Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская антропология




 

В ХХ в. одной из ведущих тем западной философии становится проблема человека, его природы сущности и предназначения. Содержание философско-антропологической мысли определяют такие вопросы, как смысл и ценность человеческой жизни, специфика философского постижения человека, проблем гуманизма.

Откликаясь на запросы времени, западная философия уже в начале ХХ в. выдвигает новые принципы объяснения человека и мира. В полемике с традиционным рационализмом прошлого складываются течения антропологического направления: феноменология, персонализм, экзистенциализм и философская антропология.

Объединяющим моментом этих учений являются не законы мира в их объективности, а раскрытие смысла бытия с позиций чистой субъективности. В этой субъективности философы пытаются найти основы творческой деятельности человека, постичь через неё смысл всякого другого бытия. Антропоцентристская установка философской антропологии вытекает из христианской религии, которая возвышала человека как венец творения Бога. В христианстве личность несёт в себе иное предназначение, чем в античном мире, ибо на неё накладывается отпечаток абсолютной личности творца. Человеку следует развивать в себе не только рассудок, но и чувства, через которые и раскрываются богатство и уникальность личности в полном объёме.

Философская антропология творчески переработала антропологический материализм Л.Фейербаха, проблемы поиска смысла, поставленные философией «жизни», данные виталистической биологии, выводы иррационалистической психологии, феноменологии Э.Гуссерля.

Как особое направление, изучающее человека с точки зрения его бытия, философская антропология возникла в 20-ые годы ХХ столетия в Германии и отразила общий для западноевропейской философии «антропологический поворот». В последующие после второй мировой войны годы она превратилась в широкое идейное течение.

Сохраняя существенные установки иррационалистической антропологической философии первой половины ХХ в., прежде всего экзистенциализма, философские антропологи пытаются использовать собственные средства в целях объяснения человека. Их задачей является освободить философию о человеке от антисциентизма, присущего экзистенциализму, и объединить философский и конкретно-научный подход к человеку. Эта задача была сформулирована ещё основоположниками философской антропологии, в настоящее время она вновь становится актуальной.

В конце 60-ых и в 70-ые годы поднимается вопрос о создании «новой антропологии», которая более смело включила бы в философско-антропологическое толкование человека последние данные психологии, биологии, этнографии, истории, других конкретно-научных дисциплин о человеке. Философские антропологи стремятся включить в философское обоснование человека данные не только естественнонаучного анализа человека, но результаты гуманитарных наук: языкознания, социологии, истории религии и искусства, культурологии и т.д. И если раньше традиционными для немецкой «науки о человеке» были физическая антропология и зоопсихология, то теперь она расширяется за счёт американской культурантропологии и английской социальной антропологии.

В 1928 г. Макс Шелер в работе «Положение человека в космосе», а также Гельмут Плеснер в работе «Ступени органического и человек» положили начало развитию философской антропологии. Позже знамя было подхвачено А.Геленом, Э.Ротхакером, А.Портманом, Г.Э.Хенгстенбергом, М.Ландманом и др. Но философская антропология не смогла стать целостным учением о человеке, и вскоре вылилась в отдельные антропологии - биологическую, психологическую, религиозную, культурную и др. Она не пришла к выработке единого методического подхода к проблеме человека.

Философскими источниками данного направления являются философия «жизни» (Ницше, Шпенглер, Клагес), феноменология Э.Гуссерля, экзистенциализм с его трансцендетальной аналитикой бытия (М.Хайдеггер), психоанализ З.Фрейда и культурно-мифологические концепции философии истории (Брейдиг, Фробениус, Э.Шпрангер, А.Тойнби).

Однако главным идейным источником является прежде всего философия «жизни», из которой было почерпнуто убеждение, что человек движим не разумными побуждениями, а какими-то иными биологическими силами. Так, созвучной философской антропологии оказалось положение Ницше о том, что человек «ещё не установившееся животное», его природу определяет бессознательная творческая инстинктивная жизнь.

Представители философской антропологии сегодня резко критикуют экзистенциализм за неприятие достижений конкретных наук, исследующих поведение человека. Антропологи отметили большое разнообразие типов поведения человека, из чего сделали вывод о неограниченной адаптивности индивида к своему социальному окружению. Сами философские антропологи широко привлекают естественнонаучный и социально-исторический материал для собственных построений.

Философские антропологи весьма положительно оценивают психоанализ, отмечая, что Фрейд включил в поле зрения психологии повседневную жизнь человека, обогатил психологию проблематикой внутренней конфликтности человеческих побуждений, оценил роль сексуальных влечений в мотивации человеческих поступков и переживаний, рассмотрел влечение к смерти в качестве свойства всего живого.

Потребность в научной методологии, которой недостаёт данному философскому течению, обнаруживается при рассмотрении конкретных социальных проблем.

Антропологи осознают, что при оценке уровня и темпов развития общества следует учитывать не только экономические, но и социальные аспекты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.