Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вильгельм Дильтей




В.Дильтей (1833-1911) в своих философских исканиях шёл независимо от Ницше, но пришёл к выводам, близким ницшеанству. Он был первым систематизатором философии «жизни», придав её академичность, связав новую традицию с классическим наследием. Его основные произведения: «Введение в науки о духе» (1883), «Три эпохи современной эстетики» (1892), «Идеи о дескриптивной и аналитической психологии» (1894), «Вклад в изучение индивидуальности» (1896), «История молодого Гегеля» (1905-1906), «Жизненный опыт и поэзия» (91905), «Интуиция в период Ренессанса и Реформации» (1891-1900) и др.

В.Дильтей начинает свою научную деятельность как приверженец философии Канта, в которой его прежде всего привлекает постановка вопроса о том, каким образом человеку дан непознаваемый мир в себе, становящийся для него наличным лишь в переживаниях и представлениях. Из этого положения он конструирует понятие «жизненный опыт», а уже на этом фундаменте воздвигает «реальную метафизику жизни».

Для обоснования своих идей В.Дильтей часто ссылается на Гегеля, влияние которого сказывается в трактовке понятий «объективация жизни», «самопознание». Привлекают философа и идеи Гёте. Особенно плодотворны оказались для В.Дильтея размышления Гёте о творческом характере жизни. Но динамизм жизни Гёте, основанный на научном поиске и естественнонаучном материализме, растворяется у В.Дильтея в иррациональном потоке импульсов бытия.

Методологические установки Дильтея явились реакцией на позитивизм, который оказался не в состоянии сформулировать достаточно убедительное миросозерцание. Позитивизм опирался на механистическую концепцию объяснения природы, но это только часть мира. Мировоззрение же, если оно хочет быть полным, должно основываться на «переживании как таковом», на «полноте жизни».

По Дильтею, жизнь есть поток непостижимых сил, о которых невозможно сказать, что они значат и куда ведут. Жизнь - это «факты воли, побуждения и чувства». Жизнь не нуждается в разуме, она есть не только объект, но и субъект познания.

Дильтей сформулировал положение о том, что естественные науки, или науки о природе и науки гуманитарные, или науки о духе отличаются друг от друга не только предметом исследования, но и методом. Естественные науки объясняются, а науки о духе понимаются, т.е. методом наук о духе является непосредственное переживание исторических событий и их истолкование. В его системе наук о духе они принимают форму герменевтики, т.е. «искусства понимания письменно зафиксированных жизненных откровений». Следовательно, историк должен не просто зафиксировать картину исторического события, но пережить его заново, воспроизвести его как живое.

Дильтей высоко ценил Ницше, подчёркивал его значение в переломную эпоху, но отмечал одновременно слабость Ницше, которая коренилась в пренебрежении наукой. Он критиковал философа с позиций историзма за то, что тот не понял человека как историческое существо, а хотел найти мудрость только в себе самом.

Дильтей стремился к целостному воспроизведению картины жизни, поэтому предметом его изучения становится целостный человек, «живой индивид». Философия становится сгустком психических переживаний, ориентирующих человека во внешнем мире. Жизнь и история, по Дильтею, одно и то же. История есть осуществлённая жизнь, а жизнь - возможная история. Человек - носитель жизни и жизненного опыта. Историк поэтому должен не просто воспроизвести истинную картину исторического события, но пережить его заново, истолковать и воспроизвести. Дильтей привлекает наше внимание к истолкованию истории, при разработке метода познания которой не следует забывать, что в исторических событиях участвуют люди, наделённые сознанием и волей, поступающие обдуманно или под влиянием страстей, действующие в соответствии с присущим им талантом и темпераментом. Без выяснения этих факторов невозможно понять, почему то или иное событие приобретает характерную для него окраску.

Герменевтика должна исходить из мира, каков он есть. Задача герменевтики - найти психическую связь и понимать её в другом, отыскать сопереживание и сопонимание, из которого слагается в итоге историческое знание. Дильтей призывает изучать автобиографии, воспоминания людей, живших в те или иные исторические эпохи, которые позволят учёному проникнуть в тайну прошлого. Переживание делает возможным обретение духовного.

В.Дильтей стремился создать «критику исторического разума». Внутренний опыт следовало интегрировать с пониманием, которое есть повторное переживание и воспроизведение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.