог). Обязательное тестирование физической работоспособности, развернутые рекомендации специалиста, ведущего данного инвалида с момента получения инвалидности и его рекомендации. Программа краткого врачебного обследования несколько уже и включает анамнез, антропометрию, физикальное обследование и проведение функциональных проб для оценки функционального состояния сердечно-сосудистой системы, рентгеноскопию органов грудной клетки и ЭКГ. Анализ мочи, крови, осмотр окулистом. Врачебно-медицинский контроль за детьми-инвалидами осуществляется по месту их нахождения (детский сад, школа, средние учебные заведения, вузы), а также в детских поликлиниках по месту жительства. 21.1.1. Диспансерное наблюдение за лицами, занимающимися адаптивной физической культурой При организации и проведении диспансерного обследования следует иметь в виду, что основные моменты этой работы мало чем отличаются от обследования здоровых людей. Это касается лиц с нарушением слуха и зрения. Что касается инвалидов с поражениями опорно-двигательного аппарата, то здесь имеются определенные особенности. Более подробным должен быть осмотр невропатолога и хирурга, которые оценивают степень нарушения функций, уровня поражения, чувствительности, состояния мышечного тонуса. В данном случае следует иметь в виду, что движение может быть ограничено и по другой причине, кроме ослабленное™ мускулатуры. Это могут быть «спазм», «контрактура» (примером могут служить лица с последствиями детского церебрального паралича). Имеются особенности и в проведении функциональной пробы при поражении нижних конечностей. Проба лечь-сесть 20 раз выполняется из положения лежа на кушетке, при слабых мышцах спины исполняется, держась за край кушетки, или 20 раз отжаться от поручней, сидя в коляске. Наиболее эффективным и информационным тестом является вело-эргометрия (при поражении нижних конечностей с ручным педалированием). Но в этом случае необходимо учитывать противопоказания к использованию велоэргометрического теста. Абсолютные противопоказания: 1. Недостаточность кровообращения выше НА. 2. Инфаркт миокарда (раньше чем через 3—4 месяца с начала болезни). 3. Быстро прогрессирующая или нестабильная грудная жаба. 4. Гипертоническая болезнь П-Ш степени при систематическом АД 5. Желудочковая тахикардия, полигонная желудочковая активность. 6. Выраженный аортальный стеноз. 7. Активный или недавно перенесенный тромбофлебит. 8. Острые или хронические болезни в фазе обострения. 9. Значительная близорукость с изменением глазного дна. 1. Частые суправентрикулярные экстрасистолы (4:40), мерцатель 2. Повторяющаяся или частая желудочковая эктопическая актив 3. Нелеченая тяжелая системная или легочная гипертония. 4. Аневризма желудочка сердца. 5. Умеренный аортальный стеноз. 6. Неконтролируемые метаболические заболевания (сахарный диа 7. Значительное увеличение сердца. Состояния, требующие специального внимания и предосторожности: 1. Нарушение проводимости: а) полная атриовентрикулярная бло 2. Наличие имплантированного водителя ритма сердца с фиксиро 3. Контролируемые дизаритмии. 4. Нарушение электролитного баланса. 5. Применение некоторых лекарств: а) препаратов наперстянки; 6. Тяжелая гипертония (диастолическое АД 120 мм рт. ст.), ретино 7. Грудная жаба и другие проявления коронарной недостаточности. 8. Тяжелые анемии. 9. Выраженное ожирение.
10. Почечная, печеночная и другие виды метаболической недоста 11. Явные психоневротические расстройства. 12. Нервно-мышечные, мышечно-скелетные и суставные расстройства, которые будут мешать проведению теста. Если во время нагрузки появляются определенные симптомы, то нагрузку необходимо прекратить. Тест с физической нагрузкой должен быть прекращен при возникновении признаков, указывающих на достижение предела переносимости нагрузок. Клинические признаки: -возникновение признаков приступа стенокардии; -появление выраженной одышки; -чрезмерное утомление, головокружение, тошнота, цианоз (или бледность кожи), холодный пот и др.; - повышение систолического АД до 30,7 кПа и более; - отсутствие повышения или снижение систолического АД, несмотря - отказ обследуемого продолжать работу в связи с дискомфортом Электрокардиографические признаки: -возникновение частых экстрасистол (4:10) и других нарушений ритма (пароксизмальной тахикардии, трепетания предсердий, мерцательной аритмии); - выраженные нарушения предсердие-желудочковой и внутрижелу- - горизонтальная или серповидная депрессия сегмента 5Гна 2 мм и - инверсия, возникновение двухфазного или заостренного зубца Т, бо - снижение амплитуды зубца Р на 50 % и более по сравнению с После проведения вышеупомянутых проб, как обычно, проводится измерение артериального давления и пульса в течение 3 мин и дается оценка функциональной пробы (В.К. Добровольский, 1960; С.П. Летунов, Р.Е. Мотылянская, 1952; А.Г. Дембо, 1986; В.Г. Григоренко, Б.В. Сермеев, В.Г. Жарков, А.И. Кисее, 1990; Н.Д. Обижаева, 1993). Для оценки функционального состояния органов дыхания проводится проба Розенталя: пятикратное измерение ЖЕЛ спирометром с 15-секундным интервалом отдыха, а снижение показателей от измерения к измерению указывает на ухудшение функционального состояния. После получения данных осмотра врач по контролю за состоянием занимающихся дает заключение, определяя группу здоровья по их состоянию, степени тренированности, классу в соответствии со спортивно-медицинской классификацией и рекомендуемый вид спорта. Объем нагрузок определяется совместно с тренером-преподавателем с учетом степени и уровня поражения, времени травмы, тренированности, физического и психического самочувствия, физической подготовленности и физического развития. 21.1.2. Врачебный контроль 6 процессе занятий В работе с лицами с нарушением состояния здоровья особенно важно систематическое, постоянное врачебное наблюдение за изменениями в состоянии здоровья, физическом развитии, функциональном состоянии. В данном случае врач и тренер должны работать в тесном контакте, чтобы предотвратить негативные последствия неправильного подхода к учебно-тренировочному процессу и не усугубить еще больше состояние здоровья занимающихся. Этот процесс осуществляется путем проведения текущих осмотров 3-4 раза в год и врачебно-педагогических наблюдений на тренировках. Это помогает определить соответствие уровня требований, предъявляемых к организму конкретной программой занятий, физическому состоянию и подготовленности занимающихся. Особое значение имеет напряженность процессов (Р.Е. Мотылянская, Л.А. Ерусалимский, 1980). Об этом свидетельствует степень стабильности показателей в процессе нагрузок, а также усиление деятельности физиологических систем организма, о чем можно судить по характеру общих и местных реакций, возникающих в организме во время и после завершения мышечной работы. При проведении врачебного контроля, наблюдений оценивается организация, содержание и методика занятий, использование средств коррекции, обучение произвольному управлению дыханием, соблюдение взаимодействия дыхания адекватно движению, применение упражнений на расслабление, правильное соотношение этапов тренировки, частей урока. Оценка воздействия тренировки на организм проверяется по степени утомляемости (примерная схема внешних признаков утомления в процессе занятий физическими упражнениями по В. А. Зотову), по изменению пульса и артериального давления. Для этого проводится измерение пульса и артериального давления до тренировки, после разминки, после основной, заключительной частей тренировки и затем через 15 мин после окончания занятий. Все эти данные заносятся в протокол, строится графически физиологическая кривая, которая должна постепенно нарастать с пиком нагрузки в основной части и постепенно снижаться в дальнейшем, доходя до первоначальных величин после последнего измерения (через 15 мин). На основании полученных данных рассчитывается ряд показателей, характеризующих выраженность реакции систем кровообращения на нагрузку.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |