Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательство России




Современный этап в российском предпринимательстве начи_

нается с перестройки российского общества, осуществляющейся

с середины 1980_х гг. и продолжающейся уже свыше 12 лет, кото_

рые имеют для российского предпринимательства поистине судь_

боносный характер.

В этот период, особенно в начале 1990_х гг., происходят кар_

динальные изменения в обществе по отношению к предпринима_

тельской деятельности и частной собственности. Запрет на част_

ную собственность происходил около 70 лет. После этого впервые

государство признает ее равные права со всеми иными формами

собственности и декларирует свободу предпринимательской дея_

тельности.

Осуществляется ряд значимых законодательных актов, являю_

щихся основой новой смешанной экономики с характерным

плюрализмом форм собственности и организационных структур.

Начинается стремительный процесс их развития.

В начале 1990_х гг. Верховным Советом СССР и Российской

Федерации были приняты десятки новейших постановлений

и законов, затрагивающих вопросы предпринимательства.

В декабре 1990 г. был принят закон «Особенности в РСФСР»,

по которому впервые частная собственность была признана рав_

ноправной наряду с муниципальной, государственной и соб_

ственностью общественных объединений.

Закон допускает «складку» имущества и создание предприни_

мательских объединений: «предприниматель может осуществлять

любые виды хозяйственной деятельности, если они не запреще_

ны законодательными актами Союза ССР».

В течение 1991 г. приняли ряд прочих важных законов, кото_

рые определяли не только общие права предпринимателей, но

и определенные способы формирования предпринимательства

в России.

Например, закон «О приватизации государственных и муни_

ципальных предприятий в РСФСР» установил организационно_

правовые основы изменения отношений собственности на сред_

ства производства для целей создания социальной ориентирован_

ной, эффективной рыночной экономики.

В 1992 г. на основе закона учреждалась государственная про_

грамма приватизации, в которой имелись задания на текущий год

и прогнозы на два последующих года.

Приняты также законы «Об иностранных инвестициях в РСФСР»,

«Об ограничении монополистической деятельности», «О предприя_

тиях и предпринимательской деятельности» и многие другие.

На основе этого была создана юридическая среда для проявле_

ния собственной инициативы и роста предпринимательской дея_

тельности.

Преобразования в правовой сфере увеличили активность

в сфере создания акционерных обществ и иных видов пред_

приятий.

В Государственный реестр стран к маю 1991 г. было внесено

700 обществ с ограниченной ответственностью и акционерных

обществ (477 ООО и 223 АО). Количество частных коммерческих

банков в конце 1991 г. было свыше 1300.

Еще недавно было много ожесточенных споров в вопросе

о биржах. Значительная доля общества категорически отвергала

их надобность, не допуская даже мысли о возможностях органи_

зации бирж.

1990 г. в этой сфере произошли революционные изменения.

Вопрос о биржах перешел границы теоретических дискуссий

и приобрел значимость на практике.

Первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) была заре_

гистрирована 19 мая 1990 г. МТБ — рынок, где осуществляется

оптовая торговля товарами по стандартам и образцам. На товар_

ных биржах производятся только массовые сделки купли_продажи

однородных товаров, таких как сахар, зерно, металл, хлопок и т. п.

Это основывается на том, что продавец может вступать на биржу

без реального товара, а покупатель — без наличных денег.

Через пару месяцев сформировалась Московская товарно_

сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 г. было объявлено об ор_

ганизации в Москве двух фондовых бирж — Московской между_

народной фондовой биржи (ММФБ) и Московской центральной

фондовой биржи (МЦФБ).

Фондовая биржа представляет собой рынок ценных бумаг (ак_

ций и облигаций), являющихся предметами купли_продажи по

курсу цен, регистрируемых на фондовой бирже. На 29 ноября

1991 г. количество бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. в газе_

тах говорилось о 800 биржах в пределах бывшего Союза. В одной

Москве к тому времени существовало 80 бирж.

Однако создаваемые биржи еще далеко не являлись биржами

в их классическом виде. Необходима была долгая работа по улуч_

шению деятельности и организации бирж.

В январе 1992 г. был осуществлен начальный шаг на пути к ры_

ночной экономике — на большинство товаров и услуг было осво_

бождение цен, в основном упразднена централизованно_фондо_

вая система осуществлявшая распределение ресурсов. Решением

этой задачи было одновременное осуществление приватизации

государственной собственности в торговле, промышленности,

сфере услуг и пр.

Освобождение цен при условии сохранения предельной моно_

полизации производства в итоге привело к быстрому росту всех

без исключения цен: к концу 1992 г. примерно в 100—150 раз по

сравнению с ростом средней зарплаты в 10—15 раз.

Так как на практике либерализация цен далеко отстранилась

от приватизации, то большинство граждан, чьи скудные сбереже_

ния оказались фактически конфискованными государством,

а также устранялись из хода приватизации. В виде компенсации

они бесплатно получили ваучеры (приватизационные чеки), ко_

торые с весны 1993 г. можно было вкладывать в акции определен_

ных предприятий. В это время в стране резко увеличилось властя_

ми неконтролируемая скупка ваучеров у населения, цены

которых были в 2 и более раз ниже официальной стоимости

в 10 тыс. рублей, состоятельными людьми, иностранцами, част_

ными банками, мафиозными группами.

В январе 1991 г. осуществлялась аграрная реформа. Реформа

предусматривала полное признание на землю частной собствен_

ности, включая право на ее продажу и куплю; изменение системы

закупок сельскохозяйственной продукции; реорганизация кол_

хозно_совхозной системы с необходимостью ликвидаций убыточ_

ных хозяйств; меры по государственной поддержке крестьянских

хозяйств (фермеров), переработки аграрной продукции, созда_

нию системы агросервиса. В перспективе на ближайшие годы бы_

ло увеличение крестьянских хозяйств более чем в 15 раз, т. е. что_

бы их количество достигло полумиллиона.

В реальности реформы в сельском хозяйстве были осущест_

влены. К 1996 г. в России действовало около 300 тыс. фермерских

хозяйств (по плану было 500 тыс.) одни из них образовываются

вновь, другие ликвидируются (в 1995 г. из 36 тыс. созданных хо_

зяйств закрылось 26,8 тыс.). Занимая в 1994 г. более 5% земли,

фермерские хозяйства собрали лишь 5,1% зерна, 3,5% сахарной

свеклы, 1,5% мяса, 1,5% молока, 1,5% мяса, Более того, многие

тысячи фермерских хозяйств зарастали сорняками и вообще не

обрабатывались. Не оправдался и заявленный лозунг «Фермер

накормит страну».

Россия, обладая большими потенциальными способностями

в производстве продуктов питания, в ходе реформ превратилась

в «Международную побирушку». В России за последние годы по_

требление продуктов питания на душу населения сократилось

почти на треть и скатилось до уровня голодающих стран мира. Во

время застоя наша страна по этому показателю находилась на 7_м

месте в мире, а теперь оказалась на 39_м.

В ходе правительственных актов пробуждалось создание мел_

ких фермерских хозяйств, к выходу крестьян из совхозов и колхо_

зов для осуществления производства в других организационно_

правовых структурах.

Фермерское движение имело право на полноправную органи_

зацию в АПК.

Все же правительство, прежде чем приступить к осуществле_

нию аграрной реформы, надо было учитывать тот факт, что орга_

низация фермерских хозяйств — весьма дорогое дело и практиче_

ски невозможна для ослабевшего государства.

Чтобы фермерское движение было успешно в своем развитии,

необходимо было произвести большую и дорогостоящую предва_

рительную работу: для будущих фермерских хозяйств создать спе_

циализированный парк сельхозмашин, а также отделы, которые

будут обеспечивать фермеров семенами, горючим, удобрениями,

химикатами по доступным ценам. Не разрешились такие пробле_

мы, как обучение фермеров в школах и на специальных курсах

и организациях фермерских хозяйств по сбыту продукции.

Ни у государства, ни у владельцев созданных фермерских хо_

зяйств не имелось необходимых капиталов для успеха хозяйство_

вания в новых условиях экономики.

Это и явилось главной причиной провала фермеризации

АПК. Тридцатилетнее влияние оказало принудительно_админи_

стративный, недемократический характер преобразований, кото_

рые проводятся правительством без учета мнения самих агропро_

мышленных работников. Ведь «сверху» совхозам и колхозам

предписывалось, невзирая на их желания, в течение года (до 1 ян_

варя 1993 г.) обрести новую организационно правовую форму.

Виновных лиц за нарушение сроков реорганизации могли

привлечь к ответственности. Такие действия властей в отноше_

нии работников были уж очень сильно схожи с печально известной

фирмой по осуществлению сплошной коллективизации в 1930_е гг.

Отличие в том, что тогда вся коллективизация проводилась под

лозунгом ликвидации кулачества как класса, а на сегодняшний

день — фермеризации под лозунгом ликвидации совхозов и кол_

хозов, «изобретенных» большевистской властью.

Следует заметить, что если 60 лет назад в крупные коллективы

объединялись мелкие крестьянские хозяйства, то сейчас идет об_

ратное явление — совхозы и колхозы, как крупные хозяйства,

должны ликвидироваться, а на их основе планируется формиро_

вание сотни тысяч мелких крестьянских фермерских хозяйств.

Приватизация в России началась в 1991 г., когда был принят

закон «О приватизации государственных и муниципальных пред_

приятий в РСФСР».

Осуществленная в России приватизация, в большинстве слу_

чаев, фактически была лишь формой для образования акционер_

ных обществ, скрывающих корпоративную систему отношений

собственности, когда банки, госаппарат и администрация компа_

ний фактически стали безраздельными хозяевами бывшей соб_

ственности государства.

Трудовой коллектив если и получал на руки некую часть ак_

ций, то они либо были «безголосыми», либо прикрывали беспра_

вие трудового коллектива, ибо за компанией коллективного вла_

дения акциями не скрывалось действительного экономического

содержания коллективного присвоение к распоряжению сред_

ствами производства.

Говоря о формальной стороне дела, то провозгласив в Законе

о приватизации (1991 г.) образование предприятий с разными

формами собственности, в государственной программе привати_

зации в 1992 г. российским правительством предусматривалось

образование на основе государственных предприятий только от_

крытых акционерных обществах.

Основанием такого решение было, во_первых, создание зак_

рытого АО, которое ведет к созданию коллективной собственно_

сти, каковая была заведомо неэффективной, и, во_вторых, ЗАО

не оставляет никаких долей в собственность государства для «на_

родной приватизации» с помощью ваучеров. Данные приватиза_

ционные подходы представляют собой отход от широко деклари_

ровавшейся приверженности экономическим принципам

«цивилизованных стран». Реально, в ходе приватизации крупней_

ших государственных корпораций во Франции и в Англии созда_

вались именно АО открытого типа. Именно эта хозяйственная

форма была предназначена для такого рода сверхкрупных эконо_

мических структур. Для основной массы предприятий, они являют_

ся АО закрытого типа или товариществами с ограниченной ответ_

ственностью. Например, в США, среди американских корпораций

часть АО закрытого типа достигает 99,6—99,7%.

Таким образом, поспешно_принудительный характер акцио_

нирования обеспечивает только смену организационно_правовой

формы организаций, почти ничего не добавляя к стимулам трудо_

вой или предпринимательской активности.

Трудовым коллективам были установлены три варианта льгот

при акционировании государственных предприятий. Варианты

были образованы таким образом, чтобы не было концентрации

контрольного пакета акций в руках трудового коллектива.

При акционировании ни по одному из вариантов льгот не соз_

давались принципы для передачи организаций в коллективную

собственность.

Избранные формы и результаты приватизации говорят о том,

что программа приватизации обеспечивала не столько благопри_

ятные условия для частного бизнеса, сколько дешевое и быстрое

перераспределение имущества государства с сомнительными ха_

рактеристиками.

Партнерская сомнительность проявляется в том, что капитал

государственных предприятий не подлежит продажи, а искус_

ственным образом распределяется по условным и весьма зани_

женным ценам; даже в случае продажи предприятием с аукциона,

если их первичная оценка также искусственна; не обеспечивают_

ся равные стандартные условия для лиц, участвующих в ходе пе_

рераспределения негосударственного имущества; условия фор_

мирования фондового рынка таковы, которые обеспечивают

сведения акций большинства организаций к малым величинам.

Альтернативой «номенклатурной» приватизации является как

правило, деклассированность, так называемая «народная прива_

тизация». На практике она осуществлялась в крайне незначитель_

ных размерах, в результате которой каждый гражданин приобре_

тал некую часть государственной собственности с помощью вау_

чера, который, по замыслу правительства, должен был создавать

равные начальные возможности в разгосударствлении, приобре_

тении для всех членов общества государственной собственности.

В реальности же в России в результате «ваучеризации» прио_

бретение бывших производственных средств государства органи_

зовывалось большей частью теми, кто имел реальные ликвидные

средства, т. е. это те, кто мог совершать необходимые расходы

в любой момент. Такими силами могли быть или новые коммер_

ческие структуры, или теневые иностранные капиталы, или быв_

шие государственные структуры. А рядовые граждане были от_

странены от государственной собственности, которую они

создавали своим трудом в прошлом.

В России более трети предприятий было приватизировано

к 1991 г., они находились на самостоятельном балансе и имели

права юридического лица. В области малого бизнеса было прива_

тизировано более половины объектов.

Приватизация не привела к улучшению экономической си_

туации — страна все равно находилась в глубоком экономиче_

ском кризисе.

Из этого следует, что приватизация государственной соб_

ственности:

1) не послужила улучшению состояния дел ни в промышлен_

ности, ни в сельском хозяйстве (свыше 5 лет длился спад про_

изводства);

2) не создала значимых альтернатив для целей преодолению

спада действительных доходов граждан;

3) вызвала снижение и без того не высокой мотивизации тру_

да у большинства граждан (исключение составляли занятые

в узкой области коммерческой, преимущество посредниче_

ской деятельности), так как многие работники так и остались

отчуждены от собственности;

4) приватизация очень ускорила социальное неравенство на_

селения, росла угроза массовой безработицы; способствовала

люмпенизации определенной доли населения, его обнища_

нию (в РФ в 1995 г. 1/3 всего населения бала на уровне ниже

прожиточного минимума).

По мнению некоторых специалистов, с которыми трудно не

согласится, в России создания рыночной системы скорейшая

и массовая приватизация не было необходимостью, необходимо

было обеспечить свободу создания частного предприниматель_

ства и коммерциализацию государственных предприятий. Этого

было бы весьма достаточно для создания полноценных субъектов

рыночного хозяйства, которые были бы эффективнее наспех при_

ватизируемых государственных предприятий.

Все же ни коммерциализация, ни приватизация в условиях од_

номоментной либерализации цен не в состоянии обеспечить пол_

ноценную стратегию рыночного поведения.

Все это говорит о том, что для выхода из продолжительного

кризиса надо срочно отказаться от укрепления рыночных отно_

шений и проведения реформ. Нет, по сути реформы реально дол_

жны улучшать общественное благосостояние.

А пока на реформах наживаются криминальные структуры

и так называемые «новые русские».

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. История экономики как наука............... 3

ЛЕКЦИЯ № 2. Возникновение экономики.................. 9

1. Возраст экономики................................9

2. Как возникли различные типы хозяйства...........10

3. Менталитет.....................................11

4. Геополитика.....................................13

ЛЕКЦИЯ № 3. Экономические цивилизации............... 15

1. Древние экономические цивилизации.

Экономика охотников..............................15

2. Цивилизация кочевых скотоводов.................15

3. Горские цивилизации............................16

4. Речные цивилизации.............................17

ЛЕКЦИЯ № 4. Сферы экономики........................ 20

1. Рабовладельческая экономика.....................20

2. Хозяйство афинского полиса......................21

3. Римское рабовладельческое хозяйство..............22

4. Азиатский способ производства

и античное рабство.................................23

ЛЕКЦИЯ № 5. Феодальная экономика.................... 27

1. Феодальная экономика. Общая характеристика......27

2. Феодальная экономика Франции..................28

3. Феодальная экономика Англии....................28

4. Феодальная экономика Германии..................29

5. Феодальная экономика России....................30

6. Феодальная экономика Японии...................31

7. Экономика феодального города....................32

ЛЕКЦИЯ № 6. Мировая торговля......................... 34

1. Торговля и кредит................................34

2. Зарождение капитализма.........................36

3. Генезис капиталистической экономики

в странах первого эшелона

(Голландия, Англия, Франция, США)................36

4. Экономические последствия распада

колониальной системы.............................39

5. Общий рынок и европейский союз.................40

6. Развитие экономики запада

во второй половине XX века.........................41

ЛЕКЦИЯ № 7. Мировой рынок........................... 43

1. Великие географические открытия.................43

2. Мировой рынок.................................44

3. Реформистский путь перехода

к рыночной экономике Германии....................44

4. Реформистский путь перехода

к рыночной экономике России......................45

ЛЕКЦИЯ № 8. Начало колониализма,

зарождение капитализма и промышленности............ 46

1. Начало колониализма............................46

2. Зарождение капитализма

в Западной Европе.................................46

3. Первоначальные накопления капитала

в Англии..........................................47

4. Зарождение промышленности в России............48

5. Промышленный переворот в Англии...............48

6. Особенности капитализма во Франции.............50

7. Становление капитализма в Германии..............50

8. Начало капитализма в США.......................52

9. Промышленный капитализм в Японии.............53

10. Основные тенденции в развитии мирового

капиталистического хозяйства

на рубеже XIX и XX вв..............................54

ЛЕКЦИЯ № 9. Государственный социализм.

Ценообразование..................................... 56

1. Возникновение, развитие,

кризис хозяйственной системы

государственного социализма в СССР

и в странах Восточной Европы.......................56

2. «Директивное планирование»

в системе государственного социализма..............56

3. Революция цен.

Ценообразование «от достигнутого»

как механизм управления

прогрессом общества...............................57

4. Основные макроэкономические

показатели периода застоя..........................59

5. Кризис коммунистической

идеологии и социальная цена перестройки............60

6. Сдвиги в структуре экономики ведущих

капиталистических государств.......................61

7. Различные модели смешанной экономики..........62

ЛЕКЦИЯ № 10. Монополизация......................... 65

1. Монополизация экономики.......................65

2. Превращение США

в первую индустриальную страну в мире..............66

3. Германия — вторая промышленная

держава мира......................................68

4. Утрата Англией

промышленного первенства.........................70

5. Экономическое отставание Франции...............71

6. Усиление монополий

вследствие разукрупнения средних предприятий.......72

7. Демонтаж социально_ориентированной модели

налогообложения..................................73

ЛЕКЦИЯ № 11. Экономика России....................... 76

1. Общая характеристика российской экономики......76

2. Капиталистическая перестройка России............77

3. Экономические последствия

Первой мировой войны (1914—1918 гг.)..............78

4. Главные экономические

изменения в межвоенный

период (1919—1939 гг.).............................79

5. Экономическое содержание

«холодной войны»..................................80

6. Отказ от планирования...........................81

7. Отказ от управления

материальными ресурсами..........................82

8. Отмена принципа

«равной оплаты за равный труд».....................83

9. Сокращение доходной части бюджета..............83

10. Хозяйственная система социализма в СССР........84

11. Тотальная милитаризация экономики СССР.......85

ЛЕКЦИЯ № 12. Формирование и развитие рыночной

экономики свободной конкуренции.................... 87

ЛЕКЦИЯ № 13. Становление и развитие

кредитной системы России XVIII—XIX вв................ 94

1. Кредитные учреждения России

до XIX столетия....................................94

2. Кредитные учреждения

в царствование Александра I........................97

3. Кредитные учреждения

в царствование Николая I...........................98

4. Кредитные учреждения

в царствование Александра II.......................100

5. Кредитные учреждения

в царствование Александра III......................105

6. Кредитные учреждения

в царствование Николая II.........................109

ЛЕКЦИЯ № 14. Современный предприниматель:

опыт Запада и наши проблемы........................ 115

1. Эволюция российского

предпринимательства после октября 1917 г...........115

2. Состояние кредитной системы в период,

предшествовавший новейшей

экономической политике..........................122

3. Переход к «новой экономической политике»

и ее влияние на формирование кредитной

системы России...................................123

4. Опыт развития западного

предпринимательства..............................133

5. Предпринимательство в России...................146

Щербина Л. В.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО ИСТОРИИ ЭКОНОМИКИ

Завредакцией бухгалтерской литературы: Е. В. Максименко

Корректор: И. И. Ульянова

Технический редактор: Л. И. Галушко

Формат: 84 Ч 108/32

Гарнитура: «Ньютон»__




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.