Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы работы социального педагога 1 страница




 

Социально-педагогическая работа означает систему мероприятий, направленных на обеспечение приспособления человека к обществу. Деятельность такого рода еще в библейские времена возникла как религиозный долг человека, как система гуманных услуг нуждающимся.

Социальная работа отличается от филантропии, благотворительности и других, похожих на нее видов деятельности своей ориентацией не только на помощь в решении повседневных проблем, но и на актуализацию у нуждающихся собственных резервных возможностей для преодоления трудностей, а также на развитие навыков самопомощи. Эффективность социально-педагогической работы во многом зависит от адекватности выбранного способа оказания помощи, т.е. от выбора метода работы.

Метод – путь исследования, способ достижения какой-то цели, решения конкретной задачи. Он выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, исходящий из сущности и закономерностей изучаемого объекта.

Метод в социальной работе выполняет двоякую роль, выступая: 1) как способ, путь познания и применения знаний, выработанный в науках, изучающих различные аспекты жизнедеятельности человека и социальной практики; 2) как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта).

Роль того или иного метода в каждом случае обуславливается рядом факторов: 1)целью и характером задач, решаемых в ходе исследования; 2) наличием материально-технической и источниковедческой базы, на основании которой ведется исследование; 3) состоянием знаний по той или иной проблеме, квалификацией и опытом исследователя или практического работника.

Социальная педагогика является отраслью педагогики, следовательно, социальные педагоги могут опираться на традиционные методы обучения и воспитания, с другой стороны, учитывают специфику социальной работы. Применительно к области социальной работы для понимания места и роли методов важное значение имеет их классификация по степени общности, что обуславливается интегративным характером теории и практики социальной работы. По этому основанию можно выделить всеобщие (философские), общенаучные и частные специальные научные методы.

1. Всеобщий или философский метод понимается как единство мировоззренческой и методологической позиций субъекта в различных видах деятельности.

Один из основных методов социального познания – метод материалистической диалектики, сущность которого состоит в том, что процесс выявления и осмысления фактов, событий и явлений основывается на отражении в сознании исследователя объективной диалектики самой социальной действительности (диалектика - процесс развития чего - либо во всем многообразии его форм и во всей его противоречивости). При этом любое явление или событие рассматривается и исследуется в состоянии своего становления и развития, что исключает субъективность в подборе и толковании фактов, предвзятость и однородность.

2. Общенаучные методы:

Метод научной абстракции состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, сторон и выделении глубинной сущности процесса. В основе этого метода две ступени познания: 1. исследование начинается с конкретного анализа и обобщения эмпирического материала (выделяются наиболее общие понятия и определения науки); 2. на основе уже познанных явлений, понятий происходит объяснение нового явления.

Метод анализа и синтеза: посредством анализа исследуемое явление, процесс расчленяются на составные части и исследуют каждую отдельно. Результаты анализа рассматривают целостно и путем синтеза воссоздают единую научную картину социального процесса.

Метод индукции и дедукции. С помощью метода индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Единство общего и особенного – технология социальной работы в широком смысле включает социальные теории процесса социального развития.

Исторический метод выявляет закономерности возникновения, становления и развития явлений в контексте исторического времени, помогает разложить действующие в его процессах социальные силы, проблемы на составляющие, выявить их последовательность, определить приоритеты.

Метод восхождения от простого к сложному. Сложные социальные явления, базируясь на простых аспектах научного познания, концентрируют их и получают более емкие, но конкретные определения.

Единство качественного и количественного. Социальные теории выявляют качественную и количественную стороны социальных процессов. Меру процессов представляют пропорции, темпы, показатели социального развития.

Генетический метод направлен на исследование преемственности процесса развития понятий, категорий, теории, методики и технологии социальной работы.

Конкретно-социологический подход выясняет и показывает социальные связи, их эффективность, общественное мнение, обратную связь, включает в себя такие эмпирические методы, как анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, тестирование и др.

Методы формализации – составление данных о процессах социального развития субъектов и объектов управления в виде схем, графиков, таблиц и т.д.

Метод аналогии – оценка конкретной социальной ситуации, итогов работы исходя из опыта оценки других организаций, субъектов и т.д.

Системно-структурный или структурно – функциональный метод направлен на выяснение целостности явлений, нового качества, выделение компонентов системы социального развития и работы, выяснения способа их взаимосвязи и функций.

3. Частные специальные научные методы – это специфические способы познания и преобразования отдельных областей реального мира, присущие той или иной конкретной системе знаний.

Основой для классификации методов практической деятельности социальной работы могут служить интересы, потребности индивидов, а также социальные интересы управленческих систем. Анализ практической деятельности органов управления социальной сферой позволяет выделить основные группы методов социальной работы:

1. Организационно-распорядительные (административные): организация коллектива, отношений личности к коллективу, объединение в неформальные группы, организация помощи личности, создание "школ", "университетов", клубов.

1.1. Регламентирующие методы определяют тип управления учреждением. Создается та или иная система организации, определяются задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию:

- регламентирование - разработка и применение положений, должностных инструкций и других документов, регулирующих деятельность членов коллектива,

- ориентация - метод, с помощью которого упорядочиваются положение и перемещение работника в учреждении, устанавливается место и значение того или иного объекта, предмета, события (надписи, указатели, комбинация, эмблемы, карты и т.п.),

- организационные методы - применяются при создании системы, при проектировании организационной структуры учреждения,

- инструментирование - процесс наставления в устной или письменной форме. Используется как метод, с помощью которого руководитель определяет цели, задачи, обязанности и права работников.

1.2. Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач (формы использования методов - письменная и устная): директивы, указы, постановления, приказы, указания. Действие этих методов направлено на устранение возникающих трудностей, недостатков профессиональной деятельности. Они определяют объем предполагаемой работы, распределение обязанностей по ее выполнению, а также сроки выполнения и предполагают систематический контроль и проверку исполнения.

1.3. Дисциплинарные методы направлены на соблюдение трудовой дисциплины, установление личной и профессиональной ответственности перед клиентом, коллективом, группами.

2. Методы социально-педагогической работы должны строиться на базе социальных нормативов, представляющих собой научно обоснованные показатели уровня потребления различных благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности населения. Группа социально-экономических методов объединяет все те способы, с помощью которых специалисты оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиентов. Методы воздействия на экономические потребности и интересы используются в форме натуральной и денежной помощи, установления льгот и выплаты единовременных пособий и компенсаций, патронажа и бытового обслуживания, морального поощрения и санкций и т.п.

3. Методы воспитательного воздействия, наиболее часто применяемые в педагогике: убеждение, побуждения, требование, упражнение, поощрение и наказание, переубеждение, предупреждение, замена интересов, самовоспитания актуальны при оказании помощи детям с проблемами поведения.

Зачастую социальному педагогу приходится использовать методы обучения детей и подростков для повышения уровня их компетентности в той или иной жизненной сфере. Практика показывает, что наиболее эффективными являются активные методы обучения: моделирование, модульное обучение, ролевые игры, драматизации, метод конкретной ситуации, метод инцидента, тренировки чувствительности, "мозговой атаки", деловых игр, методов погружения и др.

4. Психологические: наблюдение (внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное), самонаблюдение, опрос (устный, письменый, свободный, стандартизированный), личностные опросники, тесты (тест-опросник, тест - задание, проективный тест, тест достижений, тесты интеллекта), социометрия, беседа, интервью, моделирование (математическое, логическое, техническое, кибернетическое) также активно используются в социально - педагогической практике.

Анализ технологии работы социальных педагогов позволяет выделить 4 типа взаимодействия с клиентами:

1. Решение социальных задач - ориентация на определенные критерии и нормы социального поведения, понимания (изменение и введение новых критериев, оценок, которые помогут клиенту расширить перспективы, увидеть новую цель, отойти от шаблонного переживания).

2. Этические задачи: клиент стоит перед выбором между общественным мнением и собственной оценкой существующей проблемы.

3. Нравственные задачи, когда необходимо ориентироваться на критерии добра и зла, которые требуют нравственного выбора того или иного поступка. Здесь важно показать ограниченность критериев и границ добра и зла, которыми пользуется индивид.

4. Психологические задачи.

5. Группа методов педагогического исследования - анализ, синтез, метод теоретического моделирования, качественных оценок; а также использование естественного и формирующего эксперимент.

6. Социологические методы также находятся в арсенале социального педагога: анкетирование, оценки, социальная статистика, социальное проектирование, экспертные оценки;

7. Математические методы: ранжирование (), шкалирование ().

Деятельность социального педагога имеет ряд ограничений, связанных с состоянием экономической и социальной ситуации в стране, фактическим уровнем обеспеченности необходимыми ресурсами, возможностью активного взаимодействия, посредничества с другими социальными учреждениями, границами функциональных обязанностей социального педагога и его профессионального статуса. Применение того или иного метода зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения клиента, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, личностной характеристики и возраста клиента, от субъективного отношения социального педагога.

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение понятию "метод работы социального педагога" и его роли в социальной работе.

2. Охарактеризуйте каждую группу методов социальной работы. Приведите пример какой - либо ситуации, решение которой находится в компетенции социального педагога. Какие методы работы Вы применили бы для разрешения этой ситуации?

3. Чем обуславливается выбор того или иного метода социально-педагогической работы?

 

 

Список литературы по теме

 

1. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов и колледжей/ Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2001. - 440 с.

2. Лекции по технологии социальной работы. / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Социально-технологический институт, 1998 - 400с.

3. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192с.

4. Методика работы социального педагога/ Под. ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 96с.

5. Мигелева, П.В. Содержание и методы работы социального педагога/ П.В. Мигелева// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - №3. - 2001. С. - 18 - 31

6. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для вузов. - М.; Академический проект, 2001. - 416 с.

7. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 368с.

8. Социальная педагогика: курс лекций/ Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416с.

9. Технологии социальной работы/ Под. ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА*М, 2001. - 400 с.

10. Технология социальной работы: Учеб пособие для студ. высш. учеб.заведений/ Под ред. И.Г. Зайнышева. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240с.

11. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 272с.

 

1.4. Сущность понятий "социально-педагогические технология"

и "социально - педагогические методика"

 

Основу содержания любой науки составляют базовые категории, "несущие" понятия, которые определяют ее предмет. Категории отражают социальные явления и процессы. Выделяют три вида категорий:

- категории, которые не являются специфическими в теории социальной работы, а обозначенные ими явления и процессы изучают другие науки (социальное, социализация, социальная деятельность, социальная активность, социальные отношения);

- категории, которые являются прежде всего категориями социальной работы, но используются и другими науками (психо-социальная работа, социальная реабилитация, социальное благополучие);

- собственно категории социальной работы (социальное обеспечение, социальная защита, социальный педагог, социальная биография).

В систему категорий работы социального педагога должны войти понятия, отражающие:

- специфику организации работы социального педагога в разных сферах социальной практики (образовании, здравоохранении, пенитенциарных учреждениях, валеологических учреждениях и учреждениях досуга и т.д.); с разными клиентами (с семьями и детьми группы риска, инвалидами и т.д.); в разных ситуациях (ситуации экономического неблагополучия, насилия в семье, конфликтах в различных группах и в ситуации межличностного конфликта и других экстремальных ситуациях);

- разные аспекты организации профессиональной и непрофессиональной социальной работы (менеджмент социальной работы, психолого-социальные технологии, работа с волонтерами).

Технология (от греч, tehne – искусство, мастерство, умение + logos учение) – система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта. Первоначально определение технологии было ориентировано преимущественно на деятельность в производственной сфере, когда объектом технологии выступали природные материалы. Технология в инженерно-технической сфере это: 1) совокупность методов, необходимых для осуществления процесса производства; 2) научное описание способов какого-либо производства. В более широком понимании - это наука о мастерстве, искусстве практической деятельности.

У истоков технологизации социально-педагогической деятельности стоял А.С. Макаренко, хотя этот термин он не применял В его трудах мы можем найти понятия: механизация педагогического дела; формирование и развитие детского коллектива, управление воспитательной деятельностью коллектива, прогнозирование перспектив формирования и развития личности воспитанника и обеспечение наиболее оптимальных условий для этого; прогнозирование перспектив развития и воспитания каждого члена коллектива и управление процессом достижения прогнозируемого результата и др.

Множество и многогранность социальных технологий, разнообразие подходов к их анализу не смогли не породить множество определений сущности социальных технологий. Наиболее характерными являются трактовки социальной технологии

- как «способа управления, регулирования и планирования социальных процессов» (Дикарева А.А., Мирская М.И.);

- как «конечного продукта социального проектирования, необходимого для обеспечения процессов воспроизводства и совершенствования деятельности» (Марксистко-ленинская социология);

- как «совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей» (современная западная социология)

- как социологической категории, обозначающей и характеризующей способ целенаправленного решения общественной проблемы в виде определенного набора процедур и операций и как средства практического достижения поставленных целей (сoвременные социальные технологии).

- "это специально созданная и эмпирически обоснованная система средств, приемов и способов, направленных на решение стандартных, типовых задач в рамках деятельности по управлению социальными объектами (их диагностике, проектированию и регуляции)" (Ю.М. Резник).

В.С. Дудченко выделяет следующие признаки социальная технологий:

- социальная технология - это определенный способ осуществления человеческой деятельности по достижению общественно значимых целей;

- сущность социальной технологии заключается в том, что она состоит в рациональном расчленении деятельности (либо процесса на процедуры и операции;

- социальная технология заключается в том, что расчленение производится на основе и с использованием научных знаний и передового опыта;

- социальная технология заключается в том, что расчленение строится с учетом специфики области, в которой осуществляется деятельность (процесс);

- социальная технология выступает в двух формах: как программа, содержащая процедуры и операции, направленные на преобразование способов и средств деятельности, и как сама деятельность, построенная в соответствии с этой программой, т.е. как "живая" технология;

- социальная технология отражает специфику программы, состоящую в ее существенном влиянии на характер и содержание технологизируемой деятельности;

- социальная технология является элементом (формой трансляции) человеческой культуры. Она "вырастает" в культуре эволюционно или строится по ее законная как искусственное образование.

Систематизация различных подходов к определению понятия "социальная технология" позволяет выделить среди них наиболее существенные:

- социальная технология - это определенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы;

- социальная технология - это определенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы;

- социальная технология - это специально разработанная программа исследования и решения социальной проблемы;

- социальные технологии – это система знаний об оптимальных способах преобразования и регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, а также сама практика алгоритмического применения оптимальных способов преобразования и регулирования социальных отношений и процессов.

Понятие "социальное" широко употребляется в значении "общественное", "отличающееся, противостоящее природному". С другой стороны, используются различные контексты "узкого" понимания социального (социально-бытовое, микросоциальное). Все это специфически окрашивает понятие "социальные технологии", которое все более устойчиво характеризуется как совокупность методов решения той или иной социальной проблемы.

Таким образом, технологии социальной работы - это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это система теоретических знаний и практика, которая представляет собой организацию, алгоритм и вся совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы.

Признаками технологии являются: 1) разделение процесса на взаимосвязанные этапы; 2) координированное и поэтапное выполнение действий, направленных на достижение искомого результата (цели); 3) однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.

Наряду с понятием "социальная (социально-педагогическая) технология", в социально-педагогической деятельности применяются социально-педагогические методики работы. Методику можно определить как сложившуюся совокупность каких-либо методов, позволяющую решать типовые задачи. До сих пор не сформирована единая позиция относительно соотношения понятий "технология" и "методика". В качестве характеристик, отличающих методики и технологии социально - педагогической работы можно назвать такие: для технологий характерны универсальность в применении для решения типовых задач, четкая цель, которая не меняется под влиянием индивидуально-личностных особенностей человека, однозначные критерии эффективности, жесткий алгоритм. При применении методик возможен интуитивный подход, для них характерна размытость целей и нечеткость критериев эффективности, существенную роль играют индивидуально - личностные характеристики специалиста.

В настоящее время некоторые специалисты не признают технологических подходов для специалистов, работающих в системе "человек-человек", что отражено в таблице 4.

Необходимыми условиями технологизации практической деятельности в социальной сфере являются:

- объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;

- должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структура) и функционирования;

- возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

- возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условия

Ключевым звеном каждой технологии является детальное определение конечного результата и точное достижение его, возможность ее осуществления другим человеком после специального обучения.

Разработка любой технологии содержит 3 этапа:

- теоретический, связанный с формулированием целевой установки, определением предмета технологизации, выделением структурных элементов и выявлением причинно-следственных связей и отношений, в которые включены объект социальной политики или клиент социальной работы;

- методический характеризуется решением задач выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы, определения приемов и средств обработки анализа этой информации и принципов трансформации выводов в конкретные рекомендации для преобразующей деятельности;

- процедурный этап предполагает решение задач, связанных с организацией практической деятельности по апробации и устранению недостатков рекомендаций, и с составлением алгоритма действий.

 

 

Таблица 4 - Основания для критики и защиты технологического подхода в социально - педагогической работе

 

Критика технологического подхода Защита технологического подхода
Социальная работа носит творческий характер, а технологический подход, его некая "заданность" в работе с клиентом не позволяет учитывать особенности ситуации каждого конкретного человека Особенность технологии в ее универсальности. Ее реализация не меняется под влиянием индивидуально-личностных особенностей человека.
Результаты социальной работы зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. На методику влияют индивидуально-личностные особенности человека, а также содержание деятельности человека. Воспитывая, можно действовать по-разному воздействовать на человека, противостоять ему, содействовать или помогать, сотрудничать. Можно комбинировать методы, подбирать их в зависимости от характеристик ситуации. Специалисты отмечают низкую результативность социально-педагогической деятельности. При соблюдении всех возможных рекомендаций, полученный результат не всегда соотносится с целью, которую определяет деятельность. Закономерным в связи с этим становится применение технологического подхода. Его ведущее преимущество заключается в научном подборе методов, средств и способов деятельности, с помощью которых можно обеспечить максимальную результативность. Применению технологий можно научить любого специалиста. В технологическом процессе, где в основе лежат процессы целеполагания, прогнозирования, проектирования, содержание деятельности определяется ожидаемыми изменениями объекта.
Не все действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Технология предполагает определенный творческий подход. Действительно, разные направления социальной работы в разной степени поддаются технологизации (технологична деятельность по охране прав ребенка, работа на улице, наоборот, спонтанна).

 

В каждой конкретной ситуации социальному педагогу необходимо определить:

1. Объект воздействия.

2. Социально-педагогическую цель.

3. Условия ее реализации.

4. Особенности и возможности объекта.

5. Особенности места реализации.

6. Возможности по времени для реализации цели.

7. Возможные формы реализации.

8. Особенности субъекта социально-педагогической деятельности, его возможности.

На этой основе подбирается либо одна из имеющихся технологий, либо моделируется новая.

Технологию социальной работы характеризуют:

- динамичность, состоящая в постоянной смене содержания и форм работы специалиста с клиентом и в эвристическом характере деятельности;

- непрерывность, обусловленная необходимостью постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать не него влияние;

- цикличность, проявляющаяся в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;

- дискретность технологического процесса, которая заключается в непрерывном воздействии на клиентов с момента определения цели для исполнения решения.

Процедуры и операции, входящие в технологический процесс, выступают в роли его структурных элементов, если они носят общезначимый, методологический характер для конкретных технологий. В конкретных же технологиях отдельные процедуры могут трансформироваться в самостоятельные технологии или расчленяться на технологии, имеющие частное значение. Так, например, в наиболее полном и обобщенном социальном технологическом процессе в процедуре целеполагания одной из операций является диагностика, которая в конкретных условиях социальной работы с клиентом приобретает самостоятельное значение.

Модель технологизации социальной работы содержит следующие аспекты:

- структурный - определение управляемых переменных, т.е. ситуаций, которыми можно управлять, неуправляемых переменных, внутренних и внешних ограничений на возможные значения управляемых и неуправляемых переменных, возможных исходов, которые зависят от выбора управляемых и неуправляемых переменных (результаты);

- функциональный - определение возможных механизмов его осуществления;

- нормативный - установление закономерностей, принципов, правил, запретов;

- операционный - расчленение на процедуры и операции с их последовательной координацией и синхронизацией;

- инструментальный - установление многообразия возможных средств, способов и методов его осуществления.

В самом общем виде в технологическом процессе можно выделить четыре основные процедуры:

1. Формулирование цели воздействия (сбор и анализ информации, осуществление социальной диагностики, социально-психологическое и социально-педагогическое прогнозирование развития проблемы, выработка программы действий и определения конкретных задач).

2. Выработка и выбор способов воздействия (выявление и диагноз способов воздействия проблемной ситуации, изучение, обоснование и оценка вариантов и способов действий, выбор оптимального варианта решения проблемы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2784; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.