Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурализм




Структурализм появился в Западной Европе в 60-ые годы нашего столетия и объединил ряд направлений в области социального познания. В это время экзистенциализм как символ веры и поклонения теряет своих последователей, хотя многие его принципы были ассимилированы философской мыслью. Он оттесняет на второй план другие течения, такие, как персонализм, марксизм, феноменологию. С появлением во французской науке М.Фуко и Ж.Лакана, К.Леви-Строса и Р.Барта стали вырисовываться очертания нового философского направления.

В литературе неоднократно подчеркивалось, что структурализм – это не философское течение, а метод исследования, способ расположения и рационализации фактов, принадлежащих особому полю исследования. Действительно, структурализм сосредоточил свое внимание на выработке универсального метода в таких областях гуманитарного знания, как лингвистика, литературоведение, этнография, искусствоведение, психология, социология и т.д. Структурализм не интересуется традиционными для западной философии онтологическими проблемами, он сосредоточен на применении системно-структурного анализа при рассмотрении социальных явлений. Этот метод предполагает изучение объекта как целостной системы, все элементы которой находятся в функциональной связи друг с другом и с системой в целом. Ведущая роль в этом соотношении неизменно принадлежит системе и ее структуре.

Структурализм явился реакцией на субъективный идеализм, это – сциентистская философская концепция, которая в центр своего исследования ставит не проблемы воли или переживания субъекта, а анализ безлично-объективных структур социальных явлений. Такой подход является реакцией на развитие методов естествознания с их тенденцией к математизации, на стремление к формализации знаний, на появление новых направлений в науке, таких, как теория информации, семиотика, кибернетика, теория систем и т.д. Авторы структурализма точно подметили отставание гуманитарного знания и необходимость осуществления интеграции методов естественных и гуманитарных наук. Переход на абстрактно-теоретический уровень в ряде гуманитарных наук требует изменения самого стиля научного мышления, новых подходов, усвоения строгих формально-логических методов, перестройки предмета исследования.

К.Леви-Строс и Ж.Лакан стремились к универсальности, занимаясь операциями, протекающими в человеческом сознании вообще, отвлекаясь от конкретного времени и целей. К.Леви-Строс ставил своей задачей построение универсальной мыслительной структуры, уходя от разнообразия эмпирических фактов. Ж.Лакан был психоаналитиком, но его интересовали не практические исследования и терапия людей, а анализ человеческой психики в целом и выявление закономерностей ее функционирования. Напротив, Р.Барт, М.Фуко, Ж.Деррида выступают как релятивисты, занимающиеся историческим исследованием человеческого мышления, его эволюцией и соотнесенностью с социальным развитием. Чтобы не нарушить границы субъективности, как это делали К.Леви-Строс и Ж.Лакан, они конструировали эквивалент новейшей метаантропологии и метапсихологии. У них не было общей программы, но их объединял общий источник.

Этим источником явился конкретно-научный метод в лингвистике, который был тесно связан с исследованием знаковых систем, семиотикой. Он ведет свое происхождение от швейцарского языковеда Фердинанда да Соссюра (1857-1913), который в посмертно изданном труде «Курс общей лингвистики» (1916) выделил в языке знаковую систему и сформулировал основные положения нового метода. Итак, центральное понятие «знак», которым оперируют структуралисты, восходит к трудам Ф.де Соссюра. Перечисленные выше мыслители, их теории зависят в своей основе от способности Ф.де Соссюра проникнуть в язык и особенно в природу базовой единицы каждого языка.

Ф.де Соссюр проанализировал знак с двух сторон: как звук, или акустический компонент, и как элемент, «имеющий значение», или психический, концептуальный элемент. Далее он вводит вторую пару противоположностей: язык и речь. Язык представляет собой теоретическую систему, включающую структуру языка, совокупность лингвистических правил, которым следуют говорящие на этом языке, чтобы достичь взаимопонимания. Речь – это повседневное использование языка каждым индивидом. Задача лингвиста заключается не столько в изучении речи, сколько в изучении языка. Только так он сможет понять и проанализировать принципы, на которых строится употребление языка в повседневной жизни. Отсюда вытекает и другое разграничение, на которое обращает внимание лингвист. Оно касается разграничения структуры и явления. Структура включает в себя абстрактную систему правил, явление – конкретное, индивидуальное проявление функционирования этой структуры.

Следующее разграничение, которое вводит Ф.де Соссюр, - между синхроническим и диахроническим способами исследования. Синхронический срез – это функционирование системы в данный момент времени; диахронический – рассмотрение системы языка в историческом аспекте. Абстрагировавшись от развития языка, он сосредоточил свое внимание на изучении наличной языковой системы без учета ее внешних связей. Следовательно, Ф.де Соссюр рассматривал язык не как совокупность застывших форм, а как мобильную систему. Методология его была продуктивной для развития как лингвистики, так и философии.

После смерти Ф. де Соссюра его последователи применяли и методы индуктивного обобщения, и методы дедуктивного выведения, но общим для них оставалось одно – изучение отношений между элементами структуры. Такой подход в лингвистике вызвал к жизни появление новой науки – фонологии. Ее создателем является представитель Пражского лингвистического кружка Н.С.Трубецкой. Фонология изучает фонемы, объединенные в фонологические системы. Она оказалась первой наукой, усвоившей новый метод, разработанный в структурной лингвистике. Затем данный подход был перенесен Клодом Леви-Стросом в этнологию.

Раньше лингвисты и социологи шли различными путями. Возникновение фонологии было настоящей революцией в гуманитарном знании. «Она не только обновила перспективы лингвистики: столь всеобъемлющее преобразование не могло ограничиться одной отдельной дисциплиной, - пишет К.Леви-Строс. – Фонология по отношению к социальным наукам играет ту же обновляющую роль, какую сыграла, например, ядерная физика по отношению ко всем точным наукам»1. В чем же сущность этого переворота? Н.Трубецкой сводит фонологический метод к четырем положениям. Во-первых, фонология переходит от изучения сознательных лингвистических явлений к исследованию их бессознательной основы; во-вторых, она рассматривает не члены отношения, независимые друг от друга, а отношения между ними. Далее, фонология вводит понятие «система». И, наконец, она формулирует законы, основываясь на индуктивном или дедуктивном методе выведения.

Таким образом, структурный метод, перенесенный из фонологии в социальные науки, позволяет выявить необходимые отношения между элементами системы. Это было событием огромного масштаба, последствия которого представители наук о человеке не могли не рассмотреть в областях научного интереса.

В трудах ученых-гуманитариев, использующих в своих исследованиях структуралистский метод, формируются философские основы структурализма, одним из положений которого является мысль о том, что в многообразных явлениях культуры наличествуют некоторые общие логические структуры, которые могут быть открыты только путем глубокого анализа. Совпадение в разных уголках земного шара элементов культуры заставляет думать о том, что в основе наблюдаемых явлений лежит взаимодействие общих законов. Культура является продуктом сознательной или бессознательной деятельности, поэтому ее структуры также являются продуктом духовной, психической деятельности. Язык занимает центральное место в учениях французских структуралистов. Вся духовная культура формируется посредством языка, поэтому она строится по его подобию. Язык – это не то, что каждый из нас приносит с собой в этот мир при рождении, он представляет собой образование, в которое мы оказываемся вовлеченными уже в детстве, является наиболее фундаментальным элементом, способствующим нашей социализации. Язык может быть описан как индивидуальное явлений, которое выходит за рамки индивидуальности. Он соединяет нашу уникальность со всем окружающим человеческим миром. Если бы у каждого члена общества был свой индивидуальный, неповторимый язык, мы не смогли бы понять друг друга. Сведение духовного производства к языковой, знаково-символической деятельности человека называется лингвистическим редукционизмом. Язык рассматривается как необходимый компонент к пониманию основных аспектов общественной жизни, что позволило понять некоторые аналогии между такими проявлениями жизни общества, как язык, искусство, право, религия. Одновременно структурализм надеется преодолеть противоречие между культурой как общественным продуктом и индивидами, которые ее воплощают. При этом общественное сознание оказывается сведенным к выражению исторических типов общих законов. В этом заключается бессознательная деятельность человеческого духа. Структуры, лежащие в основе духовной деятельности людей, являются бессознательными языковыми структурами, определяющими мыслительную деятельность человека и его вовлеченность в социальную и индивидуальную практику.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.