Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа социального педагога с маргинальной семьей




 

Особую сложность в работе с неблагополучными семьями представляют семьи алкоголиков и наркоманов. Нарушения межличностных отношений родителей и детей являются одной из основных причин формирования у тех и других алкоголизма и наркомании. Э. Берн сформулировал идею о том, что существует жизненная игра "алкоголик", сценарий которой формируется у ребенка с раннего детства. Источником игры являются поощрения неправильного поведения ребенка со стороны родителей.

Из-за болезни, алкоголизма родителей резко снижены возможности осуществлять нормальное воспитание детей. Часть таких семей имеет люмпенизированный характер (крайне низкие доходы или их отсутствие, высокий уровень потребления алкоголя или наркотиков, плохие жилищные условия или отсутствие жилья и т.п.). Для таких семей раздача продуктов, денег, жилья не решает проблемы, формируя установку «деклассированного иждивенца», поэтому необходима ликвидация или выравнивание причинных факторов.

Однако эти неблагополучные семьи не могут восприниматься только как трагические, обреченные или плохие. Кризисы, которые переживают такие семьи, могут рассматриваться как сильнейшая форма протеста против перемен, которые можно постепенно использовать для изменения семьи в положительном смысле, а также, чтобы понять суть и уровень хронических проблем семьи. Это поможет специалистам понять эмоции таких семей, найти подходы к решению вопросов: как сплотить семью и подготовить ее к сотрудничеству, как сделать семью сильной; как прервать постоянный цикл кризисов так, чтобы новое поколение могло порвать с прошлым. Желательно использовать ориентацию семьи на кризис как ключ к пониманию процессов, происходящих в семье, травмирующего опыта семьи, ее ресурсов, текущих стрессов, страхов и т. д. Но далеко не каждой неблагополучной семье можно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучие достигают такого уровня, что вмешательство в жизненный сценарий такой семьи ничего не дает и в данном случае есть только один выход: изъять ребенка и поместить его в государственное учреждение. Но это бывает достаточно редко. Во всех остальных случаях специалистам удается профессионально выстроить работу с неблагополучной семьей, проследить последовательные шаги медленного возрождения семьи и появление положительных перемен в ней.

Семьи "группы риска" находятся в особом состоянии страдания. Пройдя через бесчисленные переживания утрат и травм, члены таких семей накапливают слишком много боли, чтобы вновь пережить риск в состоянии кризиса и подвергнуть себя ощущению утраты и опустошенности. Они предпочитают пребывать в состоянии ярости и неприятия окружающего мира. Состояние кризиса становится для них нормой существования. Вместо того чтобы становиться неуязвимыми под влиянием перемен, семьи "группы риска" учатся защищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, что возбуждение, ярость, опасность для них - определенный "комфорт", так как они ничего не хотят и не могут сделать.

Одна из положительных сторон кризиса состоит в том, что в сферу их влияния вовлекаются работники школы, социальные педагоги, специалисты разных Центров социальной защиты и т. д. Этот факт является сам по себе успокаивающим, так как к ситуации, в которой оказалась неблагополучная семья, подключаются специалисты, осуществляющие контроль, что вносит некоторое облегчение в состояние семьи. Хронически кризисные семьи всячески пытаются быть постоянно под контролем. Страх утраты контроля провоцирует членов семьи на насилие, пренебрежение, асоциальное поведение. В таком случае контроль над ними усиливают.

Эти семьи отличаются по своему поведению следующим: по приглашению специалиста не появляются в назначенное время, но иногда звонят; у них отсутствует понятие времени (день, неделя, месяц); они приглашают друзей, знакомых (свидетелей) на собеседование со специалистами; во время посещения их специалистами они могут смотреть телевизор или слушать радио; в присутствии специалиста занимаются приготовлением пищи или выполнением домашней работы; запирают двери, опускают шторы, чтобы создать впечатление пустого дома; не соблюдают договоренность о заранее запланированной встрече, консультации, присутствии нужного члена семьи; члены семьи не способны говорит ни о себе, ни о других; постоянно меняют место жительства (возможна частая смена жительства специально из-за частого прихода специалиста); часто ссорятся, дерутся с друзьями или близкими родственниками.

Характеристику таких семей можно дополнить следующими проявлениями: недоверие, подозрительность, отрицание всего, импульсивность, нетерпеливость, постоянная нужда в чем-то, взволнованность, быстрая возбуждаемость, недостаток знаний и умений, непрактичность, несостоятельность, состояние озлобленности с припадками жестокости, насилия, причинения физического вреда.

Описание поведения родителей из неблагополучных семей напоминает поведение детей в раннем возрасте, которые не могут найти контакта с другими детьми. Став родителями, они представляют собой людей, находящихся в глубокой депрессии, "выбитых из жизни".

 

2.3.2. Работа социального педагога с малообеспеченными семьями

 

Процветающих семей сегодня около 10%. В благополучной семье уровень достатка на 15-20% выше среднего, но возможности получать дорогостоящие социальные услуги (информационные, консультационные, психотерапевтические и т.п.) она не имеет. Данный тип семьи временные затруднения может решать самостоятельно, без внешней помощи (которая в отдельных случаях может восприниматься как унижающая достоинство). К малообеспеченным семьям также относятся семьи безработных.

Уровень жизни малообеспеченной семьи ниже черты бедности, она испытывает серьезные проблемы с выживанием, в том числе физическим, сохранением супружеских отношений, воспитанием детей. В данном случае, безусловно, необходимо оказать помощь, не злоупотребляя уравнительными пособиями и разовой гуманитарной помощью, в поиске бесплатных путей получения информации и консультации.

К основным направлениям работы социального педагога с малообеспеченными (малоимущими) и безработными семьями можно отнести: выявление такого рода семей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, специфики воспитания детей и внутрисемейных отношений, что позволит определить тип семьи, направления помощи, которую можно предложить, в том числе привлекая других специалистов и организации.

Для анализа подобной семьи могут понадобиться следующие сведения: количество членов семьи, в том числе детей; пол и возраст родителей и детей; материальное положение семьи; количество безработных в семье; продолжительность периода безработицы, ее причины; жилищные условия; отношения между родителями, детьми, родителями и детьми; состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства; уровень образования безработных; профессия безработных, их трудовой стаж; сведения о том, учатся ли дети и в каких учебных заведениях; успеваемость детей; наличие детей, которые не учатся и не работают, причины этого; наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы; возможности проведения летнего отдыха; круг интересов семьи и т.п..

Выявление основных проблем дают основания для проектирования направлений помощи, которая может быть предложена в каждом конкретном случае. Это оказание посильной организационно-юридической помощи (отстаивание интересов безработных и членов их семей, консультационные услуги и т.п.); обеспечение психологической помощи нуждающимся безработным и членам их семей (направление в консультацию, специализированные органы, психологическая поддержка, объем которой определяется мерой компетенции социального педагога); организация досуга и отдыха детей. Социальный педагог содействует самому безработному, членам его семьи, в том числе несовершеннолетним, в трудоустройстве; стимулирование создания групп самопомощи; помощь в создании различных курсов, кружков и т.п., в том числе частных, целью которых будет обучение и переобучение как занятых работников, так и безработных; привлечение к занятию в подобных объединениях людей, которые недавно были безработными, но в настоящее время имеют работу; участие в создании специальных детских фондов, задачами которых является не только поиск и перераспределение материальных средств, но и выявление детей, проявивших интерес к бизнесу, организация их дальнейшего профессионального обучения или помощь в профессиональной ориентации; помощь в получении материальной помощи различного вида (компенсации, которая выплачивается высвобождаемому с предприятия работнику; стипендии, которая выплачивается в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; пособия по безработице; компенсации затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости; дотаций на пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания и т.п.).

Помощь включает также информационные и организационно-посреднические услуги; социальный патронаж детей «группы риска» из семей безработных граждан, обследование данных семей на предмет присвоения статуса малообеспеченной семьи для получения дополнительной социальной помощи и льгот и т.д.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.