Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Темоцентрированное взаимодействие




 

Сущность темоцентрированной психотерапии. Темоцентрированное взаимодействие относительно молодое направление в ряду психотерапевтических подходов. Тем не менее его можно отнести к той же гуманистической традиции, идущей от К. Роджерса, при условии, что многие специфические особенности этого направления предопределены философскими взглядами его основателя - Руфи Кон. В центре методики лежит ориентация на определенной теме, структурирующей события, происходящие в группе. Тема является основой, посредством которой члены группы вступают в межличностные взаимодействия, уточняя и эксплицируя философский смысл обсуждаемой темы. Методика представляет собой метод расширения опыта (обладающий чертами интегративных обучающих стратегий, психотератерапии и психодинамического тренинга), который можно использовать при обсуждении самых разных тем и решении самых разных групповых задач и проблем.

В основе методики темоцентрированного взаимодействия лежит прием контрпереноса. Контрперенос предполагал, что психотерапевт играет по отношению к группе роль пациентов, а группа при этом становится «психотерапевтом». И хотя сегодня феномен контрпереноса принимается как факт в психосоциальных методиках, первоначально он рассматривался как признак «слабости» психотерапевта, которую требовалось «проанализировать». Признание этого факта реальным для любого психосоциального процесса как раз и сделало идеи Руфь Кон интересными, полезными и практически важными. Р. Кон поняла, что взаимодействия между членами группы можно с успехом использовать при проработке темы контрпереноса. В результате профессиональные проблемы участников семинара стали соотноситься с проблемами развития их личности.

Р. Кон однако не зациклилась на контрпереносе. Она использовала и другие методы при сопоставлении происходящих в группе процессов с теми целями и интересами, ради которых работает группа. Она обратила внимание на контраст между оживленной атмосферой психотерапевтических групп и скукой, характерной для многих учебных занятий. Одна из целей движения темоцентрированного взаимодействия состояла в том, чтобы заставить преподавателя сойти с кафедры и вступить во взаимодействие со слушателями. Р. Кон по сравнению со многими традиционными методами предлагает более психологизированный подход к классным формам обучения. Это видно из того набора понятий, которые описывают процесс темоцентрированного взаимодействия. Проанализируем эти понятия.

Проживание-научение. Данное понятие впервые ввел Норман Либерман в 1966 г. Это понятие использовалось для того, чтобы подчеркнуть, что психотерапия, встречи с новыми людьми и т.д. - любой жизненный опыт может чему-то научить. Когда человек попадает в ситуацию оживленного общения, где рассматриваются различные проблемы, задачи, темы, он начинает волей-неволей обучаться с помощью живого опыта. Это сильно контрастирует с так называемым «мертвым» обучением, принятым в традиционной системе образования. Цель темоцентрированного взаимодействия – обучение на основе живого опыта.

В темоцентрированном подходе выделяют три основные аксиомы[26]:

1. Все люди являются самостоятельными психобиологическими элементами единого космоса. Другими словами, все люди одновременно и автономны и взаимозависимы. У членов группы поощряется признание как различий между ними, так и потребности в общении и взаимопомощи.

2. Жизненная активность и личностный рост члена группы, а также любое решение, которое к ним приводит, должны уважаться. Все, что способствует такому уважению, - гуманно, а все, что препятствует, - антигуманно. В пределах группы каждый волен проводить исследования и эксперименты, взаимодействовать с другими членами группы, реагировать на их эмоции, свободно общаться.

3. Свобода принятия решений ограничена как внутренними, так и внешними факторами. Вместе с тем эти границы гибки и могут расширяться. Все члены группы признают, что имеющийся у них потенциал поведенческой свободы никогда не может быть использован в полной мере, или, что-то же самое, их поведение ограничивается реальными условиями группы и, в пределе, мира в целом.

Перенос и контрперенос. Это базовые понятия для рассматриваемого подхода. Одно из наиболее распространенных определений переноса выглядит так. Перенос – это влияние ранее сформированного действия (навыка) на овладение новым действием. Перенос проявляется в том, что овладение новым действием происходит легче и быстрее, чем овладение предыдущим действием. Для темоцентрированного взаимодействия перенос актуализируется тогда, когда участник распространяет чувства, испытываемые им по отношению к какой-либо значимой личности, которая играла или играет важную роль в его личной жизни, на одного из членов группы или на ее руководителя. В итоге участники темоцентрированного взаимодействия реагируют друг на друга в соответствии как с текущим поведением каждого из них, так и со своими неосознанными потребностями.

Перенос эффективнее наблюдать и использовать в групповых формах деятельности. Очевидно, что простое присутствие других людей является ободряющим и поддерживающим фактором. Аналогичным образом, количество переносов и реакций в группе также увеличивается благодаря разнообразию форм межличностных взаимодействий. При аналитической групповой психотерапии активация переносов является одной из важнейших процедур, так как способствует регрессии, процессу, в ходе которого интенсивное выражение эмоций и исследование детских и других впечатлений прошлого способствует реконструктивным личностным изменениям.

В групповой психотерапии перенос может выступать и несколько опасной методикой обучения. Он становится таковым, если участники темоцентрированного взаимодействия строят слишком «нереальные проспекты» в отношении возможных достижений. С этой целью используется иной механизм воздействия – контрперенос. Контрперенос - это реакция руководителя группы на нереалистические установки или ожидания членов группы. Контрперенос имеет место тогда, когда налицо необоснованная неприязнь к членам группы, неспособность к сочувствию, чрезмерно эмоциональная реакция на проблемы участников группы, излишняя симпатия к ним, защитная позиция, занимаемая по отношению к ним, безразличие, а также агрессивные ответные реакции на такое же отношение к себе. Эти проявления могут исходить со стороны как руководителей групп (контрперенос), так и их членов (перенос). Важно, чтобы и руководитель группы и ее члены отдавали отчет в том, что это за реакции они порождают и каково их значение.

Тема. Это понятие в темоцентрированном подходе имеет не столько содержательное, сколько инструменталистское значение. Тема выступает в качестве центра, в качестве основы, вокруг которой строится вся деятельность группы. С помощью темы определяется функциональная структура работы коллектива, даже если не была составлена заранее повестка дня. Либо руководитель группы, либо подобранные группой представители (специально для выбора темы), либо вся группа выбирают тему, которая должна послужить объектом, на который направлена работа группы, и которая должна способствовать ее сплочению. При работе над темой участники темоцентрированного взаимодействия сохраняют при этом свободу отношений друг с другом.

Центральным моментом работы группы является формулировка темы. Многое зависит от того, какого типа темы будут избраны группой. Для упрощения анализа психотерапевтического процесса в темоцентрированном подходе используется специальная их классификация, изобретенная Н. Либерманом. Им темы разделены на пять категорий: исследовательские, мобилизующие, темы переживания, экспериментальные, оценочные.

Исследовательские темы направлены на развитие межличностных отношений, позволяя участникам групп открыть новые интересы. Любой человек связывает с темой то, что имеет отношение к его собственной личности. Например: «Узнавая других, раскрываем себя» и т.д.

Мобилизующие темы конкретизируют противоречивые ситуации в жизни, уточняя те проблемы и неясности, с которыми столкнулся человек. Они обеспечивают готовность к работе. Например: «Пока мы едины, мы непобедимы».

В темах переживания акцентируется необходимость осознания актуальной ситуации в настоящий момент (по принципу «здесь и теперь»). Такого рода темы чаще всего применяются в группах, которые состоят из членов одного сообщества, клуба, семьи или учащихся одной школы, то есть в уже устоявшихся коллективах. Например: «Я и Ты».

В экспериментальных темах основное внимание уделяется повышению эффективности творческих подходов к решению «устойчивых» проблем. Как правило, подобное достигается обыгрыванием самых разнообразных новых идей. Например: «Я в необычной ситуации», «Группа в новой роли» и т.д.

Оценочные темы применяются с целью помощи членам группы в ситуации, когда требуется бросить взгляд на свою жизнь, подвести итоги и наметить цели. Например: «Я в свои 19 лет», «5 лет вместе» и т.д.

Количество тем неограниченно, но не следует забывать о важности их формулировки. При формулировке необходимо использовать личные местоимения, утвердительные предложения, они должны хорошо запоминаться и быть действительно проблемными. Желательно использовать глагольные формы и отглагольные существительные, подчеркивающие момент движения и развития. Формулировка темы не предполагает форму заголовка (например: «Наркомания и ее последствия») или форму повестки дня, составляемой для производственного совещания. Предпочтительнее позитивные формулировки (по типу «Поиск выхода из одиночества, чем негативные, такие как «Проблема одиночества». Если тема сформулирована правильно с точки зрения темоцентрированного подхода, то она способна задевать за живое всех участников, вызывать у них эмоциональный отклик и интерес, способствовать созданию особой атмосферы обучения на основе живого опыта.

Динамический баланс. Это понятие выражает целостность проводящегося темоцентрированного воздействия. Особенно хорошо это видно на рисунке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.