КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование финансовых ресурсов и их использования
В форме № 32 «Баланс доходов и расходов» осуществляется планирование финансовых ресурсов и их использования. Она заключительная в финансовой части плана сельскохозяйственного предприятия. Баланс состоит из двух разделов: 1) финансовые ресурсы – собственные (прибыль, амортизация, неиспользованные остатки фонда накопления, прочие доходы), мобилизованные на финансовом рынке (долгосрочные кредиты банков и займы, средства от эмиссии ценных бумаг) и полученные в порядке перераспределения (ассигнования из бюджетов всех уровней и др.); 2) направления их использования: уплата всех видов налогов, страховых платежей, обеспеченных государственной поддержкой, долгосрочные инвестиции и финансовые вложения, прирост оборотных средств, убытки от основной деятельности, другие направления использования прибыли, остатки ресурсов на конец планируемого года. Баланс доходов и расходов строят по принципу шахматной ведомости: каждый плановый показатель записывают на пересечении графы и строки, определяющих источник дохода и финансируемый расход. Основные правила составления плана финансовых ресурсов следующие: каждая статья доходов имеет целевое назначение и каждый вид расходов имеет свой источник покрытия. Форма № 32 «Баланс доходов и расходов» составляется на основе всех предшествующих форм финансового плана, а также раздела 6 «Инвестиционная деятельность» и формы № 17 «Амортизационные отчисления и затраты на ремонт» производственной программы. «Баланс доходов и расходов» заполняется в определенной последовательности. На первом этапе планируют собственные доходы по всем видам деятельности: производственно-коммерческой (прибыль), инвестиционной (амортизация и прочие) и финансовой (эмиссия ценных бумаг и др.). На втором этапе определяют расходы, осуществляемые за счет собственных доходов и финансовых ресурсов, связанные с выполнением финансовых обязательств и развитием предприятия: это уплата налогов, капитальные вложения, прирост оборотных средств, выплата дивидендов и т.д. На третьем этапе увязывают доходы с расходами по каждой статье: при недостатке собственных финансовых ресурсов планируют привлечение внешних источников – бюджетных, увеличение кредиторской задолженности, кредитов и займов. Эти суммы должны соответствовать аналогичным показателям целевых плановых форм по инвестициям, распределению прибыли и др. На заключительном этапе подсчитывают итог доходов и расходов. Их равенство свидетельствует о правильном заполнении баланса и составлении других финансовых расчетов, поэтому данную форму финансового плана называют проверочной ведомостью.
8.3. Составление финансовых бюджетов на основе операционного бюджетирования
Осуществляемое сегодня финансовое планирование деятельности сельскохозяйственных предприятий имеет существенные недостатки. Основные из них – отсутствие планов денежных потоков и планового баланса (балансового отчета). Вследствие этого не реализуются важнейшие задачи финансового планирования – «прозрачность» финансовых и денежных потоков, поскольку формы основных финансовых планов и финансовой отчетности не идентичны. Чтобы устранить эти недостатки, основные формы внутрихозяйственных (внутрифирменных) годовых планов должны отвечать интересам внешних пользователей и включать: – плановый отчет о прибылях и убытках, – план движения денежных средств, – плановый инвестиционный бюджет – баланс активов и пассивов, называемый также балансовым отчетом и плановым бухгалтерским балансом. Состав вспомогательных финансовых планов (расчетов, форм) каждое предприятие может определять самостоятельно или по рекомендациям МСХ России, в зависимости от используемых методов и методик планирования выручки, затрат, финансовых результатов, амортизации, инвестиций, оборотного капитала (активов и источников покрытия), видов деятельности и способов их финансового обеспечения. Один из наиболее эффективных методов совершенствования финансового планирования — операционное бюджетирование (бюджетное планирование) и составление на этой базе всех вышеназванных финансовых бюджетов. Бюджетирование – составная часть финансового планирования, то есть процесса определения будущих действий предприятия по формированию и использованию финансовых и денежных потоков. Оно состоит из двух этапов.
1-й этап – составление операционных бюджетов – системы бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для каждого сегмента или отдельной функции предприятия: продаж, производства, производственных запасов и затрат (на материалы, оплату труда, накладные, коммерческие и управленческие расходы). Характерная черта операционных бюджетов – сквозные системы смет, составленных по методу начислений («по отгрузке»), и планов движения денежных средств, рассчитанных по кассовому методу («по оплате»).
2-й этап – составление общего (основного) финансового бюджета: скоординированного по всем подразделениям и функциям плана работы предприятия в целом, объединяющего все блоки операционных бюджетов. На этом этапе формируются основные финансовые планы. Три из них составляют на основе операционных текущих бюджетов – бюджетный (плановый) отчет о прибылях и убытках, бюджет (план) движения денежных средств (денежных потоков) и плановый баланс (бюджетный баланс) на конец года, а четвертый — инвестиционный бюджет (бюджет капитальных вложений) — на основе капитального бюджетирования. Именно эти бюджеты обычно используют внешние пользователи при принятии решения о целесообразности инвестирования (первый, второй и четвертый) или кредитования (первый, второй и третий) предприятия.
Однако для обеспечения эффективного внутрихозяйственного управления данных только из основных финансовых планов недостаточно. Поэтому используют все операционные бюджеты и капитальное бюджетирование по инвестиционным проектам, а также вспомогательные финансовые расчеты, необходимые для их составления: расчет частных и совокупного норматива собственных оборотных средств (применяется для планирования остатков производственных запасов, затрат и готовой продукции на конец года в бюджете производственных запасов, а также для определения потребности в отчислениях от прибыли планируемого года в фонд собственных оборотных средств), сводный расчет потребности в оборотном капитале на конец планируемого года и квартальные даты (для составления планового бухгалтерского баланса), расчет амортизации, планы капитальных и финансовых вложений (для планирования денежных потоков и капитального бюджетирования), налоговое планирование, смету распределения прибыли и др. Практически все составляемые предприятиями финансовые формы плана, после незначительных корректировок могут использоваться в качестве вспомогательных расчетов для составления операционных и основных финансовых бюджетов, а форма № 30 «Финансовые результаты от деятельности предприятия, валовой доход» по содержанию почти тождественна форме одного из основных бюджетов «Плановый отчет о прибылях и убытках». Для полного соответствия примерным стандартам в конце расчета финансовых результатов целесообразно определять посленалоговую (чистую) прибыль (убыток). Для этого после расчета суммы прибыли (убытка) до налогообложения целесообразно ввести дополнительные строки: условный налог на прибыль (налоговая база х налоговую ставку) и чистая прибыль (убыток) планируемого года (прибыль, очищенную от налога). При планировании бюджетным методом эта форма финансового плана составляется на основе сквозной системы смет по всем операционным бюджетам. После планирования финансовых результатов при использовании операционного бюджетирования составляют следующую форму основного финансового бюджета: «Бюджет (план) движения денежных средств» (план ДДС). Цель планирования движения денежных средств – расчет величины денежных ресурсов, необходимых для обеспечения всех видов деятельности предприятия, синхронизация денежных поступлений (притоков) и расходов (оттоков) путем определения потребности в кредитах и возможности их погашения, а также выявление плановых остатков денежных средств на конец планируемого года. Планирование движения денежных средств осуществляют по кварталам (месяцам) и трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. По каждому виду деятельности определяют все ожидаемые денежные поступления, расходы и излишек или дефицит денежных средств. Производственно-коммерческая деятельность обеспечивает более регулярные поступления денежных средств по сравнению с другими видами деятельности. Положительные потоки денежной наличности (избыток денежных средств) позволяют обеспечивать инвестиционную деятельность, а также погашать кредиты и займы. Инвестиционная деятельность, напротив, чаще приводит к оттоку денежных средств и финансируется за счет излишка по основной деятельности или привлечения долгосрочных кредитов. В разделе «Финансовая деятельность» планируется движение кредитов и займов: за счет их привлечения обеспечивается покрытие дефицита денежных средств по основной и инвестиционной деятельности. Основная, инвестиционная и финансовая деятельность формируют единую сумму денежных ресурсов предприятия, обеспечивая путем перелива денежных потоков из одной сферы в другую нормальное функционирование предприятия. Излишек денежной наличности по всем видам деятельности формирует остаток денежных средств на конец планируемого периода. Информационной базой для составления плана ДДС служит сквозная система планов поступления выручки и оттока денежных ресурсов, имеющаяся в операционных и капитальных бюджетах. Их величина отличается от сумм, отраженных в соответствующих сметных расчетах операционных бюджетов (продаж, оплаты труда, материалов, цеховых и прочих затрат, рассчитанных методом начислений) и использованных ранее при расчете прибыли, тем, что в них не входят амортизация (не является денежным расходом), другие платеженеэффективные доходы и расходы, кроме того, они не совпадают по времени (поступление денег от покупателей, как правило, отстает от отгрузки сельскохозяйственной продукции, а оплата приобретаемых материальных ресурсов – от их поступления). Эти факторы обусловливают необходимость раздельного планирования прибыли и денежных средств. Следует отметить, что планирование ДДС возможно и вне системы операционного бюджетирования, но в этом случае требуется слишком большое число вспомогательных расчетов и документов: планы приобретения товарно-материальных запасов и отгрузки готовой продукции, договоры купли-продажи и подрядных работ, графики выплаты заработной платы и перечисления платежей и т. д. На основе плана ДДС можно прогнозировать уровень ликвидности предприятия, обеспеченности платежных обязательств собственными средствами и возможность финансирования инвестиционной деятельности. Завершающая стадия финансового планирования в системе операционного бюджетирования – плановый балансовый отчет (плановый бухгалтерский баланс). Он отражает возможное состояние активов и пассивов предприятия на начало и конец планируемого года (квартала) после реализации всех намеченных в плане мероприятий. Плановый балансовый отчет строится в соответствии с формой финансовой отчетности «Бухгалтерский баланс» (форма № 1). Плановый баланс состоит из двух сторон: активы (с выделением двух разделов: внеоборотные активы и оборотные активы) и пассивы (капитал и резервы, долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства. В процессе планирования должно обеспечиваться равенство активов и пассивов. Планирование балансового отчета осуществляется методом прямого счета – путем прибавления к остаткам статей бухгалтерского баланса, числящимся в годовом отчете на начало года, плановых сумм их увеличения и (или) вычитания их уменьшения за год (квартал). В этом процессе используются данные всех других основных финансовых планов и вспомогательных расчетов. Например, сумма по статье «основные средства» увеличивается (уменьшается) на стоимость вводимых в действие и выбывающих основных средств в соответствии с данными инвестиционных планов (внутрипостроечного титульного списка и т. д.) и расчета операционных доходов. Из полученного результата вычитают плановую сумму амортизации. Плановые суммы оборотных активов и всех источников их покрытия переносят из сводного плана оборотных средств (раздел 15.2, форма № 33 «Расчет потребности в кредитах»). Величину собственного капитала (итог раздела 3 «Капитал и резервы»), исчисляемую на начало года, увеличивают на размер нераспределенной прибыли, предусмотренной в специальной смете (прибыль, оставшаяся после уплаты налога и выплаты дивидендов). Долгосрочные обязательства планируют на основе инвестиционного бюджета, а краткосрочные кредиты и займы и остатки денежных средств – по плану ДДС. Второй метод составления планового бухгалтерского баланса – расчетно-аналитический. Его применение основано на трех предположениях. 1. Переменные затраты и соответствующие виды активов и пассивов (текущие активы и текущие обязательства) увеличиваются пропорционально наращиванию объема продаж (на п процентов). 2. Увеличение стоимости основных средств под заданный процент наращивания объема продаж производится в соответствии с технологическими условиями бизнеса, наличием незагруженных производственных мощностей и другими условиями, имеющимися на начало планового периода. 3. Долгосрочные обязательства и уставный капитал планируются неизменными, а нераспределенная прибыль – в соответствии с планом ее распределения: из чистой прибыли вычитают предполагаемую выплату дивидендов в соответствии с принятой на предприятии нормой распределения. Если после подсчета активов и пассивов их равенство не обеспечивается, определяется разница между ними: превышение активов свидетельствует о потребности предприятия во внешнем финансировании (краткосрочных кредитах), а превышение пассивов показывает планируемые остатки денежных средств. Этот вариант планирования бухгалтерского баланса весьма приблизителен и используется лишь при отсутствии операционного бюджетирования. Составление планового бухгалтерского баланса дает возможность предвидеть и проанализировать будущее финансовое состояние предприятия и определить перспективы его развития.
Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы содержание финансового планирования, его цели, задачи, предъявляемые к нему требования? 2. В чем различия между финансовыми планами в составе внутрихозяйственного планирования и бизнес-планом для внешнего использования? 3. Назовите основные этапы процесса финансового планирования на предприятии. 4. Охарактеризуйте содержание и методику составления формы плана «Расчет поступления средств и результатов от реализации продукции». 5. Каковы содержание и методика составления планового расчета «Финансовые результаты деятельности предприятия, валовой доход»? 6. Изложите последовательность и методику осуществления плановых расчетов финансового обеспечения текущей деятельности. Проанализируйте их достоинства и недостатки. 7. Раскройте содержание планового расчета «Баланс доходов и расходов»
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1569; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |