Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка амплитуды движений




13 1466




Спортивно-медицинская классификация инвалидов-ампутантов

Класс А-1 -Двусторонняя ампутация бедра (независимо от длины культи)

Класс А-2 —Односторонняя ампутация бедра. Односторонняя ам­путация бедра в сочетании с ампутацией стопы по Пирогову. Односторонняя ампутация бедра в сочета­нии с ампутацией стопы на различном уровне. Одно­сторонняя ампутация бедра в сочетании с ампутацией голени

Класс А-3 — Двусторонняя ампутация голени. Односторонняя ампу­тация голени в сочетании с ампутацией стопы по Пи­рогову. Двусторонняя ампутация стопы по Пирогову. Основной принцип этого класса — потеря двух опор, даже если сохранился один коленный сустав

Класс А-4 - Односторонняя ампутация голени. Односторонняя ам­путация голени в сочетании с ампутацией стопы с дру­гой стороны. Двусторонняя ампутация стопы по Пиро­гову (хорошая опора на пятку). Минимальный физи­ческий недостаток для допуска к соревнованиям — что­бы ампутация проходила, по крайней мере, через го­леностопный сустав

Класс А-5 - Двусторонняя ампутация плеча (независимо от длины культи). Двустороннее вычленение плечевого сустава

Класс А-6 —Односторонняя ампутация плеча в сочетании с ампу­тацией стопы по Пирогову. Односторонняя ампутация плеча в сочетании с ампутацией стопы на различном уровне

Класс А-7 —Двусторонняя ампутация предплечья. Ампутация пред­плечья в сочетании с ампутацией плеча с другой сто­роны

Класс А-8 — Односторонняя ампутация предплечья. Минимальный физический недостаток - ампутация проходит по лу-чезапястному суставу. Ампутация предплечья в сочета­нии с ампутацией стопы по Пирогову и другими ампу­тационными дефектами стопы

Класс А-9 — Смешанная ампутация верхних и нижних конечностей. Односторонняя ампутация предплечья в сочетании с односторонней ампутацией бедра. Ампутация плеча в сочетании с ампутацией бедра. Односторонняя ампу­тация предплечья с ампутацией голени. Односторон­няя ампутация плеча с ампутацией голени

Лица с врожденными недоразвитиями конечностей (отсутствие ки­сти, стопы, плеча, голени и т.п.) приравниваются по классификации к ампутантам и классифицируются по вышеизложенной схеме.

При комбинированных ампутациях следует исходить индивидуально и классифицировать спортсменов в зависимости от вида спорта, в кото-


ром они участвуют. Например: класс А-2 (односторонняя ампутация бедра) в сочетании с классом А-4 (односторонняя ампутация голени) при уча­стии спортсмена-инвалида в кроссе или гонках в колясках можно отнес­ти к классу А-1; при участии в метаниях или игре в настольный теннис к классу А-3; в плавании к классу А-1, если длина культи голени не более 7 см; к классу А-3, если длина культи голени больше 7 см.

При разделении на классы инвалидов с поражением или заболева­нием спинного мозга учитывается уровень поражения и характер нару­шения функций. При оценке двигательных возможностей используется приведенная ранее методика мануально-мускульного тестирования (ММТ) — оценка силы отдельных мышечных групп в баллах.

Инвалиды с травмами и заболеваниями спинного мозга делятся на 5 классов.

Спортивно-медицинская классификация инвалидов с травмами и заболеваниями спинного мозга

Класс 1-А - Поражение верхнешейного отдела спинного мозга (сег­менты С4—С7), трехглавая мышца не функционирует, не оказывает сопротивления (не более 0—3 баллов ММТ)

Класс 1-В - Поражение среднешейного отдела спинного мозга (сегмент С8), нормальная сила трехглавой мышцы (4—5 баллов ММТ, слабые мышцы предплечья (0—3 балла ММТ). Функция сгибателей предплечья не нарушена.

Класс 1-С - Поражение нижнешейного отдела спинного мозга (сег­мент О,). Нормальная сила трехглавой мышцы, сгиба­телей предплечья. Ослаблена сила мышц туловища и ног

Класс II - Поражение верхнегрудного отдела спинного мозга (сегменты В2—Е)5). Межреберные мышцы и мышцы ту­ловища не функционируют, в положении сидя равно­весие не удерживается, нижний спастический пара-парез или параплегия

Класс III - Поражение нижнегрудного отдела (сегменты О6Ш). Мышцы туловища и грудные мышцы ослаблены (1-2 балла ММТ), снижена сила мышц живота, ниж­ний спастический парапарез, параплегия. Возможно удержание равновесия

Класс IV - Поражение поясничного отдела (сегменты В -Ц). Мышцы туловища сохранены (более 3 баллов ММТ), слабые разгибатели голени и приводящие мышцы бед­ра (1-2 балла ММТ). Суммарная сила нижних конеч­ностей 1-20 баллов

К этой группе могут быть отнесены инвалиды с по­следствием травм и заболеваний нижних конечностей, при условии, что при мануально-мускульном тестирова-


нии, при оценке силы мышц нижних конечностей они набирают не более 20 баллов. Больные с последствием полиомиелита также могут быть включены в этот класс, если при тестировании они набирают 1—15 баллов Класс V - Поражение крестцового отдела (5 1-4 позвонков). Четы­рехглавая мышца функционирует (3—5 баллов ММТ), остальные мышцы ног ослаблены. Результаты ММТ 1—40 баллов. Сюда же относятся инвалиды с послед­ствием травм или заболеваний нижних конечностей, на­бравшие при ММТ 21—60 баллов, и лица с последстви­ем полиомиелита, набравшие по ММТ 16—50 баллов. При проведении соревнований по плаванию выделяется класс VI, куда относятся инвалиды с поражением органов опоры и движения с оценкой 41-60 баллов ММТ и с последствиями полиомиелита 35-50 баллов ММТ (Д. Милчева, 1988).

Спортивная классификация для лиц с последствием детского церебрального паралича (ДЦП)

Класс 1 — Квадриплегия, больной не передвигается

1. Умеренные до сильных судороги четырех конечностей

2. Слабая функциональная сила верхних конечностей и ту­
ловища, не может толкать рукой инвалидную коляску,
ноги тоже не работают, передвигается на коляске только
с дополнительной помощью родителей или функционе­
ров. Пользуется электрической коляской

Класс 2 — Квадриплегия, человек может передвигаться на коляске са­мостоятельно, но с большим трудом

1. Умеренное до сильного поражение всех конечностей

2. Пользуется помощью в передвижении родственников или
функционеров

3. Слабая функциональная сила верхних конечностей и ту­
ловища

4. Из-за различных функциональных способностей в прак­
тике разработаны отдельные легкоатлетические виды для
верхних и нижних конечностей

Класс 3 - Квадриплегия или триплегия, возможно передвижение на бытовой коляске с помощью одной руки

1. Средняя степень поражения четырех или трех конечностей

2. Обладает достаточной функциональной силой для самосто­
ятельного передвижения, может пользоваться и вспомога­
тельными средствами, но на короткий период времени

Класс 4 - Параплегия, инвалид самостоятельно передвигается

1. Обладает хорошей функциональной силой, почти не нуж­
дается в посторонней помощи, но верхние конечности,
бывают случаи, с увеличенными рефлексами

2. От средней до сильной степени судороги нижних конеч­
ностей


3. Могут ходить пешком на короткие дистанции, но со вспо­могательными средствами и для ежедневного регулярно­го передвижения нуждаются в инвалидной бытовой ко­ляске

Класс 5 — Гемиплегия, инвалид передвигается на ногах с дополнитель­ной опорой или без нее

1. Нижние конечности подвержены судорогам от средней
до сильной степени, причиняющие трудности при пере­
движении

2. Правая или левая конечность испытывает судороги от
средней до сильной степени, что мешает ходьбе

3. Обладает хорошей функциональной силой верхних ко­
нечностей, в случае средней гемиплегии одна рука и нога
отличаются хорошей функциональной силой, в то время
как пораженная сторона может быть несколько слабее

4. Инвалидной коляской пользуются изредка

Класс 6 — Атетоз всех конечностей, передвигается самостоятельно

1. Проблема контроля всех четырех конечностей от средней
степени до высокой

2. В большей мере, чем у предыдущей группы, проблемы
контроля верхних конечностей, но меньше поражены
нижние конечности, их двигательные способности выше

3. Изредка пользуется при передвижении вспомогательны­
ми средствами

Класс 7 - Маловыраженная Квадриплегия или гемиплегия, ходит са­мостоятельно

1. Судороги средней степени в одной половине туловища
или от умеренных до максимальных всех конечностей

2. Судороги нижних конечностей являются причиной спе­
цифической походки, хромоты, раскачивания

3. Хорошие функциональные способности тела, не пора­
женного гемиплегией

4. Дополнительная опора при ходьбе не применяется
Класс 8 — Почти нормальные двигательные функции, легкие наруше­
ния координации движений

1. Может включать малую гемиплегию, моноплегию или ми­
нимальную четырехстороннюю плегию

2. Могут иметь минимальную потерю целостной функции,
вызванной отсутствием координации

3. В состоянии выполнять беговые и прыжковые упражнения

В связи с особенностями этой категории инвалидов обследование проводится спортивно-медицинской комиссией перед каждыми боль­шими соревнованиями, особенно перед чемпионатами Европы, мира, Паралимпийскими играми. В отличие от других инвалидов с поражени­ем опорно-двигательного аппарата, где измеряется сила мышц (ММТ), у людей с последствиями детского церебрального паралича измеряется и оценивается координация движений.


Оценка координации движений:

Определяется точность движений, выполняемых в различном темпе.

1 балл — Минимальная координация движений

2 балла — Последовательное выполнение движений затруднено. Дви-

жения выполняются медленно, некоординированно. Мак­симальная скорость движения составляет 25% от нормаль­ного темпа движений

3 балла — Движения выполняются медленно, но почти без ошибок.

Максимально возможный темп составляет 50% от нормаль­ных движений, выполняемых с быстрым повторением

4 балла - Движения несколько некоординированные. 75% от нормаль-

ной быстроты движений

5 баллов — Нормально выполняемые последовательные движения. Темп

быстрый

Спортивно-медицинская классификация инвалидов, отнесенных к группе «Прочие»

Класс 1 — Резкое ограничение функций четырех конечностей

Класс 2 - Функциональные ограничения трех или четырех конечностей

Класс 3 - Лимитированы необходимые функции по меньшей мере двух

конечностей

Класс 4 - Лимитированы двигательные функции двух или более конеч­ностей, но ограничения менее значительны, чем в классе 3

 
Класс Класс 6 — Незначительные ограничения необходимых функций При проведении спортивно-медицинской квалификации у участни­ков соревнований с поражением спинного мозга сила отдельных мы­шечных мышц групп определяется методом мануально-мышечного тес­тирования, но при обследовании инвалидов-спортсменов с последстви­ем детского церебрального паралича эта методика не годится, так как результаты ее будут недостоверны вследствие особенности диагноза ДЦП. В этом случае спортивно-медицинская комиссия определяет у об­следуемых вместо силы координацию движений. Что касается группы «Прочие», то здесь при нарушении подвижно­сти суставов определяется амплитуда движений. Оценка амплитуды движений При ограничении подвижности суставов с помощью угломера из­меряется возможная амплитуда движений и сопоставляется с показате­лями здорового человека. 0 баллов - Нет движения в суставе 1 балл — Минимальная амплитуда движений

 

—Лимитированы функции одной конечности

—Незначительные ограничения необходимых функций

проведении спортивно-медицинской квалификации у участни-внований с поражением спинного мозга сила отдельных мы-мышц групп определяется методом мануально-мышечного тес-я, но при обследовании инвалидов-спортсменов с последстви-эго церебрального паралича эта методика не годится, так как ы ее будут недостоверны вследствие особенности диагноза ДЦП. >м случае спортивно-медицинская комиссия определяет у об-IX вместо силы координацию движений, сасается группы «Прочие», то здесь при нарушении подвижно-вов определяется амплитуда движений.

ограничении подвижности суставов с помощью угломера из-возможная амплитуда движений и сопоставляется с показате-рового человека.

- Нет движения в суставе

 

— Минимальная амплитуда движений


 

2 балла — '/4 нормальной амплитуды движений

3 балла — '/2 нормальной амплитуды движений

4 балла — 3/4 от полного объема движений

5 баллов — Полный объем, полная амплитуда движений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптивная физическая культура как новая для России интегратив-ная область образования, науки, культуры, социальной практики име­ет большие перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным со­стоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью карди­нального изменения ситуации без пересмотра всей политики государ­ства, менталитета ее руководителей и широких слоев населения по от­ношению к физической культуре, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни.

В системе образования адаптивная физическая культура должна за­нять важное место во всех видах и типах образовательных учреждений: дошкольных, школьных, начального, среднего и высшего профессио­нального, а также дополнительного образования.

Одно из ведущих мест принадлежит адаптивной физической куль­туре в системе специального (коррекционного) образования, где на ее основе может строиться учебно-воспитательный процесс, мероп­риятия, обеспечивающие социализацию детей с отклонениями в раз­витии.

Однако повсеместное внедрение адаптивной физической культуры в систему образования сдерживается недостаточным количеством спе­циалистов-профессионалов. Поэтому в ближайшее время необходимо существенно увеличить количество учащихся, студентов и магистран­тов, осваивающих образовательные программы по адаптивной физи­ческой культуре.

Огромны перспективы научно-исследовательской работы в области адаптивной физической культуры, объединяющей в себе такие области знаний, как физическая культура, медицина, коррекционная педаго­гика и большое количество других научных дисциплин.

Наиболее актуальными являются проблемы адаптивного спорта и экстремальных видов двигательной активности, адаптивной двигатель­ной рекреации и креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик.

Последние два компонента (вида) адаптивной физической культу­ры самым тесным образом связаны с творчеством человека, нетради­ционными способами его самоактуализации, с искусством.

Особенно важным направлением развития адаптивной физической культуры в России является внедрение аксиологической личностно-ори-ентированной концепции отношения общества к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья. А это невозможно без активного


участия средств массовой информации и коммуникации, формирования информационного пространства адаптивной физической культуры.

Одним из путей решения данной задачи является расширение сфе­ры влияния журнала «Адаптивная физическая культура», преобразова­ние его из ежеквартального в ежемесячный.

Повсеместное внедрение в жизнь россиян адаптивной физической культуры как важнейшей области социальной практики позволит под­нять на новый качественный уровень всю систему комплексной реаби­литации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в общество. А это, в свою очередь, обеспечит новый уро­вень качества жизни каждого человека нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шапкова Л. В. Средства адаптивной физической культуры: Мето­
дические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развива­
ющим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии /
Под ред. проф. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.

2. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: Учеб­
ное пособие для студентов высших и средних профессиональных учебных
заведений, осуществляющих образовательную деятельность по специаль­
ностям 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состо­
янии здоровья (адаптивная физическая культура) и 0323 - Адаптивная
физическая культура. — М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.

3. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Сусляев В. Г. Материально-техни­
ческое обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие /
Под ред. профессора С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2000. — 152 с.

4. Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Морозова О.В., СолодковА.С. Адап­
тивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов:
Учебное пособие / Под ред. С. П. Евсеева и А. С. Солодкова / СПбГАФК
им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1996. - 95 с.

5. Шапкова Л. В. Опорные концепции методологии адаптивной фи­
зической культуры: Учебное пособие / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. -
СПб., 1997. - 45 с.

6. Шапкова Л. В. Функции адаптивной физической культуры: Учеб­
ное пособие / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1998. - 82 с.

7. Федорова Т.В. Игры, упражнения и психологические тренинги
для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физичес­
кая культура»: Учебное пособие / Под ред. С.П. Евсеева / СПбГАФК
им. П. Ф. Лесгафта. - СПб., 1999. - 134 с.

8. Горская И. Ю., Суянгулова Л. А. Базовые координационные спо­
собности школьников с различным уровнем здоровья: Монография. -
Омск: СибГАФК, 2000. - 212 с.

9. Черник Е. С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учеб­
ное пособие. — М., 1997.


 

10. Бабенкова Р. Д., Юровский С. Ю., Захарин Б. И. Внеклассная ра­
бота по физическому воспитанию во вспомогательной школе. - М.:
Просвещение, 1997.

11. Велитченко В. К. Физкультура для ослабленных детей. — М.: Тер-
ра-Спорт, 2000.

12. Мозговой В. М., Дмитриев А. А., Самыличев А. С. Методические
рекомендации по организации физического воспитания во вспомога­
тельной школе. — М., 1996.

13. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креа­
тивной терапии. - СПб.: «Речь»; «ТЦ Сфера», 2001. - 400 с.

14. Шапкова Л. В., Федорова Т. В. Технология подготовки и тематика
квалификационных работ (по специальности 022500 - Адаптивная фи­
зическая культура): Учебное пособие / Под ред. С. П. Евсеева;
СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1997.

15. Ежеквартальный периодический журнал «Адаптивная физическая
культура» (2000, № 1-2 и № 3-4; 2001 и последующие годы №1,2, 3, 4).


ТЕОРИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ

АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 824; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.