КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы стратегического планирования на предприятии
Процесс стратегического планирования выполняется на предприятии по следующим этапам: • анализ внешней и внутренней среды предприятия – оценка сложившихся тенденций в экономике, внешних факторов, собственного экономического потенциала; • прогнозирование состояния внешней среды и в связи с этим возможностей расширенного воспроизводства; • разработка альтернативных стратегий и выбор базовой и функциональных стратегий; • разработка стратегических целевых программ и проектов, системы стратегических планов; • обоснование стратегических мероприятий и методов выполнения стратегических программ, проектов и планов; • реализация стратегических программ, проектов и планов; • контроль за ходом и результатами стратегического планирования, корректировка стратегического плана. Для анализа внешней и внутренней среды необходима база стратегических данных, чтобы оценить сильные и слабые стороны развития предприятия, конкурентов, возможностей, рисков и т.д., которые после аналитической обработки и подготовки для использования в стратегическом планировании принимают вид стратегической информации. Среду функционирования предприятия определяют как совокупность трех сред – внутренней, рабочей, обшей. Основные элементы внутренней среды – производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах предприятия, его экономическом потенциале. Рабочая среда и общая среда составляют внешнюю среду предприятия. Рабочая среда включает тех участников рынка, с которыми у предприятия складываются прямые отношения, это микросреда предприятия. В нее входят поставщики экономических ресурсов и потребители его продукции, а также посредники – финансовые, торговые, маркетинговые, государственные экономические структуры (налоговые, страховые и т. д.). Кроме того, к рабочей среде относят конкурирующие предприятия, средства массовой информации, общества потребителей и т. д., которые оказывают определенное влияние на формирование имиджа предприятия. Под общей средой понимают ареал косвенных контактов. Выделяют четыре основных фактора общей среды предприятия – экономические, технологические, политические, социальные. Ее также называют макросредой функционирования предприятия. После ознакомления с микро- и макросредой определяют пределы их анализа, или так называемые критические точки. Совокупность этих точек зависит от размеров предприятия, характера предпринимательской деятельности, выбранных целей, географических, исторических и других особенностей. Достоверную информацию о среде функционирования предприятия можно получить как из официальных, так и из неофициальных источников (рис. 1). Заключительный этап анализа внутренней и внешней среды — оценка информации о ней с целью выявления отрицательных и положительных воздействий на будущую деятельность предприятия. Наиболее распространенный и признанный метод оценки среды — СВОТ (SWOT— по начальным буквам английских слов «strength»— стабильность, «weakness» — слабость, «opportunity» -возможность, «threat» — угроза).
С помощью этого метода предприятие выявляет и оценивает сильные и слабые стороны внутренней среды, определяет возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде. К основным факторам, которые учитываются в SWOT-анализе, относятся потенциальные: • внутренние сильные стороны (S); • внутренние слабые стороны (W); • внешние благоприятные возможности (О); • внешние угрозы (T). SWOT-анализ может проводиться в течение любого имеющегося времени: от 1-2 ч до нескольких дней. В первом случае выводы делают на основе экспресс - опроса, во втором - на основе изучения документов, разработки модели ситуации и детального обсуждения проблем с заинтересованными лицами. На втором этапе определяют основные ориентиры предпринимательской деятельности предприятия, которые можно разделить на три типа: • идеалы - ориентиры, которых не планируется достичь в обозримом периоде, но желательно к ним приблизиться; • цели - ориентиры предпринимательской деятельности в плановом периоде, достижение которых предполагается в полном объеме; • задачи - конкретные количественные измеряемые ориентиры, определяющие форму и время выполнения заданий. К идеалам относят видение, под которым понимают руководящую философию предпринимательства, не саму цель, а чувство основной цели. Видение - это идеальная картина будущего, то есть состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Миссия в отличие от видения - более конкретный ориентир. Она должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил на предприятии, определенным риском предпринимательской деятельности. При этом срок выполнения миссии должен быть обозримым. Особое значение миссии для предпринимательской деятельности предприятия заключается, во-первых, в том, что она - базис для дальнейшего определения целей и задач; во-вторых, миссия создает уверенность предприятия в непротиворечивых, ясных, сравнимых целях; в-третьих, способствует сосредоточению усилий коллектива предприятия на выбранном направлении; в-четвертых, предполагает определенную поддержку во внешней среде (среди акционеров, финансовых структур и т. д.). Цели в отличие от миссии выражают конкретные направления предпринимательской деятельности предприятия. На предприятии выделяют несколько основных направлений, в рамках которых определяют цели. К ним относятся: • положение на рынке - ниша на рынке, позиция по отношению к конкурентам, конкурентоспособность; • инновации - новые способы организации предпринимательской деятельности, производство новых товаров, проникновение на новые рынки, применение новейших технологий, использование новых методов организации производства; • производительность - сравнение результатов предпринимательской деятельности с ресурсами, которые необходимы для получения этих результатов; • ресурсы - проводится оценка ресурсов, а также имеющиеся ресурсы сравнивают с необходимым их уровнем, определяется потребность в ресурсах на перспективу; • прибыльность - определяют необходимый ее уровень; управленческие аспекты; • персонал - способы мотивации работников предприятия; успешно функционирующие предприятия определяют в качестве целей более высокую заработную плату, лучшие условия труда, возможности повышения квалификации и быстрого роста качества жизни: работников; • социальная ответственность - предпринимательская деятельность предприятия должна способствовать росту благосостояния общества. На третьем этапе планирования разрабатывают альтернативные стратегии развития предприятия и выбирают базовую и функциональные стратегии. Такой выбор - ключевой в стратегическом планировании, поскольку условия реализации целей и миссии предприятия подвергаются постоянным изменениям. В современных условиях для отечественных предприятий не может быть альтернативы базовой стратегии - выход из экономического кризиса. На четвертом этапе разрабатываются целевые стратегические программы, проекты и планы по следующим ключевым проблемам: формирование и развитие инновационного предпринимательства, использование достижений научно-технического прогресса, активизация инвестиционной деятельности, стратегия управления и маркетинга и т. д. Для пятого и шестого этапов - обоснование стратегических мероприятий и методов выполнения стратегических программ, проектов и планов, их реализация - характерно определение приоритетных направлений социально-экономического развития предприятия и с учетом этого перераспределение стратегических ресурсов. Кроме того, на этих этапах разрабатывается система мероприятий и методов реализации стратегических программ, проектов и планов. Особое место в реализации стратегических планов принадлежит стратегическому менеджменту. На седьмом этапе осуществляют непрерывный контроль за ходом и результатами стратегического планирования и корректировку стратегического плана. В системе контроля используют ориентиры - пороговые значения результатов стратегического планирования. • увеличение доли продаж на соответствующих рынках или в их сегментах; • степень проникновения на новый рынок; • определенные финансово - экономические цели и результаты; • соответствие определенным внешним условиям; • степень инновационности воспроизводства, дающего возможность осуществить технологический и другой инновационный прорыв; • способность отвечать на действия конкурентов; • степень снижения риска и использования рискованного менеджмента для получения предпринимательского дохода. Предложенные этапы разработки стратегического плана и форма его представления носят общий характер и могут быть видоизменены в соответствии со спецификой конкретного предприятия АПК.
2.3. Структура и содержание стратегических планов предприятия Основной документ стратегического планирования на предприятии - стратегический план, определяющий главные цели и стратегические линии, которым подчинены развитие, использование и распределение имеющихся ресурсов. Структура стратегического плана предприятия может быть следующей: • предисловие (резюме); • цели и задачи предприятия; • текущая деятельность и долгосрочные задачи; • стратегия маркетинга; • стратегия использования конкурентных преимуществ предприятия; • стратегия производства; • социальная стратегия; • стратегия ресурсного обеспечения производства; • стратегический финансовый план предприятия; • стратегия НИОКР; • стратегия внешнеэкономических отношений предприятия; • стратегия управления; • организация реализации и контроля выполнения стратегического плана; • приложение. В предисловии характеризуют общее состояние предприятия виды выпускаемой продукции, их значимость в мировом масштабе, внутри страны и в данном регионе с точки зрения конкурентоспособности, качества и безопасности использования, имидж, место в рейтинге подобных предприятий, основные технико-экономические показатели деятельности за последние 5 лет и на планируемый период, дают краткую характеристику ресурсного потенциала, а также конкурентоспособности товаров и предприятия на конкретных рынках и во временных периодах, представляют основные показатели технологии, организации, менеджмента. Кроме того, рассматриваются принципы, методы, применяемые в системе менеджмента предприятия. Предисловие должно быть кратким, деловым, конкретным. Оно разрабатывается в последнюю очередь, после обоснования всех разделов стратегического плана. В разделе «Цели и задачи предприятия» формулируют цели предприятия, определяют его организационно-правовую форму, устав и особенности. Как свидетельствует практика передовых отечественных предприятий АПК, наиболее значимые в рыночных условиях - финансовые цели, определяющие состояние платежеспособности и экономическую устойчивость организации. К наиболее часто применяемым показателям, определяющим стратегические цели, относят: • объем продаж; • размер прибыли; • темп роста объема продаж и прибыли; • норму прибыли на весь капитал (или все активы); • отношение прибыли к объему продаж; • долю на рынке; • базовую политику роста. В разделе «Текущая деятельность и долгосрочные задачи» раскрывают организационную структуру предприятия, дают характеристику выпускаемых товаров, их конкурентоспособности на конкретных рынках, показывают связи предприятия с внешней средой, проверенными партнерами, рассматривают технико-экономические показатели предпринимательской деятельности за последние 5 лет и на будущее, а также другие показатели и сведения, не представляющие коммерческой тайны. Раздел «Стратегия маркетинга» включает разработку следующих компонентов. 1. Стратегия продукта. Разрабатывают типовые решения (подходы) по модификации, созданию нового продукта и выводу продукции с рынка. 2. Стратегия каналов распределения товара. Определяют прямые, косвенные и смешанные каналы. 3. Стратегия продвижения товара. Рассматривают возможности рекламы, стимулирования сбыта, пропаганды, личных продаж. 4. Стратегия ценообразования. Рассматривают следующие типы решений: прочное внедрение на рынок, «снятие сливок», установление цен по одному из выбранных признаков. В разделе «Стратегия использования конкурентных преимуществ предприятия» должны быть проанализированы следующие вопросы: • факторы макросреды, инфраструктура региона и микросреда предприятия; • состояние техники, технологии, организации, системы управления предприятием; В разделе «Стратегия маркетинга» стратегического плана предприятия: • конкурентные преимущества; выбор и обоснование стратегических факторов конкурентного преимущества; • адаптация стратегических факторов конкурентного преимущества к стратегии предприятия. В разделе «Стратегия производства» рассматривают: • организационно-технический уровень производства; • уровень социального развития коллектива; • деятельность предприятия в области охраны окружающей среды; • стратегии развития производства; • технико-экономическое обоснование прогнозов; • согласование стратегии развития производства. В разделе «Социальная стратегия» рассматривают: • базовую социальную стратегию, которая включает совершенствование социальной структуры производственного коллектива, укрепление здоровья работающих, улучшение условий и охраны труда, жилищно-бытовых и социально-культурных условий работающих и их семей; определяют основные цели и средства по созданию и совершенствованию социальной инфраструктуры предприятия; • целевые программы – в практике российских предприятий разрабатывают такие целевые программы, как «Здоровье», «Жилье» и др.; • социальную защищенность работников – целесообразно на предприятии за счет прибыли устанавливать дополнительные компенсации работающим, пенсионерам, женщинам-матерям, обеспечивать работников продуктами и товарами первой необходимости и повышенного спроса. В разделе «Стратегия ресурсного обеспечения производства» освещают: • ресурсное обеспечение производства и узкие места в организации использования производственного потенциала; • разработку новой стратегии обеспечения производства всеми видами ресурсов; • технико-экономическое обоснование и согласование мероприятий по реализации новой стратегии обеспечения производства. В разделе «Стратегический финансовый план предприятия» формируют и определяют использование финансовых ресурсов для реализации стратегии предприятия. Финансовая стратегия позволяет создавать и изменять финансовые ресурсы, определять их рациональное использование для достижения целей предприятия в изменяющихся условиях Выделяют следующие компоненты финансовой стратегии: • структура предпринимательства – разрабатывают основные принципы финансовой стратегии, направленные на увеличение активов предприятия, в том числе финансовых ресурсов, определение их структуры, рациональное распределение прибыли; особое внимание уделяется источникам финансирования; • стратегия накопления и потребления – определение оптимального соотношения между ними; • стратегия задолженности – поскольку кредитоспособность предприятия – одно из основных свойств его стабильного существования на рынке, способы получения кредитов и их погашения выделяют в специальную стратегию задолженности; • стратегия финансирования функциональных стратегий и крупных программ – чаще всего решает проблему долгосрочных инвестиций, направленных на социальные программы, восстановление и укрепление существующих активов и на новое строительство, НИОКР и т. д. Результат проработки всех компонентов финансовой стратегии –долгосрочный финансовый план, который увязывает все функциональные стратегии и обеспечивает достижение стратегических целей предприятия. В разработке финансовой стратегии важно придерживаться трех основных целей: простота, защищенность и постоянство. В разделе «Стратегия НИОКР» рассматривают деятельность предприятия, направленную на создание новых технологий и видов продукции. В этом разделе выделяют такие составляющие. 1. Технологическое прогнозирование и планирование. В технологическом прогнозе содержится информация о предполагаемых технологических открытиях, временных горизонтах инноваций. Эта информация оказывает существенное влияние на планирование и финансирование НИОКР на предприятии. Технологический план раскрывает роль НИОКР в развитии предпринимательской деятельности предприятия и обосновывает направление ресурсов на научные исследования, опытно-конструкторские разработки, новые технологии. При разработке плана НИОКР учитывают следующие его особенности: • рискованный характер инвестиций; • большую оптимистичность технологических прогнозов по сравнению с реальной предпринимательской деятельностью; • вывод из оборота надолго ресурсов предприятия, направленных на НИОКР, что зачастую приводит к конфликтам с другими функциональными службами. 2. Структура НИОКР. При разработке стратегии НИОКР проводят следующее разделение инновационных работ: • определение наиболее эффективного соотношения между собственными НИОКР и участием предприятия в закупке патентов, лицензий или ноу-хау для проведения новой технической политики; • обоснование оптимального баланса между научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами; • систематизация НИОКР по степени воздействия на рынок. 3. Управление НИОКР. Специфика работ требует адекватной В разделе «Стратегия внешнеэкономических отношений предприятия» рассматривают следующие вопросы: • экспортные цели; • импортные цели; • выбор рода международной деятельности; • обоснование и согласование стратегии внешнеэкономических отношений предприятия. Раздел «Стратегия управления» включает следующие подразделы: • механизмы улавливания изменений; • переформулирование стратегии; • стратегический контроль; • внедрение стратегии в действие; • управление стратегическими и тактическими решениями. Следующий раздел – «Организация реализации и контроля выполнения стратегического плана». Стратегический контроль должен удовлетворять потребности предприятия в целом и не ограничиваться финансовыми и учетными характеристиками. Он должен осуществляться параллельно всему процессу принятия решений по всем уровням иерархии. Стратегический контроль включает: • контроль окружающей среды; • контроль стратегических действий; • контроль стратегических изменений. Один из самых сложных процессов в стратегии управления – внедрение стратегии в действие. Новые цели не всегда правильно воспринимаются работниками предприятия, поскольку не затрагивают их интересы. Кроме того, люди привыкают работать в условиях стабильности, поэтому внедрение новой стратегии встречает сопротивление с их стороны. Возникает необходимость управления сопротивлением. В разделе «Приложение», как правило, содержатся следующие материалы: • характеристика конкурентов; • инструкции, методики, стандарты, описания технологий, программы и другие вспомогательные материалы; • исходные данные для расчетов; • пояснительные записки и т. д. Приведенные состав и содержание разделов стратегического плана примерные. На конкретном предприятии менеджеры, учитывая рекомендации методических указаний по планированию, самостоятельно строят стратегический план.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 3627; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |