Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы работы социального педагога 4 страница




19. Назовите и проиллюстрируйте стадии социальной адаптации.

20. Какие задачи решает социальная терапия?

21. Расскажите о разных видах социальной терапии.

 

Список литературы по теме

 

1. Алмазов, Б.Н. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; под. ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 192с.

2. Железнова, А.К. Реабилитация неблагополучной семьи методом социального патронажа/ А.К. Железнова// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998. - № 4. - С. 28-39.

3. Методика работы социального педагога/ Под. ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. - М.: Школьная Пресса, 2004. - 96с.

4. Нагаев, В.В. Основные направления социально-психологической, психо-терапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов/ В.В. Нагаев, В.Г. Толстов, В.В. Толстов// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.- 2001.-№3. -С. 40 - 46.

5. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога/Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 480с.

6. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Авт.-сост. Л.В. Мардахаев. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 368 с.

7. Социально-педагогический тренинг (методическая справка составлена по учебно-методическому пособию «Социально-педагогический тренинг/Сост. О.В. Черкасова-Самара: изд-во «Самарской университет», 1999 – 15с.

8. Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Под. ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. - 240с.

9. Чернявская, А.П. Педагогическая техника в работе учителя/ А.П. Чернявская – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 – С.60 – 67.

10. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.В. Шакурова. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 272с.

11. Энциклопедический словарь социальной работы/ Под. ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковской: В 3 т. Т.2. - М., 1993. - С. 369 - 377.

 

Раздел 2. Методики и технологии работы социального педагога

с семьей

2.1. Жестокое обращение с ребенком

 

Одна из характеристик современного общества - рост насилия и жестокого обращения с ребенком. Эта тенденция характерна не только для российской действительности, но и для всего мира, в том числе и для высокоразвитых стран.

Жестокость - насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками объекта, унижение его или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям (Е.С. Меньшикова).

Ф.А. Мустаева определила жестокое обращение с ребенком как нанесение физического, психического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.

Одной из составляющих жестокого отношения к ребенку является злоупотребление им. Злоупотребление (плохое обращение) - преднамеренное действие, имеющее последствием причинение физического, психического или материального вреда человеку (Л.В. Мардахаев).

В интерпретации М.Д. Горячева, злоупотребление ребенком - это постоянное нанесение вреда эмоциональному, нравственному, физическому развитию ребенка, зависимого от взрослого, посредством умышленных побоев, физического наказания, систематического оскорбления, насмешек и действий, ведущих к деградации, задержке развития, а также сексуальное злоупотребление, обычно совершаемое родителями или опекунами.

Злоупотребление всегда сопровождает насилие - умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу, группе с целью достижения каких-либо целей (ущемление конституционных прав свобод гражданина, нанесение ущерба или угроза физическому, психическому состоянию). Насилие может иметь формы физического, сексуального, психического воздействия и принуждения с целью унижения, вымогательства, удовлетворение сексуальных потребностей, подчинения своей воле, завоевание тех или иных прав (Л.В.Мардахаев). В современной литературе под понятие "насилие" попадает любой поступок, основная цель которого - управлять поведением партнера, навязывая ему свою волю без учета его собственных интересов, желаний и чувств и т.п. Насилие - это любой способ поведения (простой или сложный, вербальный или невербальный), используемый для того, чтобы управлять мыслями, чувствами и поступками другого, против его желания, воли и убеждений, но с психологической (а часто и материальной) выгодой для насильника.

Анализируя большинство случаев жестокого обращения с детьми, социальные педагоги рассматривают основные вопросы, которые связаны с этим явлением:

· виктимность ребенка как следствие психофизиологических особенностей подросткового периода как определенный кризис, связанный с переходом от отрочества к зрелости;

· осознанная или малоосознанная, но, как правило, не совпадающая с общественными требованиями и нормами установка на маргинальную, отличную от общественного мнения, позицию, провоцирующее неприятие со стороны большей части общества;

· неприятие подростково-юношеской средой ценностей общества, в котором она существует, но не хочет принимать;

· приспособление несовершеннолетних к "правилам жестких игр, в которые играют взрослые";

· посттравматические стрессовые нарушения у детей-жертв и оказание им адекватной помощи.

Выделены четыре формы злоупотребления ребенком в семье:

1. Физическое насилие - любое неслучайное нанесение повреждений ребенку, лишение его свободы, жилья, пищи, одежды и иных нормальных условий жизни.

2. Пренебрежение - хроническое неудовлетворение потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, одежде, образовании, медицинской помощи, отсутствие должного внимания, заботы, ухода, присмотра. В этом случае ребенок воспитывается в условиях депривации.

Депривация - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения его основных психических потребностей. Оно характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Для полноценного развития ребенка необходимы следующие условия: 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т.д.); их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) депривацию; 2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не позволяет понимать, предвосхищать и регулировать происходящее вовне. Отсутствие или недостаток этих условий вызывает когнитивную депривацию; 3) социальные контакты с взрослыми, прежде всего с матерью, сверстниками, обеспечивающие формирование личности; их недостаточность ведет к эмоциональной депривации; 4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным нормам и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию.

Следствием депривации практически всегда является более или менее выраженная задержка в развитии речи, освоении социальных и гигиенических навыков, развитии тонкой моторики, интеллекта. Для ликвидации ее последствий необходимо устранение и компенсация вызвавших ее условий.

3. Сексуальное насилие - использование ребенка другим лицом для получения сексуального удовлетворения, деятельность по отношению к лицу с целью лечения его к сожительству против его воли и желания;

4. Насилие психическое (эмоциональное) - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или тормозящие развитие его личности (критика, угроза, повышенные требования, унижение, оскорбление, ложь, доведение ребенка до самоубийства и т.п.).

Как одну из форм психического стресса можно рассматривать фрустрацию - психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоторых потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к цели. Причиной может быть невозможность овладеть желаемым предметом, запрет со стороны взрослого на выполнение некоего действия и пр. Проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, отчаянии. Уровень фрустрации зависит от силы, интесивности фрустратора, от состояния человека, попавшего в состояние фрустрации, от сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности. Наличие фрустрации может обусловить формирование таких черт характера как агрессивность, возбудимость, пассивность.

Три основных сферы, в которых ребенок чаще всего может подвергаться насилию это семья, сфера образования, сфера микросоциальных отношений. Жертвами насилия в первую очередь становятся - дети из асоциальных семей, дети с асоциальным поведением, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети находящиеся в трудных жизненных условиях.

Все форм злоупотребления ребенком имеют общие черты:

- злоупотребление скрывается и остается внутри семьи;

- виновниками злоупотребления являются оба - мать и отец;

- жертвами насилия в равной степени являются мальчики и девочки;

- частота злоупотреблений и степень жестокости возрастает;

- оскорбления чередуются с извинениями;

- злоупотребление происходит в любых слоях населения;

- уровень образования влияет на характер отношения к ребенку (чем выше образование у родителей, тем чаще встречается эмоциональное злоупотребление).

Дети, подвергшиеся насилию показывают следующие типы поведенческих реакций: 1) экспрессивный, когда ребенок не контролирует свои эмоции; 2) - шоковый - ребенок подавлен, как бы оглушен; 3) контролирующий - ребенок внешне спокоен.

Очень часто последствиями жестокого обращения являются тревожные состояния, депрессия различной глубины; низкий уровень социального развития; различные формы агрессивного поведения; антисоциальные деформации; превращение ребенка в подчиняемую личность, неспособную избирать собственную самостоятельную позицию и независимые решения; суицид (из-за страха наказания и усталости от давления взрослых); поведение "вечного протеста", ребенок переводит негативные эмоции на родителей; дети усваивают отрицательные образцы поведения родителей и тому подобное.

Практически всегда следствием жестокого отношения к ребенку является посттравматический стресс (расстройство), т.е. реакция ребенка на психологическую травму, полученную в результате событий, выходящих за пределы его обычного опыта. Основными симптомами расстройства являются: болезненное переживание заново травмирующей ситуации; нарушение сна, повторяющиеся ночные кошмары; потеря интереса к нормальной жизнедеятельности; состояние повышенной тревожности; трудности с концентрацией внимания; изменение самовосприятия, самообвинение, чувство "стигмы" ("на мне печать") и полного отличия от других; негативные изменения в эмоциональной сфере - мрачные настроения и мысли, действия, направленные на причинение себе вреда, периодически возникающее чувство гнева, суицидальные помыслы.

Опыт насилия имеет фатальный исход для ребенка: у него наблюдаются психотравматические переживания, которые в дальнейшем могут привести к формированию "комплекса жертвы" (жертва бессознательно ищет себе "сильного человека") или сама становится насильником (идентификация с агрессором). М.И. Буянов и Е.М. Вроно отмечают, что жестокость родителей порождает жестокость детей. По их мнению, родители, считающие применение физических наказаний необходимой и проверенной временем воспитательной практикой, и воспитывающие ребенка сильной личностью в страхе, провоцируют его на жестокое поведение во взрослой жизни. Могут быть и смешанные варианты исходов насилия над ребенком.

На практике можно определить такие особенности поведения родителей, которые дают основания заподозрить злоупотребление ребенком:

· противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или нежелание внести ясность в происшедшее;

· позднее обращение за помощью в случае травм у ребенка или обращение за помощью по инициативе посторонних лиц;

· обвинение в травмах самого ребенка;

· неадекватная реакция родителей на тяжесть повреждения, стремление к ее преувеличению или приуменьшению;

· отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка

· невнимание, отсутствие ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;

· обеспокоенность собственными проблемами, невнимание к здоровью ребенка;

· рассказы о том, как их наказывали в детстве;

· признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение, неадекватность и т.д.).

Для проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение злоупотребления ребенком, необходимо учитывать факторы, приводящие к жестокому обращению со стороны родителей:

· культ жестокости, пропагандирующийся в современном обществе; жестокость как самоцель; обострение социальный проблем семьи;

· родители сами в детстве имели депривацию; они из проблемных семей или из семей с авторитарным типом воспитания;

· для многих жестоких родителей характерны алкоголизм; депрессии, тревожные расстройства; одиночество, плохое здоровье; психические заболевания, частые критические состояния, умственная отсталость, недостаточный самоконтроль; низкая самооценка;

· психологическая незрелость родителей, их изолированность; снижение толерантности к стрессам и разрядка стрессовой ситуации;

· критическая ситуация у родителей (потери, разлуки и т.п.);

· педагогическая неграмотность родителей; отсутствие навыков отцовства и материнства (отсутствие стратегии поведения, неготовность к ответственности и т.п.); бессилие в достижении позитивных воспитательных целей; непоследовательность в воспитании; низкий уровень правовой культуры; потребность родителей установить приоритеты над детьми, стремление "воспитывать"; стремление родителей убедить ребенка в своей точке зрения; жесткие моральные нормы у родителей;

· подчиненное положение ребенка, ребенок выступает как объект демонстрации родителями своей воли; постоянный и жесткий контроль за ребенком, манипуляции им; наличие в семье "ребенка-мишени" (объекта агрессии), который напоминает о ненавистных родственниках; недостаток любви к детям; если ребенок нежеланный; наличие у ребенка физических и умственных недостатков, гипреактивность или одаренность ребенка;

· незнание ребенком своих прав, нет опыта, чтобы определить поведение взрослого;

· конфликты между супругами сопровождаются враждебно-агрессивным отношением к детям и т.д.

 

2.1.1. Последствия физического насилия над ребенком

 

Наряду с физиологическими потребностями, потребность в безопасности - одна из основных потребностей человека. Статистика показывает, что 30% убийств происходит в семье, 2000 детей ежегодно заканчивают жизнь самоубийством, более 50тыс. детей (по другим источникам - 130-160 тыс. детей) ежегодно уходят из семей; матери убивают 300-400тыс. новорожденных в год. В семьях, из которых выходят правонарушители, жестокость имеет место в 40-45% случаев. До 20% случаев жестокого обращения характеризуются пыткой голодом, лишением воды, еще 10% - это лишение свободы, в 20% случаев осуществляется прямое изгнание из дома. 80% детей воспроизводят судьбу отца-пьяницы.

Психологическая сущность жестокости состоит в насилии над потребностями, чувствами, установками человека, унижении, принуждении к действиям, противоречащим его устремлениям. Агрессия - вид поведения, приносящий вред другому существу, намерение с целью нанесения вреда, демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку.

По мнению В.Г. Степанова, физическое насилие направлено на подавление у ребенка чувств радости, любви и идентичности.

Н.К. Аксанова выделяет признаки и симптомы, которые могут у ребенка в результате жестокого обращения: ребенок сам сообщает о насильственных действиях; повреждения тела, конечностей и органов; ушибы, повреждения мягких тканей и синяки в различных стадиях; следы порезов и уколов разыми предметами; следы укусов; признаки удушения или преднамеренного отравления; огнестрельные ранения; признаки избиения или истязания. Эти повреждения могут привести к смерти, вызвать серьезные нарушения физического и психического здоровья, отставания в развитии.

Основными последствиями физического насилия для детей являются отсутствие контроля над собственной импульсивностью, снижение способности к самовыражению, отсутствие доверия к людям, депрессии, острые состояния страха. Отсроченными последствиями могут быть садистские наклонности. Дети, которые подвергаются насилию в семье замкнуты, мало общаются со сверстниками, не ходят в кино, на дискотеки, школьные вечера, не интересуются музыкой и спортом, не имеют хобби, почти не смеются. Иногда проявляется чрезмерная агрессия по отношению к сверстникам. Учатся такие дети обычно плохо или средне, на уроках рассеянны; наблюдается нерегулярное посещение школы и несвоевременный приход и уход. При общении с взрослыми обычно крайне вежливы, примерны в поведении, не терпят расспросов о том, как проводят дома сводное время, не доверяют другим людям, с большим трудом находят друзей; у них обычно тихая речь или нарушения речи. Они испытывают трудности в самостоятельном принятии решений, наиболее часто занимают пассивную позицию, иногда предпринимают побеги из дому. Возможны суицидальные попытки. В случае различных повреждений или травм дети обычно стремятся скрыть их причину. После школы они не хотят под различными предлогами идти домой. У них наблюдается низкий уровень самооценки, постоянная неуверенность, ощущение своей "малоценности". Зачастую проявляются посттравматические реакции: страхи, ночные кошмары, тревога, депрессия, потеря чувствительности, судороги, способность к заботе (эмпатии) и пр. Эти дети сами не расскажут о насилии, они подсознательно считают себя виновными в происшедшем. Катастрофически боятся огласки, что, по их мнению, однозначно вызовет презрение окружающих. Для этих детей очень важны положительная эмоциональная связь и искренность отношений.

 

2.1.2. Психологическое (эмоциональное) насилие и его последствия

 

В семье чаще всего встречаются эмоциональные, психические злоупотребления, для которых характерно периодическое, длительное воздействие родителей на ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности. М.И. Буянов определил эмоциональное злоупотребление как депривацию, т.е. недостаток родительской любви.

Основными способами психологического насилия чаще всего являются:

· изоляция (информационная и даже физическая депривация; лишение информации или строгий контроль за ней);

· дискредитация (лишение права на собственное понимание и мнение; осмеяние и неконструктивная критика);

· монополизация восприятия (принудительная фиксация внимания на агрессоре, т.к. он является основным источником угроз);

· усиление тривиальных требований (установление множества мелких правил, не нарушать которые невозможно; следовательно, возникают постоянные поводы для придирок, что вызывает хроническое чувство вины);

· демонстрация "всемогущества" насильника (в любых делах насильник старается продемонстрировать и подчеркнуть свою компетентность, сравнивая себя с "неумехой" - жертвой, причем сравниваются как бытовые так и профессиональные умения, и даже физическая сила. Цель таких сравнений - внушить страх, чувство несостоятельности в противовес "авторитарности" насильника);

· "случайные индульгенции" (насильник иногда награждает свою жертву вниманием и теплыми чувствами, но делает это или редко, или невпопад, или для того, чтобы подкрепить поведение, нужное агрессору, или парадоксальным и неожиданным образом - так, чтобы вызвать дезориентацию и ошеломление);

· унижение и издевки, осмеяние в присутствии других людей;

· контроль за удовлетворением физических потребностей (в пище, сне, отдыхе и т.п.), что ведет к физическому истощению жертвы;

· постоянные угрозы по поводу и без повода, легко переходящие в физическое насилие;

· использование психоактивных веществ (например, алкоголь). Жертва попросту насильно спивается;

· непоследовательные и непредсказуемые требования;

· частые и непредсказуемые перепады настроения агрессора, в которых "виновата" жертва;

· вынуждение делать нелепую и бесцельную работу.

Наиболее часто встречающимися последствиями психического насилия являются:

· заниженная самооценка жертвы, крайне искаженная Я-концепция (жертва уверена, что обладает теми негативными "ярлычками", которые навесил не нее агрессор);

· социальная дезадаптация и дезориентация (у жертвы, как правило, нет друзей, близких людей, с которыми можно поделиться и от которых можно получить помощь; круг социальных контактов и отношений предельно сужен);

· эмоциональная дезадаптация и дезориентация (хроническое чувство вины; "выгорание" - неспособность переживать положительные эмоции; частые депрессии; гиперсензитивность; высокая тревожность; вытесненная потребность в любви - хотят теплых, но боятся близких отношений; пессимизм, чувство неудавшейся, "несчастной" жизни);

· интеллектуальные дисфункции (негибкость, некритичность, узость мышления; низкая концентрация внимания; плохая память и т.п.; "умственные блоки" в ситуациях; иногда вплоть до дереализации, когда ситуация насилия вытесняется - "это все сон");

· аутоагрессия, невротическое поведение (раскачивание, накручивание волос и т.п.).

Е.Т. Соколова как следствие психологического насилия выделяет синдром "аффективной тупости", для которого характерны холодность, отсутствие чувства общности с другими людьми, ощущение себя неспособными строить отношения эмоциональной привязанности, отвержение себя и других. Для этого синдрома свойственны ненасытная жажда любви, постоянный страх потерять объект привязанности, зависимость и тревожная неуверенность в себе и в других.

Практика показывает, что матери чаще, чем отцы травмируют детей из-за того, что женщина оказывается в ситуации одиночки-воспитателя, а чрезмерная занятость приводит к стрессам.

 

2.1.3. Сексуальное злоупотребление

 

Сексуальное злоупотребление ребенком - это случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также разница в возрасте насильника и жертвы должна составлять не менее 3 - 4 лет. Это осознаваемое и не осознаваемое в силу возрастной незрелости или других причин вовлечение ребенка с его согласия или нет в сексуальные отношения с целью получения насильником выгоды, удовлетворения или для достижения корыстной цели. В 12% случаев изнасилований в стране жертвами становятся дети. До судов доходит приблизительно 68% зарегистрированных случаев одна из причин - отказы потерпевших подавать заявления в милицию из-за желания скрыть сам факт насилия по разным причинам (стыд, нежелание нанести повторно вред ребенку в ходе следственных действий и т.д.).

К сексуальному злоупотреблению можно относятся:

· сексуальная эксплуатация детей, злоупотребление их беспомощностью для непосредственного удовлетворения собственных сексуальных потребностей взрослого или в коммерческих целях;

· подавление детской сексуальности (повреждение половых органов или подавление его нормальных сексуальных интересов);

· эротизация среды;

· вовлечение в зависимость (подчинение) незрелых детей и подростков с целью сексуальной активности, когда они не могут дать осведомленное согласие;

· любой акт как в общественной, так и в личной жизни, совершенный на основании полового признака и причиняющий физический или психический ущерб личности (синдром травмы изнасилования);

· фактическая или вероятная сексуальная эксплуатация ребенка;

· все телесные контакты, которые служат удовлетворению потребностей взрослых посредством угрозы, требования и психологического давления;

· влечение ребенка, не достигшего 18 лет, с его согласия или нет, в сексуальные действия со взрослыми.

Т. Сафонова также включает нежелательные сексуальные комментарии и взгляды, словесные оскорбления и замечания; поощрение ребенка совершать сексуальные прикосновения к телу взрослого или другого ребенка, принуждение ребенка к обнажению, вовлечение и принуждение к проституции, сообщение информации, не соответствующей возрасту, демонстрация порно и развратные действия, изнасилования.

Чаще всего насильником является кто-то из старших знакомых или членов семьи (в 4 случаях из 5), сексуальные посягательства происходят во всех слоях общества, в роли насильников чаще всего выступают люди с низким интеллектом, алкоголики, психопаты, психически больные люди.

Н.К. Асанова, Ю.А. Гуркина. Г.М. Тимченко выделяют такие признаки и симптомы опасного сексуального обращения:

· утрата базового доверия к себе и миру;

· изменение в поведении; пониженное самоуважение, гипертрофированное чувство вины и стыда; страх посещения туалета и медосмотров, отвращение к прикосновениям,

· нарушение сна; сонливость и общая вялость;

· проблемы в школе; отчуждение от других, склонность к пьянству и наркомании,

· психосоматические нарушения: головные боли, боль в животе, "мокрая постель";

· ранняя сексуальность, несоответствующие возрасту сексуальные игры и поведение в отношении других детей и взрослых; проявление неадекватного сексуального поведения в рисунках и разговорах; необычные для возраста сексуальные знания;

· побеги из школы и дома;

· попытки суицида;

· нарушение социальной адаптации, сложности вступления в брак и тому подобное.

Исследования Д. Финхельхора показали, что насилию предшествуют:

1. Возникновение мотиваций: эмоциональная тяга к ребенку, сексуальное возбуждение при контакте с ребенком, преграда, блокирующая сексуальный контакт с ребенком.

2. Появление у потенциального насильника внутренних механизмов сдерживания: совесть, суперэго (внутренний контроль), а также внешние механизмы сдерживания (мать ребенка, наказание), сопротивление ребенка.

Характерными чертами инцестуозной среды, по мнению автора, являются: авторитарность отца, патриархальные стереотипы, традиционное распределение ролей (мать - домохозяйка, отец - добытчик), хрупкость внутрисемейных связей, предрасположенность семьи к распаду, секретность, характерная для данной семьи, семьи, в которых конфликт избегается.

Семьи, в которых допускается инцест, делятся на два типа:

- семьи, в которых конфликт избегается. В этом случае отчужденность, холодность (особенно сексуальная) отца угрожает семье распадом и тогда роль жены берет на себя дочь, снимая основной источник стресса;

- семьи, в которых конфликт регулируется. В таких семьях нарушены социальные роли, в них любят спорить, нередко случается насилие, границы между подсистемами семье также нарушены. Дочь, боясь распада семьи, жертвует собой. Части, если жена фригидна, и дочь, которой не хватает материнской ласки сближается с отцом.

Отсутствие матери или ее болезнь, значительно повышают вероятность сексуального насилия (Финкельхор, 1984, Герман,1981). Большинство девочек - жертв сексуального насилия - пережили дистанцированность и отвержение со стороны своей матери и помнят их безразличие к попыткам рассказать о происходящем инцесте. В случае сексуального насилия в семье, когда насильником является отец, девочки могут испытывать страх, гнев, отвращение или любовь и привязанность. Матери могут обвинять дочь во лжи или безоговорочно ей верить. Плохо изучены последствия сексуального насилия для мальчиков.

 

2.1.4. Пренебрежение ребенком

 

Пренебрежение ребенком проявляется в отсутствии со стороны родителей и других взрослых элементарной заботы о нем. Часто родители объясняют это отрицательными чертами личности ребенка.

Типичные проявления пренебрежения: отказ от ребенка, недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание; отсутствие внимания и заботы к ребенку, вследствие чего ребенок может стать жертвой несчастного случая; вовлечение в употребление алкоголя и наркотиков, совершение преступления; антисанитарные условия в квартире; наличие опасностей, при которых ребенок не знает как защитить себя; ограничение в одежде, лечении, социальных услугах и прочее.

Следствием этого является тот факт, что ребенок запущен, недоразвит, для него характерны задержки психического, речевого и физического развития. Такой ребенок часто болеет, пассивен, агрессивен. Он плохо учится, не умеет дружить, способен на преступление.

Недостаток заботы может быть непредумышленным как следствие болезни, бедности, неопытности, невежества родителей, следствие стихийных бедствий и социальных потрясений.

 

2.1.5. Содержание работы социального педагога в ситуациях

злоупотребления ребенком

 

До сих пор не существует универсального представления о том, что считать насилием; отсутствуют четкие критерии, отделяющие насилие от ненасилия. Законы, защищающие ребенка от насилия, начинают действовать только в тех случаях, когда злоупотребление ребенком приводит к тяжелым последствиям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.