Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие 9 страница




Чтобы коммуникация в Т-группе была по-настоящему полноценной необходимо использовать личные способы ее трансляции. Ведь часто мы облекаем свои чувства в слова, которые на самом деле никак их не определяют. Например, сказать: «Все это было ужасно» - значит сообщить об «этом», но не о себе. Более прямым и честным будет следующее заявление: «У меня все это вызвало отвращение». Часто чувства путают с мыслями. Мысли - это выводы или заключения относительно состояний души, а не их описание. Заявления типа: «Я чувствую, что от Линды помощи мало» или: «У меня ощущение, что нам не следует этого делать» на самом деле являются суждениями, которые лучше начинать словами: «Я думаю...».

Такой коммуникативный навык как «а ктивное слушание» подразумевает ответственное, осмысленное восприятие сказанного другим человеком. При этом слушающий задает говорящему вопросы, уточняет, правильно ли он понял смысл его высказываний. Это возможно, если человек выработал в себе эмпатию. Эмпатия - это умение слушать и способность воспроизводить услышанное, умение помочь, включая способность выразить неподдельное участие и уважение. В последнее время обучение навыкам и умениям стало менее концептуальным и приобрело более «деятельностный» характер. Сегодня, например, эмпатия понимается не столько как условие эффективного терапевтического воздействия, сколько как сочетание конкретных наблюдаемых форм поведения. Обучение эмпатии идет через процессы распознавания и конфронтации. Распознать - значит войти в чужое положение, пойти дальше формального понимания произнесенных слов, выяснить, что за ними стоит. Для этого надо войти в достаточно тесный контакт с другим человеком, увидеть мир его глазами, но при этом быть в состоянии различать его и свои впечатления. Точность и восприимчивость в распознавании являются необходимыми, но недостаточными условиями настоящего эмпатического общения. Эмпатическое общение подразумевает также способность убедить другого в своем понимании его поведения, чувств и того, что за ними стоит. Конфронтация - это наиболее действенная форма коммуникации, которая может не только способствовать развитию, но и наносить ущерб. Конфронтация продуктивна, если с ее помощью устанавливаются позитивные отношения с тем, на кого направлена конфронтация, и готов к еще более близким отношениям; используются формы просьб и предложений, а не требований; идет речь о внешних поведенческих проявлениях, а не о предполагаемых или скрытых мотивах действий партнера; группа стремится к позитивному и конструктивному противостоянию, а не к негативному; реализуется прямо, называя факты фактами, предположения предположениями, а ощущения ощущениями.

Любой человек, являющийся объектом конфронтации, извлечет из нее пользу, если будет открыт для обратной связи с другими и будет рассматривать конфронтацию как возможность исследовать себя, пусть даже это сопряжено с временным конфликтом и дезорганизацией. Однако в ответ на конфронтацию в различных формах поведения членов группы могут проявиться защитные реакции, если в группе нет атмосферы доверия и взаимного принятия, Суть конфронтации должна соответствовать целям группы: например, сугубо личная конфронтация будет неуместной в Т-группе, ориентированной на выполнение общегрупповой задачи. Умелое применение конфронтации подразумевает чуткое отношение к психологическому состоянию того, на кого она направлена, а также глубокое осознание своих мотивов инициатором конфронтации. Часто конфронтация, которая мыслится как терапевтическая, на самом деле является выражением потребности наказывать, доминировать или провоцировать, а не желания помочь и проявить участие.

Сфера применения Т-групп и ее расширение. Деятельность Т-групп оказала заметное влияние на общество в целом. Следствием этого явилось увеличение числа представителей самых разных сфер общественной жизни, которые свободно оперируют психологическими терминами. Некоторые даже склонны считать, что тот, кто не совершает периодического паломничества в психокоррекционные группы, не может считаться «стоящим» и живущим полной жизнью человеком. У все большего числа людей углубляется понимание психологических процессов, имеющих место в повседневной жизни. Опыт Т-групп учит, что для создания новых взаимоотношений или принятия значимых решений совсем не обязательно дожидаться случайных критических ситуаций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.