Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Французский персонализм




В 1932 году в Париже начинает выходить журнал «Эспри», создателем которого был французский философ Эмманюэль Мунье, католик по вероисповеданию. Вокруг журнала объединилась молодая французская интеллигенция: писатели, философы, публицисты, озабоченные судьбой современной цивилизации и человека, переживающих глубочайший кризис как в экономический, политической, так и духовной сферах жизни.

Появление нового журнала ознаменовало рождение нового философского направления - французского персонализма, который наряду с другими известными и влиятельными философскими течениями (экзистенциализм или феноменология) составили эпоху в духовной жизни Франции первой половины ХХ века. Признанным лидером французских персоналистов был и остаётся Э.Мунье, который в таких своих работах, как «Трактат о характере» (1946), «Что такое персонализм?» (1947), «Маленький страх двадцатого века» (1948), «Персонализм» (1949) и др. изложил программу персонализма.

На философию французских персоналистов оказали влияние замечательные философские умы от античности до современности: это Сократ и Цицерон, Фома Аквинский и Аристотель, Августин Блаженный и Декарт, Кант и Кьеркегор, Хайдеггер и Ясперс, Достоевский и Толстой, Бердяев и Маркс. Особое значение они придавали современным учениям о человеке, в которых давался анализ христианского видения мира и человека.

В разработке идей персонализма приняли участие Поль-Луи Ландсберг (1901-1944), Габриэль Мадинье (1895-1958), Морис Недонсель (р.1905), Жан-Мари Доменак (р.1913) и др.

Появление французского варианта персонализма связано с кризисом 1929 г., которому представители различных философских направлений давали различное объяснение. Одни деятели культуры связывали разразившийся экономический кризис, потрясший основы западного мира, с решением технических проблем, другие давали чисто моральные объяснения. Уже с первых своих шагов французский персонализм заявляет о себе, как о философском направлении, ставящем вопрос о «тотальном» развитии человека, видит своё назначение в обновлённом истолковании человеческого бытия, на основе которого разрабатывается программа переустройства общества.

Социально-философское учение французских персоналистов складывалось под влиянием социального христианства, особенно идей Шарля Пеги (1879-1914), католического поэта и мыслителя. В его творчестве объединились христианские и социалистические мотивы в духе утопического социализма конца XIX века.

Первый номер журнала «Esprit» (1932) начинается с передовой статьи под названием «Воссоздать Ренессанс», в которой отмечается, что персоналистская революция должна вывести Европу из духовного кризиса так же, как Ренессанс вывел из кризиса средневековье. Центральной проблемой французских персоналистов, как и американских, является проблема личности и личностного существования. Давая разнообразные определения личности, Э.Мунье в книге «Персонализм» пишет: «Личность - это не объект, пусть даже самый совершенный, который, как и всякие другие, мы познавали бы извне. Личность - единственная реальность, которую мы познаём и одновременно создаём изнутри. Являясь повсюду, она нигде не дана заранее».1

Мы не придём к личности, ориентируясь на себя лично, свои надежды и желания. Личность не совпадает с индивидуальностью. Она выше времени и пространства, она необъективируема. В каждом из нас можно найти три измерения: телесное, универсальное и сопричастность. Человек телесен, он не может существовать вне мира вещей, поэтому для него важным является проблема, связанная с тем, как не погрязнуть в этом вещизме и чувственности.

Личность становится личностью, только приобщаясь к миру социального. Мунье открывает три способа формирования личности: 1) медитация, или поиск призвания; 2)собственное воплощение, или занятие тем, что принесёт призвание; 3) самоотверженность, или жизнь для других. Если человек не обладает одним из этих моментов, о нём нельзя сказать, что он состоялся как личность.

Необъективируемость личности состоит в том, что она никогда не стоит на месте; она присутствует в прошлом, настоящем и будущем. Человека нельзя познавать как объекты, как камни, деревья или животные. Личность не является не только объектом, она не является ни субстанцией, которая определяет наше поведение, ни абстрактным принципом, который руководил бы нашими действиями. Личность проявляется в коммуникативном акте, поэтому персоналистский опыт - это не опыт «я», а опыт «ты», поскольку именно в акте любви дана самая сильная человеческая определённость. Поэтому самым непримиримым врагом персонализма оказывается индивидуализм, формирующий изолированного человека, вынужденного постоянно защищаться. Человек лишён связей с природой, он наделён исключительной свободой, рассматривает своего ближнего как предмет, который можно использовать, человек завистлив и мстителен. Современная цивилизация агонизирует.

История самоидентификации личности есть история её персонализации, которая разворачивается по мере нарастания гуманизации человечества. Особое внимание французский персонализм уделяет роли христианства в процессе развития личности. Как отмечает Мунье, концепция Троицы уже включает в себя представление о высшем существе, внутри которого осуществляется диалог личностей.

Персонализму принадлежит будущее цивилизации, поскольку именно персонализм не ограничивает личность другими личностями. Когда коммуникация нарушается, личность теряет себя. «Я» существует постольку, поскольку «я» есть для других, что означает любовь.

Персоналисты резко выступают против современного капитализма с его приматом прибыли над личностью. Мунье - беспощадный критик капитализма, который тиранизирует всех благодаря непомерной власти денег. Капитализм паразитирует на природе и на человеке. Но при этом французские персоналисты отвергают марксизм, который, как известно, также отдал дань критике капитализма. Марксистское понимание капитализма критикуется и за то, что в итоге в истории марксизм привёл к тоталитарным режимам, и за смену капиталистического империализма социалистическим империализмом. Они также отвергают партийную монополию для наведения порядка и справедливости.

Философия персонализма в лице Мунье будущее видит в формировании персоналистско-коммунитарного общества. В нём нет ничего от массового общества, которое усредняет человека, превращая его в винтик как производственной, так и государственной машины, в нём нет ничего и от органико-биологической общности или правового общества просветительского типа, которое основано на компромиссе эгоистических интересов.

Персоналистская модель идеального общества зиждется на любви и отзывчивости, на сопричастности, когда личность ответственна за судьбу себе подобных, страдания и радость близких. Мы имеем здесь дело с торжеством христианских идеалов, которые являются регулятором и критерием справедливости. Кризис капиталистического общества должен привести к персоналистски организованной экономике и социализации вместо огосударствления, развитию профсоюзного движения, реабилитации труда, росту личностных качеств рабочих, особенно такого, как ответственность, упразднению классовых различий.

Современный социализм Мунье называл вялым, в котором власть тяготеет к злоупотреблениям и человек существует для государства. Философ ставил вопрос о необходимости обновлённого социализма без полицеизма и бюрократии, где центральную власть должны уравновесить местные органы власти и гражданские права личности, а личность, освобождая саму себя освобождает и всё вокруг, как вещи, так и всё человечество.

Мунье оптимистично смотрим в будущее, поскольку он уверен в триумфе истины. Хотя при этом он не мог не отметить трагизма современной эпохи, связанного со страхом исчезновения человечества. И это придёт с верой в христианство. Философ пишет: «Глубинный смысл человеческого существования состоит не в том, чтобы слиться с абстрактной всеобщностью Природы или Царства идей, но в том, чтобы переменить «тайну своей души» (metanoia), чтобы принять в неё Царство Божие и воплотить его на Земле. Тайна души, которая решается на такой личностный выбор, на подобное преобразование Вселенной, неприкосновенна, о ней никто не может судить, никто не знает её, даже ангелы, только Бог».1 Христианство может покончить с узаконенным беспорядком путём объединения. Но в мире развитой науки и техники это не так просто сделать, как во времена средневековья. Там, где исчезают старые христианские ценности, возникает обожествление вещей, денег, вождей, партий, коллективизма.

По мнению французских персоналистов, их философия есть единственно правильная концепция, способная не только обеспечить истинное истолкование реальности, но практическую значимость. В человеке сочетаются две части: телесная и духовная. Невозможно мыслить, не обладая бытием. Человек есть часть природы, но не только природа воздействует на него. Человек и сам воздействуют на природу, он активен, поскольку пассивность есть форма рабства. Это рабство преодолевает жизнеутверждающая сила личности, которая освобождая саму себя, освобождает и всё вокруг. Человек, воздействуя на природу, очеловечивает её. С одной стороны, производство необходимо человеку, чтобы освободить личность от необходимости постоянной борьбы за добывание средств к существованию, с другой стороны, производство подчиняет себе человека, поглощает его личность, превращая в придаток машины. Поэтому личность всегда находится в опасности, она постоянно в борьбе за свободу и развитие.

В 60-70-ые годы во французском персонализме доминирует стремление соединить идеи персонализма с реформизмом, а с 1977 г. утверждается ориентация на учение о постиндустриальном обществе.

Итак, французские персоналисты выступили с попыткой обоснования «целостной» личности, осмысления человека как духовного бытия, способного к саморазвитию и самосовершенствованию. Они отмечали искажённые ценности современного человека с приматом вещей, с ориентацией на материальные ценности в ущерб духовности и умению не «иметь», а «быть». Приоритет духовного сводился ими к ориентации на сверхразумные начала, на трансцендентное бытие, на сакральное. В конечном счёте духовные искания французских персоналистов приводили к попыткам найти новые христианские истины и ценности применительно к современности, к обновлению уже известных и укоренившихся религиозных ориентиров.

 

Выводы

Решающим фактором для формирования рационалистического мировоззрения стало успешное и плодотворное развитие математики и механики. В течение XVII в. на основе возникновения современного математического естествознания сформировалась математико-рационалистическая картина действительности, вследствие чего иррационалистическая вера средневековья в могущество и действенность сакральных, потусторонних сил была лишена почвы. Человек Нового времени увидел действительность, главными характеристиками которой были единство и закономерность. Математический анализ открыл закономерную структуру сущего. Природа предстала как огромный механизм, состоящий из геометрических фигур и действующий по законам механики. Даже социальные и психические явления объясняются на основе прямого приложения положений механики и математики.

Однако развитие нового, буржуазного общества разрушило эту идиллическую картину, а мир и общество предстали как силы, враждебные человеку. Встал вопрос, как возможно познание, если средства и способы познания не вполне адекватны подлинной реальности мира. Возникло множество школ и школок, которые при всей их непохожести можно разделить на два лагеря: сциентистские и антисциентистские. Если сциентизм во многом продолжает линию Нового времени и Просвещения с их верой в могущество науки и её способность улучшить мир и человека, то антисциентизм является качественно новым типом мышления. Сциентистские направления развиваются в рамках философии науки, пытаясь найти новые ориентиры во множестве фактов, развить эмпиризм, построить фундамент нового научного знания. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, прагматизм, структурализм – все эти на первый взгляд различные направления объединены неизменным желанием выработать универсальный метод, применимый в науке. Каждое из них заявляет, что оно не философия, а метод, привлекая внимание ученых к анализу языка, логике, проблемам уточнения значения и проверки полученных результатов.

Для антисциентизма стало важным не просто отрицание за наукой возможности решать мировоззренческие проблемы, но выдвижение в качестве центральной - проблемы человека. Очень остро встал вопрос о смысле человеческого существования, что приводит к возрастанию интереса к истории. Новое мироощущение обусловило отличный от классического подход к онтологической проблематике. Новая философия стремится понять и объяснить онтологическую структуру мира, исходя из человека.

Проблема человека не была новой для философии. Но в современной постановке она прозвучала иначе. Новые течения в философии стремились решить проблему человека ради самого человека, чтобы выйти к самому бытию.

И здесь иррационалистические учения ориентируются на самодостаточность человека, замкнутость его внутреннего мира. Специфика этой реальности такова, что она не может быть выражена в теоретических понятиях. Иррациональное бытие человека и его переживания могут обрисовать только понятия, выражающие субъективно-психологические состояния индивида, это такие понятия, как страх, отчаяние, вина, смерть, раскаяние, тревога. Но вместе с тем иррационализм XX века вновь возвращается к понятиям построения онтологии в противоположность аналитическому подходу эмпириков, который с самого начала ограничивал предмет своих исследований жёсткими рамками и был поэтому фрагментарным.

Возникновение и распространение иррационализма в XIX-XX вв. имело не только философское, но и социальное значение. Иррационализм попытался философски осмыслить определённую историко-социальную и духовную ситуацию этого времени, вызванную кризисом и катаклизмами современного мира.

Одновременно с этими направления в философии продолжают развиваться и собственно философско-религиозные течения, пытающиеся выразить осовремененные формы и методы религиозного философствования, основываясь на специфическом истолковании актуальных социальных, научных и философских проблем. Эти направления связаны с определёнными вероисповеданиями и выступают в то же время воплощением противоречивой связи обыденного религиозного сознания, свойственного массе религиозных людей, и утончённой философско-идеологической доктрины, разрабатываемой специалистами - философами и теологами.

Религиозно-философские течения объединяет доктрина сверхъестественной реальности, к которой причастен одной стороной своей природы человек. Дуализм естественного и сверхъестественного, материального и духовного пронизывает всю религиозную философию и порождает одновременно с этим идею отпадения человека от божества, идею грехопадения и спасения, отчуждения человека от Бога. В ХХ веке стало очевидным отчуждение человека от человека, отчуждение человека от труда и его результатов. Религия и религиозная философия, как и другие философские течения, пытаются объяснить этот процесс и наметить пути его преодоления. Отсюда нельзя не увидеть те социальные функции религиозной философии, которая пытается преодолеть это отчуждения своими средствами.

Длительная история христианской традиции связана с попытками привести теистические воззрения в гармонию с представлениями о божественной природе, раскрывшимися в Писании. Приверженцы христианства разрабатывают рациональные, т.е. предназначенные для восприятия при помощи разума, концепции Бога, которые соответствовали их представлениям о мире. Они изучали, модифицировали, приспосабливали к современности различные представления о Боге, выдвинутые Платоном, Аристотелем и неоплатониками, чтобы получить рационально приемлемую версию теизма. Христианство отвергло приоритет созерцательной жизни с презрением к труду и рабству.

Идеологи христианства предпринимают попытки переосмысления основных положений веры. Одна из ведущих тенденций обновления религии связана с поворотом христианской мысли к земным проблемам. В результате этого появились так называемые политические теологии, в центре внимания которых находится человек. Отличительной характеристикой христианского понимания человека является здесь его активная деятельность, направленная на поиск смысла жизни, на сохранение цивилизации и проблемы выживания человечества. В этих целях современные религиозно-философские учения используют положения других философских учений, пытаются примирить науку и религию посредством истолкования результатов научного познания в духе религиозных догм.

 

Заключение

В представленном пособии авторы попытались ознакомить изучающих философию с различными философскими направлениями, течениями, школами, системами в соответствии с программой курса философии в Московском университете МВД России. Читатели смогут соприкоснуться с философской проблематикой в ее историческом контексте, проследить ее развитие на протяжении существования европейской цивилизации.. Цель пособия – помочь изучающим философию составить себе первоначальное представление о предмете философии и ее назначении, о важнейших школах и течениях, выдающихся мыслителях, о решении «вечных» человеческих проблем, начиная с общей картины мира и кончая важнейшими проблемами современности. Авторы надеются, что это знание поможет читателю выработать определенную жизненную позицию, позволит быстрее решать встающие перед ним личные, профессиональные и общественные проблемы.

Первая проблема, изложенная в пособии, касается вопроса о том, как образно-метафорическое мышление древних сменяется мышлением понятийным. Авторы показывают, что западная философия – это логическое продолжение античной философии. При этом следует иметь в виду, что каждая эпоха имеет свои пределы возможностей и свои возможности интеллектуальных новаций. Философия уже в самом начале своего существования являлась по преимуществу рационально-теоретическим осмыслением бытия в отличие от образно-эмоционального мифологического и религиозного сознания, уповающего на веру при поиске ответов на принципиальные вопросы бытия. Отмечается, что центральными в любых философских школах были вопросы взаимоотношения человека с миром, обществом и самим собой, выделение сущности человека, особенностей его существования, цели и смысла жизни, законов познания мира человеком.

Многообразие ответов на каждый из этих коренных вопросов рождало множество школ и направлений. Дать исчерпывающую классификацию и сравнительный анализ каждого направления невозможно, можно выделить ряд параметров, которые отличают все философские школы и направления. Так, для философии античности характерен космоцентризм. Для средневековой философии – теоцентризм, для эпохи Возрождения – антропоцентризм. Философия Нового времени возникла не столько благодаря традиции, сколько благодаря разрыву со схоластическим и идеалистическо-метафизическим философствованием Средних веков. Философия должна была ответить на лавину новых знаний, и философы, если они хотели принять вызов времени, обязаны были быть эмпириками и рационалистами.

Для европейской философии ХХ века характерно изобилие направлений, терпимость друг к другу, склонность к изучению объектов, находящихся вне поля зрения естествознания, усложненная лексика

Западные философы выдвигают как важнейший принцип принцип сосуществования философских течений, их диалога, разумного использования любой методологии познания мира. Именно это может обеспечить выработку универсального философского знания, без которого невозможно дальнейшее развитие философии, а вместе с тем человека и общества.

Рекомендуемая литература:

Бердяев Н.А. О русской философии. В 2-х частях. М., 1991.

Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб., 1993-94.

Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М., 1990.

Грядовой Д.И. Философия. Структурный курс основ философии. М., 1999.

Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.

Зеньковский В.В. История русской философии в 2-х томах. Л., 1991.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. Учебное пособие. М., 1998.

Ильин В.В., Солнцев Н.В., Чалов Н.М. Русская философия в лицах. М., 1997.

История философии. Запад – Россия – Восток. В 4-х книгах. М., 1997-98.

Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

Малахов В.П., Сигалов К.Е. Русская философия ХХ в. М., 1998.

Ницше Ф., Фрейд З., Фромм Э., Камю А., Сартр Ж.-П. Сумерки богов. М., 1989.

Проблема человека в западной философии. Сборник переводов с англ., нем., фр. М., 1988.

Рассел Б. История западной философии. В 2-х томах. Новосибирск, 1994.

Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х томах. СПб., 1997.

Сигалов К.Е. Русская философия допетровской эпохи. М., 1998.

Сигалов К.Е. Русская философия первой половины XIX века. М., 1998.

Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

Сто русских философов. Библиографический словарь. М., 1995.

Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

Феномен человека. Антология. Сост., вступ. С.П.Гуревича. М., 1993.

Философия ХХ века. Учебное пособие. М., 1997.

Философия в структурно-логических схемах. Учебное пособие. М., 1997.

Штекль А. История средневековой философии. СПб., 1996.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3

Глава I. Античная философия..…………………………………………4

Глава II. Философия Средних веков…………….……………………28

Глава III. Философия Нового времени……………………………….40

Глава IV. Немецкая классическая философия……………………….81

Глава V. Русская философия, ее специфика и особенности……….99

Глава VI. Философские школы современности…………………….158

Заключение……………………………………………………………299

Список рекомендуемой литературы…………………………………301

 


[1] Гегель. Сочинения. В 14 т. Т.VII. Философия права. – М.-Л., 1934, с.16

1 Декарт Р. Избранные произведения. С.282-283.

1 Спиноза Б. Избранные произведения. Т.1. М., 1957, с.361.

2 Там же..

3 Там же.

1 См.Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991, с. 19-25

2 Шпет Г.Г. Сочинения. М., 1989, с.20-27.

3 Чаадаев П.Я. Сочинения. М., 1989., с.4.

1 Во всём христианском мире в 1492 году ожидался конец света. Ничего страшного не произошло и следовало дать новую трактовку эсхатологическим ожиданиям.

2 В это время на Западе также пытаются дать свою трактовку государству и государственной политике – Н.Макиавелли «Государь», (1513), Т.Мор «Утопия» (1516)

1 См.:Зеньковский В.В.История русской философии, л.,1991. Т-1, ч.1, с.21.

1 «Исправления» нужны были Никону прежде всего для того чтобы доказать, что центр православия – Русь, Москва, а не поверженный Константинополь.

1 Романовы были выходцами из Пруссии, из племени вандалов. Примечательно, что почти все российские цари после Петра были женаты на принцессах из северогерманских протестантских княжеств, а Александр III взял в жёны датскую, тоже протестантскую принцессу. И лишь младшие дети Романовых сочетались браком с православными династиями Сербии, Черногории, Греции.

1 Реформы в области местного самоуправления, судебная реформа, введения мирового суда, суда присяжных, частичная отмена телесных наказаний. Серия финансовых реформ, учреждение Государственного банка, отмена системы откупов. Реформы в области народного образования (расширение возможностей начального образование, введение университетского устава, было положено начало женскому образованию, введены цензурные уступки). Военные реформы: изменение системы руководства армией, сокращение срока воинской службы, а затем и введение европейской системы в всеобщей воинской повинности, реформа всей системы военного образования.

 

2 См. Ленин В.И.. ПСС. Т.20. С.165–166.

1 На это обращают внимание и Е.Н.Трубецкой – «Два Зверя (Старое и новое), и С.Л.Франк – «По ту сторону правого и левого», и Н.А.Бердяев – «Истоки и смысл русского коммунизма».

1 Витгенштейн Л. Философские работы. Ч.I, М., 1994, с.24.

2 Там же, с.72.

[2] Джеймс У. Прагматизм. СПб, 1910, с.55.

1 Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983, с.3.

1 Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995, с.58.

2 Там же, с.91.

1 Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию «главы из книги) //Вопросы философии, 1992, № 7, с.138.

1 Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. Пер. с нем. М., 1993, с.17.

2 Там же, с.192.

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М., 1991, с.433.

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М., 1991, с.240.

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем. М., 1991,б с.401

1 Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994, с.99.

1 Мунье Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992, с.10.

1 Мунье Э. Персонализм. М., 1992, с.14.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.086 сек.