Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идентификация Б.П




ТЕМА 4. Место и роль систем качества в интегрированной системе управления организацией. Технология разработки, на основе процессного подхода, и внедрения систем качества в организациях.

 

Вопрос 4.1 Процессный подход при создании систем качества. Понятие «Процесс» по ИСО 9000.

Ответ: Процессный подход, являясь одним из 8-ми принципов управления качеством, стал основой стандартов ИСО 9000-2001.

Процессный подход- это наиболее эффективное управление деятельностью и соответствующими ресурсами- как процессами, для достижения заданного результата [4.1, 4.8].

Как отмечалось выше, процесс- это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы (рисунок 20).

Процедура

«установленный способ осуществления деятельности или процесса»

-может быть документированной или недокументированной.

 


Продукция «результат процесса»
Вход Выход

       
   

 


 

(включает ресурсы)

       
 
   
Эффективность процесса. сравнение достигнутых результатов и использованных ресурсов (цель по ИСО 9001-2001)»  
 


 

Возможности мониторинга и измерений

(до начала; в ходе и после Процесса)

 

Рисунок 20 - Схема процесса

Входы и Выходы бывают материальными или нематериальными.

Ими могут быть: оборудование, материалы, компоненты, энергия, информация, финансы и т.п.

Для осуществления действий, входящих в процесс, необходимо обоснованно распределить соответствующие ресурсы.

Для сбора информации и данных, с целью анализа показателей процесса, и характеристик его входа и выхода может использоваться система измерений.

ИСО 9004-2001 является руководством для организаций, стремящихся повысить требования ИСО 9001-2001. ИСО 9004 рекомендует проводить оценку как эффективности, так и результативности процессов.

И одно и другое может определяться путем проведения анализа внутренних и внешних факторов и оценивается по шкале Развития (Приложение А ИСО 9004-2001- рекомендации по самооценке).

СМК включает в себя, как правило, взаимосвязанные процессы, причем не только процессы ЖЦП (11 этапов-см. выше), которые непосредственно влияют на производство или представляемые услуги, но и процессы менеджмента, маркетинга, мониторинга и измерений, такие как обмен информацией, аудиты и др.

Каждый отдельный процесс редко проходит изолированно. Выходы одного процесса часто образуют входы последующих процессов (рисунок 21).

 

 

Процесс С
Процесс В
Процесс А
Вход А Выход А Выход В Выход С

……

Вход В Вход С

 

 

Рисунок 21 - Цепь взаимосвязанных процессов

 

 


Вопрос 4.2 Бизнес- процессы и их характеристика [4.1, 4.5, 4.7]

Ответ: Стандарты серии ИСО 9000 существенное внимание уделяют принципу «процессного подхода».

Принципиальное отличие «процессного подхода» от функционального заключается в том, что основное внимание менеджмента концентрируется не на самостоятельных функциях, выполняемых разными подразделениями и должностным лицами, а на межфункциональных процессах, объединяющих отдельные функции в общие потоки и нацеленных на конечные результаты деятельности организации.

При этом главное внимание смещается с вертикальных связей в организационной структуре на горизонтальные. Т.е. «процессный подход» ставку делает на управление процессами

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, процесс – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

При этом ГОСТ Р ИСО 9001 требует рассматривать процессы с точки зрения добавленной ценности.

Поскольку ценность продукции не может быть определена до ее продажи, то при анализе деятельности, осуществляемой внутри организации, часто используется понятие добавленная стоимость.

Добавленная стоимость – это ценность, которую фирма добавляет к купленным материалам, ресурсам и услугам в процессе производства и реализации продукции.

Процессы с позиций добавленной ценности подразделяются на два вида:

- Процессы, при выполнении которых ценности не изменяются (не добавляются).

- Бизнес-процессы – это процессы организации, приносящие ей доход (т.е. процессы, которые создают ценности для потребителя и организации – создающие добавленные ценности).

Бизнес-процессы (Б.П.) по степени их влияния на получение добавленной ценности могут быть:

1. базовыми (основными) (Б.Б.П.) – непосредственным результатом которых является выпуск продукции или оказания услуг (основное производство);

2. обеспечивающие (О.Б.П.) – результатом которых является создание необходимых условий для эффективного функционирования базовых процессов (вспомогательные производства);

3. процессы управления (менеджмента) (М.Б.П.) – результатом которых является повышение результативности и эффективности базовых и обеспечивающих процессов.

На рисунке 22 приведена концептуальная модель бизнес-процессов СМК в организации в свете требований ИСО 9001.

Б.Б.П. образуют фундамент для формирования ценности продукции и определяют выходные результаты деятельности организации.

Через Б.Б.П. реализуется миссия организации, на их основе формируется организационная структура, определяется набор О.Б.П. и М.Б.П., по отношению к которым Б.Б.П. – ведущие, определяющие.

Б.Б.П. в СМК наиболее консервативны, ибо их изменения и перестройка (под требования рынка) связана с наибольшими ресурсными затратами (деньги, время, люди, энергия и т.п.). По своему характеру базовые процессы – горизонтальны, т.к. пронизывают всю производственную деятельность организации по горизонтали и объединяют весь бизнес.

В отличии от Б.Б.П., М.Б.П и О.Б.П., будучи более динамичными (легче перестраиваются и с меньшими затратами), по своему характеру являются вертикальными, т.к. отражают деятельность организации по вертикали в соответствии с ее структурой и формой взаимодействия руководителей функциональных подразделений.

В современной рыночной экономике в организации, осуществляющей выпуск конкурентоспособной продукции, может использоваться от 6 до 20 достаточно весомых (не менее, чем Б.Б.П.) О.Б.П. и М.Б.П. (например: маркетинг, закупки, финансы и т.д.).

Каждый Б.П. может состоять из ряда подразделений, различной степени сложности, которые в свою очередь могут дробиться на процессы еще более низкого уровня и т.д. (вплоть до индивидуальной деятельности; до технологической операции, выполняемой на одном рабочем месте, одним рабочим, служащим).

 

Бизнес-процессы
3. Менеджмента ИСО 9001 (раздел 5; 8) 2. Обеспечивающие ИСО 9001 (раздел 4÷8)
М1 Названия и характеристики процессов Мi О1 Названия и характеристики процессов Оj
М2 О2
М3 О3
··· ···
Мn От
1. Базовые (основные)
ИСО 9001 (раздел 7)
Названия и характеристики процессов Бx

 

- основные взаимосвязи (входы – выходы);

 

- обратные связи

Рисунок 22 - Концептуальная модель бизнес-процессов СМК в организации


Вопрос 4.3. Основные этапы реализации процессного подхода (бизнес процессов) при внедрении в организации стандартов серии ИСО 9000.

Ответ: Реализации процессного подхода при внедрении стандартов ИСО 9000 состоит из нескольких этапов, при этом большинство специалистов в области СМК выделяют следующие четыре основных этапов [4.1]:

13. Идентификация процессов;

14. Развертывание процессов;

15. Документирование процессов;

16. Определение последовательности и взаимодействия процессов.

 

Идентификация БП – первоочередная работа при реализации процессного подхода. Так как практически нет двух абсолютно одинаковых организаций, то естественно, нет и типовых (стандартных) перечней Б.П., а поэтому организациям приходится самостоятельно идентифицировать состав Б.П., выполнение которых необходимо для выпуска продукции.

Напоминание: понятие «Идентификация» (от позднелатинского – identifico – отождествляю):

1. В общем понимание – отождествление объектов, опознание.

2. В криминалистике – установление тождества объекта или личности по совокупности общих и частных признаков (например, по подчерку)

3. В технике, математике:

а) установление соответствия распознаваемого предмета (процесса) своему образцу

б) создание оптимальной в каком либо смысле модели объекта (процесса), отображающей закономерности, присущие реальному объекту – оригиналу (процессу оригиналу), с целью нахождения оптимальных параметров такого объекта (процесса).

В случае 3а, идентификация процесса из какого то набора существующих процессов, – это, по сути, одноразовая, а не систематическая процедура. Такая идентификация необходима, но не столь важна, и тем более не главная.

В случае 3б идентификация (создание модели процесса) с целью оптимизации параметров процесса, процедура не одноразовая, а постоянная, и очень важная, с точки зрения результатов процесса.

Эта процедура – систематическая, должна выполняться на протяжении всего времени существования процесса.

Стандарт ИСО 9001 – 2001 четко требует: «Организации (при разработке СМК) должны:

1. Определять процессы, необходимые для СМК и их применение во всей организации.

2. Определять последовательность и взаимодействие этих процессов.

3. Определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами.

4. Обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки процессов и их мониторинга.

5. Осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов.

6. Принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов».

Очевидно, перечисленные требования, не что иное, как исходный набор требований, используемый при постановке и формулировании задач оптимизации процессов (для идентификации).

С точки зрения идентификации процессов, для любого процесса СМК, как минимум, должны быть:

1. Четко определены параметры на входе процесса.

2. Сформулированы фиксированные условия и ограничения, которые должны выполняться при осуществлении процесса.

3. Установлен целевой критерий качества (целевая функция) выполнения процесса.

4. Определены владелец (владельцы) процесса и ответственные за выполнение процесса.

Первоначально, исходя из назначения и задач организации, определяется состав основных бизнесов. В организации может существовать несколько бизнесов разной степени сложности. Одни из них: основные; другие: дополнительные.

Например: для завода «Электровыпрямитель» г. Саранск.

1. Силовые полупроводниковые приборы (диоды, тиристоры, симисторы);

2. Силовые полупроводниковые преобразователи (выпрямители различного назначения);

3. Бытовая электротехника (камины, соковыжималки, стиральные машины и т.п.);

4. Сувениры из отходов производства.

Практика показывает, что с первого раза идентифицировать полный состав Б.П. в организации удается крайне редко. Поэтому сначала формируется временный перечень процессов, а затем эти перечни дополняются.

В полученной цепочке Б.П. выделяются ключевые Б.П., оказывающие наибольшее (решающее) воздействие на достижение главных целей организации. (В приведенном выше примере Б.П.1 и Б.П.2 - ключевые). В свою очередь ключевые Б.П. также должны быть проанализированы (экономическая оценка, или экспертная оценка).

Ключевым Б.П. должно уделяться наибольшее внимание.

Наряду с ключевыми Б.П., могут быть выделены и критические Б.П., не выполнение требований к которым может повлиять на качество продукции и соответственно причинить ущерб бизнесу. Иногда ключевые Б.П. одновременно могут быть и критическими. В рассмотренном выше примере Б.П.1 одновременно является и ключевым, и критическим.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.