Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы и виды информационных ресурсов




Существуют две формы информационных ресурсов: активная, пассивная.

К пассивной форме информационных ресурсов относятся следующие виды информационных ресурсов: книги, журнальные статьи, патенты, банки данных (на любых носителях – бумажных, магнитных, электронных).

К активным формам информационных ресурсов относятся виды информационных ресурсов: модель, алгоритм, программа, проект, база знаний. Эти формы можно рассматривать в целом, как стадии созревания информационного ресурса, степени доведения информационного ресурса до готовности превратиться в «силу».

Модель и алгоритм – это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств. Создание модели системы позволяет предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий.

Программа и проект - конечные синтетические формы существования информационных ресурсов в его жизненном цикле. В ходе реализации программы или проекта идет, как бы, заполнение энтропийного пространства объекта информацией.

Модель, алгоритм, программа, проект и особенно база знаний как активные формы информационных ресурсов, – это антиэнтропийные инструменты.

Однако программа и проект выделяются среди них своей завершенностью и готовностью к прямому информационному воздействию на объект с целью снятия его энтропии.

Базы Данных (БД) – содержат сведения о количественных и качественных характеристиках конкретных объектов.

Базы Знаний (БЗ) – содержат концептуальные, понятийные знания, выраженные на естественном языке в терминах предметной области.


Вопрос 6.6 Информационные системы в структуре СМК. Основные подсистемы информационной системы.

Ответ: Определение: Под информационной системой (ИС) понимают систему, организующую, хранящую и преобразующую информацию. Основным предметом и продуктом труда в ИС является информация

(рисунок 25).

 

Живой труд Человек (Менеджер СМК)

 

 
 


процессы

преобразования информации

(информационные технологии)

Орудие труда

Предмет труда

Информация ЭВМ

 
 


 

Продукт труда

Информация

 

Рисунок 25 - Структурная схема преобразования информации в информационной системе СМК

 

Результирующая информация, как правило, имеет документированную форму, позволяющую оперативно и эффективно принимать управляющие решения (в СМК или других управляющих системах).

В структуре СМК информационная система рассматривается как структурная подсистема (рисунок 26). Информация в СМК непосредственно и неразрывно связана с процессом управления. Согласно определения кибернетики: «Управление есть процесс целенаправленной переработки информации».

 

 

Рисунок 26 - Место информационной системы в структуре СМК

 

1. Внешние факторы (информация о состоянии рынка, ресурсов,

сроков и т.п.).

2. Регламентирующая информация, целевая функция управления (НТД,

стандарты, приказы, указания вышестоящих органов и т.п.).

3. Управляющая информация (стандарты, методики, инструкции).

4. Информация о состоянии объектов (процессов).

5. Коммуникации, обеспечение оперативной передачи информации в

заданные пункты.

Обобщенные функции ИС

Анализ содержания и систематизация функций ИС в СМК крупных фирм позволяет выделить следующие обобщенные функции ИС:

1. Вычислительную – своевременную и качественную обработку информации во всех интересующих СМК аспектах.

2. Коммуникационную – обеспечение оперативной передачи информации в заданные пункты.

3. Информирующую – обеспечение быстрого доступа, поиск и выдачи необходимой информации всех видов.

4. Запоминающую – выполнение непрерывного накопления, систематизации, хранения и обновления всей необходимой информации.

5. Следящую – отслеживание и формирование всей необходимой для управления внешней и внутренней информации.

6. Регулирующую – осуществление информационно-управляющих воздействий на объект управления при отклонении параметров его функционирования от заданных значений.

7. Оптимизирующая – обеспечение оптимальных плановых расчетов и перерасчетов по мере изменения целей, критериев и условий функционирования объекта.

8. Самоорганизующуюся – гибкое изменение структуры и параметров ИС для достижения вновь поставленных целей.

9. Самосовершенствующуюся – накопление и анализ опыта с целью отбора лучших методов проектирования, производства, контроля, управления.

10. Исследовательскую – обеспечение выполнения НИР по корпоративным проблемам, НИР процессов создания новой техники и технологий

11. Прогнозирующую – выявление основных тенденций, закономерностей и показателей развития объекта и окружающей среды.

12. Анализирующую – определение основных показателей, в том числе и экономических, хозяйственной деятельности объекта.

13. Синтезирующую – обеспечение автоматизированной разработки нормативов технологической, финансовой и хозяйственной деятельности.

14. Контролирующую – автоматизированный контроль качества средств производства, выпускаемой продукции, услуг (на базе информационно-измерительных систем и информационно-вычислительных комплексов).

15. Диагностическую – автоматизированные процедуры диагностики состояния объекта управления (процессов и, в первую очередь, технологического оборудования).

16. Документирующую - формирование всех необходимых учетно-расчетных, планово-распорядительных, финансовых и других форм документов.

Для реализации перечисленных функций в современных ИС используются в основном ЭВМ. Структурно ИС представляет набор подсистем (рисунок 27) которые можно условно разделить на три группы:

1. Функциональные подсистемы;

2. Обеспечивающие подсистемы;

3. Организационные подсистемы.


 

ИС

 
 

 


Функциональные подсистемы Обеспечивающие подсистемы Организационные подсистемы
Научно-техническая подготовка Информационное обеспечение Кадровое обеспечение
Бизнес-планирование Техническое обеспечение Правовое обеспечение
Финансовое управление Программное обеспечение Организационное обеспечение
Оперативное управление Математическое обеспечение др.
Бух. учет Обеспечение ресурсов  
др. др.  

 

Рисунок 27 - Структурный состав основных подсистем информационной системы

 

1. Функциональные подсистемы ИС реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Каждая из функций подсистем обеспечивает выполнение комплексов задач и процедур обработки информации, необходимых для эффективного управления процессами СМК.

2. Обеспечивающие подсистемы ИС направлены в основном на обеспечение эффективного функционирования первой группы подсистем.

3. Организационные подсистемы ИС, по существу, так же являются обеспечивающими, однако направлены они, в первую очередь, на обеспечение эффективной работы персонала.

Начинать разработку ИС рекомендуется именно с создания организационного обеспечения:

- экономического обоснования создания ИС для СМК;

- определения состава функциональных подсистем;

- обоснования организационной структуры управления;

- построения технологических схем преобразования информации и т.д.

 

 

Вопрос 6.7 Информационные технологии (ИТ). Общая характеристика.

Ответ: Технология - процесс преобразования предметов труда (исходных материалов, сырья и т.п. (информации)) в требуемую продукцию - продукты труда (информационный продукт), т.е. это процесс преобразования входов в выходы.

Под информационной технологией понимается система процедур (процессов) преобразования информации с целью формирования, организации, обработки, распространения и использования преобразованной информации.

Информационный продукт - конечный результат преобразования (переработки) поступающих на предприятие информационных ресурсов. (Примечание: Не вся поступающая на предприятие информация обладает потребительской ценностью и используется в дальнейшем.)

В последние годы резко возросла значимость (роль) и трудоёмкость процедур преобразования информации. Это привело к необходимости организации и обеспечения функционирования на многих предприятиях (фирмах, АО и др.) собственного информационного производства. В некоторых случаях затраты на информационное производство соизмеримы, а в ряде случаев и превышают затраты на материальное производство. К процессам обработки информации привлекается всё большее число работников фирм, а доля времени их занятости работой с информацией в общем рабочем времени также имеет тенденцию роста (имеет место «стирание грани» между физическим и умственным трудом).

На современном этапе СМК можно представить как единство материального и информационного производства (ИП)- множество взаимосвязанных процессов, направленных на получение качественной информации (заданного качества) (рисунок 28).

 

 

Рисунок 28 - Структурная схема связей ИМ, ИП и МП в СМК

 

Информационный мониторинг – напрямую связан с информационным производством. Однако роль его велика:- отслеживание всех процессов предприятия, связанных с качеством, включая процессы обеспечения и улучшения качества готового продукта и аналогичные процессы, направленные на улучшение качества информационного ресурса и сигнализация обо всех отклонениях, возникающих в работе систем обеспечения качества (по этому на схеме ИМ выделен в ИП).

Главная цель информационного производства, исходя из вышеперечисленных функций информации, сводится к последовательному улучшению качеств информации в СМК.

Современные ИТ базируются на:

· Компьютерной обработке информации по заданным алгоритмам.

· Хранении, достаточно больших объёмов информации, на машинных носителях.

· Передачи информации на любое расстояние в ограниченное (относительно небольшими интервалами) время.

Для современных ИТ характерно:

1) Технология обработки данных по подсказке: Разветвлённая система меню функций обработки данных и подсказок (пользователь может работать не в режиме программирования, что требует высокого профессионализма пользователя, а в режиме манипулирования данными: может видеть и действовать, а не знать и помнить как и что делать.

2) Диалоговые технологии: Интерактивный (диалоговый) режим решения задач с широкими возможностями для пользователя. Оперативно влиять на ход решения этих задач.

3) CALS- технологии: Сквозная (непрерывная) (continuous- непрерывный, сплошной, постоянный, сквозной, длительный и т.д.) информационная поддержка (to support – поддержка, опора, военно-техническое обеспечение, военная поставка) всех этапов преобразования информации (этапов жизненного цикла «информации», что равнозначно ЖЦП (life-cycle- жизненный цикл), с помощью интегрированной базы данных, унифицированных форм представления информации. (Acquisition- приобретение).

Соответственно CALS – технология ИС, непрерывное (С) получение исходных данных (А) и информационное обеспечение (s) процессов жизненного цикла (l) продукции в СМК.

4) Технологии, обеспечивающие доступность к ресурсам системы.

Возможность коллективного решения задач на основе информационных систем телекоммуникаций, обеспечивающих всем пользователям оперативный доступ к любым технологическим, программным и информационным ресурсам системы (кроме секретных).

5) Безбумажная (электронная) технология, при которой основным носителем информации является электронный документ, формируемый на машинном носителе (включая электронную подпись менеджера).

Технология преобразования информации в общем случае состоит из следующих процессов:

получение, сбор и регистрация информации;

передача, хранение, обработка, выдача обработанной информации;

принятие решения для выработки управляющих воздействий (в СМК).

На всех стадиях технологического процесса, кроме первой и последней, преобразования информации осуществляются, по существу, лишь на синтаксическом уровне, т.е. формально выполняются операции над данными.


Вопрос 6.8 CALS – технологии [4.11, 4.12].

Ответ: CALS-ТЕХНОЛОГИЯ - это непрерывная (постоянная) информационная поддержка всех процессов Ж.Ц.П.

В условиях рыночной экономики конкурентную борьбу успешно могут выдержать только те предприятия (фирмы, АО), которые используют в своей деятельности современные информационные технологии. Только современные ИТ, в сочетании с прогрессивными технологиями материального производства, позволяют существенно повышать производительность труда и качество выпускаемой продукции.

Внедрение на предприятиях СМК на основе принципов T.Q.M. означает реализацию на всех этапах жизненного цикла продукции эффективного информационного взаимодействия участников всех процессов ЖЦП: исследования, проектирования, производства и сервисного обслуживания продукции при её эксплуатации.

Одним из условий эффективности функционирования СМК продукции и информационного взаимодействия участников поддержки ЖЦП является наличие интегрированной информационной системы (ИИС).

Цель создания ИИС - обеспечение требуемой информацией все управляемые процессы, в том числе технологические, планово-экономические и другие, за счёт сбора и анализа информации о качестве продукции на всех этапах ЖЦП.

Этим требованиям в полной мере отвечает информационная технология - CALS-технология.

Данная ИТ – это идеология объединения всех процессов ЖЦП в единое информационное пространство путём создания ИИС на предприятии, отражающей все аспекты деятельности предприятия и позволяющей управлять процессами через сквозной контроль и анализ параметров процессов (операций) и выполнение при необходимости корректирующих и предупреждающих действий.

Суть концепции CALS состоит в применении принципов и технологий информационной поддержки на всех этапах ЖЦП, основанного на использовании ИИС, обеспечивающей единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков, поставщиков сырья, материалов, энергоресурсов, производителей продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала, других участников ЖЦП.

ИИС – основа, ядро CALS – представляет собой распределённое хранилище данных, существующее в сетевой компьютерной системе, охватывающей (в идеале) все службы и подразделения предприятий, связанных с процессами ЖЦП.

В ИИС, согласно рекомендаций ИСО, действует единая система правил представления, хранения и обмена информацией.

Главный принцип CALS:

Информация, однажды возникшая на каком либо этапе ЖЦП, сохраняется в ИИС и становится доступной всем участникам этого и других этапов (в соответствии с имеющимся правами доступа к информации).

В ИИС существуют следующие типы информации:

1) Конструкторские данные – совокупность данных, возникающих в процессе проектирования и разработки изделия (конструктивные особенности, характеристики материалов, технические параметры, допуски на размеры и др.).

2) Технологические данные – данные о технологической подготовке производства, способах изготовления, режимах, оборудовании, инструментах и т.д.

3) Производственные данные – данные о производственных процессах, задействованных в обеспечении изготовления продукции и её сбыте.

4) Данные о качестве – данные по результатам всех видов контроля и соответствия требованиям стандартов и др. НТД.

5) Эксплуатационные данные – данные о результатах использования изделия (включая дефекты, их виды, способы устранения и др.).


Вопрос 6.9 Основные (базовые) принципы CALS – технологий.

Ответ: 1. Безбумажный электронный обмен данными с использованием электронной цифровой подписи. (Ввод данных в ИИС осуществляют либо специалисты, либо автоматически с оборудования процессов, обеспечивающих автоматический контроль).

Для полноценного внедрения CALS-технологии на предприятии, кроме методической и программной составляющих, необходимо разработать и внедрить средства автоматического контроля и съема информации.

2. Анализ и реинжиниринг бизнес-процессов. Реинжиниринг – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений таких показателей процессов как: затраты - качество, уровень обслуживания, оперативность, др.

Разработка CALS-технологии и внедрение ее на предприятии подразумевает кардинальный пересмотр всех процессов ЖЦП, их анализ и необходимую перестройку.

3. Параллельный инжиниринг

Инжиниринг бизнеса представляет собой разработку и внедрение множества методик и приемов, используемых фирмой для проектирования бизнеса, удовлетворяющего заданным целям.

4. Системная организация постпроизводственных процессов ЖЦП- интегрированная логистическая поддержка.Логистика (символическая логика) – заменяет сложное выражение понятий и суждений символическими обозначениями, аналогичными алгебраическими знаками. Она включает систему обратной связи с потребителем продукции и поддержки эксплуатационных процессов, в том числе посредством создания сопроводительной электронной документации, интегрированных электронных технических руководств, содержащих описательную информацию об изделии, его спецификацию, методы диагностики неисправностей и т.д.

К числу базовых принципов CALS-технологии также относится управление: проектом (проектированием); конфигурацией изделия (конструированием); интегрированной информационной системой; качеством; потоками работ; изменениями производственных и организационных структур.

Документальная база CALS-технологии:

- совокупность государственных стандартов РФ (серия) ГОСТ Р ИСО 10303 (1…45)-99 (2000) «Системы автоматизации производства…»;

- рекомендации по стандартизации (серия) Р 50.1.027 (…032)-2001 «Информационные технологии поддержки ЖЦП»

Эта проблема особенно остро встает в связи с вступлением России в ВТО и существенного усиления конкурентной борьбы за сбыт продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.


Вопрос 6.10 Актуальность и экономические аспекты применения CALS - технологии [4.11].

Ответ: На сегодня отсутствие единого комплекса стандартов электронного описания этапов ЖЦП, обеспечивающих информационное взаимодействие электронных технологий, приводит к дополнительным затратам на проектирование, изготовление, эксплуатации продукции. Эти издержки оцениваются в десятки миллиардов долларов, только в масштабах промышленности США.

В настоящее время практически невозможно продать на внешнем рынке наукоёмкую продукцию без соответствующей международным стандартам безбумажной (электронной) документации. Ещё в 2000-2001 гг. заказчики вооружений из Индии, Китая, Ю.Кореи выдвинули требование (к Рособоронэкспорту) применения CALS-технологий одним из условий заключения крупных контрактов.

Особый упор заказчики и зарубежные, и отечественные (МО, МЧС, МВД) делают на 4-й базовый принцип CALS – интегрированная логистическая поддержка.

Таким образом, если в ближайшее время не удастся решить проблему эффективного применения CALS-технологий, то очень скоро производство наукоёмкой продукции может сократиться.

Экономические аспекты применения CALS

1) Сокращение затрат трудоёмкости процессов технической подготовки и освоения производства новых изделий (по данным США: на проектирование=10-30%, на разработку=40-60%).

2) Сокращение сроков вывода новых, конкурентно способных, изделий на рынок=25-75%.

3) Сокращение доли брака и затрат, связанных с внесением изменений в конструкции изделий=23-73%.

Следует ожидать, уже в ближайшие годы, существенного роста спроса на технические изделия с электронной документацией и соответствующего увеличения объёма продаж таких изделий.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.