Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жан Поль Сартр




Ж.П.Сартр (1905 - 1980) - французский философ, писатель, является представителем атеистического экзистенциализма. Он оставил обширное литературно-философское наследие, в котором можно отметить следующие произведения: «Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии»» (1947), «Экзистенциализм - это гуманизм» (1946), «Ситуации» (6 томов, 1947 - 64), «Проблемы метода» (1957), «Критика диалектического разума» (1960). Его художественные произведения актуальны и сегодня: романы «Тошнота» (1938), «Дороги свободы» (3 тома, 1946 - 49); пьесы «Мухи» (1943), «Взаперти /Жаровня», автобиографическая повесть «Слова» и т.д.

Романы и драмы Сартра служат наглядным изложением его философских размышлений, в то же время они дают материал для развития его мировоззрения. Влияние Сартра чрезвычайно велико, оно основывается на гибкости и наглядности его творчества. Он вывел экзистенциализм за рамки философии и соединил его с литературой.

Протест против идеи «разумности действительного» тесно связан в творчестве Сартра с проблематикой атеизма. Как убеждённый атеист, он пишет, что в XVIII в. атеизм философов ликвидировал понятие бога, но не идею о том, что сущность предшествует существованию. Критикуя христианскую версию экзистенциализма, Сартр упрекает её в принципиальной непоследовательности и «техническом видении мира». Нельзя себе представить, чтобы человек, делающий нож, не знал, для чего он предназначается. Следовательно, сущность вещи, которая есть совокупность правил и свойств, предшествует бытию этой вещи. Значит, если передо мной находится именно такой нож или именно такая книга, то это определённый факт. Таково технические видение мира, и в этом видении процесс созидания предшествует существованию вещи. В действительности человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется. Человеком он становится впоследствии, и таким он делает себя сам. Это первый принцип экзистенциализма. Человек - это прежде всего проект, который переживается субъективно. Экзистенциализм первым делом отдаёт человеку его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.

Второй принцип экзистенциализма заключается в том, что человек не может выйти за пределы своей субъективности. Выбрать себя - значит утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы не можем выбрать зло. То, что мы выбираем - всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Следовательно, наша ответственность распространяется на всё человечество. Выбирая себя, я выбираю человека вообще.

Этическая концепция Сартра содержит элементы духовного стоицизма, выступает в целом как учение о неподвластности человеческой нравственности какой бы то ни было системе принуждения. Он пытается опереться на интуитивизм в решении этических вопросов.

Экзистенциалист говорит, что человек - это тревога, она объясняется ответственностью за других людей, это часть действия. Каждый человек, берущий на себя ответственность, испытывает чувство тревоги.

В основе нравственности лежит свободное волеизъявление личности. Если бога нет, то человек не может ссылаться ни на какие ценности или заповеди, узаконивающие наше поведение. Таким образом, в обширной сфере ценностей мы не находим никаких оправданий позади нас и никаких воздаяний впереди нас. Мы остаёмся одиноки. Человек - единственный источник, критерий и цель нравственности, он заброшен, поскольку бога нет. Но с исчезновением бога исчезает и всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире. Нигде не записано, что есть благо, честность, что нельзя лгать. Человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. И прежде всего - у него нет оправданий. Иначе говоря, человек свободен. Неудовлетворённость, тревога, беспокойство - таковы черты человеческой свободы, человеческого существования. Мы одиноки, и нам нет извинений. Поэтому Сартр говорит: «Человек осуждён быть свободным».

Человек отвечает за всё, что делается в этом мире. Нет объективного критерия ценностей. В пьесе «Взаперти/Жаровня» Сартра пишет «Другие люди - это ад». Ведь другой с его свободой - это ограничение моей свободы, умерение моих возможностей.

Заброшенность предполагает, что человек сам выбирает своё бытие, она приходит вместе с тревогой, рождает отчаяние. Отчаяние означает, что мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли. Ведь действительность будет такой, какой её определит сам человек.

Но экзистенциализм не говорит, что человек при этом должен бездействовать. Человек должен проявлять свою активность в действии, поскольку реальность - в действии. Человек есть проект самого себя, он существует лишь настолько, насколько сам себя осуществляет, поскольку он есть совокупность своих поступков. Но чтобы получить какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого, который необходим для моего существования, как и для моего самопознания. Так открывается целый мир, который Сартр называет интерсубъективностью. Искусство и мораль сродни друг другу. Общим между ними является то, что и в том и в другом случае мы имеем дело с творчеством и изобретением. Человек создаёт себя сам. Люди должны понять, что в счёт идёт только реальность, поэтому трус ответственен за собственную трусость, ибо трус сам создал себя трусом своими поступками. Экзистенциалист никогда не рассматривает человека как цель, поскольку человек всегда незавершён. Он не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире.

Сартр открыто отвергает прогресс, поскольку прогресс - это прежде всего улучшение. Человек же всегда находится лицом к лицу с меняющейся ситуацией, и выбор всегда остаётся выбором в ситуации. Философ стремится отвести обвинения в адрес экзистенциализма в пессимизме. Он отвергает эти обвинения на том основании, что судьба человека полагается в нём самом.

Гуманизм экзистенциального человека никогда не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире. Сартр хочет напомнить человеку, что он должен обрести себя и убедиться, что ничто не может спасти его от себя самого, поскольку он сам себе законодатель. Чтобы реализовать себя по-человечески, недостаточно погрузиться в себя, необходимо искать цели вовне, поэтому для Сартра экзистенциализм проникнут оптимизмом и является учением о действии.

В послевоенные годы Сартр, обогащённый опытом участника движения Сопротивления, включился в борьбу за мир, выступил против неоколониализма и неофашизма. Он пересматривает некоторые позиции своего экзистенциализма и в книге «Критика диалектического разума» пишет, что человек творит себя сам, но не базе определённых социальных обстоятельств. Он отверг понятие абсолютной свободы и определил свободу «как логику творческого действия» в сфере практики. Сартр признаёт зависимость свободы от исторической необходимости. Люди должны прилагать большие усилия для того, чтобы не быть их рабами, но они являются рабами тогда, когда их жизненный опыт осуществляется в «инертной практике», то есть когда они пассивно испытывают судьбу, исполняют деятельность, навязанную им другими людьми. Инертная практика - это деятельность несвободная, она может быть как индивидуальной, так и социальной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1201; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.