КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы и виды информационных ресурсов
Существуют две формы информационных ресурсов: активная, пассивная. К пассивной форме информационных ресурсов относятся следующие виды информационных ресурсов: книги, журнальные статьи, патенты, банки данных (на любых носителях – бумажных, магнитных, электронных). К активным формам информационных ресурсов относятся виды информационных ресурсов: модель, алгоритм, программа, проект, база знаний. Эти формы можно рассматривать в целом, как стадии созревания информационного ресурса, степени доведения информационного ресурса до готовности превратиться в «силу». Модель и алгоритм – это описание системы, отображающее определенную группу ее свойств. Создание модели системы позволяет предсказывать ее поведение в определенном диапазоне условий. Программа и проект - конечные синтетические формы существования информационных ресурсов в его жизненном цикле. В ходе реализации программы или проекта идет, как бы, заполнение энтропийного пространства объекта информацией. Модель, алгоритм, программа, проект и особенно база знаний как активные формы информационных ресурсов, – это антиэнтропийные инструменты. Однако программа и проект выделяются среди них своей завершенностью и готовностью к прямому информационному воздействию на объект с целью снятия его энтропии. Базы Данных (БД) – содержат сведения о количественных и качественных характеристиках конкретных объектов. Базы Знаний (БЗ) – содержат концептуальные, понятийные знания, выраженные на естественном языке в терминах предметной области. Вопрос 6.6 Информационные системы в структуре СМК. Основные подсистемы информационной системы. Ответ: Определение: Под информационной системой (ИС) понимают систему, организующую, хранящую и преобразующую информацию. Основным предметом и продуктом труда в ИС является информация (рисунок 25).
процессы преобразования информации (информационные технологии)
Предмет труда Информация ЭВМ
Продукт труда Информация
Рисунок 25 - Структурная схема преобразования информации в информационной системе СМК
Результирующая информация, как правило, имеет документированную форму, позволяющую оперативно и эффективно принимать управляющие решения (в СМК или других управляющих системах). В структуре СМК информационная система рассматривается как структурная подсистема (рисунок 26). Информация в СМК непосредственно и неразрывно связана с процессом управления. Согласно определения кибернетики: «Управление есть процесс целенаправленной переработки информации».
Рисунок 26 - Место информационной системы в структуре СМК
1. Внешние факторы (информация о состоянии рынка, ресурсов, сроков и т.п.). 2. Регламентирующая информация, целевая функция управления (НТД, стандарты, приказы, указания вышестоящих органов и т.п.). 3. Управляющая информация (стандарты, методики, инструкции). 4. Информация о состоянии объектов (процессов). 5. Коммуникации, обеспечение оперативной передачи информации в заданные пункты. Обобщенные функции ИС Анализ содержания и систематизация функций ИС в СМК крупных фирм позволяет выделить следующие обобщенные функции ИС: 1. Вычислительную – своевременную и качественную обработку информации во всех интересующих СМК аспектах. 2. Коммуникационную – обеспечение оперативной передачи информации в заданные пункты. 3. Информирующую – обеспечение быстрого доступа, поиск и выдачи необходимой информации всех видов. 4. Запоминающую – выполнение непрерывного накопления, систематизации, хранения и обновления всей необходимой информации. 5. Следящую – отслеживание и формирование всей необходимой для управления внешней и внутренней информации. 6. Регулирующую – осуществление информационно-управляющих воздействий на объект управления при отклонении параметров его функционирования от заданных значений. 7. Оптимизирующая – обеспечение оптимальных плановых расчетов и перерасчетов по мере изменения целей, критериев и условий функционирования объекта. 8. Самоорганизующуюся – гибкое изменение структуры и параметров ИС для достижения вновь поставленных целей. 9. Самосовершенствующуюся – накопление и анализ опыта с целью отбора лучших методов проектирования, производства, контроля, управления. 10. Исследовательскую – обеспечение выполнения НИР по корпоративным проблемам, НИР процессов создания новой техники и технологий 11. Прогнозирующую – выявление основных тенденций, закономерностей и показателей развития объекта и окружающей среды. 12. Анализирующую – определение основных показателей, в том числе и экономических, хозяйственной деятельности объекта. 13. Синтезирующую – обеспечение автоматизированной разработки нормативов технологической, финансовой и хозяйственной деятельности. 14. Контролирующую – автоматизированный контроль качества средств производства, выпускаемой продукции, услуг (на базе информационно-измерительных систем и информационно-вычислительных комплексов). 15. Диагностическую – автоматизированные процедуры диагностики состояния объекта управления (процессов и, в первую очередь, технологического оборудования). 16. Документирующую - формирование всех необходимых учетно-расчетных, планово-распорядительных, финансовых и других форм документов. Для реализации перечисленных функций в современных ИС используются в основном ЭВМ. Структурно ИС представляет набор подсистем (рисунок 27) которые можно условно разделить на три группы: 1. Функциональные подсистемы; 2. Обеспечивающие подсистемы; 3. Организационные подсистемы.
ИС
Рисунок 27 - Структурный состав основных подсистем информационной системы
1. Функциональные подсистемы ИС реализуют и поддерживают модели, методы и алгоритмы получения управляющей информации. Каждая из функций подсистем обеспечивает выполнение комплексов задач и процедур обработки информации, необходимых для эффективного управления процессами СМК. 2. Обеспечивающие подсистемы ИС направлены в основном на обеспечение эффективного функционирования первой группы подсистем. 3. Организационные подсистемы ИС, по существу, так же являются обеспечивающими, однако направлены они, в первую очередь, на обеспечение эффективной работы персонала. Начинать разработку ИС рекомендуется именно с создания организационного обеспечения: - экономического обоснования создания ИС для СМК; - определения состава функциональных подсистем; - обоснования организационной структуры управления; - построения технологических схем преобразования информации и т.д.
Вопрос 6.7 Информационные технологии (ИТ). Общая характеристика. Ответ: Технология - процесс преобразования предметов труда (исходных материалов, сырья и т.п. (информации)) в требуемую продукцию - продукты труда (информационный продукт), т.е. это процесс преобразования входов в выходы. Под информационной технологией понимается система процедур (процессов) преобразования информации с целью формирования, организации, обработки, распространения и использования преобразованной информации. Информационный продукт - конечный результат преобразования (переработки) поступающих на предприятие информационных ресурсов. (Примечание: Не вся поступающая на предприятие информация обладает потребительской ценностью и используется в дальнейшем.) В последние годы резко возросла значимость (роль) и трудоёмкость процедур преобразования информации. Это привело к необходимости организации и обеспечения функционирования на многих предприятиях (фирмах, АО и др.) собственного информационного производства. В некоторых случаях затраты на информационное производство соизмеримы, а в ряде случаев и превышают затраты на материальное производство. К процессам обработки информации привлекается всё большее число работников фирм, а доля времени их занятости работой с информацией в общем рабочем времени также имеет тенденцию роста (имеет место «стирание грани» между физическим и умственным трудом). На современном этапе СМК можно представить как единство материального и информационного производства (ИП)- множество взаимосвязанных процессов, направленных на получение качественной информации (заданного качества) (рисунок 28).
Рисунок 28 - Структурная схема связей ИМ, ИП и МП в СМК
Информационный мониторинг – напрямую связан с информационным производством. Однако роль его велика:- отслеживание всех процессов предприятия, связанных с качеством, включая процессы обеспечения и улучшения качества готового продукта и аналогичные процессы, направленные на улучшение качества информационного ресурса и сигнализация обо всех отклонениях, возникающих в работе систем обеспечения качества (по этому на схеме ИМ выделен в ИП). Главная цель информационного производства, исходя из вышеперечисленных функций информации, сводится к последовательному улучшению качеств информации в СМК. Современные ИТ базируются на: · Компьютерной обработке информации по заданным алгоритмам. · Хранении, достаточно больших объёмов информации, на машинных носителях. · Передачи информации на любое расстояние в ограниченное (относительно небольшими интервалами) время. Для современных ИТ характерно: 1) Технология обработки данных по подсказке: Разветвлённая система меню функций обработки данных и подсказок (пользователь может работать не в режиме программирования, что требует высокого профессионализма пользователя, а в режиме манипулирования данными: может видеть и действовать, а не знать и помнить как и что делать. 2) Диалоговые технологии: Интерактивный (диалоговый) режим решения задач с широкими возможностями для пользователя. Оперативно влиять на ход решения этих задач. 3) CALS- технологии: Сквозная (непрерывная) (continuous- непрерывный, сплошной, постоянный, сквозной, длительный и т.д.) информационная поддержка (to support – поддержка, опора, военно-техническое обеспечение, военная поставка) всех этапов преобразования информации (этапов жизненного цикла «информации», что равнозначно ЖЦП (life-cycle- жизненный цикл), с помощью интегрированной базы данных, унифицированных форм представления информации. (Acquisition- приобретение). Соответственно CALS – технология ИС, непрерывное (С) получение исходных данных (А) и информационное обеспечение (s) процессов жизненного цикла (l) продукции в СМК. 4) Технологии, обеспечивающие доступность к ресурсам системы. Возможность коллективного решения задач на основе информационных систем телекоммуникаций, обеспечивающих всем пользователям оперативный доступ к любым технологическим, программным и информационным ресурсам системы (кроме секретных). 5) Безбумажная (электронная) технология, при которой основным носителем информации является электронный документ, формируемый на машинном носителе (включая электронную подпись менеджера). Технология преобразования информации в общем случае состоит из следующих процессов: получение, сбор и регистрация информации; передача, хранение, обработка, выдача обработанной информации; принятие решения для выработки управляющих воздействий (в СМК). На всех стадиях технологического процесса, кроме первой и последней, преобразования информации осуществляются, по существу, лишь на синтаксическом уровне, т.е. формально выполняются операции над данными. Вопрос 6.8 CALS – технологии [4.11, 4.12]. Ответ: CALS-ТЕХНОЛОГИЯ - это непрерывная (постоянная) информационная поддержка всех процессов Ж.Ц.П. В условиях рыночной экономики конкурентную борьбу успешно могут выдержать только те предприятия (фирмы, АО), которые используют в своей деятельности современные информационные технологии. Только современные ИТ, в сочетании с прогрессивными технологиями материального производства, позволяют существенно повышать производительность труда и качество выпускаемой продукции. Внедрение на предприятиях СМК на основе принципов T.Q.M. означает реализацию на всех этапах жизненного цикла продукции эффективного информационного взаимодействия участников всех процессов ЖЦП: исследования, проектирования, производства и сервисного обслуживания продукции при её эксплуатации. Одним из условий эффективности функционирования СМК продукции и информационного взаимодействия участников поддержки ЖЦП является наличие интегрированной информационной системы (ИИС). Цель создания ИИС - обеспечение требуемой информацией все управляемые процессы, в том числе технологические, планово-экономические и другие, за счёт сбора и анализа информации о качестве продукции на всех этапах ЖЦП. Этим требованиям в полной мере отвечает информационная технология - CALS-технология. Данная ИТ – это идеология объединения всех процессов ЖЦП в единое информационное пространство путём создания ИИС на предприятии, отражающей все аспекты деятельности предприятия и позволяющей управлять процессами через сквозной контроль и анализ параметров процессов (операций) и выполнение при необходимости корректирующих и предупреждающих действий. Суть концепции CALS состоит в применении принципов и технологий информационной поддержки на всех этапах ЖЦП, основанного на использовании ИИС, обеспечивающей единообразные способы управления процессами и взаимодействия всех участников этого цикла: заказчиков, поставщиков сырья, материалов, энергоресурсов, производителей продукции, эксплуатационного и ремонтного персонала, других участников ЖЦП. ИИС – основа, ядро CALS – представляет собой распределённое хранилище данных, существующее в сетевой компьютерной системе, охватывающей (в идеале) все службы и подразделения предприятий, связанных с процессами ЖЦП. В ИИС, согласно рекомендаций ИСО, действует единая система правил представления, хранения и обмена информацией. Главный принцип CALS: Информация, однажды возникшая на каком либо этапе ЖЦП, сохраняется в ИИС и становится доступной всем участникам этого и других этапов (в соответствии с имеющимся правами доступа к информации). В ИИС существуют следующие типы информации: 1) Конструкторские данные – совокупность данных, возникающих в процессе проектирования и разработки изделия (конструктивные особенности, характеристики материалов, технические параметры, допуски на размеры и др.). 2) Технологические данные – данные о технологической подготовке производства, способах изготовления, режимах, оборудовании, инструментах и т.д. 3) Производственные данные – данные о производственных процессах, задействованных в обеспечении изготовления продукции и её сбыте. 4) Данные о качестве – данные по результатам всех видов контроля и соответствия требованиям стандартов и др. НТД. 5) Эксплуатационные данные – данные о результатах использования изделия (включая дефекты, их виды, способы устранения и др.). Вопрос 6.9 Основные (базовые) принципы CALS – технологий. Ответ: 1. Безбумажный электронный обмен данными с использованием электронной цифровой подписи. (Ввод данных в ИИС осуществляют либо специалисты, либо автоматически с оборудования процессов, обеспечивающих автоматический контроль). Для полноценного внедрения CALS-технологии на предприятии, кроме методической и программной составляющих, необходимо разработать и внедрить средства автоматического контроля и съема информации. 2. Анализ и реинжиниринг бизнес-процессов. Реинжиниринг – фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений таких показателей процессов как: затраты - качество, уровень обслуживания, оперативность, др. Разработка CALS-технологии и внедрение ее на предприятии подразумевает кардинальный пересмотр всех процессов ЖЦП, их анализ и необходимую перестройку. 3. Параллельный инжиниринг Инжиниринг бизнеса представляет собой разработку и внедрение множества методик и приемов, используемых фирмой для проектирования бизнеса, удовлетворяющего заданным целям. 4. Системная организация постпроизводственных процессов ЖЦП- интегрированная логистическая поддержка.Логистика (символическая логика) – заменяет сложное выражение понятий и суждений символическими обозначениями, аналогичными алгебраическими знаками. Она включает систему обратной связи с потребителем продукции и поддержки эксплуатационных процессов, в том числе посредством создания сопроводительной электронной документации, интегрированных электронных технических руководств, содержащих описательную информацию об изделии, его спецификацию, методы диагностики неисправностей и т.д. К числу базовых принципов CALS-технологии также относится управление: проектом (проектированием); конфигурацией изделия (конструированием); интегрированной информационной системой; качеством; потоками работ; изменениями производственных и организационных структур. Документальная база CALS-технологии: - совокупность государственных стандартов РФ (серия) ГОСТ Р ИСО 10303 (1…45)-99 (2000) «Системы автоматизации производства…»; - рекомендации по стандартизации (серия) Р 50.1.027 (…032)-2001 «Информационные технологии поддержки ЖЦП» Эта проблема особенно остро встает в связи с вступлением России в ВТО и существенного усиления конкурентной борьбы за сбыт продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке. Вопрос 6.10 Актуальность и экономические аспекты применения CALS - технологии [4.11]. Ответ: На сегодня отсутствие единого комплекса стандартов электронного описания этапов ЖЦП, обеспечивающих информационное взаимодействие электронных технологий, приводит к дополнительным затратам на проектирование, изготовление, эксплуатации продукции. Эти издержки оцениваются в десятки миллиардов долларов, только в масштабах промышленности США. В настоящее время практически невозможно продать на внешнем рынке наукоёмкую продукцию без соответствующей международным стандартам безбумажной (электронной) документации. Ещё в 2000-2001 гг. заказчики вооружений из Индии, Китая, Ю.Кореи выдвинули требование (к Рособоронэкспорту) применения CALS-технологий одним из условий заключения крупных контрактов. Особый упор заказчики и зарубежные, и отечественные (МО, МЧС, МВД) делают на 4-й базовый принцип CALS – интегрированная логистическая поддержка. Таким образом, если в ближайшее время не удастся решить проблему эффективного применения CALS-технологий, то очень скоро производство наукоёмкой продукции может сократиться. Экономические аспекты применения CALS 1) Сокращение затрат трудоёмкости процессов технической подготовки и освоения производства новых изделий (по данным США: на проектирование=10-30%, на разработку=40-60%). 2) Сокращение сроков вывода новых, конкурентно способных, изделий на рынок=25-75%. 3) Сокращение доли брака и затрат, связанных с внесением изменений в конструкции изделий=23-73%. Следует ожидать, уже в ближайшие годы, существенного роста спроса на технические изделия с электронной документацией и соответствующего увеличения объёма продаж таких изделий.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |