Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы работы социального педагога 2 страница




3. Организация воздействия (реализация выбранного варианта, включая распределение о доведение в рамках генеральной цели конкретных задач до исполнителей, координацию усилий и коррекцию применяемых способов воздействия на клиентов социальных служб).

4. Оценка и анализ результатов воздействия (сопоставление прогнозируемых и достигнутых результатов, выявление положительных и отрицательных моментов в организации, обеспечении и осуществлении намеченных мер, формулирование выводов для последующей деятельности).

Технологический процесс имеет замкнутый цикл:

1) диагностико-прогностический;

2) этап выбора или разработки оптимальной технологии;

3) этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;

4) реализация выбранной технологии;

5) экспертно-оценочный. Возможен возврат на любой из предыдущих этапов в зависимости от того, что покажет анализ результатов работы. Если у клиента нет положительной динамики в изменении социальной ситуации, то, возможно, необходима повторная диагностика или другая технология.

Для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий. Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

- степень ассоциированности объекта воздействия, так называемые субъектные технологии (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив, сферные технологии, массовые). Индивидуальные - технологии саморазвития, самозащиты, самосохранения, самообеспечения, самообучения. Групповые технологии в зависимости от половозрастных, статусных признаков (профессиональные технологии трудоустройства, трудотерапия для инвалидов, для подростков - адаптация к современным условиям и т.п.). Массовые - пиар - технологии;

- масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.). Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Одной из разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.). региональные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений. Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности;

- сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

- инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

- область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

- цель, реализуемая в результате применения данной технологии - универсальные и частные технологии.

- уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно - прикладной, исследовательский). Если технологии рассматривать как целенаправленную оптимальную социально-педагогическую деятельность (упорядоченную совокупность действий, операций, процедур) по реализации специалистом методов, средств и приемов, обеспечивающих достижение прогнозируемой цели в работе с одним человеком или группой в определенных условиях, то по своей сущности такие технологии носят прикладной, практико-ориентировочный характер.

Теоретические социально-педагогические технологии - это учение о наиболее оптимальных методах, средствах и приемах (действия, операции, процедуры), необходимых в данной ситуации для решения социально-педагогических проблем. Этот тип технологий используется при описании, анализе, обосновании варианта решения социально-педагогической проблемы в определенных условиях по отношению к конкретному объекту деятельности. Такая технология может быть представлена в виде учебника, учебных пособий, учебно-методических пособия, теоретические разработки технологий.

Исследовательские социально-педагогические технологии - это специально созданная, научно обоснованная методика, позволяющая поз (углубить познание) социально-педагогическое явление, его составные части, особенности проявления, возможности направленного управления динамикой проявления, возможности направленного управления динамикой проявления, развития, качественного изменения и т.д. (программа исследования, методика исследовательской деятельности, экспериментальные разработки).

Выделяют также деятельностные технологии, направленные на совершенствование социально-педагогической работы как вида деятельности: 1) на улучшение деятельности организационных структур (техника управления, прогнозирования, моделирования, проектирования); 2) оптимизирующие деятельность социального педагога (консультирование, корректировка, установление проблемы и т.д.); 3) улучшающие деятельность клиента (установка на успех, снятие комплексов, улучшение коммуникативных навыков и т.д.).

Средовые технологии направлены на оздоровление окружающей среды человека, ее совершенствование (коррекция процесса общения, профилактика и разрешение конфликтных ситуаций, развития стрессоустойчивости).

Существуют и другие классификации технологий: технологии прошлого опыта, обучающие, внедренческие, управленческие технологии, направленые на поиск стратегий управления, социального моделирования и прогнозирования.

Если говорить о конкретных социально - педагогических технологиях, то это: социальная диагностика, социальная профилактика, социальный надзор, социальная коррекция, социальная терапия, социальная адаптация, социальная реабилитация, социальное обеспечение, социальное обслуживание, социальная опека, социальная помощь, социальное консультирование, социальная экспертиза, социальное попечительство, социальное посредничество, и т.д.

Основу любой социально-педагогической технологии составляет алгоритм действии (операций), обобщенный вариант который представлен ниже (по Л.В. Мардахаеву):

1. Диагностический этап

А. Анализ исходной ситуации:

а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;

б) определение того, входит она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;

в) выявление причин, породивших ситуацию;

г) постановка проблемы;

д) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее актуальность для него;

е) готовность/неготовность ребенка к решению проблемы.

Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование).

В. Определение своей компетентности в оказании помощи или круга лиц, способных ее оказать. Планирование деятельности.

2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка.

3. Совместное проектирование решения трудной ситуации.

4. Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).

5. Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.

6. Деятельность специалиста, клиента и его микроокружения по решению проблемы.

7. Анализ результатов выхода из проблемы.

8. Оценка собственной деятельности. По необходимости корректировка собственной деятельности и выход на один из предыдущих этапов.

9. Последствия -формирование установки ребенка (клиента) на самостоятельное преодоление подобных проблем.

10. Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.

Таким образом, технологический процесс имеет циклический характер:

- диагностико-теоретический этап;

- этап выбора (разработки) оптимальной технологии;

- этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;

- реализация технологии;

- экспертно-оценочный этап.

 

 

1.4.1. Технологии "социальный патронаж" и "социальный надзор"

 

Социальный патронаж - форма наиболее прочного взаимодействия с семьей, когда социальный педагог проводит с семьей много времени.

Выделяют первичные и вторичные (плановые), плановые и экстренные (внеплановые) консультации.

Л.Р. Железнова выделяет несколько этапов проведения социального патронажа:

1 этап: определение семей, которым необходим патронаж. Для этого социальные педагоги различных учреждений разрабатывают банки данных.

2 этап - "договор" с семьей о взаимодействии, мотивирование на сотрудничество. Методы, рекомендуемые для использования на данном этапе работы - беседа, интервьюирование, знакомство с документами составление акта обследования жилищных условий, паспорта семьи составе семьи, материальном статусе, состоянии здоровья членов семьи и т.д. Специалист и члены семьи принимают круг взаимных обязательств и прав. Результатом становится сбор информации о семье, выявление проблем и жалоб, мотивирование на сотрудничество, осознание членами семьи проблем.

3 этап - сбор дополнительной информации о семье из различных источников, сопоставление ее. На этом этапе социальным педагогом реализуется принцип необходимости и достаточности в получении информации о клиенте: с одной стороны, специалист должен получить информацию в достаточном для принятия решений по проблеме объеме. С другой стороны социальный педагог внедряется в интимные сферы функционирования семьи и нужно быть особенно деликатным в получении информации, т.е. выяснять только необходимую для работы информацию. В информации могут содержаться сведения о контактах семьи, ценностях и правилах, возможностях. Если необходимо, на этом этапе можно направить ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию или родителей или других членов семьи на консультации к другим специалистам.

4 этап - анализ информации и разработка программы действий.

5 этап - вхождение в семью. Специалист выдвигает реально достижимые цели, создает для членов семьи ситуации свободного выбора. На этом этапе социальный педагог оказывает все необходимые виды помощи и получает реальные результаты. Содержание работы с семьей определяется ее проблемами. Социальный педагог выполняет все присущие ему функции. Если есть необходимость продолжения контакта с семьей, то планируются патронажи. Главное на этом этапе - создать и поддерживать мотивации выхода из кризиса. Условиями эффективной работы служит желание пациента идти на контакт со специалистами, выполнять их рекомендации, вести активный поиск путей выхода из ситуаций и решения проблем.

В качестве посредника социальный педагог осуществляет контакты со всеми учреждениями, которые занимаются решением актуальных для семьи проблем.

6 этап - выведение семьи из социальной изоляции. Постоянный контакт с семьей. Социальный педагог осуществляет контроль за ходом выполнения программы и при необходимости проводит ее корректировку.

7этап предполагает выход из семьи по нескольким причинам: из-за того, что проблема решена; клиенты сами могут решить проблему; у ребенка или семьи изменился статус.

Социальный надзор - это патронаж, осуществляемый социальным педагогом по поручению официальных органов. Возможен неофициальный надзор - взаимный контроль участников какого-либо процесса за выполнением обязательств. Объектом социального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций, направленные на ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержание.

 

1.4.2. Социально-педагогическая диагностика

 

Диагностика как социальная практика получила признание и распространение в конце Х1Х - начале ХХ века, сменив методы обобщения и анализа информации о социальной действительности. В то время диагностика носила нестрогий, произвольный характер. Ее источниками выступали формализованные и полуформализованные интервью, наблюдения и другие источники накопления социальных знаний, опыта и информации об объекте исследования, поэтому результаты диагностики были неконкретны и оставляли возможность для авторской интерпретации.

Термин "диагностика" (распознавание, определение) заимствован из медицины. Диагностика социально-педагогическая (иногда - проблемный анализ, экспертная оценка) - теория и практика выявления социально-педагогических характеристик человека, группы людей. Для социально-педагогической диагностики важно не только познать сами явления, но и определить причины их формирования. Это общий способ получения исчерпывающей достоверной информации об изучаемом объекте или процессе во всей его сложности и многообразии.

Цель диагностики состояния социального объекта - установление достоверной информации о нем и окружающей его среде, прогнозирование его возможных изменений и влияния на другие социальные объекты, а также выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

В конечном итоге специалист должен установить социальный диагноз - дифференцированное и точное определение проблем людей и условий, равно как их взаимосвязи, необходимое для дифференцированной помощи. Сущность социального диагноза заключается в точном определении причинно-следственных связей, порожденных условиями жизни клиентов социального обслуживания. Информация, полученная в ходе диагностики о жизнедеятельности клиентов является основой для разработки программы социальной помощи.

Задачи социально-педагогической диагностики определяются как:

- выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения клиента;

- определение степени развитости различных свойств, их выраженности в количественных и качественных показателях;

- описание диагностируемых особенностей клиента, когда это необходимо;

- ранжирование специфических качеств клиента.

В социальной диагностике учитываются внешние социальные и внутренние биологические факторы, таким образом, социальному объекту дают комплексную характеристику с точки зрения медико-биологических, психолого-педагогических и социально-экономических параметров. С социальной диагностики начинается и заканчивается работа социального педагога с клиентом или группой клиентов. В ходе диагностики решаются не только теоретические, но и практические вопросы.

Социальный диагноз может осуществляться:

- на уровне общества в целом (определяются общие тенденции развития социальных проблем общества);

- на уровне социальной группы или территориальной общности;

- на личностном уровне, что обеспечивает"адресность" проблем, а затем и адресность оказания помощи клиентам.

К принципам диагностики относятся:

- принцип конфиденциальности - неразглашение результатов диагностики. Если в качестве клиента выступает ребенок, то на разглашение результатов необходимо согласие родителей;

- принцип научной обоснованности - результаты анализа должны быть валидными и надежными;

- принцип ненанесения ущерба - результаты исследования не должны использоваться в ущерб клиенту;

- принцип объективности - выводы должны делать на основе научно обоснованных, объективных данных и не должно зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование. Свобода социального педагога от субъективности отражает уровень его компетентности;

- принцип эффективности - не следует предлагать клиенту такие рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.

В процессе диагностики выделяют следующие процедурные этапы:

1. Знакомство с клиентом: констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка.

2. Осознание специалистом и клиентом возможных причин неблагополучия.

3. Выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных, постановка задач.

4. Выделение состава диагностируемых ситуаций, параметров ситуации, выбор основных показателей или критериев.

5. Измерение и анализ показателей.

6. Сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы.

7. При неподтверждении гипотезы повторение процедуры.

8. Формулирование и оформление выводов, заключений по диагнозу.

Источниками информации могут быть: эпидемиология, т.е. распространение какого-либо явления; исследование отношений между социальным работником и клиентом; семейные и групповые сеансы, измерительные и наблюдательные методики.

Методы социальной диагностики должны быть валидны, надежны, однозначны и точны. Предпочтителен самый простой и менее трудоемкий метод диагностики. Метод должен быть доступным не только для специалиста, но и для клиента при минимуме физических, психических, временных затрат. Инструкция должна быть ясной и понятной для клиента. Обстановка не должны отвлекать клиента от диагностической процедуры.

Выбор методов социально - педагогической диагностики зависит от того, какие цели и задачи преследуются, кто является объектом диагностики и от специфических характеристик объекта диагностики. Первое, что должен выяснить социальный педагог - это учесть мотивы поведения клиента, в основе которых лежат потребности. Неудовлетворение потребностей ведет к возникновению у человека целого комплекса проблем. Вопросы и проблемы взрослых, окружающих детей весьма разнообразны - это тупиковые, кризисные, экстремальные ситуации, которые являются преградой к достижению целей. Кроме того, необходимо уточнение субъективного отношения человека к трудным ситуациям, а также степень психологического дискомфорта или уровень стресса, которые эти ситуации вызывают.

К Джерман, А. Гиттерман выделяют причины и условия обострения взаимозависимости потребностей и проблем:

- переломные моменты, обусловленные образом жизни,

- соотношение между статусными ролями и кризисными событиями;

- отсутствием обратной связи с социальным и ближайшем окружением;

- трудности в общении с членами семьи и представителями первичных групп и др.

В свою очередь, Х. Перлман выделяет такие психосоциальные проблемы клиентов:

1) дефицит материальных средств, личные недостатки, отсутствие знаний и опыта;

2) деформация личности или психические заболевания;

3) расхождение между личностными запросами и рамками социальной роли, неопределенность и противоречивость статусных ролей.

У. Рид предложил такую классификацию встречающихся проблем клиентов:

- межличностные конфликты,

- неудовлетворенность социальными отношениями;

- проблемы, связанные с принятием решения,

- эмоциональное истощение;

- неадекватные ресурсы и др.

При диагностике личности применяют такие методы как наблюдение, беседа, анкетирование, вопросник, интервьюирование, метод экспертной оценки (опрос экспертов путем анкетирования и интервьюирования), социометрия, мониторинг, методы тестирования (индивидуальные и групповые, вербальные и невербальные, количественные и качественные, общие и специальные и др. (тест-опросник, тест-задание, тест-проектирование), биографический метод (способ исследования жизненного пути личности).

Метод фокус - групп, ситуационный анализ, создание сценариев, метод "Делфи", "докладная записка", методы активации инновационных решений, методы обработки данных, логические методы, контент-анализ, метод "репертуарных решеток", выявление семантического характера и др. - это далеко не полный перечень диагностических методов, используемых в настоящее время в социальной педагогике.

В последнее время в социально-педагогической диагностике используется метод социально-исторического обследования, в том числе изучение истории заселения и освоения данной территории, процессов складывания и изменения состава местного населения и его занятий, религиозно-бытовых традиций местных жителей и причин сменяемости населения.

На наш взгляд представляет интерес зондажно-информационное обследование конкретного социума: сбор сведений о состоянии домовладения и инфраструктуры, численности и составе и динамике местного населения.

Информативно-целевой анализ различных документов, статей из местной и центральной прессы, материалов электронных средств информации, писем и жалоб граждан в СМИ, органы власти и т.д. дадут информацию об основных тенденциях и социальных процессах, проходящих в обществе.

В ходе социального картографирования: выявляются показатели, характеризующие социально-пространственное распределение и динамику населения, зависимость качества жизни от факторов, дифференцирующих состояние среды обитания, ее символическую и реальную ценность. Социальная карта является инструментом для выявления пространственной картины размещения участков, территорий, интенсивно посещаемых гражданами, районов социальной напряженности и т.д. Разработка социальной карты области, позволит также увидеть распределение групп с социальными проблемами, например, распределение детей-инвалидов структура инвалидности по каждому району области. Подобные сведения лежат в основе социальных программ, в частности служат основанием для строительства специализированных учреждений.

Р. Овчарова отмечает, что для того, чтобы разобраться в потоке информации, социальному педагогу необходимо четко ответить на следующие вопросы:

- Кто является клиентом? Каковы его характеристики и стадии жизненного цикла?

- Какие проблемы беспокоят клиента и людей из его ближайшего окружения?

- Каким образом, кто и когда заметил проблему и что этому предшествовало?

- Какие основные внутриличностные, межличностные, групповые и местные стресс-факторы мешают клиенту функционировать полноценно?

- Какие достижимые цели, признаваемые клиентом, могли бы послужить отправной точкой для оказания помощи?

- Насколько адекватно воспринимает свои роли в той системе, частью которой он является?

- Насколько сильна у клиента мотивация к принятию помощи от социального педагога и других людей?

- Какими возможностями при оказании помощи обладает конкретное лицо, семья, группа или система социальной поддержки?

- Какова взаимосвязь характеристики клиента, социальных условий и согласованности целей в ходе решения проблемы?

- Какие действия наилучшим образом будут отвечать потребностям клиента и его семьи?

При анализе социальной ситуации можно руководствоваться следующими вопросами:

- Какие возможности и какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью и другую социальную группу?

- Существуют ли проблемы среди членов семьи или группы?

- Насколько эффективны/неэффективны формы общения?

- Каковы основные возможности для формальных и неформальных ролей и насколько они эффективны?

- Кто из окружения клиента принимает решения и какие это решения?

- Каковы основные конфликты, касающиеся клиента, какие меры принимаются для их разрешения?

- Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи или группы и как обеспечивается выполнение этих норм?

- Какие социокультурные контакты и взаимодействия семьи и группы в рамках более крупных образований влияют на формирование индивида и системы в целом?

 

1.4.3. Социально-педагогический мониторинг

 

Мониторинг - осуществление систематического контроля и учета за проявлением того или иного процесса, за реализацией деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Социально-педагогический мониторинг - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в социуме, социальных группах, в том числе в семье, и принятия на этой основе стратегических и тактических решений.

Сущность социально-педагогического мониторинга состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, биографический метод и т.д.).

Основное назначение мониторинга - составление заключения о состоянии семьи и тенденциях, свойственных семьям, обслуживаемым социальным педагогом.

Основные принципы мониторинга определены как:

- достоверность, полнота и системность информации;

- оперативность получения сведений и их систематическая актуализация;

-сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Для социального педагога важно уметь систематизировать сбор информации и полученные результаты.

Если социальный педагог проводит мониторинг микрорайона, то в его ходе он должен собрать информацию о социальной структуре микрорайона, о составе проживающего в нем населения и его социальных нуждах и потребностях. В процессе сбора первичной информации социальный педагог получает возможность выявить наиболее нуждающиеся в социальной поддержке слои населения (инвалиды, престарелые, семьи и дети риска и т.д.). У него формируется представление, в чем заключается социальное неблагополучие этих категорий населения, какие меры экономического, правового, медицинского, психолого-педагогического характера должны быть оказаны в каждом конкретном случае.

Если социальный педагог работает с семьей, то необходимо учитывать подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами: брачная подсистема (муж - жена), подсистема "братья - сестры", родительская "отец - мать", подсистема "родители - дети".

В ходе изучения семьи социальный педагог составляет своеобразную карту семьи, куда желательно включить:

- описание и анализ внешней среды;

- список всех членов семьи с указанием их имен, дат рождения, места учебы и работы и т.д. (так называемые паспортные данные);

- сведения о социальном статусе семьи и ее членов;

- характеристику внутрисемейных отношений;

- - анализ проблем и потребностей семьи;

- оценку и заключение, почему семья нуждается в социальной помощи и в какой именно. На основе полученной информации осуществляется дифференциация семей, позволяющая разработать стратегию и тактику социально-педагогической работы в отношении конкретной семьи и семьями в целом, обеспечить адресность и результативность социально-педагогической поддержки и помощи.

 

1.4.4. Социально - педагогическая профилактика

 

Л.В. Мардахаев определяет профилактику как использование совокупности мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании детей.

Под профилактикой также подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья детей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов (энциклопедический словарь).

Профилактика проводимая в образовательных учреждениях - это система мер, направленная на обеспечение охраны детства. Она выражается в систематическом врачебном, психолого-педагогическом, социально-педагогическом наблюдении за детьми в образовательном учреждении. Сущность психолого-педагогической профилактики состоит в разработке комплекса предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Она осуществляется на фоне гуманизации педагогического процесса. Успешность зависит от субъектов педагогического процесса. Однако часто нарушаются права ребенка, что предполагает включение в профилактическую работу систему мер по социальной защите детства.

Социально педагогическая профилактика, по определению Р.В. Овчаровой, - это система мер социального воспитания, направленных на создание оптимальной ситуации развития детей и подростков и способствующих проявлению различных видов его активности.

В профилактике нуждается практически все население, в особенности люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, люди, ведущие асоциальный образ жизни и т.д. Проведение профилактики означает тенденцию ухода от прежней, "медицинской модели" оказания помощи, когда социальные педагоги работали со следствиями ("симптомами"), а не устраняли причины социальной "болезни". Часто профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи.

Цель профилактических мероприятий:

- координация усилий всех субъектов социальной профилактики;

- обеспечение единства действий субъектов профилактики;

- совершенствование организации профилактической работы по месту жительства;

- совершенствование информативного обеспечения государственных органов, должностных лиц, общественных организаций.

Объекты социально-профилактического воздействия можно условно подразделить на 4 основные группы (по И.Г. Зайнышеву):

- негативные стороны в объективных условиях жизнедеятельности людей (материальная и социокультурная база, уровень благосостояния и жилищно-бытовые условия, условия труда и т.п.);

- негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и общественных органов самоуправления (система общего и специального образования, социально-бытовое обслуживание, средства массовой информации и др.);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 850; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.