Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эрнст Кассирер




Известный немецкий философ, представитель марбургской школы неокантианства является одним из наиболее видных представителей культурологического течения философской антропологии. Его самые известные работы: «Проблема познания в философии и науке в Новейшее время» (1906 - 1940), «Личность и космос в философии Возрождения» (1927), «Философия Просвещения» (1932), «Понятие субстанции и понятие функции» (1910), «Философия символических форм» (1929), «К критике теории относительности Эйнштейна» (1921), «Детерминизм и индетерминизм в современной физике» (1937), «Что такое человек? Опыт философии человеческой культуры» (1944).

Э.Кассирер (1874 - 1945), анализируя историко-философской материал, находит развитие от предметного к функционально-рациональному мышлению. Он исходит из того, что культура основана на символической активности человека. Задача исследователя заключается в поиске культурных связей индивида с надличностными культурными формами.

Кассирер рисует панораму «кризиса человеческого самопознания». Рост знаний, дифференциация культурного созидания являются источником величайшего прогресса, но тенью, оборотной стороной этого прогресса является рост человеческого самоотчуждения. Каждое философское мировоззрение, пытавшееся определить единство и однородность человеческой природы, было обречено на ошибку, поскольку сводит сущность человека к тем или иным её проявлениям. Рациональность является одной из существенных черт человеческой природы, но не исчерпывает её в целом. Человеку не в меньшей степени присуща и иррациональность. Таковы формы мифа, искусства и религии, отчасти языка, и поэтому «разум является весьма неадекватным термином для понимания форм человеческой культурной жизни во всём богатстве и разнообразии». Выход из этого лабиринта Кассирер находит в понятии символа.

Между человеком и миром не может быть никакой непосредственной связи; он творит мир посредством символов. Он - узник мира образов, сотворённых им самим. Познать сущность человека можно только через рассмотрение его в культуре. Предпосылкой такого заключения является важный для философии Кассирера тезис о необходимости противопоставления всякому субстанциальному подходу к явлениям функционального подхода.

Ценность подхода Э.Кассирера прежде всего в том, что он показал процесс развития человеческой культуры в виде смены различных культурных форм.

Искусство, мифология, язык и логика являются типичными формами человеческого способа производства. Символические формы придают феноменам форму и смысл, организуют опыт. Мир символов преобразовал жизнь человека, поскольку с его рождением появилась цивилизация, или культура. Действительность всегда символична, и философией действительности может быть только философия символических форм.

Человека Кассирер рассматривает как некое символическое животное, которое вышло за пределы органического мира. Человек создал новые условия существования и должен подчиняться законам этого нового мира. Язык, искусство, миф, религия образуют символическую ткань универсума. В результате человек оказывается как бы в символической реальности, а физическая реальность при этом неизменно уменьшается. Человека всё больше окружают художественные образы, мифологические знаки, религиозные ритуалы и мифотворческие формы, удельный вес вещей становится при этом всё меньше. Человек всё больше видит мир сквозь эти символические формы.

Язык также в первую очередь выражает настроения, чувства и переживания, а не мысли. Кассирер рассматривает процесс образования понятий, пытается извлечь структуру мышления из математики и естествознания, чтобы создать новый метод гуманитарных наук. Наряду с чистым функционированием разума, научным мышлением, в котором предметное всё больше исчезает в соотношениях, выступают «символические формы», имеющие сходные функции.

Согласно этой точке зрения, человек есть функция, пересечение символов - языка, мифа и т.д. Кассирер наряду с теорией «символических форм» вводит иррационалистические мотивы философии «жизни». Символы познать нельзя, их можно только истолковать. Без символов жизнь человека была бы ограничена рамками его биологических потребностей и практическими интересами. Человек не нашёл бы путь в мир идей, который открывается ему благодаря религии, философии, науке, искусству. Символ - продукт человека и всегда функционален. Как функция символов человек формируется в процессе своей деятельности во взаимодействии с символами. С другой стороны, мир символов зависит от сознания человека. Исходным пунктом в философии Кассирера является символическое мышление, а символическое поведение от него производно. Итак, вся деятельность человека есть деятельность символическая, но символ не отражает окружающий мир, он его конструирует.

В конце своей деятельности Кассирер обратил внимание на влияние мифа на современные политические течения отметив, что философия не в состоянии разрушить мифы, поскольку они не могут быть обоснованы разумом.

Таким образом, в философской системе Кассирера человек и вся его общественная жизнь сводятся к культуре.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 924; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.