![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика финансового планирования на предприятии
Финансовое планирование на предприятии – это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов. 1 этап: Анализ финансовых показателей за предыдущий период. На этом этапе сравнивают плановые и отчетные данные за прошлый год по прибыли и убыткам, состоянию активов и пассивов, финансированию инвестиций и движению денежных средств; дают оценку полученных отклонений; выявляют нерешенные финансовые проблемы. 2 этап: Разработка финансовых стратегий и политики предприятия. Составляют перспективные финансовые прогнозы по стандартным формам бизнес-планов: по прибылям и убыткам, движению денежных средств, инвестициям и бухгалтерскому балансу. На втором этапе устанавливают приоритеты использования ограниченных финансовых ресурсов для реализации основной миссии предприятия. 3 этап: Составление текущих финансовых планов. На этом этапе происходит конкретизация прогнозных финансовых документов посредством составления краткосрочных (на год, по кварталам), сметных, бюджетных или балансовых плановых расчетов, а также осуществляется увязка финансовых планов с производственными, коммерческими и инвестиционными. Основная цель этого этапа – обеспечение ликвидности предприятия и повышение эффективности использования его капитала. 4 этап: Оперативное финансовое планирование – разработка финансовых планов (платежных, налоговых, календарей, кассовых и кредитных) на месяц, декаду, неделю. Производится с целью обеспечения платежеспособности предприятия. 5 этап: Завершающий этап финансового планирования – анализ прогнозного финансового состояния предприятия по данным планового баланса активов и пассивов на конец планируемого года. На этом этапе путем сравнения ожидаемых показателей с фактическими на начало года оцениваются качество разработанных финансовых планов и реалистичность целей и задач. При необходимости осуществляют дополнительную корректировку всех планов: производственных, инвестиционных и финансовых. План производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия составляется по единой форме, рекомендованной МСХ России, включающей раздел VII «Финансовая деятельность». В этом разделе плана предусмотрены следующие формы: № 29 «Расчет поступления средств и результатов от реализации продукции», № 30 «Финансовые результаты деятельности предприятия», №31 «Кредиторская задолженность», № 32 «Финансовый план» (баланс доходов и расходов), № 33 «Расчет потребности в кредитах». Последовательность составления таблиц финансового плана обусловлена задачами планирования и взаимосвязью планируемых показателей. Процесс планирования начинают с расчета финансовых результатов: выручки, затрат и прибыли от реализации, операционных доходов и расходов, а также конечных результатов деятельности сельскохозяйственного предприятия (формы № 29, 30). Затем планируют источники финансового обеспечения производственно-коммерческой деятельности (№ 31 и 33). После этого во вспомогательных расчетах определяют потребность и возможность финансового обеспечения инвестиционной деятельности с учетом результатов планирования реальных капитальных вложений в разделе VI «Инвестиционная деятельность» и специальных планов финансовых вложений. Далее уточняют распределение прибыли, потребность предприятия во внешнем финансировании и осуществляют взаимоувязку всех финансовых ресурсов с направлениями их целевого использования (форма № 32). Для заполнения всех названных форм необходим ряд вспомогательных поэлементных плановых расчетов. Все показатели финансового плана взаимно увязываются и согласовываются: изменение любого из них неизбежно влечет необходимость уточнения других. Планирование финансовых результатов деятельности предприятия. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуют экономические выгоды (утраты), полученные в процессе предпринимательской деятельности, приводящие к изменению величины финансовых ресурсов. Конечные финансовые результаты производственно-коммерческой деятельности – прибыль или убыток. Они складываются под воздействием прибыли (убытков) от реализации продукции, а также прочих доходов и расходов, не связанных с уставной деятельностью: операционных, внереализационных и чрезвычайных. Поэтому процесс планирования финансовых результатов состоит из трех частей: 1. Расчета поступления средств и результатов от реализации продукции (форма № 29), 2. Вспомогательных расчетов операционных доходов и расходов (внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы, как правило, не планируются) с использованием вспомогательных расчетных форм «Финансовые вложения» и «Страхование продукции и имущества», 3. Составления основной формы № 30 «Финансовые результаты деятельности предприятия, валовой доход». Форма № 29 включает планирование выручки от реализации, себестоимости реализуемой продукции, финансового результата от реализации и сумм дотаций и компенсаций из федерального и региональных бюджетов Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг) осуществляют методом прямого счета: Вп=0пЦ, где QB – плановое количество реализуемой продукции (работ, услуг); Ц – цена продажи единицы продукции (работ, услуг). Выручка от реализации – это сумма денежных средств, причитающаяся к получению или поступившая на счета предприятия в результате продажи продукции (работ, услуг). В финансовом планировании (как и в бухгалтерском учете) используют два метода расчета выручки от продаж: «по отгрузке» (метод начислений) – при планировании прибыли или убытков и «по оплате» (кассовый метод) – в процессе планирования денежных потоков. Объем реализуемой продукции (работ, услуг) в целом и по каналам продаж (для государственных нужд, по прямым договорам коммерческим организациям, работникам предприятия, выдача в порядке натуральной оплаты и в счет арендной платы по арендованным земельным долям, на общественное питание, экспорт) определяют на основе плана маркетинга Планирование общего объема реализуемой продукции может быть основано на производственных возможностях предприятия. Цена на продукцию, работы и услуги сельскохозяйственных предприятий свободно устанавливается на рынке под воздействием спроса и предложения. Характер цен на сельскохозяйственную продукцию во многом зависит от каналов реализации. После расчета выручки планируется себестоимость реализуемой продукции (работ, услуг). Состав и структура затрат определяются не только технологическими особенностями производства, но и финансовой стратегией предприятия. Метод планирования общей суммы затрат (сметный, сводный, калькуляционный, «процента от продаж», операционное бюджетирование и др.) выбирают с учетом специфики отрасли, размера производства, сложившихся традиций и принятой собственниками финансовой политики. В сельском хозяйстве традиционно используют сметно-калькуляционный метод планирования затрат на производство и реализацию продукции. После расчета выручки и полной себестоимости реализуемой продукции планируют финансовый результат реализации. Он определяется путем сопоставления плановой выручки-нетто (Вп) (очищенной от косвенных налогов) с полной себестоимостью реализованной продукции, работ, услуг (С). Положительный результат означает получение прибыли (П), а отрицательный – убытка (У) от реализации:
П(У) = Вп - С.
Расчет финансового результата в единой форме плана производственно-финансовой деятельности осуществляется по всем видам товарной продукции (работ, услуг) в целом за год. Федеральным законом РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» определено, что сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставляются из средств федерального и региональных бюджетов дотации на отдельные виды продукции животноводства, реализуемые в счет государственного заказа, поддержку племенного дела в животноводстве, птицеводстве, элитном семеноводстве и компенсацию части затрат агроформирований на покупку удобрений и уборку урожая в соответствии с целевыми государственными программами. В результаты реализации продукции государственные дотации и компенсации не включают, поэтому их записывают отдельно. Планирование выручки, результатов от реализации, дотаций и компенсаций имеет важное значение для управления производственно-коммерческой деятельностью и развитием предприятия. Это – определяющий момент всего финансового планирования на предприятии. «Финансовые результаты деятельности предприятия, валовой доход (форма № 30). Планирование финансовых результатов деятельности предприятия – наиболее значимая часть финансовых расчетов. Объектами планирования в этом случае становятся частные элементы и общая сумма прибыли (убытка) до налогообложения, а также валовой доход. Для характеристики конечного финансового результата деятельности российских предприятий обычно используют понятия прибыли: валовой, консолидированной, бухгалтерской, общей и др. Учитывая, что понятие «бухгалтерская прибыль» имеет специфический смысл в финансовой отчетности (форма № 2) и финансовом менеджменте, а «балансовая прибыль» ассоциируется с бухгалтерским учетом, в практике финансового планирования конечный результат от деятельности предприятия принято называть «общей прибылью» (убытком). Общая прибыль определяется с учетом финансовых результатов всех видов деятельности предприятия: основной, оговоренной в уставе (прибыль или убыток от продаж – Пр), а также неуставных (прочих) доходов (Дпр) и расходов (Рпр):
П0 = Пр + Дпр-Рпр.
В состав прочих включают доходы и расходы от операционной (отвлечение активов из хозяйственного оборота, не связанное с реализацией изготовленных на предприятии товаров, – продажа внеоборотных активов и иностранной валюты, займы, участие в уставных капиталах других организаций и пр.), внереализационной (возмещение потерь от несоблюдения партнерами норм Гражданского кодекса РФ и несостоятельности контрагентов, уценка или дооценка оборотных активов и др.) и чрезвычайной (обусловленное природно-климатическими, политическими и др. не зависящим от хозяйства обстоятельствами) деятельности. В единой форме плана производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственного предприятия, рекомендованной Министерством сельского хозяйства РФ, планирование конечных финансовых результатов предусмотрено в двух самостоятельных разделах специальной таблицы. Вначале предусмотрен расчет общей прибыли (убытка) до налогообложения, затем – валового дохода в целом за год с возможной поквартальной корректировкой намеченных планов в течение года. Планирование общей прибыли (убытка) осуществляют поэтапно. На первом этапе определяют финансовый результат основной деятельности –прибыль (убыток) от продаж, на втором – прочие доходы и расходы и на третьем – прибыль (убыток) до налогообложения (общая прибыль или общий убыток). Окончательный финансовый результат до налогообложения (общая прибыль или убыток) определяют путем суммирования прибыли (убытка) от продаж, операционных доходов, дотаций и компенсаций из бюджетов всех уровней, исключения процентов к уплате и прочих операционных расходов. Планирование валового дохода. Валовой доход сельскохозяйственного предприятия – это вновь созданная им стоимость. Он включает прибыль (убыток) предприятия и оплату труда с начислениями в основном производстве. Его определяют исключением из стоимости валовой продукции в текущих ценах затрат на ее производство (кроме оплаты труда с начислениями). Валовой доход характеризует совокупный размер заработка работников с учетом единого социального налога и конечный результат деятельности (прибыль или убыток). «Страхование продукции и имущества» (вспомогательная расчетная форма). Сельскохозяйственные предприятия могут страховать имущество, постройки, сельскохозяйственные машины и оборудование, транспортные средства, животных, многолетние насаждения, урожай сельскохозяйственных культур от гибели и повреждения вследствие стихийных бедствий, необычных погодных условий, болезней и других страховых случаев. В расходы предприятия, формирующие себестоимость и, следовательно, прибыль от реализации, а также общую прибыль, входят страховые платежи, исчисленные по установленным в страховых договорах тарифным ставкам. Размер страховых платежей устанавливают умножением конкретных страховых тарифов на страховые суммы. Стоимость застрахованных имущества и посевов определяют по условиям страховых полисов. В соответствии с Федеральным законом «О страховании» страхование имущества и сельскохозяйственных коммерческих рисков осуществляется, как правило, на добровольной основе. Ст. 16 Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» предусмотрена государственная поддержка страхования урожая сельскохозяйственных культур в виде уплаты части страховых взносов (25 %) за счет федерального бюджета. Эти бюджетные средства уменьшают расходы сельскохозяйственных предприятий на страхование и участвуют в формировании общей прибыли. Сумма ассигнований перечисляется из бюджета непосредственно организациям-страховщикам. Информационная основа для составления вспомогательного планового расчета «Страхование продукции и имущества» – договоры страхования, заключенные с соответствующими организациями. Используемая сельскохозяйственными предприятиями по рекомендациям МСХ России методика планирования финансовых результатов практически соответствует требованиям, предъявляемым к этой части финансовых планов. Несогласованность с аналогичными формами финансовой отчетности состоит лишь в отсутствии планирования налога на прибыль и чистой прибыли.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |