Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролан Барт




Жак Деррида

В 70-ые годы в области философского структурализма распространяются идеи французского философа Жака Деррида (род. в 1930 г.), который критикует все европейское классическое мышление. Он призывает к «деконструкции» традиционного идеала. Ж.Деррида разделяет общую «антисубъективную» позицию структуралистов и их нацеленность на изучение языковых структур. По его мнению, письменность первична и служит опорой для языковых знаков. Рассматривая соотношение языкового знака и значения, он обращает внимание на то, что знак – это не пустая оболочка значения. Знак участвует в определении смысла, а каждый смысл вырабатывается в определенной системе. Исследователю надо понять игру смысла и участвовать в ней.

Ролан Барт (1915-1980) в своих структуралистских трудах «Основы семитологии» (1965), «Система моды» (1967), «Мифологии» (1957) анализирует знаковые факты, усваиваемые нами посредством языка. Он вводит понятие «метаязык», под которым понимает сплошную нерасчлененную массу, заполняющую весь мир социального познания. К метаязыку Р.Барт относит миф. Миф современности пропитывает собой всю действительность, не оставляя ни одной щелки, которая давала бы возможность окунуться в настоящую действительность. Метаязык негативен по отношению к действию. Он возникает в силу разделения труда. Это – ложный язык и ложное отношение к миру, которые навязываются человеку с детства с игрушками. Р.Барт пытается преодолеть удушливую толщу навязываемого метаязыка путем ухода к экспериментальную сферу художественного творчества. Но при всей враждебности к метаязыку Р.Барт признает за ним заслугу: он способствует социализации вещи, т.е. вещи на метаязыке обретают общественную значимость. Именно поэтому метаязык универсален.

Бартовская семитология, и прежде всего теория вторичных знаковых систем, «мифов», связана с политэкономической проблематикой.

В настоящее время структурализм претерпел эволюцию. В последние десятилетия в нем наблюдается рост интереса в общеисторической проблематике социальной философии (Л.Гольдман, М.Леви и др.). Особое место в этих исследованиях занимает концепция человека, рассматривающая формирование личности под воздействием социальной структуры. Но социальная структура подавляет личность, как это показывает Р.Барт, давит на него, растворяет индивидуум в себе. Человек же не может воздействовать на социальные структуры и изменить их. Человек не рассматривается в структурализме как активный деятель, он исключен из истории. Вместе с тем, с одной стороны, структурализм заострил отдельные проблемы социальной жизни, анализируя зависимость личности от общественно-политических институтов власти, их разрушительное воздействие на человека и природу. С другой стороны, он рассматривает гносеологические проблемы, связанные с недостатками теоретического познания, несовпадением мысли и реальности.

Итак, для философской мысли ХХ в. характерно большое разнообразие различных школ, течений и направлений. На формирование современной западной философии решающее влияние оказали открытия в области естествознания, которые изменили научную и философскую картину мира, социальные потрясения, охватившие мир в целом и поставившие нашу цивилизацию на край гибели. Большое место занимает поиск новой научной методологии, что связано с бурным развитием науки. В современную эпоху растет престиж гуманитарного знания, ощущается недостаточность научной разработки, особенно в гуманитарных науках, которые все теснее взаимодействуют с естествознанием. Все это придает философии особый статус, по-новому очерчивает ее задачи и цели. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм, структурализм – все эти на первый взгляд различные направления объединены неизменным желанием выработать универсальный метод, применимый в науке. Каждое из них прежде всего заявляет, что он не философия, а метод. Эти сциентистские школы привлекли внимание ученых к анализу языка, логике, к проблемам уточнения значения и проверки полученных результатов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.