Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Американский персонализм




Персонализм

 

Персонализм развивался в рамках философской антропологии. Название течения происходит от латинского persona - личность. Термин «персонализм» впервые употребил Ф.Шлейермахер в «Речи о религии к образованным людям, её презирающим» (1799). Это течение получило распространение в США уже в начале прошлого столетия, а также во Франции с 30-ых годов ХХ века, затем в Англии, Швейцарии, Германии и др. странах.

Персонализм появляется как реакция на позитивизм, имевший достаточно широкое распространение в Европе и США. Для этих мыслителей характерен интерес к этической и эстетической проблематике, свободе личности, особым формам выражения духовного содержания, которые позитивисты разных школ и разновидностей сводили исключительно к естественнонаучным истокам. Для позитивизма существенным является только факт, для которого всегда можно найти законы, подобные законам математики или физики. И уж тем более под позитивные факты не подпадали такие феномены, как свобода воли, свобода личности, внутренний диалог сознания, автономия ценностей.

Основатель американского персонализма Б.П.Боун (1847-1910); главные представители - Р.Т.Флюеллинг (1871-1960), Э.Ш.Брайтмен (1884-1953), У.Хокинг, Д.Райт, Э.Кент, П.Шиллинг, Дж.Хауисон и др. Большинство из них ориентированы на протестантскую теологию.

Особое место занимает французский персонализм в лице Э.Мунье, Ж.Лякруа, М.Недонселя и др. В Англии наиболее влиятельным персоналистом был Х.У.Керр (1857-1931), в Германии - В.Штерн (1871-1938).

В 1863 г. в США своё учение назвал персонализмом бостонский философ и педагог А.Б.Олкот. Для него «персонализм» - это синоним теизма, который он противопоставил пантеизму. Согласно Олкоту, персонализм есть вера в бога как высшую творческую личность. Но разработка и систематизация взглядов американского персонализма принадлежит Б.П.Боуну, одна из работ которого носила название «Персонализм» (1908).

В работах Р.Т.Флюеллинга и Э.Ш.Брайтмена главное внимание переносится в аксиологическую проблематику. Они рассматривают природу «персоны» как средоточие духовной уникальности. Персона преподносится персоналистами как сложная духовная система человека, внутренний динамичный мир личного сознания. Существуют только личности и то, что они создают. В этом смысле философия персонализма созвучна субъективно-идеалистической философии Дж.Беркли. Собственно говоря, Флюеллинг и не отрицает родство учения персонализма с философскими системами Беркли и Лейбница. Но если Лейбниц начинает с понятия монады, Беркли с психологического понятия духовной субстанции, то Флюеллинг в качестве первоначала рассматривает моральную и религиозную личность. Личность - это понятие основополагающее, а природа - вторичное.

Итак, в мире реально существуют только личности и то, что они создают, поэтому любая реальность воспринимается как личная реальность.

Философия персонализма пытается защитить избранность, индивидуальность личности, её причастность к творению мира культуры. Наиболее богатыми являются отношения человека к Богу, в которых проявляется истинная сущность человека и происходит возрождение его индивидуальности.

Американские персоналисты предостерегают человека от однобокости сциентистского взгляда на мир, где человек предстаёт только как объект исследования. Сциентизм рассматривает человека как пассивное, созерцательное существо, ориентированное исключительно на внешние ценности.

С этой точки зрения человек не творец мира, а его созерцатель, в научном процессе он выступает как винтик общего развития науки, его деятельность здесь анонимна, он не проявляется в полноте своей творческой индивидуальности. Тайна творческой субъективности может быть раскрыта только на основе синтеза веры и научного знания.

Отсюда вытекает ориентация персоналистов на религиозное сознание, которое возвеличивает роль субъекта как творца. Это ни в коей мере не означает отрицание научного познания и его необходимости, но только в союзе с религией наука способна возвеличить человека и дать ответы на основополагающие вопросы бытия.

Таким образом, персонализм пытается примирить сциентистскую и антисциентистскую тенденции в современной философии. Он обращает внимание на то, что современная наука не даёт человеку целостного взгляда на мир, поскольку мир дан нам в личном персональном опыте. Поэтому все невзгоды современного человека коренятся в ограниченности научного мировоззрения, пронизанного технократизмом. Человек становится придатком машины, он теряет свою уникальность и неповторимость, его деятельность запрограммирована, он не может выйти за рамки стандартного поведения.

Но человек персоналистов не абстрактная личность, погружённая в мир личного самосознания и самосозерцания. Персона активна, её сознание богато воображением и идеями, которые она претворяет в наличную действительность. Формы духовной деятельности персоны разнообразны, поэтому она ограждена от саморазрушения и отчаяния. Персонализм восхваляет главную особенность человека современного мира - его инициативность и энергию.

В основе персоналистской онтологии лежит идея персонификации Вселенной, согласно которой последняя есть единое всепоглощающее «Я». Персоналисты превращают мир в мир духовных феноменов, но мыслят его духовность как результат персонального опыта, как результат мышления одного или многих «Я». Мир дан только в личном сознании субъекта, то есть объект как бы растворяется в субъекте. До человека природа мертва, только с появлением личности и благодаря её духовной деятельности происходит процесс творения реальности, природа становится зримой, оживает, приобретает краски и озвучивается. Флюеллинг допускает существование некоего космического разума, который есть начало всех начал, основа и творец всей действительности. Персоналистское познание мира находится в рамках психологического освоения её человеком, так как объективный мир рассматривается как объективация разума, воли, желаний, целеполагания личности.

В эпоху научно-технической революции персоналистская установка претерпевает некоторые изменения, хотя и остаётся в рамках традиционной точки зрения, что истины науки не противоречат истинам религии. Персоналисты доказывают, что религия является неотъемлемой частью человеческого духа так же, как и моральные или интеллектуальные ценности.

Персоналисты утверждают, что человек не должен жить только тем, что ему может дать наука, а именно материальными ценностями. Мир вещей необходим человеку, но на то он и человек, чтобы стремится понять глобальность истории, достичь счастья путём нравственного самоусовершенствования.

Область науки и область религии различны. Наука проникает в сущность вещей, но она не способна открыть смысл и цель жизни. Только религия вторгается во внутренний мир человека, облагораживает его, формирует у личности нравственные убеждения.

Персоналисты стремятся построить гармоническое сосуществование всемогущего бога и творческой личности, утверждая, что Бог немыслим без человека, что сила Бога реализуется через творческую активность персоны. В свою очередь человек черпает свою творческую активность в Боге, который является воплощением лучших человеческих качеств.

Итак, средоточием философских интересов американских персоналистов является религиозно-этическая проблематика. Высшей моральной ценностью является самоопределение свободной личности, поскольку, согласно Флюеллингу, потребность человеческой души в свободе есть непременное условие творчества. Свобода воли человека есть гарант совершенствования человеческого общества, которое само состоит из свободных личностей. Из этики вытекает социальное учение, рассматривающее в качестве оптимального такое общество, где достигнута гармония личностей.

История человечества предстаёт в трудах американских персоналистов как процесс развития личностного начала человека, который достигает наивысшего блаженства в единении с Богом. Философы выступают, с одной стороны, против эгоизма, с другой, против коллективизма как вступающего в противоречие с индивидуализмом творческой личности.

Персонализм не является ведущим течением западной философии, но он всё же имеет некоторое влияние преимущественно в среде протестантской интеллигенции США. Очагом распространения персоналистских идей является журнал «Персоналист», основанный в 1920 г. Флюеллингом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.