Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Махизм, или эмпириокритицизм




В конце XIX в. происходит кризис «первой» формы позитивизма, возникший в результате революции в естествознании, прежде всего в физике, на рубеже веков. Появляется «вторая» форма позитивизма – махизм, или эмпириокритицизм, который главную задачу философии видит в пересмотре теории научного познания в соответствии с открытиями, коренным образом изменившими прежний образ науки.

«Второй» позитивизм отказывается от контовско-спенсерской ориентации, концентрируясь на создании теории научного познания. Его интересует природа познания, проблема субъектно-объектных отношений, характеристика бытия, взаимоотношение психического и физического. Он все больше обращает внимание на относительность научного знания, утверждая, что наука не дает подлинной картины реальности, а оперирует лишь знаниями. Следовательно, «второй» позитивизм отличается от «первого» не только пониманием характера конкретных проблем, но и определением предмета философии.

Разработка идей «второго» позитивизма начинается в «Венском кружке» - философской группе, основанной Э.Махом в Венском университете в конце XIX в. В свою очередь махизм оказал воздействие на прагматизм, о котором пойдет речь ниже. Его влияние испытали и русские мыслители Ф.Адлер, А.Богданов, В.Базаров и др. применительно к уточнению марксистских идей.

Итак, основоположники «второго» позитивизма Рихард Авенариус (1843-1896) и Эрнст Мах (1838-1916) не ограничивали свою деятельность только философией. Э.Мах известен как крупный физик, работавший в области механики, акустики и отптики. Р.Авенариус занимался иследованиями в области психофизиологии. В своем учении они пытаются преодолеть ограниченность механистического естествознания, основанного на классической механике И.Ньютона. В работе «Механика» Э.Мах дал критику представлений Ньютона об абсолютности пространства и времени, механистического понимания причинности, показал, что формулировка физических законов связана с последовательным проведением идеала «описательной» науки.

На рубеже XIX-XX вв. в развитии естествознания произошел коренной поворот в связи с теми открытиями, которые были сделаны прежде всего в физике: в 1895 г. был открыт электрон, а в 1896 г. – явление радиоактивности. Эти открытия дали повод махистам к утверждению, что «материя исчезла», и к релятивизации всех свойств физических объектов. В области физиологии и психофизиологии махизм использует учение И.Мюллера о «специфической энергии органов чувств» и данные эмпирической психологии XIX в. Определяющее философское воздействие на приверженцев махизма оказали агностицизм Д.Юма и субъективный идеализм Д.Беркли.

Термин «эмпириокритицизм» был введен Р.Авенариусом и буквально означает «критика опыта». Он строит свою концепцию исходя из теории «принципиальной координации» субъекта и объекта, согласно которой не существует объекта без субъекта, как и субъекта без объекта. Таким образом, мир дан нам «в принципиальной координации», т.е. только в опыте. В свою очередь опыт состоит из элементов, которые не зависят от индивида. «Элементы» были и есть «элементы мира». Элементы делятся на физические, не зависящие от нервной системы человека, и психологические, зависящие от нервной системы человека. Следовательно, все существующее превращается в ощущение, познаем же мы не мир как таковой, а наши ощущения и их сочетания.

Как и О.Конт, Э.Мах отрицал, что он был философом, а его система является философской. Он не считал возможным, чтобы наука основывалась на философии или каком-либо философском методе. Ученые не должны вообще изучать философию и использовать ее в своих исследованиях. Вслед за О.Контом Э.Мах признавал необходимость изучения развития науки и пытался следовать позитивистской научной методологии. По его мнению, только она способна объединить усилия разных специальных наук.

Концепция Э.Маха базируется на двух методологических принципах: «экономии мышления» и идее «чисто описательной» науки. Э.Мах пытался углубить представления об абстрактной природе науки. Он доказывал, что все люди – смертные существа со своими главными биологическими потребностями, они вынуждены «экономить» усилия, чтобы уцелеть и процветать. В силу этого человек должен быть как можно более «экономным», а это требует крайних форм абстрактного мышления, что может быть обеспечено только посредством математических функций. Итак, объяснительная часть в целях «экономии мышления» должна быть удалена из науки.

В гносеологической концепции Э.Маха явно обнаруживается психологизм, существенно отличающий махизм от прежней формы позитивизма. Поэтому субъективный идеализм в махизме усиливается и часто приобретает крайнюю форму солипсизма.

Махизм, базировавшийся на узком эмпиризме и психологическом истолковании логических законов и формы мышления, просуществовал недолго и сменился логическим позитивизмом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.