Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа социального педагога с многодетными семьями




 

Под многодетной семьей принято понимать семью, имеющую трех и более детей. Данный показатель верен для европейской части России. В районах с традиционно высокой рождаемостью он может быть увеличен.

Можно выделить следующие виды многодетных семей:

• - семьи, в которых родители любят своих детей и сознательно хотели их иметь. В этих семьях ребенок -одна из основных жизненных ценностей, и родители делают все от них зависящее, что бы их детям жилось лучше;

• - семьи, в которых родители сознательно не стремились иметь много детей. Третий и последующие дети могли появиться в них главным образом из-за отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут сформироваться, например, в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений;

• - семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которых уже имелись дети;

- семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством для получения различного рода пособий, льгот и благ. Кроме того, в большинстве случаев в таких семьях само появление детей на свет является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, и типичной психологической установкой родителей выступает убеждение в том, что их основная задача - произвести ребенка на свет, а дальнейшая его судьба должна стать заботой государства.

Отнесение семьи к тому или иному типу позволяет четко определить оптимальный стиль взаимоотношений с ней, объем и характер необходимой социальной и иной помощи.

Среди основных проблем многодетных семей можно выделить: материальные (с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается); проблемы с обеспечением полноценным питанием, одеждой, жильем; проблемы со здоровьем как следствие вышеназванных проблем (в многодетных семьях дети болеют значительно чаще, чем дети из других семей); рост числа разводов в сложных социально-экономических условиях; проблемы в сфере образования (у детей меньше условий и возможностей для получения полноценного образования); проблемы с воспитанием детей (в таких семьях дети чаще оказываются без присмотра, раньше приступают к самостоятельной трудовой деятельности; родители не знают, как организовать нормальные взаимоотношения, самообслуживание, распределение поручений в семье); индивидуальные проблемы ребенка, связанные со спецификой жизни в многодетной семье (более жесткий контроль ограничивает свободу в принятии решений; дети более загружены; им не хватает родительского тепла из-за отсутствия времени у родителей; детям негде расслабиться, отдохнуть от избыточных контактов; затруднено проведение каникул, отдыха); моральные проблемы, связанные с изменением отношения в обществе к многодетным семьям, и т.п.

Любая деятельность начинается с изучения исходного состояния, анализа ситуации и проблем, которые ее характеризуют. Без этого невозможно успешно осуществить целеполагание, прогнозирование, планирование и организацию работы.

Многодетную семью все специалисты относят к семье "группы риска". Как правило, эти семьи являются экономически неблагополучными, особенно в тех случаях, когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные, отсутствует один из родителей, низкая заработная плата родите лей в семье физически или психически больные дети, лечение которых требует финансовых затрат. Чаще всего такие семьи имеют плохие материально-жилищные условия. Но хуже всего, когда в такой семье воцаряется социально- психологическое неблагополучие, причинами и признаками являются: потребление алкоголя, наркотиков; низкая общая и санитарно-гигиеническая культура; неблагоприятный психологический климат (неуважительные отношения между членами семьи; использование насилия как основного средства разрешения противоречий; низкая материальная обеспеченность (75% из 12 семей); отсутствие доверительных отношений между членами семьи (42%); проблемы с выплатами детских пособий (46%); хронические заболевания членов семьи (51%); эмоционально напряженная атмосфера в семье (13%); неуспеваемость школьников в учебе (25%); плохая адаптация к среде сверстников (в основном дети с 14 до 19 лет—31%); неорганизованный отдых или отсутствие такового вообще (71%); незнание своих социальных льгот и прав как членов многодетных семей (18%); полное отсутствие полового воспитания детей-подростков (9%); неумение найти для семьи дополнительный заработок детьми-подростками и их родителями (70%).

Такая семья не выполняет своих традиционных функций (воспитательной, рекреативной, коммуникативной, филицитологической (создание атмосферы счастья), регулятивной) и, естественно, становится несостоятельной в воспитательном отношении, не оправдывая ожидании.

Реальная помощь социального педагога этим многодетным семьям может быть следующей: организация встреч родителей со специалистами-психологами, медицинскими работниками и работниками правоохранительных органов по решению проблем организации труда и быта, здорового образа жизни; психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч); организация семейных клубов, школ семейной жизни, воскресных школ; психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного психологического консультирования; подбор специальной литературы по вопросам полового воспитания детей, медицинским проблемам; правовое просвещение; консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков; психотерапевтическая и психиатрическая помощь матерям и другим членам семьи; организация социальным педагогом благоприятной социальной среды в семьях; обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков; деятельность "группы встреч", секции, кружки; организация досуга детей и их родителей; сбор денежных средств; помощь в преодолении предсказуемых жизненных изменений; информирование о работе различных служб.

Г. Семенов предлагает социальным педагогам сотрудничать со службами и организациями, способными помочь таким нестандартным семьям: территориальная служба по оказанию социальной помощи семьям, местная администрация; родильные дома, женская консультация, служба "Брак и семья"; медицинские учреждения; юридические консультации и правозащитные организации; правоохранительные органы (милиция, суд, прокуратура); образовательные и воспитательные учреждения; учреждения временного пребывания детей; службы психолого-педагогической помощи в микрорайоне; общественные организации и благотворительные организации, различные фонды, службы попечения, спонсоры; профсоюзные органы.

По мнению автора, названные организации и службы могут помочь в решении конкретных вопросов: сбор и предоставление информации социальному педагогу о положении многодетных семей в микрорайоне; оказание помощи в получении различных льгот и пособий, контроль и предоставление информации о них; помощь в обеспечении повышения доходов семьи, создание возможностей для достижения ею экономической самостоятельности; помощь матери в трудоустройстве, в ее частичной занятости на производстве, обеспечение работой на дому; организация, предоставление информации и участие в работе групп самоподдержки многодетных семей; содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (служба нянь, группы продленного дня в школе или детском саду, педагогическая, медицинская и психологическая консультации); наблюдение за здоровьем всех членов семьи, помощь в укреплении здоровья; медицинская и диспансерная помощь членам многодетной семьи; выявление и работа с семьей, в которой есть "трудный" подросток; учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей; предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье; постоянное взаимодействие с родителями и родственниками ребенка в период его пребывания в службах временного пребывания детей. Связь с педагогическим коллективом (детские приемники, приюты, стационары); взаимодействие и контакт с учреждениями постоянного пребывания детей и подростков (детские дома, семейные детские дома, органы опеки и попечительства, дома ребенка); налаживание взаимодействия и контакта школьного педагогического коллектива с семьей; налаживание благотворительной помощи семье; помощь в организации семейного отдыха и досуга; организация педагогического просвещения родителей, пропаганда здорового образа жизни.

В настоящее время сложилось большое видовое разнообразие учреждений разной ведомственной подчиненности. Информацию о них также надо предоставить многодетным семьям. Назовем некоторые из них: клубные объединения по месту жительства; санаторные и лесные школы для детей с патологией здоровья и физического развития; территориальные социально-образовательные центры для подростков и старшеклассников; центры помощи семье и детям (центры помощи семье, центры защиты семьи и т.п.).

М.В. Шакурова к основным направлениям работы социального педагога с многодетными семьями относит следующие: работа по выявлению и учету многодетных семей; составление комплексной характеристики семьи (ориентировочные вопросы: количество членов семьи, в том числе детей, наличие других родственников, проживающих совместно с многодетной семьей; пол и возраст детей, родителей; материальное положение семьи; место работы родителей и их доход; ведения о том, работают ли подростки из состава семьи, о месте их работы и доходе; возможные пути повышения доходов родителей и детей; жилищные условия; отношения между родителями и детьми, отношения с другими родственниками, если они проживают совместно; состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства; уровень образования родителей и других членов семьи, если они проживают совместно; сведения о том, учатся ли дети и в каких образовательных учреждениях; успеваемость детей в образовательном учреждении; наличие детей, которые не учатся и не работают, выяснение причин этого; наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы; круг интересов семьи); определение с помощью различных проблем и потребностей семьи; установление основных нормативов в оказании помощи при строго дифференцированном подходе в зависимости от нужд и потребностей семьи в целом и каждого ее члена; помощь в получении различных пособий, льгот, предоставление информации о пособиях и социальных льготах, действующих для многодетных семей; помощь в обеспечении и повышении доходов (трудоустройство, информирование о возможностях, контакты с руководителями предприятий, общественными организациями и т.п.); решение проблем женщины, в том числе эмоционально-психологических; консультирование, педагогическая помощь; социальный патронаж детей, контроль успеваемости и межличностных отношений; контроль использования выделенных детям денег в случае необходимости; наблюдение за состоянием здоровья членов многодетной семьи, помощь семье в устройстве детей-инвалидов в специализированные учреждения; направление детей и родителей из конфликтных семей на консультацию к различным специалистам для урегулирования семейных отношений, предупреждения новых конфликтов и т.п.; организация благотворительных акций в пользу многодетных семей; периодическая проверка предоставления различных установленных видов помощи (своевременного получения пособий, выделенных продовольственных и вещевых посылок и т.п.); стимулирование деятельности территориальных ассоциаций многодетных семей и т. п.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2534; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.