Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прагматизм




Прагматизм является влиятельным философским течением ХХ в. Он возник в США в 70-ые годы XIX в., получил там широкое распространение и оказывал большое воздействие на интеллектуальную жизнь США. Обычно с прагматизмом ассоциируется житейская философия, ориентированная на достижение успеха в практических делах и стимулирование активности человека и его предприимчивость. Прагматизм нередко называют философией дела, подчеркивая его практическую устремленность. В США он считается национальной философией, самым оригинальным вкладом Америки в развитие философской мысли. И, конечно, он не случайно возник в стране, где умение достичь успеха, практические действия, предприимчивость ценятся превыше всего.

Термин «прагматизм» эпистемологически происходит от греческого слова «прагма» - дело, действие. Но исторически он восходит к выражению И.Канта «прагматическая вера», примененному им в «Критике чистого разума». Так И.Кант называл веру, необходимую для действия, которое нельзя обосновать знанием.

Истоки прагматизма можно найти в немецкой классической философии, особенно в философии Г.Гегеля, который определенное внимание уделил анализу практики, понимая под ней преимущественно духовную деятельность. Научное обоснование тема деятельности и общественно-исторической практики получила в трудах К.Маркса, но она долгое время оставалась вне внимания западных философов. В конце XIX – начале XX в. тема деятельности вошла в философию через идеалистические философские школы и в идеалистической интерпретации. Немаловажную роль в этом процессе сыграло распространение в конце XIX в. эволюционной теории Ч.Дарвина. В философии «жизни» (Ф.Ницше, В.Дильтей, А.Бергсон) происходит пересмотр классических представлений об истине и познании. Интеллектуальная деятельность стала рассматриваться не как средство изучения объективной реальности, а как способ достижения успеха в действии. В учениях Ф.Ницше и А.Бергсона эти идеи проявились как тенденции, в прагматизме же они нашли свое развитие и философское воплощение. Кроме того, на формирование категориального аппарата прагматизма оказали воздействие эмпириокритицизм Р.Авенариуса и философия махизма.

Эти тенденции возникли не случайно. Уже в эпоху Возрождения в философии возникает образ человека-творца, который нацелен не столько на спекулятивные размышления в тиши профессорского кабинета, сколько на воплощение в жизнь результатов своих интеллектуальных усилий. И как результат – появление новых специальностей, таких, как инженер. Протестантизм также внес свою лепту в переориентацию философской парадигмы: именно благодаря протестантизму монашеская аскеза заменяется светской, ведь труд, деятельность угодны Богу. К концу XIX в. в значительной степени изменился внешний облик буржуазной цивилизации. Изменения коснулись не только производства, но и всего уровня и стиля жизни людей. Философия стала задумываться над ролью деятельности в существовании мира. Ее уже не устраивает позиция стороннего наблюдателя за ходом жизни. Философия рассматривает деятельность общественного человека и ее влияние на политические, идеологические, социальные, экономические отношения в обществе. Эти расставленные в прагматизме акценты создают в нем версию «человека деятельного» - Homo faber. Эта концепция вообще отрицает особую специфическую способность человеческого разума. Человек рассматривается как особый вид животного, имеющий больший набор природных признаков. Все психические и духовные феномены коренятся в чувственных ощущениях, инстинктах, влечениях. Все проявления разума, основные продукты культуры есть всего лишь эпифеномены чувственного, т.е. простого, пассивного отражения, известного в природном мире.

Родоначальником прагматизма является американский ученый и философ Чарльз Сандерс Пирс, основные идеи которого были сформулированы в двух статьях: «Закрепление верования» и «Как сделать наши идеи ясными».

В конце 90-ых годов XIX в. американский психолог Уильям Джеймс извлек прагматические идеи Пирса, учение которого в целом выходило за рамки только прагматизма, и придал им доходчивую форму. Своей популярностью прагматизм обязан именно ему. Позже к нему примкнули Джон Дьюи и Герберт Мид. В Англии главным защитником прагматизма был Фердинанд Шиллер, который называл это учение «гуманизмом».

Прагматизм рассматривает познавательную роль понятий. Он стремится произвести реконструкцию традиционной философии, перейти от спекулятивных философских проблем к человеческим проблемам. В прагматизме ценна его эмпирическая направленность, его стремление покончить со схоластическим философствованием, желание найти жизненный стержень и практическую сущность философских дискуссий.

Призвание философии – не в созерцательном копировании внешней реальности, не зависящей от человека и его дел, а в том, чтобы помочь ему в решении жизненных задач. Прагматизм хочет связать воедино познание и действие, преодолеть отрыв от жизни, на который обращал внимание Ф.Ницше. Действие должно опираться на принцип максимальной эффективности, задачей же познания является обеспечение этой эффективности. Чтобы успешно действовать, надо знать истину, обладать истинным знанием. Правда, в ряде случаев надо не столько знать, сколько уметь. И вообще, любое знание относительно, оно никогда полностью не раскрывает действительность, оно к ней только приближается, а потому в нем неминуемо могут быть ошибки и заблуждения. Например, великим заблуждением было сначала представление об абсолютной истинности геометрии Евклида, а потом механики Ньютона. Но, несмотря на это, мы не можем отрицать той прогрессивной роли, которую эти открытия сыграли в формировании науки Нового времени. Следовательно, человек заинтересован не столько в чистом познании, сколько в достижении устойчивого верования, позволяющего ему обрести душевный покой. Поэтому результаты познания следует рассматривать не с точки зрения их ложности или истинности, а с позиций целесообразности для достижения благополучия человека. Прагматизм заменяет истину верованием. Нет единой истины, истины с большой буквы. Есть только частные, конкретные истины.

«Человек – мера всех вещей» - этот тезис Протагора признается прагматистами величайшим завоеванием человеческой мысли. Человек – носитель истины, а также мера своей особой истины. Прагматисты восстают против тех, кто непомерно возвышает интеллект, обособляя его от всего человека в ущерб другим его психическим свойствам. Сами они стояли на точке зрения цельной личности. В учении об истине доминирует теория делания истины. Признавая условный характер наших научных построений, они отвергают детерминизм и допускают индетерминированность, связанную со свободой человеческой воли. В результате анализа действительности реальность улетучивается, и делание истины превращается, таким образом, в делание действительности.

Итак, значение понятий заключается в тех практических последствиях, которые можно от них ожидать в реальной жизни. Центральным понятием прагматизма является опыт, который понимается в духе субъективного идеализма. Под опытом подразумевается все, что окружает субъект, а также его переживания, ощущения, настроения, импульсы и т.д. Вся объективная реальность растворяется в опыте. Поскольку опыт – это все, что нас окружает, то истиной является идея, которая позволяет нам успешно преодолевать эти дебри опыта. Истина – это то, во что человеку следует верить, истина – это то, что полезно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1221; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.