КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Неотомизм
Неотомизм - наиболее распространённое религиозно-философское течение в современной философии. Особенно влиятельно оно в странах католического вероисповедания: Италии, Испании, Бельгии, Латинской Америке, Франции, ФРГ и других. Наиболее крупными философами-неотомистами являются Этьен Жильсон (Франция, 1884-1978), Жак Маритен (Франция, 1882-1973), Б. Лотц, де Фриз, Бохеньский, Ранер (ФРГ), Ф. Ван Стеенберген, Л. де Реймекер (Бельгия), К.Войтыла, М.Кромпец (Польша), У.Падовани, К.Фабро (Италия) и др. Сфера влияния этой философии охватывает более 600 млн. человек. Долговечность философии неотомизма обеспечена хорошо разветвлённой и организованной системой Ватикана и собственной гибкостью неотомистов в отношении завоеваний современной науки и культуры. Философия неотомизма основывается на философском учении Фомы Аквинского (1225-1274), который в свою очередь вошёл в историю философской мысли как систематизатор средневековой западноевропейской схоластики. Опираясь на философию Аристотеля, Фома Аквинский создал своё учение, использовав аристотелизм для обоснования и защиты католического вероучения, показав, что он не противостоит католицизму. Замысел Фомы Аквинского не сразу был оценен католическими теологами, который только спустя почти 50 лет после своей смерти был причислен к лику святых, а его учение - томизм (Фома в латинском варианте - Томмазо) стало преобладающим в средневековой христианской философии. По мере развития буржуазного общества ослабевало влияние религии и одновременно с этим и собственно влияние томизма. Новаторская философия Нового времени нацелилась на решение новых задач, поставленных жизнью перед бурлящей философской мыслью, а философия Просвещения камень на камне не оставила от схоластической догматики, тем более, что последняя не только не поняла и не поддержала запросы времени, но и относилась к ним крайне отрицательно, оценивая их как еретические. По мере же развёртывания кризиса в науке, нигилистического отношения к завоеваниям культуры в XIX веке, происходит оживление томизма. На I Ватиканском соборе принимается «Догматическая конституция католической веры», которая стала основанием для оживления средневековой схоластики. I Ватиканский собор вынужден был прервать свою работу в 1870 г. в связи с франко-прусской войной и Парижской Коммуной, но уже в 1879 г. папа Лев XIII выступил с экцикликой «Aeterni patris»: «О восстановлении в католических школах христианской философии в духе ангельского доктора Фомы Аквинского», где высказывает озабоченность по поводу войн и социальных потрясений, которые обрушились на мир, стремясь направить человечество на путь веры и спасения. В 1893 г был создан Высший институт философии в Бельгии, являющийся и по сей день крупнейшим очагом неотомизма. Возникли университеты и институты также в Париже, Люблине, Фрейбурге, появились новые переработанные издания сочинений Фомы Аквинского, стали издаваться периодические издания, посвящённые его философии. Третьим программным документом неотомизма явились «24 томистских тезиса», опубликованные по указанию папы Пия Х в 1914 г. В этих тезисах сформулированы исходные положения неотомизма в области онтологии, гносеологии, антропологии и теодицеи. Центральной темой неотомизма является вопрос о соотношении веры и знания. Дело в том, что любая попытка обоснования религиозной веры приводит к необходимости определить её отношение к разуму. Религиозное откровение противостоит знанию о мире как «дар божий». Коллизия между верой и знанием коренится в том, что она должна стать достоянием земного мира, оставаясь одновременно истиной потусторонней. Поэтому вопрос о соотношении веры и знания сводится в конечном счёте к тому, как соединить естественное и сверхъестественное, мир земной и небесный. Неотомисты видят заслугу Фомы Аквинского именно в том, что он сумел гармонизировать веру и знание, сказав, что истины веры не противоречат истинам знания. Именно Фома Аквинский сделал всё возможное, чтобы поставить аристотелевскую философию на службу христианской теологии. Опыт веры и естественный свет разума, по мнению Ж.Маритена, позволили связать картину эмпирически доступных феноменов с постижением онтологических глубин мироздания, божественного бытия. Сегодня католицизм делает аналогичные попытки в отношении современного научного знания, поставив его на службу религии, используя при этом тезис Фом Аквинского о согласовании религиозной веры и научного знания. Итак, религиозная вера и рациональное познание не только не противоречат, но и дополняют друг друга. Источником веры является божественное откровение, источником рационального познания является человеческий разум. Но разум человека – это разум несовершенного существа, он ограничен, поэтому на него нельзя полностью положиться, он способен идти не только по пути истины, но и по пути заблуждения. Есть такие истины, которые человеческий разум не в состоянии постигнуть, они открываются только через откровение и являются тайнами бытия, недоступными разуму. Поэтому можно выделить два источника познания: знания, полученные через божественное откровение, и знания, приобретённые усилиями человеческого разума. Эти источники неравноценны, поскольку знания, полученные рациональным путём нуждаются в постоянной корректировке и контроле со стороны веры. Вера поэтому не только расширяет границы знания, но и является конечным критерием истинности знания. Итак, истинное знание не может противоречить истинной вере. Но человеческий разум способен и без помощи божественного откровения привести к достоверному познанию бога. Назначение человеческого разума как раз и состоит в том, чтобы доказывать бытие бога. Чтобы разум не впадал в заблуждение, необходимо руководствоваться верой. Неотомизм охватывает ряд философских дисциплин, ядро которых составляет метафизика, понимаемая как универсальная философская теория бытия. Она делится на общую и частную. Общая метафизика является наиболее универсальной и ценной из всех философских наук, так как её принципы и положения применимы во всех областях философского знания. Общая метафизика делится на онтологию (учение о бытии) и естественную теологию (философское учение о боге). В свою очередь, частная (прикладная) метафизика представляет собой философское учение о мире и человеке. Частная метафизика состоит из натурфилософии, антропологии, психологии. Итак, неотомисты определили отношение между метафизикой и частными науками, исходя из которого и построили общую классификацию наук. С их точки зрения частные науки эмпиричны и не могут претендовать на общезначимость, на полное и достоверное знание. Естественные науки не способны дать фундаментальное знание, они могут лишь навести человеческий разум на мысль о существовании мира сверхъестественного. Сферой приложения разума является изучение природы и общества. Религиозное значение этого изучения вытекает из того, что он является одной из форм откровения бога. Поэтому познание мира и есть познание бога. Оно осуществляется науками, а обобщение и итог подводится философией, изучающей сущность вещей, последние причины и движущие силы бытия.. Философия должна построить такую картину бытия, из которой необходимо вытекало бы положение о том, что создателем и движущей силой всего существующего является бог. Рационалистическую окраску придают также высказывания о независимости философии от откровения. С точки зрения неотомизма, при построении философской теории используются данные эмпирического опыта, достижения различных наук. Эти сведения перерабатываются разумом в соответствии с законами логики в понятиях. Затем понятия анализируются, сопоставляются и синтезируются. В результате получается непротиворечивая теория, удовлетворяющая всем законам логики. Следовательно, на всех этапах философского исследования, опора осуществляется на человеческий разум, который в данный момент не нуждается в откровении. Идея неотомистской метафизики как универсальной философской науки имеет прикладное значение не только для католической теологии, но и для всех областей знания, которые включены в систему учения католицизма. В её рамках развивается неотомистская натурфилософия, философия истории, антропология и политика католицизма. Говоря о соотношении веры и знания, философии и религии нельзя не вспомнить средневековый тезис о том, что философия - служанка богословия. Зачем же теологии нужна философия? Католическая философия неотомизма строго теоцентрична, как и много веков тому назад она направлена на утверждение религии в её римско-католическом варианте. Теология нуждается в философии, поскольку последняя прокладывает дорогу вере, устанавливая духовную природу души, бытие бога и т.д. Философия доказывает, что истины откровения не противоречат истинам разума. Кроме того, во всех областях, в которых философия сталкивается с богословием, она должна исправлять свои выводы в соответствии с более высокой истиной веры. Ничто не может быть истинным в философии, что признается ложным в теологии. Неотомизм устанавливает строгий иерархический принцип, согласно которому теология образует вершину системы знания, философия располагается посредине, а остальные науки образуют подножие этой пирамиды. Католические философы проявляют повышенный интерес к проблемам научного познания. Развитие науки и техники в современном мире привели к росту могущества человека в отношении природы. Но приобретя мир, человек потерял душу, забыл бога, его разум болен. Католические философы выступают против преувеличения роли науки, которая приводит к сциентизму и рационализму, то есть к утверждению о том, что истинным познанием мира является исключительно научное познание, что на основе данных науки могут быть решены любые проблемы. Неотомисты доказывают, что научное познание является только приблизительным познанием истины, что достижения науки ограниченны, они постоянно нуждаются в углублении и уточнении. Поэтому научное познание рассматривается неотомистами только как низший вид познания, как познание несовершенное по своему существу. Основной вопрос философии - вопрос о том, что есть бытие. Томистская концепция дуалистична, она исходит из противопоставления абсолютного, сверхъестественного бытия, тождественного с богом, бытию сотворённых вещей, которое вторично по отношению к абсолютному бытию. Иначе говоря, сущность предшествует существованию. Э.Жильсон, признавая дуализм в видении мира, считал, что гармонизировать сущность и существование можно с помощью христианских истин. Сущность - природа вещей, инертная и пустая до момента творения. Экзистенция - это актуализованная сущность. Человек, лошадь, дерево - всё это реально сущее, но ни одно из них не есть сама экзистенция. Все существа, природа которых не совпадает с экзистенцией, обретают её свыше. Жильсон приходит к единственному Первоначалу, сущность и существование которого совпадают, «и это существо мы зовём Богом». Проблемы онтологии рассматриваются в философии неотомизма через совокупность принципов этого учения. Среди них можно выделить следующие: аналогии, тождества, достаточного основания, финальности, причинности, приоритета бытия перед действием и становлением. Своеобразие этих принципов раскрыто в философии Ж.Маритена, для которого, например, принцип аналогии служит введением в систему онтологических представлений томизма, предполагает, что все вещи в мире сотворены по образу и подобию Бога. Следовательно, именно Бог является универсальным основанием, исходя из которого можно возвыситься от конечных, сотворённых вещей до чистого бытия. Основываясь на выводах религиозной интуиции, Маритен даёт своё понимание связи сущности и существования. Принцип тождества показывает, что всякое бытие есть то, чем оно является. Принцип противоречия его дополняет, утверждая, что бытие не тождественно небытию. Но если бытие главенствует, то оно первично по отношению к бытию и становлению. Философ использует диалектический метод для обоснования религиозных постулатов, соединяя диалектику с принципом креационизма. Креационизм понимается как творение мира богом, не как формирование, а как творение из ничего. Бог есть духовная субстанция, он - основа бытия мира и его единства. Следовательно, единство мира - в его духовности, полагаемой божественным духом. Принцип финальности раскрывается через категории «потенция» и «акт». Согласно Аквинату, божественная первоформа трактуется как действительность, содержащая многообразие форм. Неотомизм следует в этом пункте вслед за «ангельским доктором». Из принципа финальности вытекает наличие многообразных ступеней бытия, сопричастных божественному Благу. На первой ступени располагается первоматерия, или ничто. На второй - индивидуальные образования, сформированные материей. Высший предел этого уровня - биологические организмы. Третью ступень образуют существа, обладающие чувственностью. На четвёртой ступени находятся интеллектуальные способности. Выше человека в иерархии творения находятся лишь бесплотные ангелы. Завершает иерархию принципов - принцип причинности, гласящий, что всё имеет свою причину. Здесь неотомизм пытается уйти от крайних форм провиденциализма. Неотомизм - это разновидность объективного идеализма, но сам себя он идеализмом не считает. Он называет себя реализмом, поскольку признаёт объективную реальность и независимое от нашего сознания существование материи. В этом утверждении философия относится к естественному порядку, тогда как вера - к сверхъестественной реальности. Э.Жильсон даже формулирует программу неотомизма, которая представлена как советы начинающему реалисту. С его точки зрения, реалистическое познание заключается в усвоении вещи, в результате чего происходит совпадение знания и реальности. Из этого положения неотомизм выводит свою гносеологию, главной задачей которой является познание творений с целью получения логического основания для вывода об их творце. Например, рассматривая движение, неотомисты делают вывод о перводвигателе, а положение о причинной обусловленности дополняется положением о наличии абсолютной первопричины. Как уже было отмечено выше, неотомизм допускает существование двух родов истин: божественных, или сверхъестественных, которые недоступны рациональному познанию, и научных, которые связаны с познанием мира сотворённых вещей. Таким образом, вторжение научной мысли невозможно в сферу религиозных догматов, которые по своей сути сверхразумны. Познание осуществляется в соответствии с принципом аналогии, поскольку обо всём божьем мы можем судить по аналогии с вещами конечного, земного мира. В процессе познания по аналогии мы никогда не сможем получить прямой ответ о сущности божественного. Бог - это всегда таинство, и не дело философии определять, каков он. Главная задача философии - доказывать, что Бог есть. Познание есть способность нематериальной души. Неотомисты выделяют 3 рода познания: чувственное познание, подлинное познание и аналогичное познание. Самой низшей ступенью познания является, конечно, чувственное познание, оно обусловлено несовершенством человека. Разумное познание является подлинным познанием, а аналогичное познание относится к познанию абсолютного бытия и исходит из познания конечного сущего. Выделение трёх ступеней познания базируются на утверждении о том, что материя отягощает и затемняет познание. Сами по себе ощущения не могут быть ложными, но они способны вводить в заблуждение разум, который формулирует мысль. Верхняя граница познания коренится в его конечности, а стало быть, в несовершенстве. Поэтому разум не должен полагаться на самого себя, им управляет откровение как верховный закон. Итак, степень совершенства познания определяется неотомистами в зависимости от степени его связанности с материей: чем менее познающий субъект связан с материей, тем совершеннее доступное ему познание. Человек занимает среднее положение между телесными вещами, в которых «формы» поглощены материей, и чистыми духами, ангелами, освобождёнными от всякой материи. Неотомисты делают вывод, что научное познание может претендовать лишь на практическую полезность. Но научное познание поэтому должно быть дополнено более глубоким и всеохватывающим познанием. Наука не только не может руководить человеком в решении его жизненных проблем, но сама нуждается в руководстве. Неотомисты признают за современной наукой многие достоинства. Научное познание носит объективный характер, его результатом являются общезначимые истины, которые могут быть проверены и подтверждены. Достижением науки является и то, что она не только описывает, но и объясняет факты, удовлетворяя потребность человека вникнуть в суть бытия. Научное объяснение вскрывает порядок, единство и многообразие, присущие Вселенной. Но при этом ничто не может натолкнуть нас на то, что научные истины - единственные. Всякая сущность идеальна, духовна по своей природе, а потому превосходит возможности опыта и чувственного познания. Она доступна лишь абстрактному мышлению. Опытное научное познание ничего не может сказать о сверхчувственном, оно только способно подвести к его границам. Над всеми науками ставится философия, как обладающая самой глубокой истиной, знанием сущности бытия. С точки зрения неотомизма, в функции философии входит не только доказательство бытия бога, но и руководство науками. А в качестве критерия истинности тех или иных положений науки в конечном счёте берутся религиозные догмы. Если мир познаваем вследствие того, что за ним стоит Бог, если сущность отдельных вещей познаваема для человеческого разума потому, что они ранее уже познаны божественным разумом, то истины божественного откровения должны служить ориентиром и нормой человеческого познания действительности. Помимо разума у души человека есть и другая способность - воля. Величайшим даром является свобода воли человека, которая идёт от Бога. Действия человека обусловлены его свободной воли, она есть необходимое условие нравственной свободы, поскольку нет нравственности там, где отсутствует свобода выбора, свобода воли. Но нравственная свобода ограничена долгом, она в свободном выполнении нравственного долга. Сущность же нравственности трансцендентна, не подвластна человеческому разуму, потому что мораль подчинена религии и вне теологии нет этики. Мир был создан во славу божию, а не для размножения бесчисленных существ и не для их благополучия. Нравственный идеал христианина - «жить с глазами, устремленными в небеса». Всё сущее есть добро. Неотомизм провозглашает «онтическую благость» всего существующего как причастного к бытию бога. Тогда встает вопрос о происхождении зла, которым так полнится наш мир. Неотомизм оправдывает бога, снимая с него ответственность за зло в мире. Грех и зло, царящие в мире, являются следствием свободной воли человека, который предназначен к добру, но благодаря неправильно использованной свободе воли появляется зло в мире, то есть зло - это лишённость добра, отсутствие совершенства в человеке. Отсюда следует вывод о неизбежности зла и греха, сомнение в этом есть богохульство, поскольку проистекает из гордыни и является сомнением человека в совершенстве бога как творящего начала. Ж.Маритен поднимает вопрос о месте сотворённого существа перед лицом его судьбы, отмечая, что «в этот новый момент истории христианской культуры сотворённое существо не должно быть ни непризнанным, ни уничтоженным перед Богом; и оно не должно быть равным образом восстановлено без Бога и против Бога; оно должно быть восстановлено в Боге.» И далее; «Сотворённое существо должно быть подлинно уважаемо, поскольку оно связано с Богом и в силу того, что берёт всё в него; таков этот гуманизм - теоцентрический, имеющий с человеком одни и те же корни, интегральный гуманизм, гуманизм Воплощения.»1 Второй Ватиканский собор (1962-1965) пересмотрел тему единственности христианской философии. Он провозгласил необходимость диалога со всеми направлениями современной философии, необходимость изучения данных наук, теорий и открытий, приводя их в гармонию с христианской моралью и мыслью. К столетию энциклики Льва XIII «Aeterni Patris» Иоанн Павел II выступил с речью, в которой ещё раз обратил внимание на предпочтительность томизма для католической церкви. Философия Фомы Аквинского известна как философия бытия, поэтому она открыта реальности во всей полноте. Иоанн Павел II нацелил философию неотомизма на диалог с современными философским течениями, обращая основное внимание на анализ человека и его места в современном мире. Большое значение уделяет неотомизм современности евангелизации и экуменическому сближению религий в целях смягчения трагизма современной эпохи и обретения нового смысла жизни.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |