Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эдмунд Гуссерль




Основные произведения: «Логические исследования» (1901), «Философия как строгая наука» (1911), «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913), «Трансцендентальная логика и формальная логика» (1929), «Картезианские размышления» (1931), «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1934).

Уже в первых работах Гуссерль (1859 - 1938) заявил о себе как сторонник построения «философии как строгой науки». На рубеже веков, когда он выступил со своей философской программой, происходит бурное развитие естествознания. Весьма типичной поэтому становится фигура естествоиспытателя. Философию излагали в своеобразной «естественнонаучной» манере, строились «психофизические», физиологические и «энергетические» концепции. Стало модным третировать «спекулятивные» философские системы, современными считались лишь те концепции, которые проповедовали культ факта и эксперимента, связывая себя с той или иной формой естествознания. Эта сциентистская позиция характерна для позитивизма, весьма влиятельного философского учения того времени (о нем шла речь в предыдущих разделах). Вера в науку и прогресс научного знания, стремление придать философским рассуждениям строго научную форму - всё это было правилом того времени. Наука считается прочной основой и опорой философии. Исключались из поля зрения такие вопросы как социальная роль науки, отношение научного познания к миру и др. В конце XIX в. заговорили о новой дисциплине - экспериментальной психологии, которая впервые стала применять эксперимент в области исследования психики человека. Благодаря возникновению экспериментальной психологии вырос новый принцип - психологизм, пытавшийся поставить исследование духовных процессов на твёрдую почву эксперимента. Психологизм стал господствовать в логике и теории познания, его истоки и основные идеи содержатся в работах Милля, Зигварта Вундта, Маха, Авенариуса, Липпса.

Свою концепцию Гуссерль считал теорией, искореняющей психологизм, однако даже современники философа усматривали в гуссерлианстве многие черты психологизма.

Необходимость обратиться к реальным процессам мышления и поведения нашла своё выражение в концепциях антиинтеллектуалистского психологизма, важной чертой которых было обращение к «нескончаемому» потоку сознания, к его «изначальным» формам функционирования. Жизнь сознания они требовали рассматривать в виде универсального «потока жизни». Неокантианцы, Бергсон, представители прагматизма утверждали, что «жизнь» можно освоить лишь с помощью целостного потока сознания.

Начались поиски иррациональных основ рационально оформленного человеческого действия, поиски механизмов вторжения бессознательного в сферу сознания. Антипсихологизм противопоставлял науке вечно развивающуюся неисчерпаемую действительность, вторгся в область психического рационализма, доказывая неправомочность разума, истинного познания по отношению к широкому потоку действительного.

Гуссерль не умаляет значения науки, более того, он считает, что в феноменологии должен воплотиться принцип строгой научности, поскольку наука есть высшая ценность и достояние человечества. В молодости Гуссерль был математиком, и уже в своём первом произведении «Философия арифметики» (1891) он пытается психологически объяснить математические законы. Рассматривая логику и математику как наиболее достоверные науки, философ формулирует задачи философии, которые состоят в теоретическом обосновании конкретных наук. Теоретическое несовершенство, методологическая беспомощность конкретных наук заставили его покинуть сферу точного знания и перейти к исследованию своего наукоучения. Но психологизм первого произведения представляется Гуссерлю ложным, и он выступает против психологизма. Философ приходит к заключению, что логические законы не психологичны по своей природе, а содержание познавательных актов не зависит от человека и человечества, потому что истина не может быть субъективной. Эта идея нашла широкий отклик в философской среде, поскольку в начале ХХ в. стала возрождаться идея объективности человеческого мышления, идущая от Платона, Аристотеля и Лейбница.

Наукоучение призвано ответить на вопрос о научности и ненаучности теории, введя для этого критерий научности и прояснив вопрос, что есть истина. В естественнонаучном знании даже знание закона не является синонимом истинного. Истины вообще, логические истины в частности, Гуссерль относит к сфере идеального, миру «чистых сущностей», который не имеет человеческого измерения. Истину он рассматривает как объект суждения и одновременно чувство очевидности, уверенности в правильности высказанного утверждения. Важно не действительное содержание истины, не пути овладения ею, а абсолютная и универсальная принудительность истины. Другими словами, Гуссерль предпринял попытку объединить учение об истине с учением о переживаниях, вскрыть структуру переживания истины.

Эту задачу Гуссерль намеревается решить в «Логических исследованиях», в которых предметом логики считает «значение в себе», не зависящее от субъекта и его актов мышления. Нельзя смешивать содержание суждения - значение с актом суждения, которое протекает в человеческой психике. Содержание суждения, или значение не связано с антропологическими свойствами человека. Гуссерль стремится найти достоверные истины, на которые должны опираться все науки, за пределами психологизма и релятивизма. Исходным принципом в его феноменологической очевидности является принцип очевидности. Достигнуть подлинной очевидности можно только с помощью метода редукции, в ходе которой происходит «заключение в скобки» всего опытного мира и всей опытной науки. В результате остаётся лишь сознание в своей изначальной форме, основным свойством которого является восприятие, поскольку именно в восприятии открывается непосредственно бытие предмета. В восприятии нет ещё никаких конструкций предмета, он себя являет таким, каков он есть в действительности. Феноменология Гуссерля в этой своей части выступает как интуитивизм, которому открываются чистые феномены сознания. Этот «чистый феномен» дан нам как «идея», как «чистая сущность», вырванная из потока времени. Происходит вторая, трансцендентальная редукция, в результате которой «заключается в скобки» наше собственное сознание и достигается «чистая сущность».

В феномене Гуссерль выделяет следующие элементы, «слои»:

1. Словесная, языковая оболочка, взятая в смысле физических, материальных процессов речи, письма, обозначения.

2. Конкретные психические переживания познающего. Они многообразны, индивидуальны и случайны.

3. Предмет, полагаемый мыслью.

4. Сам процесс наполнения «смыслом» и «значением» выражения и познавательного переживания.

Только третий и четвёртый слои подвергаются в феноменологии анализу. Гуссерль назвал свою феноменологию трансцендентальной. Он подчёркивает, что не сомневается в существовании объективного мира, а лишь выносит за скобки вопрос об этом существовании. Философ хочет подчеркнуть, что трансцендентальная феноменология располагает область своих исследований между естествознанием и историей, с одной стороны, и метафизикой с её проблемой бытия, с другой. Гуссерль стремится остаться на позициях трансцендентального идеализма.

После вынесения за скобки эмпирического содержания сознания Гуссерль обнаруживает интенциональность, т.е. направленность сознания на предмет. Интенциональность составляет сущность трансцендентальной субъективности, она обладает двумя свойствами: телеологическим и деятельным. Телеологический характер чистого содержания обеспечивается его «целью». Философ выделяет ноэму и ноэзу, где ноэма - это предметный смысл, значение интенционального акта, а ноэза - способ данности предмета в акте. Ядром ноэмы является энтелехия, т.е. смысловое начало.

С другой стороны, предмет, на который направлен акт сознания, не дан сознанию целиком, он всегда проявляется в бесконечном процессе. Поэтому Гуссерль называет интенциональность действующей.

В дальнейшем трансцендентальное Я предстаёт как интерсубъективность, или априорная общность, составляющая предпосылку эмпирического сообщества.

Но Гуссерлю не удаётся отделить «чистые» феномены от эмпирических содержаний сознания, т.е. спастись от психологизма, против которого философ выступал с самого начала своего творческого пути. Неслучайно Гуссерль работает помимо трансцендентальной логики над психологической феноменологией. Они не только дополняют друг друга, но перетекают одна в другую. При этом философ не ищет обоснования и объяснения сознания ни в физиологии, ни в теологии или метафизике.

Каждый феномен рассматривается Гуссерлем во времени, которое есть горизонт трансцендентального Я. Интенциональность рассматривается философом как деятельность, ядро которой составляет историчность. Так из критика исторического принципа Гуссерль становится его сторонником.

В работе «Критика европейских наук» философ рассматривает математику и естествознание, поднимая вопросы о сущности философии и её соотнесённости с конкретными науками, об историческом характере процесса познания, о роли европейской культуры в развитии человечества, о проникновении научного разума в жизненный контекст человека. Итак, в центре внимания Гуссерля опять находится наука и её методология, а также вопрос о связи философии и науки с повседневным миром человечества. Он намечает 2 темы: кризис европейского человечества и кризис европейских наук, которые связаны между собой и имеют одни и те же истоки, вытекающие из кризиса рационализма. Но научную рациональность он понимает феноменологически, для него философия как строгая наука составляет основу и источник научности всех конкретных наук. И в этом смысле он подвергает критике позитивистские направления в философии науки.

Родиной духовности и философского осмысления жизни является Древняя Греция. Именно здесь возникли первые научные объединения, где теоретический интерес вытеснил любой другой. В отличие от других продуктов человеческой деятельности достижения наук не уничтожаются временем, ибо они реальны, а не идеальны. Человек, погружённый в мир научных достижений, выходит в мир вечного. Притом решение научных задач стимулирует постановку новых задач, и так до бесконечности. Эта особенность определила смысл жизни европейца.

Но почему же тогда возник кризис культуры? К началу ХХ в. стала очевидной потеря веры в разум, но истоки этого процесса появились раньше - ещё в эпоху Возрождения, когда успехи естествознания и математики подчинили себе философию. Поэтому новое естествознание разрушило философский разум. Гуссерль отвергает Просвещение и такие современные философские направления, как позитивизм и неокантинство, которые положили в основание современной культуры принцип конструирования. Без опоры на опыт чистого созерцания чистых феноменов новоевропейское естествознание, начиная с Галилея, осуществившего идею математизации природы, отделилось от философии и превратилось в исследовательскую технику. В итоге это привело современное естествознание к утрате смысла того, что оно исследует. Галилей понял природу объективности, исключив всякую субъективность, для него истинной реальностью обладают только механические законы. В результате теряется связь с человеком, утрачивается понимание смысла и ценности жизни.

«Переворот в общественной оценке науки, - пишет Гуссерль, - был неизбежен, особенно после окончания мировой войны. Как известно, молодое поколение прониклось прямо-таки враждебным отношением. Наука - и это постоянно можно слышать - ничего не может сказать нам о наших жизненных нуждах. Она в принципе исключает вопросы, наиболее животрепещущие для человека, брошенного на произвол судьбы в наше злосчастное время судьбоносных преобразований, а именно вопросы о смысле или бессмысленности всего человеческого существования». 1

Математизация мира, принятая в физике Нового времени, противоположна феноменологии, понимаемой как непосредственное созерцание феноменов так, как они себя обнаруживают. Конечно, применение математики в естествознании делает большие успехи, но это осуществляется за счёт утраты им связи с гуманистической стороной жизни, за счёт технизации. Спастись от техницизма, по Гуссерлю, можно, восстановив потерянные связи науки с познающим субъектом. Гуссерль вводит новое понятие «жизненный мир» для обозначения фундамента любого человеческого знания. Жизненный мир не создаётся нами искусственно, он дан нам непосредственно. Он дорефлексивен и не требует перестройки сознания, как это возникает в процессе научного познания. Этот мир является основой всех наук. Жизненный мир всегда соотнесён с субъектом и является его повседневным миром. В нём все моменты связаны с человеком и его практической деятельностью. Кроме того, этот мир историчен в отличие от математической физики, которая неисторична и вне времени. Если в естествознании мы пользуемся методом объяснения, то жизненный мир мы понимаем, поскольку он дан нам непосредственно. В этом пункте Гуссерль близок методологии Дильтея. Понятие жизненного мира оказалось продуктивным для многих философов истории и культуры, социологов и психологов.

В «Кризисе европейских наук» Гуссерль превращает свою трансцендентальную феноменологию в философию истории, которая знаменует последний этап его эволюции. Его понимание трансцендентальной субъективности, определение философского разума через понятие смысла позволило ему глубоко осмыслить онтологические, гносеологические и аксиологические проблемы и поставило феноменологию в ряд наиболее влиятельных философских школ ХХ в. Сам философ назвал «Кризис» введением в философию. Эволюция феноменологии знаменует, следовательно, растущее изменение отношения к старому проблемному строю философии Он явился одним из первых философов, описавшим новую проблемную сферу широко и систематически. Здесь кроется разгадка огромного влияния Гуссерля на современную западную философию. Но одновременно следует отметить, что новые проблемы феноменология сформулировала в противоречивой форме.

 

Морис Мерло-Понти

Основные произведения французского философа М.Мерло-Понти:(1908 - 1961) «Структура поведения» (1942), «Феноменология восприятия» (1945), очерки «Гуманизм и террор» (1947), «Смысл и бессмыслица» (1948), «Приключения диалектики» (1955), «Знаки» (1960).

Будучи последователем философии Э.Гуссерля, М.Мерло-Понти центральной темой считает разработку целостного феноменологического объяснения чувственного опыта как первоосновы познания. Вместе с тем он пытается критически переосмыслить некоторые положения гуссерлевской феноменологии, например, в учении о сознании. Он считает предпосылками философии анализ действительных взаимодействий человека и мира, его тела и сознания, сознательной деятельности и человеческой истории.

Феноменальный мир по Мерло-Понти - это не чистое бытие, а смысл, высвечивающийся в точках пересечения опыта индивидуального, моего Я и опыта других. Его нельзя отделить от субъективности и интерсубъективности, поскольку опыт другого находится во мне. Мерло-Понти считает, что феноменология - это изучение сущности, понимаемой как совокупность сущности восприятия и сознания. Феноменология интересуется в первую очередь сущностями экзистенциальными, при этом экзистенция понимается как «бытие-в-мире», т.е. определённый способ восприятия мира. Перцептивный опыт конституирует мир, главным в нём является процесс видения образования интерсубъективного мира, из которого наука извлекает точные дефиниции.

Центральным становится понятие тела, поскольку «тело - основное средство обладания миром». Но смысл вещей в мире и сам мир остаются открытыми, многозначными.

При анализе взаимоотношений человека и общества Мерло-Понти исходит из того, что человек свободен, и нет такой силы, которая могла бы лишить его этой свободы. Но свобода человека всегда обусловлена миром, в котором он живёт. Мы выбираем наш мир, и мир выбирает нас. Нельзя преодолеть какую-либо природную или социальную ситуацию, не приняв её предварительно. Понятия права, морали, религии, экономики взаимообусловлены и переплетены в единстве социального бытия так же, как в человеческом поступке переплетаются физиологические, психические и моральные мотивы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2141; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.