Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 2.4 Структура системного подхода при организации СМК




Ответ: Схематическое изображение структуры системного подхода при организации СМК показано на рисунке 5.

 
Выбор систем управления качеством (СМК)

 

Выбор целей СМК
Формирование организационной структуры управления

 
 
 


 

 
 


 
Определение структуры принятия решений

 
 

 

 


Проектирование коммуникационных каналов (К.К.)

 

       
   
 
 
 


 
 

 

 


Рисунок 5 – Структура системного подхода при организации С.М.К. [2.2]

Выбор С.М.К. определяется возникшей проблемой.

Выбор целей С.М.К. (наиболее естественный этап) – цель должна быть реальной, достижимой, научно обоснованной, правильно (четко, ясно, кратко) сформулированной; преследовать только желаемое состояние С.М.К; иметь возможность разбиваться на подцели для различных уровней управления и представлять общую цель – «дерево целей». По каждой подцели должен быть разработан комплекс задач и определены сроки их достижения. Подцели могут выступать ограничениями по отношению к общей цели С.М.К.

Выбор целей и функций подсистем производится на основе анализа всех работ по производству продукции. Каждая выбранная цель системы представляет собой требования той или иной подсистемы. «Цель – требование» - достигается функциями, представляющими собой виды деятельности, которые в свою очередь достигаются «целями – средствами». Такое построение целей представляет систему целей («дерево целей» по каждой подсистеме).

Выявление потребности в информации. Информация является предметом труда управленческого персонала. С помощью информации они узнают о качестве выполнения всех процессов в подсистемах СМК и принимают необходимые решения.

Проектирование коммуникационных каналов (К.К.) связи предполагает увязку всех целей системы путем отношений между органами управления посредством обмена информацией.

К.К. – это связь через информацию органов управления по достижению целей СМК

Основой выбора целей, как правило, являются результаты анализа процессов обеспечения качества продукции (брак, рекламации) и факторов, влияющих на данный процесс.

Все выбранные подцели «дерева целей» должны быть направлены на достижение общей цели С.М.К. – обеспечивать качество продукции удовлетворяющее требованиям потребителей.


Вопрос 2.5 Определения и понятие термина «Управление».

Ответ: Термин «Управление» (по БСЭ) – элемент, функция организационных систем различной природы (биологических, технических, социальных и др.), обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности.

Управление – это «специфический вид деятельности человека («процесс»), который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и тем более в совместной деятельности» [3.1].

Сравнивая различные по изложению, но близкие по смыслу определения термина управления можно отметить общее, что объединяет все определения, это: управление есть процесс.

Процессный подход при создании СК – это более эффективное управление деятельностью и соответствующими ресурсами как процессом для достижения заданного результата (обеспечение качества).

Стандарты ИСО рекомендуют ориентироваться на процессный подход при создании СК

В последние годы термин «управление» целенаправленно заменяется английским словом «management».

Менеджмент (по ГОСТ Р ИСО 9000-2001 п.3.2.6) – скоординированная деятельность (процесс) по руководству и управлению организацией.

Кибернетическое определение управленияуправление есть процесс целенаправленной переработки информации.

Академик А. Берг дает следующее определение «управления»:

« Управление – это процесс перевода сложной динамической системы из одного состояния в другое путем воздействия на ее переменные, причем существенно, что это воздействие осуществляет субъект управления - управляющая подсистема». Это определение, подходит и для систем управления качеством продукции.

Основные подходы к определению сущности управления можно представить в виде схемы (рисунок 6):

 

 

 


Рисунок 6 Основные подходы к определению сущности управления

 

1. Производство товаров это сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные факторы как внешней, так и внутренней среды, а это требует определенного искусства для достижения поставленных целей.

2. Так как управление сложными системами опирается на лежащие в ее основе законы, концепции, теории, принципы, формы и методы, то это наука.

3. Управленческие действия реализуются как функции управления.

4. Процессный подход к управлению позволяет свести (интегрировать) все виды деятельности в системе (все процессы) по решению управленческих задач в единую цепочку взаимосвязанных функций. Поэтому само управление может рассматриваться, как процесс.

5. и 6. Чащевсего управление отождествляется с органом или аппаратом (например: дирекция завода и т.д.) осуществляющим управленческие действия, а также с конкретными людьми управляющими процессами, организациями и т.п.(менеджеры) – управленцы

Понятие «управление» основано на таких понятиях, как «система», «информация», «организация» и широко использует кибернетические принципы управления.

 


Вопрос 2.6 Понятия: «Управление системами» и «Система управления».

Ответ: Управление системамиосновано на фундаментальных законах и ряде положений специальных научных направлений (кибернетики, синергетики и др.).

Описание законов функционирования системы (кибернетической) задается тремя семействами функции:

1. Функций, определяющих изменения состояний всех элементов (подсистем) Системы.

2. Функций, задающих их выходные сигналы;

3. Функций, вызывающих изменения в структуре системы.

Если все эти (три) функции обычные (однозначные), то системы считается Детерминированной, (от лат. «определенной»).

Если, хотя бы одна из функций носит случайный характер, то система – вероятностая (стохастическая).

Исходной в общей Теории управления является Теория систем, согласно которой, основой управления должны быть:

1. Системность - ведущий принцип управления. 2. Объективность.

1. Принцип системности.

По характеру взаимосвязей с внешней средой системы бывают:

- закрытыми (замкнутыми) и открытыми (разомкнутыми).

Для замкнутых систем характерны их:

а) жесткая детерменированность (детерменизм-от лат. «определять» -

признание всеобщей закономерности и причиной обусловленности

всех явления природы и общества);

б) линейность развития;

в) равновесность;

г) устойчивость.

Эти четыре показателя и определяют соответствующий характер управления в подобных системах.

Открытые системы (к которым относятся и СК) характеризует стохастический (от греч.-догадка, случайный, вероятностный) характер процессов, в которых случайностям отводятся определяющие позиции. Кроме того, открытые системы обмениваются веществом, энергией, информацией с внешним миром (средой).

Неупорядоченные процессы в этих системах, их протекание, их характер точно предсказать во времени невозможно. Управление такой системой – заключается в подержании равновесия и устойчивости в неравновесных и неустойчивых системах.

Управление предполагает выработку оптимального решения на основе плюралистического подхода (проработка множества вариантов различных решений и выбор лучшего).

Само управление можно рассматривать как особую систему управления, включающую субъект и объект управления, собственно процесс управления, обратную связь между объектом и субъектом (рисунок 7).

 
 

 


Обратная связь

           
   
 
   
Управляемая система (объект управления)- СМК

 

 


Рисунок 7 – Упрощенная схема системы управления

 

2. Принцип объективности.

Принцип объективности – предполагает целенаправленное воздействие на систему в целом или на отдельные ее элементы (подсистемы) на основе познания и использования объективных закономерностей в интересах оптимального функционирования всей системы.

Однако в толковании действия объективных закономерностей существует две точки зрения.

1. Объективные законы отождествляются (особенно общественные) с юридическими нормами, которые часто устанавливаются субъективно (по воле и желанию часто отдельных руководителей)- одна крайность.

2. Объективные закономерности абсолютизируются и отождествляются со стихийностью. Люди бессильны перед лицом этих закономерностей - другая крайность.

Истина, очевидно, будет, скорее всего, находиться между 1 и 2.

Сегодня меняется понимание необходимого (закономерного) и случайного в самих основах устройства мира.

Различают два вида случайного:

а) это то, что принято обычно называть случаем, тем самым случаем, проявляемым в массовых явлениях, характеристики которых неизвестны, непредсказуемы, но могут быть определены на основе теории вероятности. Для принятия решений необходимо знание этих законов.

б) это такой случай, который единичен (называют «гадательным случаем»). Его появление непредсказуемо. О таких случаях нельзя что-либо сказать, пока они не произошли. Этот тип случайного создает в жизни условия и возможности для развития последующих событий в совершенно неожиданном, непредсказуемом направлении.

Принимаемые решения во втором случае - интуитивные (интуиция, как известно, есть не что иное, как накопленный опыт)

 


Вопрос 2.7 Категории управления. Цели управления. Целевое управление. Принципы СМК [2.1].

Ответ: Основные задачи, решаемые управлением (от директора до рядового инженера – менеджмента) любого предприятия, выпускающего продукцию (товары) и(или) оказывающего услуги следующие:

1. Какая продукция сегодня и в перспективе нужна потребителю. (сколько продукции, в какие сроки и с какой ритмичностью, с какими свойствами (характеристиками) качества, по какой стоимости покупатель готов брать продукцию и др.)

2. Как обеспечить выпуск в заданные сроки, нужную покупателю продукцию, требуемого качества, и как это качество поддерживать на заданном уровне в течение требуемого периода времени. (Требуется обеспечить соответствующее качество проектной разработки, найти необходимое сырьё, материалы, комплектующие, энергию. Обеспечить наладку технологического оборудования, научить рабочих и т.п.)

3. Как обеспечить max- прибыль от реализации продукции. (Оптимизация (минимизация) технологических и др. затрат на изготовление товара требуемого качества, реклама товара и др.)).

 

Решая названные задачи необходимо соблюдать законодательные и нормативные требования (законы о труде, налоговый кодекс, законы об охране окружающей среды и технике безопасности и др.).

Нетрудно заметить, что любая из названных задач, практически, связана с качеством продукции. Успешное решение этих задач во многом определяется чёткостью и ясностью, а так же детальностью и документальностью понимания того:

1.Чем предстоит осознано управлять? 2. Как управлять?

Для этого надо чётко представлять:

а) Что такое качество продукции; б) Чем оно выражается; в) От каких факторов оно зависит.

Высокое качество продукции может быть достигнуто, прежде всего, благодаря четко продуманной и хорошо организованной Системе Управления Качеством Продукции.

Назначение СМК, по существу уже сформулировано в самом названии – управление качеством продукции, именно осознанное, целенаправленное управление качеством.

В теории управления существует понятие «категория управления»

Основные категории следующие:

1. Цель управления. (Цели – конкретные конечные состояния или искомые результаты, которые стремятся достичь);

2. Функции управления;

3. Методы управления;

4. Законы управления;

5. Принципы управления;

6. Организация управления;

7. Информация в управлении.

1. Цель управления – желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в будущем. Главная цель создания СМК стремление к совершенству выпускаемой продукции.

Цель создания СМК – достижение целей, определённых Политикой предприятия, организации в области качества продукции.

По ГОСТ Р ИСО 9000-2001 п.3.2.4. Политика в области качества: Общие намерения и направление деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством.

Целеполагание – Установление целей функционирования и развития системы и её составных частей с учётом их взаимосвязей и непротиворечивости.

СМК имеет две связанные цели:

1. Выработка у персонала привычки к улучшениям качества продукции.

2. Стремление к совершенству выпускаемой продукции.

Чтобы достичь главную цель необходимо воспитать у работников организации привычку постоянно улучшать качество продукции (1-я цель).

Привычка к улучшению направлена на достижение совершенства выпускаемой продукции.

Эта цель наиболее характерна для японских СМК. Она одновременно и близка и противоположна тому, что практикуется большинством Западных компаний.

Общее в СМК Японии и Западных стран в том, что уровень качества на данный период времени измеряется (лучше оценивается) степенью его соответствия проектным характеристикам.

Однако в практике Западных компаний краткосрочная Целевая установка в отношении качества исходит из допущения определённого процента брака (правило + 3σ).

Целями борьбы за качество в Японии являются преодоление сложившегося уровня брака и стремление к полному соответствию качества продукции технической документации.

С понятием «Цели управления» тесно связано понятие «Целевое управление»- это процесс, состоящий из 4-х независимых этапов:

1.Выработки ясной, сжатой формулировки «целей управления»;(plan - по ИСО установление цели процесса…).

2.Разработки реалистических планов (целей управления) их достижения; (do - осуществление планов внедрения процессов).

3.Систематического контроля и измерения качества работы и результатов(check - проверка, измерение, контроль).

4.Принятия корректирующих мер для достижения планируемых результатов(act - действия по постоянному улучшению процессов).

В ИСО эти этапы объединены в цикл «P-D-C-A». Впервые этот цикл был предложен ещё в 20-х годах прошлого столетия Вальтером Шухартом.

В последующем этот цикл У.Эдварс Деминг распространил практически на любую деятельность. В первую очередь Деминг применил цикл «P-D-C-A» к Системе Менеджмента Качества (СМК).

Данный Цикл – является динамичным циклом и может быть развернут в рамках каждого отдельного процесса.

Учитывая заслуги Деминга в популяризации этого цикла, часто цикл «P-D-C-A» называют циклом Деминга.

Достижение «Целей Управления» опирается на множество вспомогательных принципов, концепций, методов и средств.

Основные принципы СМК (во многом характерны японским СМК)

1.Контроль производственного процесса – регулирование производственного процесса путем измерения показателей качества изделий на всех этапах производства.

2.Наглядность измерения показателей качества – дальнейшее развитие общепринятого принципа «Измеримость показателей качества» (Наглядные стенды)

3.Соблюдение требований НТД к качеству.

4.Остановка линий производства (японский подход), если нарушаются требования НТД к качеству

5.Самостоятельное исправление ошибок.

6.100%-ная проверка продукции (а не выборка из партии - Япония, Западные страны – статистическая выборка из партии).

Дополнительные Принципы, способствующие совершенствованию качества:

1.Организация процесса улучшения качества (ответственность за обеспечение качества продукции полностью возлагается на производственные подразделения).

2. Последовательное и целеустремлённое решение проблем качества на основе передовых достижений теории и практики в данной области.

3. Последовательная и настойчивая работа по налаживанию системы изучения рекламаций потребителей.

4. Понимание того, что даже отлично работающая СМК со временем теряет эффективность.

5. Систематическое обучение персонала передовым методам организации работ по повышению качества.

6. Систематическая пропаганда повышения качества продукции.

7. Ежедневная проверка технологического оборудования (станки, инструменты).Способность с минимальными погрешностями (допустимыми) изготавливать изделия.

8. Другие принципы.

 


Вопрос 2.8 Принципы (правила) управления системами. (Структура правил и краткая их характеристика).

 

Ответ: Основные правила, определяющие построение и функционирование систем управления называют Принципами управления.

Структурная схема принципов (правил) управления показана на рисунке 8:

 

 
 

 

 


Рисунок 8 – Структурная схема принципов управления.

Принципы управления подразделяют на:

- Общие, которые в свою очередь делятся на:

а) стратегические нормы управления, которые действуют во всех сферах и подсистемах управляемой системы;

б) специфические, учитывают специфические особенности конкретных подсистем управляемой системы

- Частные, сфера действия этих правил ограничена (локальна). Например: «Принцип подбора кадров», «Принцип поощрения» и т.д.

- Организационно-технологические, по существу являются управлением - это преимущественно организационно-распорядительная и исполнительная деятельность. Например: нормы и расписания; написанные нормативные и др. документы; правила учета; др.

 

2.8.1 Общие принципы управления системами (стратегические нормы управления):

1. Разделение труда. Каждый работник в системе управления(и не только) должен четко и качественно исполнять свои должностные обязанности (качественно выполнять свою работу).Поэтому в любой управляемой системе должны быть четко и ясно сформулированы должностные инструкции для всех исполнителей работ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.098 сек.