Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уильям Джеймс. Как было отмечено выше, основные идеи прагматизма систематизировал и популяризовал У.Джеймс (1842-1910)




Как было отмечено выше, основные идеи прагматизма систематизировал и популяризовал У.Джеймс (1842-1910), который начал свою научную деятельность как физиолог и психолог. В его разработке прагматизма большую роль сыграли религиозные интересы. Свои философские взгляды, которые У.Джеймс изложил в книге «Прагматизм», он назвал «радикальным эмпиризмом». В философских воззрениях мыслителя ощущается влияние психологии, поскольку главной темой его интересов всегда оставалась прежде всего духовная жизнь личности. У.Джеймс относит прагматизм к эмпирическому направлению, которое отказывается от принятого и господствующего в философии рационалистического метода, оперирующего абстрактными и неизменными положениями. Кроме анализа метода, он включает в прагматизм и теорию истины. Центральным понятием философии У.Джеймса является «опыт», понимаемый очень широко. По сути дела, он охватывает все, с чем человек сталкивается. Но если опыт охватывает весь мир, следовательно, на всем лежит след субъективного, человеческого. Объективной истины не существует.

От классической формы эмпиризма прагматизм отличается тем, что не тяготеет к материализму. Он в единое целое объединяет эмпирический склад мышления и религиозные убеждения человека. «Если окажется, что религиозные идеи имеют ценность для действительной жизни, то с точки зрения прагматизма они будут истинны в меру своей пригодности для этого», - пишет У.Джеймс.

Реальность включает в себя ощущения, отношения и совокупность истин. Объявляя основой опыта ощущения, У.Джеймс непосредственно примыкает к сенсуализму Дж.Беркли, Д.Юма и Э.Маха. Но его взгляды имеют и серьезные отличия. Для У.Джеймса вещи не просто даются в опыте, они вычленяются из него усилием воли субъекта. Следовательно, в опыте решающую роль играет волевое начало. Субъект по своему произволу делит поток чувственного опыта на вещи. Но что же тогда есть истина и как она достигается? «Истина прагматизма то, - и это единственный ее критерий, - что лучше всего «работает» на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта, - причем ничего не должно быть опущено»[2], - отмечает У.Джеймс.

Для него истина – то же верование, что и для Ч.С.Пирса. И если благодаря своим ощущениям и опыту человек творит реальность, то истина есть продукт сознания человека и отражает то, что полезно, выгодно субъекту для осуществления практического действия. Поэтому предметы окружающего мира – это результат произвола, ибо субъект вычленяет из него то, что соответствует его потребностям. Поток чувственного опыта он делит на вещи.

У.Джеймс – автор концепции воли к вере. Вера – это не просто спокойное душевное состояние, но и готовность действовать. Поэтому вопрос об обосновании такой веры становится жизненно необходимым. В пользу веры нельзя привести какие-либо логические доказательства, она является выражением эмоциональной потребности субъекта. Религиозная вера способна изменить жизнь человека, повлиять на его поступки, поэтому она реальна, придает человеку уверенность в себе, ощущение гармонии, помогает утвердиться в жизни.

Наука покоится на вере. Религиозные идеи, следовательно, играют доминирующую роль в прагматической концепции. У.Джеймс предназначает прагматизму роль посредника между наукой и религией. Но религия сводится у него к индивидуальному вдохновению, субъективному верованию. Фактически мы встречаемся здесь с религией чувства.

В своих размышлениях о религии У.Джеймс оптимистичен, и эти умонастроения рождаются из оптимизма, соответствующего американскому образу жизни на рубеже XIX-XX вв., когда люди верили, что стоит проявить упорство и настойчивость и победа, успех обеспечены. В обществе утвердились представления о равных возможностях, а неудача понималась как следствие личных просчетов, неуверенности и неумения добиться своей цели. Бог благоволит человеку деятельному, поэтому вера в Бога поможет среднему американцу быстрее добиться успеха, чем атеисту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.