Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Христианский эволюционизм




 

Основателем христианского эволюционизма является французский биолог и гуманист Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955), иезуит, чья деятельность разворачивалась вокруг главной темы - проблемы человека. С самого начала своей учёбы в коллеже Тейяр увлёкся естествознанием, принял обет и продолжил изучать наиболее глубоко палеонтологию и геологию. Его учение противостоит традиционным томистским представлением о мире и человеке. Он создал сложную философско-теологическую конструкцию, цель которой - придать современному христианству непротиворечивую по отношению к науке форму. Он считал, что христианство следует так интерпретировать, чтобы в нём ассимилировалось всё самое ценное из интеллектуального багажа ХХ века.

Применяя к проблеме человека эволюционный подход, Тейяр опирался на традицию, идущую от Ч.Дарвина. Он был одним из открывателей синантропа, но он был первым, кто сумел оценить значение открытия синантропа для науки.

В течение своей жизни учёный неоднократно участвовал в различных экспедициях по Китаю, в Бирму, Индию, на Яву и т.д. В результате этих экспедиций он чрезвычайно пополнил свои знания новыми данными антропологии и геологии и стал одним из наиболее компетентных естествоиспытателей своего времени.

Его деятельность была воспринята католической церковью как еретическая. За религиозное инакомыслие Тейяр при жизни был лишён церковными властями права преподавания. Цензура Ватикана запретила публикацию философских работ Тейяра, которые были изданы уже после смерти мыслителя. Вокруг них сразу развернулась широкая и горячая полемика, в которой приняли участие представители всех философских направлений. Собрание сочинений Тейяра было открыто книгой «Феномен человека». Во всех своих публикациях Тейяр де Шарден пытался согласовать идеи теологии и христианской философии с теорией эволюции, с современными данными биологии, палеонтологии, истории и социологии. Но это была не единственная цель и задача знаменитого богослова.

Он наблюдал отчуждение теологии от науки, что создавало раздвоенность в душах верующих. Желая предохранить христиан от неверия, шатаний между религией и наукой, учёный богослов стремился показать, что сознательное участие людей, в том числе и верующих в научно-технической революции, в трансформации старого общественного устройства является на современном этапе эволюции мира, которую он понимал как продолжение акта творения, одной из существенных предпосылок её «подлинного» протекания.

Крупнейшие богословы усмотрели у него «фальсификацию веры» (Э.Жильсон), отход от томистской традиции примата богословия перед наукой (П.Грене), «подмену христианской теологии гегелевской теогонией». В 1957 г. книги Тейяра были изъяты из библиотек католических учреждений, а в 1962 г. его взгляды были публично осуждены. Но несмотря на явные запреты уже в начале 70-ых годов официальный католицизм начинает процесс усвоения идейного наследия Тейяра.

Наиболее восторженно произведения Тейяра де Шардена были приняты сторонниками модернистского направления в католицизме, которые видели в нём нового пророка, нового Фому Аквинского.

Тейяр де Шарден стремится соединить христианство и завоевания современной цивилизации путём совмещения науки и веры, религии и деятельности современного человека. Он обращается к основному вопросу о том, застал ли человек мир сотворённым Богом, или человек является сотворцом своего мира. Если мир дан человеку, то единственной обязанностью человека остаётся восхищаться Божьим творением и преклоняться перед его Творцом. Собственно говоря, так толковала христианская философия религиозные обязанности человека. Против этого выступил Тейяр.

На первом плане у Тейяра де Шардена постоянно находится эволюция, которую он не ограничивает рамками живой природы. Главным здесь является то, что материя вступает в процессе развития. Эволюционизм и историзм становятся центральными методологическими и мировоззренческими принципами Тейяра. Он убеждён, что в настоящее время эволюция уже не гипотеза или теория. В целом Тейяр отвергает креационизм, отсюда вытекает и своеобразие трактовки зла у учёного. Зло есть человеческое страдание, оно необходимо для совершенствования человечества. Зло - это разобщённость, постепенно преодолеваемая эволюцией через страдание.

Существенную роль в его религиозно-философском учении выполняет теория «тепловой смерти» Вселенной. Эта космологическая концепция основана на выводах второго закона термодинамики, в соответствии с которым в замкнутых системах постоянно происходит «деградация энергии», т.е. рост энтропии. В свою очередь, это приводит к выравниванию температуры во Вселенной, к её тепловой смерти. Если во Вселенной происходит «деградация энергии» вплоть до состояния тепловой смерти, то более обоснованным выступает постулат, что до появления всего сущего был какой-то исходный момент, или начало творения. Но с другой стороны, тепловая смерть Вселенной ведёт к исчезновению материальной субстанции, в том числе и самого человека. Процесс космогенеза заключается в постоянном превращении материи (тангенциальной энергии) в духовность (радиальную энергию). Мы имеем в силу этого дело с постоянным ростом духовного элемента за счёт материального. Во время будущей тепловой смерти исчезнет биологическая жизнь, но останется обособившаяся духовная субстанция.

Французский мыслитель отверг начала мира, он доказывал, что материя не имеет никакого начала или конца, но существует, подвергаясь постоянным преобразованиям и преображениям. Материя понимается им как материя тангенциальная (чувственная), и как радиальная (духовная). В результате дифференцирования и совершенствования материи возникла жизнь и разные формы живых существ. Эти же материальные процессы привели и к возникновению человека. Вселенная развивается стадийно. Библейскую информацию об Адаме и Еве, как о наших прародителях, надо интерпретировать как скачок, переломный пункт в развитии пралюдей. С момента появления человека в разных местах Земли эволюция входит в этап ноосферы. Это означает «свёртывание» мира, социализацию. Общественная эволюция есть продолжение эволюции материи и живой природы. Человеческий феномен, следовательно, уникален. Человек сам выступает как сознательный продолжатель дела эволюции. Само появление сознания у человека Тейяр трактует как качественное изменение радиальной составляющей, как новую ступень эволюции духа.

Процесс космогенеза проходит следующие этапы: преджизнь, жизнь и мысль.

На первом этапе происходит эволюция химических элементов и галактик, формируется оболочка Земли, на её поверхности возникает активный водно-солевой раствор, та физико-химическая среда, которая необходима для образования сложных молекул и первых форм жизни.

На протяжении второго этапа возникает биосфера - живая оболочка Земли, когда развиваются все формы живых организмов, начиная от простейших и кончая человеком.

Третий этап охватывает становление человека и историческое развитие человечества вплоть до наших дней. Происходит формирование единого человечества и нового покрова Земли - ноосферы, или сферы духа, через которую возможен выход в сверхжизнь к «точке Омега», или сверхличности. Понятие «ноосферы» Тейяр заимствует у В.И.Вернадского, с работами которого был знаком. Эволюция имеет начало в точке Альфа и ведёт к точке Омега, являющейся источником силы и порядка эволюции. Тейяр отождествляет Альфу и Омегу с Богом.

В учении Тейяра о ноосфере содержится много прогрессивных идей, таких как отрицание креационизма, понимание роли транспорта и связи, сделавших каждого человека достаточно вездесущим, отрицание индивидуализма, неприятие расизма и др. Тейяр с оптимизмом смотрит в будущее природы и общества, верит в их прогресс, представляет его себе в соответствии с диалектикой (философ испытывал значительное влияние философии Гегеля), признаёт абсолютную ценность человека.

Убеждение о естественном происхождении человека сопровождала мысль, что процесс эволюции и Божье сотворение мира - это одно и то же.

Прошлое интересует Тейяра де Шардена лишь постольку, поскольку оно определяет будущее. Он обращает своё внимание на те особенности человеческой деятельности, которые связаны с желанием творить, проявлять активность. Современная же церковь считает, что только молитва угодна Богу. Это создает конфликт между человеком и церковью, в результате которого наиболее совестливые люди уходят от церкви.

Важным аспектом существования человека является деятельность. Работа не является наказанием за грехи, она - нравственный императив. По Тейяру, плохим христианином является тот, кто замыкается в себе, кто отрешён от мира и мирской жизни. Хорошим может быть только тот человек, который участвует в акте создания мира, причастен к действию, творчеству, к истории. Зло отождествляется им с пассивностью, а добро - с активностью.

Обосновывая бессмертие духовности человека, Тейяр де Шарден и его последователи занимают достаточно выигрышную позицию в попытках современного верующего ответить на вопрос о смысле собственного существования.

Тейярдизм получил широкое распространение во всём мире. Его взгляды, пытающиеся определённым образом совместить науку и веру, представляют особый интерес и для научно-технической интеллигенции. Его задачей является создание цельной картины развития мира, построенной на данных науки. Многие учёные увидели в теории Тейяра антитезу позитивистских учений, которые ограниченно трактуют научный процесс. Кроме того, тейярдизм даёт более точную интерпретацию места и роли науки в общественной жизни, нежели те философские учения, которые считают, что наука не в состоянии решить коренные вопросы человеческого бытия. Наиболее привлекательными оказались те черты философии Тейяра, которые ориентируют современного человека на активное отношение к действительности, на ответственность за дальнейший прогресс эволюции мира.

Человек, который объявлялся еретиком при жизни, оказал после своей смерти большое влияние на отношение католической церкви к вопросам интерпретации действительности, что отразилось в постановлениях Ватиканских соборов, энцикликах папы Павла VI и Иоанна Павла II. Но переработка тейярдистского наследия, его освоение официальным католицизмом идёт по линии христианской интерпретации тейярдизма. Церковь вынуждена искать новые формы обоснования веры, дополнять теологию неба теологией земли.

По сути дела Тейяр де Шарден создал новую модель христианства - эволюционное христианство, которое принимает у него космические масштабы. «Точка Омега» становится эволюционным Христом, движущей силой и целью эволюции. Сам же акт творения отождествляется с долговременным процессом эволюции, а воплощение трактуется как присутствие Христа-Омеги в виде радиальной энергии во всех элементах мира. Бог у Тейяра одновременно имманентен и трансцендентен миру. Это космический Христос эволюции, «органический центр Вселенной». Посредством «энергии любви» (аморизации») он пронизывает элементы мира, как перводвигатель и целевая причина воздействует на вещи, не нарушая принципа естественной причинности. В этом постулате Тейяр фактически отождествляет бога с природой. Здесь мы наблюдаем определенный синтез христианства и науки.

Наиболее популярным учение христианского эволюционизма было в 50-70-ые годы прошлого столетия. Труды философа переводились на многие языки мира, издавались тысячными тиражами. До сих пор многие философы-богословы пользуются его формулировками. Сами тейярдисты отмечают, что популярность философа является удачной попыткой примирить небо и землю с помощью идеи прогресса как естественного, так и сверхъестественного. Кроме того, философия Тейяра де Шардена представляет собой новый вариант христианского гуманизма и является основой для диалога с неверующими. Особенно привлекательной является в тейядизме концепция будущего с его оптимизмом, тем более, что она существенно отличалась от той, которую давала официальная католическая доктрина. Завершающий этап эволюции в ней связывается со сплочением, «планетизацией» людей в масштабе мира и образованием особой сплочённости - «планетизированного человечества», которое синтезирует в себе различные нации, классы и расы.

Большой интерес представляют современные попытки интерпретации тейярдизма, который в силу своей многозначности допускает самые разнообразные толкования и модификации. Были попытки связать тейярдизм с политикой и экономикой, обосновать необходимость единоличной абсолютистской власти.

Но в целом в настоящее время тейярдизм уже не пользуется столь большой популярностью, уступая свои позиции другим направлениям. Это ни в коей мере не означает, что католическая философия отвергает идеи Тейяра. Наоборот, представители практически всех направлений в католической философии и теологии, если и не воспринимают в целостности учение Тейяра, всё же отдают дань его отдельным моментам, заимствуют отдельные положения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 7326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.