Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и методы планирования




 

Планирование в сельском хозяйстве как функция управленческой деятельности базируется на определенных принципах. Одни из них имеют объективную основу и могут использоваться при любых социально-экономических отношениях, другие являются порождением этих отношений и перестают действовать при изменении аграрной политики. Большинство общих принципов на различных этапах развития экономики меняет свою направленность, способы их реализации. Среди наиболее существенных принципов, оценка которых не является однозначной, можно назвать следующие:

Директивность планов. В прошлом наши планы были планами-директивами. Приказная форма планирования появилась в качестве обязательного звена планово-распределительной системы. При этой системе регулирование хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий осуществлялась на основе многочисленных заданий. Они доводились по вертикали сверху вниз и носили характер директивы (план-закон). При таком порядке планирования не обеспечивалась органическая связь между производством и рынком, надежность горизонтальных хозяйственных связей и затруднялось регулирование производством в соответствии с изменившимися потребностями. Планирование носило преимущественно волевой характер.

В то же время в ряде случаев директивность плана может быть оправдана. Это касается исполнения бюджетов разных уровней. В сельском хозяйстве – выполнение экономических требований, обеспечение безопасности жизнедеятельности населения. Принцип директивности применяется и в отношении государственных предприятий, занимающихся производством дефицитной продукции (семена сельскохозяйственных культур высоких кондиций, племенные животные) и в ряде других случаев.

Пропорциональность развития сельского хозяйства. В условиях директивного планирования достичь пропорциональности в развитии сельского хозяйства было невозможно по ряду причин. В то же время соблюдение этого принципа является важным и необходимым на всех этапах и в различных экономических системах функционирования АПК. Если ранее пропорциональность подразумевала жесткие количественные показатели, то в настоящее время в большей мере должны использоваться экономические методы (налогообложение, субсидии, товарные интервенции и др.) К тому же их направленность не должна носить распределительного характера и призвана лишь ориентировать и стимулировать субъекты рынка на поддержание наиболее целесообразных пропорций. Важное значение при этом имеет взаимная увязка и единство всех планов.

Демократического централизма – существо которого состояло в попытках обеспечить сочетание централизованного государственного руководства развитием народного хозяйства и его отраслей с инициативой коллективов предприятий и местных органов власти. Однако при этом не были определены критерии такого сочетания, а сам принцип предполагал главенствующую роль центра и подчиненное положение хозяйствующих субъектов. Поэтому, несмотря на то, что неоднократно и периодически принимались решения о расширении хозяйственной самостоятельности сельскохозяйственных предприятий, на практике их деятельность жестко регламентировалась.

В рыночной экономике этот принцип должен трансформироваться в сочетание интересов государства, общества и сельхозтоваропроизводителя. В качестве инструмента его действия могут использоваться целевые программы, определяемые государством на федеральном и региональном уровнях, в которых участвуют те или иные субъекты рынка, исходя из своих интересов.

Научная обоснованность планов заключается во всестороннем анализе сложившихся тенденций и перспектив развития, разработке прогнозов, технико-экономического обоснования, балансов и др. расчетов, а так же системном анализе целей и основных направлений развития АПК. Процесс планирования должен опираться на достижения науки и передовой опыт, содействовать ускоренному внедрению их в производство.

Выделение основного звена в общей системе мероприятий, необходимых для решения поставленных задач. В целом это правильное методологическое положение оборачивалось на практике серьезными просчетами. Так, выделение в качестве главного звена тяжелой промышленности, вызвало отставание сельского хозяйства и отраслей переработки продукции, дефицит продуктов питания, поскольку формирование промышленности для продовольственного комплекса и производства других товаров народного потребления не осуществлялось.

Вместе с тем этот принцип не теряет своего значения в рыночной экономике, так как разрабатывая программы и другие виды плановых решений, необходимо на основе системного анализа и прогноза выявлять наиболее существенные сферы деятельности и приложения средств, а также эффективные методы воздействия на сельскохозяйственного товаропроиз-водителя.

Единство и непрерывность планирования. Он предполагает сочетание и согласование перспективных, годовых и оперативных планов предприятий. Увязка планов и их согласование с учетом интересов всех субъектов планирования по горизонтали и вертикали с использованием программно-целевого метода.

Непрерывность действия планов обуславливается непрерывным характером процесса воспроизводства, необходимостью предвидеть перспективы развития каждого хозяйствующего субъекта, отрасли и т.д. Кроме того, в условиях рыночных отношений постоянно изменяющаяся внешняя среда вынуждает непрерывно отслеживать ситуацию на рынке, изменять и максимально приспосабливать планы к рыночной среде.

Комплексность планирования предполагает учет многих факторов, взаимосвязь его отдельных направлений. Важно, чтобы каждый из рычагов экономического воздействия на сельское хозяйство рассматривался во взаимосвязи с другими. Показатели эффективности разрабатываемых плановых решений должны быть дополнены рыночными критериями, например, конкурентоспособностью продукции.

Оптимальность (точность) планирования заключается в обеспечении в планах наиболее эффективного развития экономики, при которых цели достигаются в возможно короткие сроки и с наименьшими затратами общественного труда.

Гибкость планирования обусловлена тем, что даже при самом качественном составлении планов в нем могут быть заложены элементы неопределенности (спонтанности), возможны ошибки планирования. Использование этого принципа уменьшает потери при непредвиденных изменениях погодных и других условий. Гибкость, оптимальность и внесение изменений в процессе осуществления планов тесно связаны между собой. Принцип гибкости уточняет принцип непрерывности, т.е. формирует исходные начала для смены ситуации в планах в соответствии с непредвиденными обстоятельствами на рынке.

Новые экономические условия требуют использования принципов планирования в сельском хозяйстве, более полно отвечающих конкретным условиям переходного периода, перспективам развития производственных отношений на селе.

Индикативность планирования предполагает рекомендательный его характер по отношению к сельхозтоваропроизводителям. Это означает право выбора сельскохозяйственными и другими товаропроизводителями агропромышленного комплекса тех направлений и методов своей деятельности, ее результативных показателей, которые для них являются наиболее эффективными при действующем экономическом механизме и ситуации, складывающейся на рынке.

Среди существенных признаков индикативности планирования следует назвать рекомендательный, необязательный характер показателей плановых документов ориентирующее их значение, добровольность выбора одного из вариантов предполагаемого решения или неучастия в плановых мероприятиях, возможность последующего оформления индикативных плановых показателей дополнительными соглашениями, договорами, контрактами или другими формами взаимных обязательств.

Рекомендательными и ориентирующими должны быть как количественные, так и качественные производственно-экономические параметры. В качестве количественных могут быть, например, квоты на закупки сельскохозяйственной продукции в федеральный и региональный фонды, которые вправе приниматься или не приниматься хозяйствами, то есть они могут заключать или не заключать контракты на поставки продукции в эти фонды. Качественные показатели, как правило, выражают наиболее целесообразные уровни производства, обеспечивающие конкурентоспособ-ность продукции, экономические – уровень производительности труда, удельные затраты энергоресурсов и другие.

В то же время отдельные ограничения могут быть введены. Они касаются в основном двух групп показателей: финансовых (субсидий и налогов) и экономических.

Разделение функций планирования между государственными органами управления агропромышленным комплексом и хозяйственными организациями, товаропроизводителями. Существо его состоит в том, что органы государственного управления принимают плановые решения только в отношении предприятий, находящихся в их собственности, а для остальных хозяйствующих субъектов они могут быть лишь рекомендательными, за исключением тех, которые определены в законодательном порядке. Хозяйственные организации и предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют планирование своей деятельности исходя из собственных интересов. В основу такого планирования должны закладываться, как правило, принципы маркетинга, то есть планирование производства и реализации продукции и услуг в целях продвижения их на рынок и удовлетворения спроса потребителей.

Разграничение функций планирования по уровням управления. Он исходит также из индикативного характера планирования и предполагает «мягкое» взаимодействие планов на различных уровнях. На федеральном уровне должны определяться установочные параметры, находящиеся в компетенции федеральных законодательных органов правительства и органов управления АПК. При этом функции органов управления регионов в области планирования являются следствием их разграничения между центром и субъектами Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.