Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Имре Лакатос




Карл Поппер

Первоначально К.Поппер (1902-1988) развивал свою теорию в рамках австрийской школы неопозитивизма. Он попытался устранить трудности, с которыми встретился неопозитивизм. Своей главной задачей К.Поппер считает отделение научного знания от метафизического, ненаучного. Для решения этой задачи необходимо определить, что есть истина, но логически невероятная истина, имеющая большую объяснительную силу. В науке должны быть смелые предположения, даже такие, которые затем могут оказаться ложными. Только с их помощью мы можем открыть важные истины. Осознав кризис внутри неопозитивизма, К.Поппер попытался вывести его из идейного тупика. В работе «Логика исследования» он высказывает мысль о развитии как решающем факторе науки. Наука стремится к определенности, а единственным способом ее оценки может быть только ее фальсификация. Именно она может быть основой научного прогресса. Следовательно, научный прогресс заключается в смене фальсифицируемых теорий. В науке следует создавать информативные теории, а потом как можно быстрее искать их фальсификацию. В этом состоит смысл развития науки.

К.Поппер делает акцент на прогрессе в развитии науки, а не на ее готовых результатах. Итак, важнее анализировать смену проблем и их решений, чем изучать структуру и язык теории. Все познание исходит от субъекта, поэтому истина недостижима, а знание не имеет оснований. Все продукты познания – это лишь смелые догадки. Критерием истинности знания является не верификация, а фальсификация. Нельзя судить об истинности знаний, но некоторые знания проявляются как неправильные или в настоящее время пока не отвергаемые. Мы используем заблуждения для продвижения к истине. Существуют как бы три мира: физический мир предметов, творящее сознание и объективные продукты человеческого духа. Эти три мира открыты друг для друга и взаимосвязаны. В третьем мире находит свое завершение физический мир, который воздействует на последний в виде науки. Две вещи перестали существовать в науке: последнее обоснование истины и предположение о конечном базисе нашего знани

И Лакатос ( 1922-1974) начал свои методологические исследования с изучения математики, высказав при этом мысль, что логика науки должна опираться на изучение ее истории. Как и К.Поппер, он считает, что критика является движущей силой развития науки, поскольку она является важнейшим механизмом усовершенствования гипотез. Лакатос попытался представить процесс научного познания как единый, в котором поиски доказательства приводят к открытию, а открытия указывают пути доказательства. В книге «Доказательства и опровержения» содержатся идеи, впоследствии составившие методологию исследовательских программ.

Неопозитивистские принципы оказали значительное влияние и на формирование эпистемологических воззрений историко-социологического крыла постпозитивизма. Его представители – Т.Кун, С.Тулмин, П.Фейерабенд и др. Это крыло постпозитивизма больше тяготеет к истории науки, нежели к методологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.