КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опыт развития западного предпринимательстваВ 1970—1990_е гг. происходили и происходят значимые изме_ нения в жизни общества. По мнению специалистов, эти измене_ ния характеризуются тремя направлениями: 1) изменениями самой эпохи; 2) сдвигами, происходящими в экономической среде; 3) появлением новых социальных структур и новыми особен_ ностями управления обществом связанные с ними. В этот период нарастает мировой процесс интернационализа_ ции хозяйственной жизни, способствующей усилению специали_ зации, международного разделения труда, ускорению экономиче_ ского развития, повышению качества уровня жизни. Возникают новые потребности и методы их удовлетворения. Одновременно этот процесс несет с собой и опасности боль_ шой нивелировки, усреднения жизненных принципов. Очень ос_ тро такие противоречия проявляются в области культуры. Поэтому наравне с интернационализацией наш мир предста_ вляет национальные движения как в развивающихся, так и в ра_ звитых странах мира. В нашей же стране национальная проблема привела к окончательному краху «имперской» системы и не се_ годняшний день угрожает единству России. Предприятия, испытывающие воздействие растущей интер_ национализации, несут в себе и методы решения этих острых проблем. По опыту Запада, именно предприятия представляют собой основу развивающегося единого экономического про_ странства. В них человечество может найти эффективный способ решения многих глобальных вопросов современности. Иным фактором кардинально меняющим общий облик мира и прежде всего экономическую среду, является научно_техниче_ ская революция (НТР). Прорывы в технике и способах производства относятся к эко_ номической истории человечества. В условиях современности они быстро ускоряются и вносят в экономику Запада качествен_ ные изменения. На сегодняшний момент совершается переход от промышленного общества, которое возникло в ходе переворотов XVIII—XIX века, к новому информационному типу общества. В связи с этим значительно меняются соотношения между произ_ водством продукта и знанием, роль различных фаз общественно_ го воспроизводства, характер труда, структура производства, его управление и многое иное. Примером явлений НТР, которые приводят к значимым мо_ дификациям социально_экономического фундамента современ_ ного общества на Западе, может быть интенсивный отток работ_ ников в сектор услуг из отраслей материального производства. Так, в Швеции, Великобритании, Нидерландах, Франции число работников сферы услуг в общей численности населения уже к концу 1980_х гг. превысило 60%, в США — 72%. Тенденция пе_ рехода в сферу обслуживания сохранялось в 90_е гг. и очевидно, будет продолжаться и в будущем. Например, в США ожидалось, что к 2000 г. доля работников в промышленной сфере экономики снизится до 11%, а к 2030 г. — до 3%. Во Франции в 2000 г. общее число самодеятельного населения будет приходиться на долю сферы услуг примерно 73% работников. Другим фактом, связанным с НТР, является усиление роли предприятий, которое способствует изменению их структуры, создает необходимость появление нового типа предпринимателя, которое ориентируется в современных потребностях общества, обладает новыми знаниями и отвечает требованиям, предъя_ вляемым в настоящее время обществом к участникам экономиче_ ского процесса. Под влиянием происходящей в мире глобализации, а также сдвигов, порождаемых НТР, развивается социализация западно_ го общества. Доля стоимости, производимой в хозяйстве, перера_ спределяется с помощью разных механизмов на потребности об_ щества в целом или по отдельным категориям населения. Эта тенденция хорошо видна на уровне предприятий. На се_ годняшний день предприятию уже мало иметь только четко орга_ низованную финансовую, технологическую и инвестиционную политику. В современных условиях без социальной политики ни одно предприятие не может успешно существовать и функциони_ ровать. Опыт показывает, что отсутствие социальной политики пагубно сказывается на предприятии. НТР открыла много новых возможностей для деловых начи_ наний, но одновременно с этим обостряется борьба конкурентов, изменяется культурная среда в связи с ростом уровня образова_ ния и подготовки кадров, появляются новые профессии, каче_ ственной эволюцией ценностей в современном обществе. Основные изменения, которые происходят в западном движе_ нии предпринимательства под влиянием нижеперечисленных факторов. 1. Главным из многих изменений является своеобразный бум предпринимательства, продолжающийся уже несколько десяти_ летий. Нынешняя волна предпринимательства, в первую очередь, охватившая США, распространилась на Западную Европу, Япо_ нию и на прочие новые индустриальные страны. Это говорит о том, что в основе указанной тенденции лежат не только черты, присущие одной стране, а совокупность объективных факторов развития экономики цивилизованного общества. Примером могут быть такие страны, как США, Италия, ФРГ, Франция и некоторые другие. В США из 18 млн поставленных на учет предприятий всех ти_ пов (за исключением сельскохозяйственных) свыше 13 млн обра_ зовались в последние десятилетия. В США в течение последнего десятилетия каждый год возникало по 600 тыс. новых организа_ ций, из которых примерно 2/3 реально осуществляли значимые операции. Во Франции в 1952 г. число предприятий, действующих в стро_ ительстве, промышленности и общественных работах, равнялось 554,4 тыс., а через 20 лет оно увеличилось до 1461,1 тыс. Особенно быстрые темпы создания новых предприятий были в 1980_е гг. Примерно такая же динамика была в последние годы и в Ан_ глии, Италии, ФРГ и в иных странах. Основным показателем уве_ личения предпринимательского движения является рост числа миллионеров. К примеру, в 1990_е годы в США насчитывалось свыше 2 млн мил_ лионеров. 2. 1970—1990_е гг. были временем стремительного роста и уве_ личению мощи крупных промышленных объединений, имеющих за рубежом дочерние предприятия. В 1990_е гг. по данным ООН транснациональных корпораций (ТНК) было более 13 тыс. В настоящее время они играют важную роль в большинстве промышленных сфер производства. В начале 1990_х гг. на долю предприятий ТНК приходилось примерно по_ ловина стоимости ВНП Запада. Они производят около 50% товарного экспорта и 90% экспор_ та капиталов стран Запада. В 1980_е гг. ТНК продолжали расширять сферу деятельности, завоевывая все новые отрасли мировой экономики — страховые и банковские операции, прочие секторы кредитной системы, сферу услуг, туризм. Крупные ТНК возникали не только на Западе и Японии, но и в таких странах, как Австралия, Канада, в Республике Корея и в прочих «новых индустриальных странах». Все эти страны стремительно образовывают сеть своих филиалов по всему миру (также и в России). 3. В начале 1980_х гг. получает развитие новая организацион_ ная структура, основание которой составляют промышленные банки и концерны. Растет объем капиталов, которые контролиру_ ются ведущими промышленно_финансовыми группами («руко_ водящим ядром» сегодняшней экономики Запада). 4. Средние и мелкие предприятия, которые в прошлом часто в пользу идеологизированной схеме о преобладании монопо_ лий — объявлялись ликвидированными, в жизни показали устой_ чивость и живучесть. Вместо ожидаемого исчезновения малых фирм в результате роста ТНК на Западе и интеграционных про_ цессов наблюдается громадный предпринимательский бум. А ведь его основа представляет ренессанс мелкого и среднего предпринимательства. Большинство средних и мелких фирм во всех западных стра_ нах являются единоличными владениями. Они находятся в соб_ ственности отдельных индивидуальных предпринимателей или их семей. В США из 18 млн фирм 99% являются формой малого бизне_ са. По американской статистике, к нему принадлежат фирмы с общим числом рабочих до 500 человек, в том числе предприятия мелкого бизнеса с количеством работающих до 20 человек. Используемые в различных странах критерии средних и мел_ ких предприятий отличаются друг от друга. Например, в Англии мелкими являются фирмы с численностью менее 200 занятых, а в строительных фирмах — не более 25 занятых. Существенным показателем значения среднего и мелкого се_ мейного бизнеса является его роль в народном хозяйстве. Поэто_ му около 40% ВНП США составляет доля малого бизнеса. В ФРГ, с числом действующих 2,1 млн мелких и средних фирм, на кото_ рые приходятся 2/3 ВВП, в них заняты 2/3 всех рабочих в хозяй_ стве страны. На 1 января 1987 г. по официальным данным во Франции на средних и мелких предприятиях трудились 52,4% всех работающих в промышленности, 81,4% занятых в сельском хозяйстве и строительстве, 78,2% — в торговле, 28,6% — на транс_ порте, 13,7% — в сфере финансовых услуг. В общей сложности на средних и мелких французских фирмах работало около 11,5 млн человек. Доля их инвестиций равнялась 48%, в торговом обороте — 60,2%, в экспорте — 49,6%. Естественно, возникает вопрос: почему, несмотря на увеличе_ ние гигантских транснациональных фирм, сохраняется такое большое значение мелкого и среднего предпринимательства? Причем «секретов», разумеется, несколько. Специалисты счи_ тают, что наиболее значительную роль имеет «созидательная кон_ цепция», находившаяся в основе семейного дела и в целом мелко_ го бизнеса. Он станет «долгожителем», по мнению специалистов, в случае, если мелкие предприятия обеспечат выпуск продукции высокого качества. Еще один «секрет» состоит в уважении к людям — как со сто_ роны персонала предприятия, так и со стороны потребителей его продукции. По мнению предпринимателей, залогом успеха является постоянный диалог с людьми, изучение потребностей, стремлении максимально удовлетворить их. Большое значение имеет широкое развитие специализации. На основе специализации мелкий бизнес находит на рынке свою «нишу». Во всех странах мелкий бизнес в определенной мере ограни_ чивает остроту проблемы безработицы. И в этом состоит главный элемент опыта Запада, который нужно использовать. Например, только в США за период 1980_х — начала 1990_х гг. предприятия с численностью рабочих менее 20 человек образова_ ли 60% новых рабочих мест, в основном в сфере услуг. За это вре_ мя малые фирмы обеспечили работой 25 млн человек, в это время крупные корпорации уменьшили число рабочих почти на 3 млн человек. Непременным условием специализации является техническая модернизация мелких предприятий. Мелкий бизнес выступает в качестве пионера на осуществле_ ние разработки новой технологии — «технологии информации». Западный опыт показывает, что мелкий бизнес является очень эффективной экономической формой управления, а также про_ верки эффективного развития любых инноваций. Большая гибкость, скорость реакции на изменение рыночных условий, отсутствие твердой регламентации научного поиска и работы производства, обширные возможности личной инициа_ тивы и разумный риск — таковы, по мнению специалистов, сово_ купные методы успеха малых предприятий. Таким образом, предприниматель мелкого бизнеса является неким символом всего предпринимательства, получившего на За_ паде особое значение во всех сферах жизни социальной экономи_ ки. На Западе отлично понимают будущее развитие общества, за_ висящие во многом от подготовки кадров средних и мелких фирм. В последние годы этому уделяется большое внимание. Созданы сотни специальных центров и школ, готовящих пред_ принимательские кадры. Издается разнообразная учебная и науч_ ная литература. Рассмотрим некоторые виды предприятий и правовую струк_ туру западных стран. В предпринимательском праве Запада существует две осново_ полагающие группы предприятий — партнерские и единоличные. Каждая из них имеет конкретные различные правовые формы. Так, единоличные предприятия часто существуют в виде «про_ стых обществ». В принципе, это переходные формы по типу парт_ нерских предприятий. Существует две основные группы партнер_ ских предприятий: объединения капиталов (компании) и объеди_ нения лиц (товарищества). Кооперативные предприятия обычно выделяют в отдельную группу, получившие широкое распростра_ нение в ряде стран Запада. На Западе по правовой структуре предприятия подразделяют на кооперативные, единоличные («простые общества») и парт_ нерские (товарищества и компании). На Западе в любом хозяйствовании первичной фирмой счита_ ются единоличные предприятия. В их состав входит большинство действующих предприятий. К примеру, в США в начале 1990_х гг. из 18 млн зарегистрированных сельскохозяйственных предприя_ тий 10 млн были единоличными владениями и 4,5 млн — корпо_ рациями и партнерскими фирмами, с применением наемного труда. Чистая форма товарищества (объединения лиц) имеет различ_ ные правовые формы. Как в дореволюционной России, так и в со_ временной Европе Запада очень распространены коммандитные товарищества и открытие торговых и полных товариществ. В открытых торговых и полных товариществ их члены несут неограниченную, солидарную и личную ответственность, т. е. они отвечают всем своим личным имуществом, покрывая долги товарищества. Когда лица вступают в уже существующее обще_ ство, они также наряду со старыми членами общества несут от_ ветственность по всем обязательствам, даже за те которые возни_ кли до их вступление в общество. В случае выхода одного из членов общества, за ним закрепляется неограниченная ответ_ ственность за все задолженности, которые возникли при его членстве в обществе, на срок пять последующих лет. Такая прак_ тика существует в ФРГ, Швейцарии, Австрии и ряда прочих стран. В коммандитных товариществах другой принцип ответствен_ ности. У них ответственность разделяется между двумя членски_ ми группами. Некая их часть, как и в открытом торговом товари_ ществе, отвечает по долгам общества всем своим имуществом. А вторая часть отвечает лишь в рамках своего вклада в уставной капитал. В связи с появлением новых форм организации предпринима_ тельской деятельности в XX в. часть коммандитных товариществ начали превращаться в акционерные компании. В XX в. (особенно в последние десятилетия) среди таких но_ вых форм в странах Западной Европы весьма характерны две формы — акционерные общества и общества с ограниченной от_ ветственностью. Под кооперативом, который выделяли на Западе в отдельную группу, обычно понимается деятельность общество, которая направлена в основном не на получение прибыли, а на содействия и оказание помощи членам общества. На практике большинство западных кооперативов на сегод_ няшний день стали крупными высокодоходными предприятия_ ми, играющие главную роль в ряде секторов народного хозяйства. Разнообразие организационных и правовых и форм пред_ приятий говорят о плюрализме западного предпринимательства. В тот же период такой плюрализм включает в себя и плюрализм форм собственности. Сейчас реально существуют следующие формы собственно_ сти: государственная, коллективная (групповая, в том числе и ко_ оперативная) и частичная. Важное и ведущее место занимает форма частной собственности. Об этом свидетельствует важная роль единоличных предприятий. Она, можно сказать, является классическая форма частной собственности. В область частной собственности включаются также некоторые объединения лиц и многие компании, например, общества с ограниченной ответ_ ственностью. Значительное количество акционерных компаний следует от_ нести к форме групповой, коллективной собственности. К ней можно отнести и ряд кооперативов, а также большинство пред_ приятий, принадлежащих муниципалитетам. Издавна государственная собственность имела важнейшее ме_ сто в значительной жизни Запада. Однако в этой сфере в послед_ нее время осуществляются значительные изменения, связанные с приватизацией западной экономики — уменьшается часть госу_ дарственного сектора. В тот же период роль государства как средства, которые созда_ ют для бизнеса благоприятные условия, стала возрастать. На За_ паде государство выступает в качестве инвестора, координатора всей экономической активности, организатора научных исследо_ ваний. Остановимся на характеристике отдельных особенностей за_ падного предпринимателя. Их учет имеет важное значение при создании нового российского предпринимательства. В условиях увеличивающейся конкуренции для предпринима_ телей как руководителей и организаторов производства растет значение управления «человеческими реформами». Западными предпринимателями формируется «новая гло_ бальная стратегия», целью которой является повышение мате_ риальной и моральной заинтересованности работника, привлече_ ние его к активному участию в управлении производством, повышение мотивации к труду и степени удовлетворенности его результатами. В этой сфере опыт японских предпринимателей получил огромную известность. В последние годы главное место в деятельности многих ком_ паний Японии принадлежит специфической системе организа_ ции труда рабочих с названием «кружки контроля качества». В конце 1962 г. были созданы первые такие кружки на предприя_ тиях и крупных машиностроительных компаний. Кружком явля_ ется группа состоящая обычно из 8—10 человек, занимающаяся непосредственно на рабочем месте. Главные задачи кружка со_ стоят в обучении членов общества, в поиске, изучении и решении практических задач. Кружок создается на основе принципа пол_ ной добровольности. Группа человек в кружках при работе совместно с управляю_ щими и специалистами участвует в решении производственных проблем, на практике осуществляя менеджмент, основанный на участии. Пропаганда кружков качества заключается в реальном воплощении широко действующего в нынешней Японии лозунга: «каждый занятый — управляющий». С уверенностью можно сказать, что за последние два десятиле_ тия резкое расширение позиций Японии на мировом рынке в большей степени получено за счет активного применения круж_ ков качества, свидетельствующее об ускорении процесса развития производства, разработка и практическое внедрение прогрессив_ ных инновационных технологий, увеличении производительно_ сти труда, повышении качества производимой продукции. Увели_ чилась материальная и моральная заинтересованность участников производства в итогах своей деятельности. Значительные формы в Финляндии приобрела политика управления предпринимателей «человеческими ресурсами». Ло_ зунгом патроната страны стал: «антропоцентрическая рыночная экономика», т. е. рыночного хозяйства, где центральное место за_ нимает человек. На сегодняшний день главным для представите_ лей финского патроната является достижение «освоения челове_ ческого фактора», так как в современных условиях предпринима_ тельская деятельность основывается в большей степени на капи_ тале, находящийся в человеческом мозге, чем в традиционном капитале. Поэтому работающих привлекают к максимальному участию в деятельности фирм, выдвижению своих идеи, а руко_ водство фирм — к созданию стимулов и вознаграждений, поддер_ жаний духовного роста и отношению «человек_человек» вместо отношений «человек_машина». Маркетинг на сегодняшний день является популярным на_ правлением предпринимательской деятельности на Западе. «Интересы клиента превыше всего» — это одна из главных ак_ сиом западного предпринимательского хозяйствования. Однако ориентация на потребителя не появляется сама по себе даже в ры_ ночных условиях. Она будет реально действующим принципом только на фоне продуманной деловой стратегии, осуществляю_ щих организационно_управленческих методов и концепций. Их общее количество является маркетингом, который представляет собой ключевую проблему предпринимательства Запада. Удовле_ творение потребностей клиента — залог успеха. В противном слу_ чае предприятие ждет банкротство. В условиях экономики рынка выживает только производи_ тель, который может продлить нужды потребителя. Следователь_ но, основа маркетинга — изучение потребностей людей, их эво_ люции, способы удовлетворения новых нужд, закономерностей формирования, разработка определенных программ производ_ ственно_коммерческой деятельности. Этики бизнеса основана на честности и порядочности в дело_ вых отношениях. Государство способствует утверждению этих принципов. К примеру, в США были законы и некоторые акты, регулирующие отношения граждан и предпринимателей. Важную роль в разработке и осуществлении норм этики име_ ют сами предприятия и их объединения. Многие предприятия разрабатывают свои этические кодексы. Разработаны и действуют так называемые «исковые», или отра_ слевые, кодексы, на основе которых, отраслевые фирмы следуют одинаковым этическим нормам. Также западному бизнесу присущи и недостатки. За последние 10—20 лет растет коррупция, как в сфере госу_ дарственного, так и в мире частного бизнеса. В странах Запада ве_ дется коррупционная борьба, с активным участием предприни_ мателей и их организаций. Изучая историю российского предпринимательства, была вы_ явлена такая черта, как интенсивное участие в разнообразной благотворительной деятельности, которая стала традицией пред_ принимателей в России. Такая традиция наблюдается и у предпринимателей Запада. Например, во Франции существует общенациональная Ассоци_ ация развития меценатства промышленников и коммерсантов. Ее расходы на поддержку культуры в 1985 г. были выше 350 млн франков. Распространено меценатство и в США. В 1989 г. на основе пе_ чатной оценки объем филантропических даров в США превысил 4,75 млрд долларов, что превышает совокупную сумму расходов 1989 г. во всех иных странах Запада. В США, наверно, не суще_ ствует ни одного университета, в финансировании которого не участвовал бы в той или иной форме какой_нибудь состоятель_ ный предприниматель. Для предпринимателей Великобритании, по данным англий_ ских авторов, основным направлением спонсорской деятельно_ сти является спорт. На его долю приходится 90% всех филантро_ пических даров. Рассмотрим национальную специфику западного предприни_ мательства в четырех странах — США, Японии, Нидерландах и Франции. В США четко прослеживаются особенности предпринима_ тельства, где оно достигло неких «классических» параметров. Опыт США распространился на другие страны мира. Предпринимательский статус США, общественные предста_ вления о нем, оценка его действий являются высокой престижно_ стью бизнеса, уважения к нему абсолютным авторитетом деятель_ ного и активного человека, умеющего зарабатывать. Бизнесмен в США — доходная и престижная профессия, желаемая боль_ шинству новорожденных. Достичь экономического успеха, иметь состояние, укрепить свою независимость и самостоятельность — таково краткое изложение «американской мечты», вдохновляв_ шей американских предпринимателей. Культ богатства получил в стране крайне обширное распространение. Во Франции социально_психологическая атмосфера имеет су_ щественные отличия от американской. Французские предприниматели так же стремится к большому получению денег, как и американцы, но они не афишируют свою деятельность, не превращают ее в так называемый культ богат_ ства. Ограничивающей чертой является представление о чести сословия. У предпринимателей Нидерландов своя философия бизнеса. В фирмах этой страны, как и в нидерландском обществе, неприе_ млем сам принцип какого_либо формального или неформально_ го давления. Престижность предприятий, способы их действий основаны на правилах консенсуса между всеми участниками процесса экономи_ ки и общественной жизни. В обществе приветствуется объектив_ ное, внимательное, уважительное отношение к полученным согла_ шениям. Здесь не применяются санкции, которым подвергаются нарушители соглашений в США. В Японии, по исследованиям специалистов, имеются значи_ тельные отличия от американского или западногерманского опы_ та. Для Европы характерны индивидуализм, «консюмеризм» и парламентская демократия. Стратегий в экономике здесь явля_ ется «воля потребителя» и «право на прибыль предпринимателя». А в Японии действия их предпринимателей осуществляются не с помощью гонки за личным обогащением, а с помощью при_ зывов бороться против «опасности для японской нации» или ло_ зунга единства всего японского, прославления дисциплины, «чувства иерархии». Издавна человек в Японии не был наделен суверенными пра_ вами. Основным принципом было осознание каждым человеком своего места в ячейке общества — семье, производстве, фирме, государстве. Коллективные интересы всегда ставились и ставятся выше личных. Но в то же время коллектив, фирма, производство, государ_ ство принимают в жизни каждого отдельного человеческого ин_ дивида весьма активное участие. В связи с этим японский менеджмент направлен на макси_ мальное развитие способностей человека, на эффективное их ис_ пользование, на мотивацию у персонала потребностей непрерыв_ но учиться и на побуждение желаний применять полученные знания на производственной практике. При характеристике методов и тактики японских предприни_ мателей, обратим внимание на такое явление, как некая «тойоти_ зация Запада». «Тойота» — крупная компания Японии, которая успешно конкурирует на внутреннем рынке США с американ_ скими автомобильными гигантами. «Тойотизация» в узком смысле означает использование бри_ гадной организации труда, которая увеличивает ответственность каждого работника и его совместную эффективность, внедрени_ ем безукоризненной, жесткой и точной системы поставок пред_ приятия всем необходимым и сбыта его продукции, делающей складское хозяйство излишним, а также резко сокращает потери всего производства за счет личных усилий его участников. «Тойотизация» в широком смысле — это совокупность средств и направлений деятельности всех японских фирм, использование которых приводит к «японизации» мира. Существует масса при_ меров экспансии предпринимателей Японии. Существуют примеры другого характера, на которые полезно обратить внимание российским предпринимателям. Первый пример связан с учебой японских предпринимателей. Сегодняшние Японцы самые прилежные и активные ученики в американских школах бизнеса. Среди иностранных студентов они вышли на лидирующее место во всех школах бизнеса в США. За пятилетие 1988—1992 гг. число японских граждан, получивших после окончания бизнес школы звание делового магистра, увели_ чилось в три раза. Главная цель обучения в США — это способ_ ность хорошо знать своего конкурента. Второй пример — деятельность японских предпринимателей связанная с благотворительностью, в последние годы переживает бурный рост. В 1989 г. соответствующие расходы фирм Японии достигли около 1 млрд долларов. В 1990 г. был создан клуб «одно_ го процента», т. е. компаний, которые до уплаты налогов на фи_ лантропические расходы выделяют не менее 1% своей прибыли. У «Тойоты» 1% равнялся в 1991 г. 540 млн долларов. Сейчас не только США и Япония, но даже такие страны, как ФРГ, уделяют большое внимание профессиональной подготовке персонала предпринимателей, технического состава и рабочих, глубокому внедрению современного менеджмента и исследова_ ниям сегментации рынков с помощью маркетинга. В последние десятилетия в развитии западного предпринима_ тельства произошли качественные сдвиги — это рост значения предпринимательства в решении наиболее значимых проблем своих стран. Таким образом, российскому предпринимательству, только начавшему свое зарождение в новых социально_экономи_ ческих условиях, есть чему поучиться у своих западных коллег предпринимательской деятельности.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |