Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экзистенциализм. Экзистенциализм, или философия существования, сформировался в 20-ые годы ХХ столетия, в то время, когда центр внимания в философии перемещается из теории




Экзистенциализм, или философия существования, сформировался в 20-ые годы ХХ столетия, в то время, когда центр внимания в философии перемещается из теории познания и логики на проблемы человека, общества, истории. Вплоть до 60-ых годов эта философия была наиболее популярной, оставаясь самой распространённой формой иррационализма.

В экзистенциализме выразился кризис романтического оптимизма, веры в необратимый прогресс, вызванный потерей европейскими народами свободы и торжеством тоталитаризма.

Основоположником экзистенциализма является немецкий философ Мартин Хайдеггер, который в 1927 г. издал книгу «Бытие и время», ознаменовавшую появление нового философского направления. В этой книге он изложил программу экзистенциализма, после чего это течение стало завоёвывать огромную популярность в среде интеллектуалов.

Одним из истоков экзистенциализма является философия датского философа С.Кьеркегора. Благодаря «Комментариям к Посланию к римлянам» теолога Карла Барта (1881 - 1968) идеи Кьеркегора стали известны в Германии. Кьеркегор, указав на бесконечное качественное различие между временем и вечностью, выступил с осмыслением трагизма экзистенции.

Другим источником экзистенциализма стала феноменология Э.Гуссерля и его метод, на основе которого психологическое рассмотрение личности стало превращаться в онтологию, т.е. в «экзистенциальную аналитику бытия человека».

Экзистенциализм явился реакцией на кризис гегельянства, который до этого проявился в антропологическом материализме Л.Фейербаха, пессимизме А.Шопенгауэра, в сочинениях Достоевского и Ницше, Кафки и Рильке.

Сами экзистенциалисты нередко ссылаются на русских религиозных философов Николая Бердяева (1874 - 1948) и Льва Шестова (1886 - 1938) как на своих предшественников, разрабатывающих тематику личности и подлинного христианства.

Обычно различают религиозный экзистенциализм: Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Альбер Камю; и религиозный экзистенциализм: Карл Ясперс, Габриэль Марсель и др.

Экзистенциализм в центр внимания поставил вопросы смысла жизни. Его не интересуют ни методология науки, ни природа искусства или морали, он отказывается от ориентации на теоретическое знание, ориентируясь прежде всего на переживания и настроения человека современной эпохи.

Экзистенциализм возникает как реакция на открытия в естествознании, на «кризис в физике», который породил релятивизм в истолковании результатов научного познания. Философы-экзистенциалисты считают, что наука не имеет ценности для мировоззрения и отыскания «смысла жизни», она приобретает «отчуждённый» характер, поскольку учёный в существующем обществе относится к продукту своего труда, как к чуждому. Техника обретает сегодня самостоятельность и покоряет себе человека, меняет человеческий мир: превращает человека-творца в «техника». Этот процесс сопровождается кризисом в области искусства, литературы, философии. Люди утрачивают свои корни, а техника обожествляется, становясь чудовищем, которое может поглотить всё человечество. Между техникой и человеческим существованием возникает стойкий антагонизм. В результате в современном обществе растёт преступность, углубляется духовный кризис, усиливается власть бюрократии, массовой становится коррупция.

Представители экзистенциализма поставили в центр внимания проблемы существования человека, отношения человека к смерти, смысла жизни, ответственности, выбора, бытия как такового, проблемы, трогающие душу любого человека, задумывающегося о смысле своего бытия. В этом коренится столь большая живучесть и популярность экзистенциализма. Ни в одном из современных направлений не выражен так резко конфликт между обществом и личностью, как в экзистенциализме.

Экзистенциализм заимствовал у С.Кьеркегора категорию «экзистенция» - существование, исходным моментом которого является субъективность человека. Религиозно-философское учение Кьеркегора развивается в середине XIX в. в борьбе против немецкого идеализма, в частности против Гегеля, у которого поглощение единичного всеобщим достигло своего наивысшего предела. Кьеркегор выступил против деспотии всеобщего в защиту личности, которой не было места в системе Гегеля. У Гегеля отдельный человек - лишь момент в развитии абсолютного духа. Для Кьеркегора спасти личность от царства необходимости, превращающего её в механизм, в винтик огромной машины, может только вера. В вере побеждает уже не знание, а воля человека, которая и является основой его личности.

Другими словами, экзистенциализм рассматривает вопросы самого факта существования каждого человека и переживания своего способа существования. Существование не поддаётся рациональному постижению, единственная возможность познать его заключается в том, чтобы его пережить. Экзистенциалисты провозглашают приоритет человеческого существования по отношению ко всему прочему, т.е. всё сущее, данное нам, определяется способом человеческого бытия. Экзистенциализм анализирует сознание не с гносеологических позиций, а с точки зрения страдания, переживания, озабоченности и т.д. Никто из них не сомневается в бытии вещей вне нас, т.е. в объективности существования мира. Вопрос заключается в том, чтобы воспринять мир в экзистенциальном напряжении.

Отсюда своеобразное отношение к истине, которая для представителя этого течения перестаёт быть отношением мысли к действительности. Более того, сама действительность возникает для человека там, где он становится искренним и открытым как в отношении себя самого, так и в отношении других людей, в непосредственном контакте с которыми он находится. Истина у них не гносеологическая, а социально-нравственная категория, которая имеет в виду способ ориентировки личности в меняющихся ситуациях. Экзистенциалисты обратили внимание на то, что катастрофические события новейшей европейской истории обнажили неустойчивость и хрупкость всякого человеческого существования, как индивидуального, так и родового, исторического. Поэтому они самым глубоким знанием о природе человека считают сознание его собственной смертности и несовершенства. Этим качеством обладает каждый человек независимо от степени своей образованности или социальной принадлежности. М.Хайдеггер определяет человеческое бытие как «бытие-к-смерти».

Мысль о смерти занимает в экзистенциализме такое же место, как и в религии, хотя большинство мыслителей этого направления не разделяет религиозные представления о потустороннем мире. Экзистенциализм считает, что человек не должен убегать от сознания своей смертности. Этот мотив прозвучал в учении о «пограничных ситуациях» - безвыходных, предельных жизненных обстоятельствах, когда человек оказывается перед лицом смерти или тяжёлой неизлечимой болезни. Постигнуть мир, т.е. выяснить смысл мироощущения личности с её настроениями, эмоциями, аффектами, можно только, находясь в «пограничной ситуации».

«Пограничные ситуации» способствуют прояснению экзистенции. Философия, ставящая в центр внимания активность познающего мышления, пропускает, по мнению экзистенциалистов, самое ценное в опыте сознания - напряжённую сосредоточенность человека на себе самом в периоды вынужденного выключения из активной жизни - в те периоды, когда разорваны обычные формы коммуникации. В этих ситуациях, когда уже не может идти речь о выработке целей и планов, обнажается сама экзистенция. Главная задача экзистенциализма - испытать и прояснить самого себя. Экзистенциалистскому индивиду действие необходимо не для решения определённых задач, а потому, что новая ситуация, в которую он попал, позволяет прояснить содержание прошлого жизненного опыта. Экзистенциалистский индивид претерпевает свою жизнь, испытывает себя ею. Человек поэтому должен на всякую ситуацию смотреть как на «пограничную», т.е. принципиально неразрешимую, имеющую значение ниспосланного индивиду испытания. Вся настоящая и будущая практика превращается в средство анализа уже прожитой жизни. Личность не формируется, а лишь ищет и находит себя.

Постижение себя самого становится процессом, с помощью которого блокируются изменения личности, активно охраняются раз и навсегда приобретённые наклонности и убеждения.

Экзистенциалисты никогда не указывают, какие подсознательные влечения одержат верх в человеке. Но экзистенциализм требует не только доверия к своему безотчётному влечению. Личность может относиться к своему впервые прояснённому безотчётному влечению как к «призыву бога» (Г.Марсель), воспринимать его в качестве свободно выбранной жизненной цели (М.Хайдеггер) или в качестве долга, за исполнение которого он несёт ответственность перед всем человечеством (Ж.П.Сартр).

Важная тема всех экзистенциалистов - историческое бытие личности. К этому времени в истории господствовали прогрессистские концепции с верой в постоянное линейное улучшение жизни общества. Но уже первая мировая война опровергла эти настроения, хотя и была довольно быстро забыта. В Европе 20-ых годов ХХ в. в мелкобуржуазной среде установился беззаботно-циничный стиль жизни, утвердилась безраздельная деловитость во всех сферах жизни. В книге «Закат Европы» Освальд Шпенглер выразил эти настроения, предсказав конец европейской цивилизации. Экзистенциалисты дали новую характеристику современной эпохи, обратив внимание на следующие черты:

1. Господство науки. Наука существовала и в прошлом, но современная наука ориентирована на исследование и производство. Философы-экзистенциалисты отрицают всесилие науки, считая, что она не в силах определить сущность эпохи. Это доступно только метафизике, которая обосновывает и сущность самой науки.

2. Невиданное развитие машинной техники, подменяющей собой практику и бытие человека.

3. Возрастание роли искусства, как отражения человеческой жизни.

4. Объединение человеческой деятельности под знаком культуры, проявляющейся как реализация высших ценностей.

5. Обезбоженность, равнозначная победе атеизма. Но обезбоженность не исключает религиозности, а осуществляется именно через неё.

В осознании кризиса эпохи экзистенциализм и философия «жизни» достигли гораздо большего, чем все остальные направления западной мысли. В экзистенциализме историческая ситуация породила ориентацию на стоическое отношение к жизни, чтобы не впасть в отчаяние и не стать законченным циником в самые трагические дни истории.

Из феноменологии Э.Гуссерля экзистенциализм почерпнул понятие «феномен», который понимается как явление, содержащее смысл. Для всех экзистенциалистов характерно применение феноменологической методологии. Но для них важен не просто феномен сознания, а объяснение переживаний через обстоятельства. Экзистенциалист толкует, расшифровывает переживания, относясь к ним как к явлениям, скрывающим какой-то безусловный смысл.

Экзистенциализм сознаёт свою концепцию личности, в которой человек - это существо, приносящее свою жизнь в жертву своему предназначению. «Готовность к самопожертвованию» есть начальное определение личности.

В традиционных обществах человек удовлетворял свою тоску по вере благодаря истине откровения. Но постепенно человек оказался без Бога. Такое отсутствие сущего обладает притягательностью подлинного бытия. Безусловное же открывается человеку в его экзистенции. Если человек в состоянии ощутить то единое, что объединяет его настроения, то это означает, что он осознал свою «фундаментальную настроенность».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.