Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы встреч 3 страница




В то же время следует признать, что исследований по психодраме явно недостаточно.

 

Трансакционный (трансактный) анализ Э. Берна

 

Процесс общения в концепции Э. Берна. Процесс общения между людьми Э. Берн предлагает рассматривать в следующем виде. Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного времени физического контакта с людьми, деградируют и, в конце концов, погибают. Т.е. отсутствие эмоциональных связей может иметь для человека фатальный исход. Это показывает, что ребенок может испытывать сенсорный голод, а также то, что ему необходимы в жизни стимулы, которые обеспечивают его физический контакт.

Аналогичное явление можно наблюдать и у взрослых людей в условиях сенсорной депривации[23]. Имеются экспериментальные данные, показывающие, что сенсорное «голодание» может вызвать у человека временный психоз или стать причиной временных психических нарушений. Замечено, что социальное и сенсорное голодания столь же пагубно влияют на людей, приговоренных к длительному одиночному заключению, которое вызывает ужас даже у человека с пониженной чувствительностью к физическим наказаниям.

Скорее всего, по мнению Э. Берна, существует биологическая цепочка, ведущая от эмоциональной и сенсорной депривации через апатию к дегенеративным изменениям и смерти. В этом смысле ощущение сенсорного голода следует считать важнейшим состоянием для жизни человеческого организма, по сути, так же, как и ощущение пищевого голода. Не случайно у сенсорного голода очень много общего с пищевым голодом, причем не только в биологическом, но и психологическом и социальном плане. Такие термины, как «недоедание», «насыщение», «гурман», «человек с причудами в еде», «аскет», можно легко перенести из области питания в область ощущений. Переедание - это в каком-то смысле то же самое, что и чрезмерная стимуляция.

Для психотерапевта представляет интерес тот процесс, который происходит, когда в процессе нормального роста ребенок постепенно отдаляется от матери. После того как период близости с матерью завершен, индивид всю остальную жизнь стоит перед выбором, который в дальнейшем будет определять его судьбу. С одной стороны, он постоянно будет сталкиваться с социальными, физиологическими и биологическими факторами, препятствующими продолжительной физической близости того типа, какую он испытывал, будучи младенцем. С другой стороны, человек постоянно стремится к такой близости. Чаще всего ему приходится идти на компромисс.

Компромисс этот можно называть по-разному, но, как бы мы его ни называли, результатом является частичное преобразование младенческого сенсорного голода в нечто, что можно назвать «потребностью в признании»

С возрастом компромисс достижим все сложнее и сложнее. Это ведет к тому, что люди все больше отличаются друг от друга в своем стремлении получить признание. Эти отличия делают процесс социального взаимодействия достаточно разнообразным, что, в свою очередь, определяет судьбу каждого человека.

Потребность в получении социального признания Э. Берн называет специальным термином «поглаживание». «Поглаживание» - это общее обозначение того, что обычно мы используем для выражения интимного физического контакта. На практике он может принимать самые разные формы. «Поглаживанием» можно назвать любой акт, предполагающий признание присутствия другого человека, поэтому оно является одной из основных единиц социального действия. Обмен «поглаживаниями» составляет трансакцию, которая определяется как единица общения.

Основной принцип психотерапии по Э. Берну состоит в том, что любое общение (по сравнению с его отсутствием) полезно и выгодно для людей.

Большую важность представляет собой вопрос: «Как ведут себя люди после обмена приветствиями, независимо от того, было ли это молодежное «Привет!» или многочасовой ритуал встречи, принятый на Востоке?». Ответ предполагает, что после приветствий необходимо продолжение общения. А значит, существует потребность в структурировании времени, которую в трансактном анализе называют «структурный голод». Подтверждение наличию подобной проблемы Э. Берн видит в некоторых аспектах общения подростков. Там известна проблема распределения времени в процессе общения, заключающаяся в вопросе: «Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будем говорить?». Аналогии бывают и у взрослых людей. Для этого достаточно вспомнить трудно переносимую ситуацию, когда вдруг возникает пауза в общении и появляется период времени, не заполненный разговором, причем никто из присутствующих не в состоянии придумать ни одного уместного замечания, чтобы не дать разговору замереть.

Для людей важно как структурировать свое время. Как полагает Э. Берн, на то и существует общество, чтобы помогать снимать эту проблему. Операциональный аспект процесса структурирования времени можно назвать планированием. [24] Планирование имеет три стороны: материальную, социальную и индивидуальную.

Материальная сторона планирования представляет собой реакцию на различного рода неожиданности, с которыми человек имеет дело при взаимодействии с внешней реальностью. Оно важно для человека лишь в той мере, в которой подобная деятельность порождает основу «поглаживаний», признания и других, более сложных форм общения. Материальная сторона планирования не порождает социальных проблем, поскольку функционирует только лишь на обработке данных.

Социальная сторона планирования связана с использованием ритуальных или полуритуальных способов общения. Главное для нее, чтобы общение было социально приемлемым и в нем проявлялись «хорошие манеры». Везде и всегда принято, чтобы родители учили детей хорошим манерам, учили их произносить при встрече приветствия, обучали ритуалам еды, ухаживания, траура, а также умению вести разговоры на определенные темы, поддерживая необходимый уровень критичности и доброжелательности. Последнее умение как раз и называют тактом или искусством дипломатии, причем некоторые приемы имеют чисто местное значение, а другие универсальны.

Степень знакомства людей друг с другом влияет на социальную сторону планирования. Чем больше люди узнают о своих знакомых, тем меньше они используют социальных способов регулирования отношений между собой. В их взаимоотношениях все большее место начинает занимать индивидуальная сторона планирования, которая при этом может привести и к инцидентам. И хотя эти инциденты на первый взгляд кажутся случайными (именно такими чаще всего они представляются участникам), все же внимательный взгляд может обнаружить, что они следуют определенным схемам, поддающимся классификации.

Индивидуальная сторона планирования меняет ход общения, привносит в него игровой элемент. Ведь последовательность осуществления трансакции идет тогда по несформулированным правилам. Пока дружеские или враждебные отношения развиваются, эти закономерности чаще всего остаются скрытыми. Однако они дают себя знать, как только один из участников сделает ход не по правилам, вызвав тем самым символический или настоящий выкрик: «Нечестно!» Такие последовательности трансакций, основанные, в отличие от времяпрепровождения, не на социальном, а на индивидуальном планировании, мы называем играми. Но игровой момент общения, возникающий на уровне индивидуальной стороны планирования, не исключает серьезного отношения к себе. Как пишет Э. Берн: «Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоит из игр, мы совсем не хотим этим сказать, будто они очень забавны и их участники не относятся к ним серьезно. С одной стороны, например, футбол или другие спортивные игры могут быть совсем незабавными, а их участники - весьма серьезными людьми. Кроме того, такие игры бывают порой очень опасными, а иногда даже чреваты фатальным исходом. С другой стороны, некоторые исследователи включали в число игр вполне серьезные ситуации, например каннибальские пиршества. Поэтому употребление термина «игра» по отношению даже к таким трагическим формам поведения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, шизофрения, не является безответственностью и легкомыслием»[25].

Важнейшей чертой человеческих игр является их управляемость. Это проистекает из такой специфики условий игр как наказание, либо осуждение, которые следует, если игрок нарушает правила.

Игры могут выступать демонстрацией близости человеческих отношений, также как и общее времяпрепровождение. Однако это не истинная близость, а лишь ее обозначение. Берн предлагает видеть в этих проявлениях человеческих отношений форму предварительных союзов, договор о намерениях, но не более. Только настоящая человеческая близость может полностью удовлетворить сенсорный и структурный голод, потребность в признании. Игры нужны для того, чтобы избегать острого дефицита сенсорных и эмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведет к биологическому вырождению.

Одинокий человек может занять себя и свое время двумя способами: деятельность или фантазия. Однако бывает, что человек может быть «обособлен» от других даже в присутствии большого числа людей. Для участника социальной группы из двух или более членов имеется несколько способов организации своего времени. Э. Берн называет их последовательно (по принципу от простых к сложным): 1) ритуалы; 2) времяпрепровождение; 3) игры; 4) близость; 5) деятельность.

Чем более доступен человек для контактов, тем большее удовлетворение он получает. При этом его социальные контакты, их планирование происходит почти автоматически. Но не все контакты несут удовольствие, не каждый контакт удовлетворителен. Поэтому терминологически используются нейтральное понятие «вознаграждение» (иногда «выигрыш»), обозначающее значимость тех контактов, от которых зависит удовлетворение человеческих потребностей. «Вознаграждение» - это такой результат социального контакта, в основе которого лежит поддержание соматического и психического равновесия. Критериями «вознаграждения» являются следующие моменты: 1) снятие напряжения; 2) избегание психологически опасных ситуаций; 3) получение «поглаживаний»; 4) сохранение достигнутого равновесия. Все эти факторы неоднократно изучались и подробно обсуждались физиологами, психологами и психоаналитиками.

Как показывает социальная практика, гораздо полезнее и поучительнее анализировать социальные трансакции с точки зрения получаемого «вознаграждения», чем их рассмотрение как защитных механизмов. Во-первых, наилучший способ защиты- вообще не участвовать в трансакциях. Во-вторых, понятие «защита» только частично покрывает первые два типа «вознаграждений», а все остальное, включая сюда третий и четвертый типы, при таком подходе теряется.

Методика анализа игр. Э. Берн рассматривает два типа анализа игр: структурный и трансактный.

Структурный анализ. В процессе социальной деятельности происходит смена время от времени различных аспектов поведения людей (позы, голос, точки зрения, разговорный словарь и т.п.), также наблюдаемы и эмоциональные изменения. У каждого человека некий набор поведенческих схем соотносится с определенным состоянием его сознания. А с другим психическим состоянием, часто несовместимым с первым, бывает связан уже другой набор схем. Эти различия и изменения приводят нас к мысли о существовании различных состояний «Я». На языке психологии состояние «Я» можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего «Я», которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний в трансактном подходе классифицируют следующим образом: 1) состояния «Я», сходные с образами родителей («Родитель»); 2) состояния «Я», автономно направленные на объективную оценку реальности («Взрослый»); 3) состояния «Я», все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки («Ребенок»). Человек в ходе социальной коммуникации постоянно обнаруживает одно из состояний «Я» - Родителя, Взрослого или Ребенка. Кроме того, люди с разной степенью готовности могут переходить из одного состояния в другое.

Суть этих состояний можно объяснить так:

1) Поскольку у всех были родители (или те, кто их заменял), то каждый хранит в себе набор состояний «Я», повторяющих состояния «Я» его родителей. Эти родительские состояния Я при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться.

2) Поскольку каждый человек (не исключая детей) способен на объективную переработку информации при условии, то активизируются соответствующие состояния его «Я». На обыденном языке это звучит так: в каждом человеке есть «Взрослый».

3) Поскольку все когда-то были детьми, то поэтому они несут в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «все мы немножко «дети»».

Э. Берн предлагает соблюдать следующую терминологию. Если мы описываем «Ребенка», то должны употреблять слово «детский». Оно звучит более объективно и может быть использовано в биологическом смысле. Во многих отношениях «Ребенок» - одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование. На «Ребенка» часто может оказывать влияние состояние «Родитель». Он может проявляться прямо или косвенно. В прямом проявлении «Ребенок» реагирует так, как реагировали в подобных случаях его отец или мать («Делай, как я»). В косвенном проявлении его реакция бывает такой, какую от него ждали («Не делай, как я; делай то, что я говорю»). В первом случае он подражает одному из родителей, во втором - приспосабливается к их требованиям.

Главное, что состояние «Ребенок» - это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.

Жизнь человека нуждается в состоянии «Взрослый». Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и удовольствия. Задача «Взрослого» контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними.

Состояние «Родитель» осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Значимость этой функции подчеркивается тем фактом, что люди, оставшиеся сиротами в раннем детстве, испытывают гораздо большие трудности при воспитании собственных детей, чем те, которые росли в полных семьях вплоть до подросткового возраста. Во-вторых, благодаря «Родителю» многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что «так принято делать». Это освобождает «Взрослого» от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на усмотрение «Родителя».

Указанные аспекты личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Но следует помнить, что их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие.

Трансакционный анализ. Трансакция, по Э. Берну, - это единица общения. Общение строится из таких единиц (трансакций). Трансакции побуждают людей вступать в коммуникацию, что-то узнавать друг о друге, демонстрировать свою осведомленность о чем-то. Такой мотив начала общения в трансактном подходе называют трансакционным стимулом (стимул вступать в трансакции). Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Этот ответ трансакционной реакцией.

Трансакционный анализ призван выяснить, какое именно состояние «Я» ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию. В простых ситуациях стимул и реакция исходят от «Взрослого». Более сложны трансакции «Ребенка» и «Родителя».

Открытые трансакции чаше всего встречаются при неглубоких производственных или общественных взаимоотношениях. Их легко нарушить простыми пересекающимися трансакциями. В сущности, поверхностные взаимоотношения можно определить как не выходящие за пределы открытых трансакций. Такого рода взаимоотношения возникают в совместной деятельности, ритуалах и времяпрепровождениях.

Более сложными являются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний «Я». Именно эта категория служит основой для игр.

Процедуры и ритуалы. Процедуры и ритуалы играют важную защитную функцию для осуществления трансакций. Требования адаптации чаще связаны с неопробированными социальными ситуациями. «Ребенок» должен находиться под защитой «Взрослого» или «Родителя». Поэтому планирование, исходящее от «Ребенка», чаще всего встречается в уже опробованных ситуациях, предполагающих наличие близости и конфиденциальности. Простейшими формами опосредованной общественной деятельности являются процедуры и ритуалы.

Процедура - это серия простых дополнительных «Взрослых» трансакций, направленных на взаимодействие с действительностью, которая имеет два аспекта: статический и динамический. Статистическая действительность включает все возможные сочетания и расположения вещества во Вселенной. Арифметика, например, состоит из утверждений о статической действительности. Динамическая действительность состоит из потенциальных возможностей взаимодействия всех энергетических систем во Вселенной. В основе процедуры лежит переработка информации и оценка вероятностей, касающихся материальной стороны действительности. Психотерапия – это такая же процедура, только до тех пор, пока ситуацию контролирует «Взрослый» психотерапевта. Как только на первый план выходит «Родитель» или «Ребенок», психотерапия перестает быть процедурой.

Таким образом, процедура целесообразна, если ее осуществляет «Взрослый».Если же в ней принимают участие «Родитель» или «Ребенок», то тогда процедура становится нецелесообразной.

Ритуал – это стереотипичная серия простых дополнительных трансакций, заданных внешними социальными факторами. Есть ритуалы формальные и неформальные. Неформальные ритуалы обладают большой степенью свободы, зависят только от характера отношений между людьми. Формальные ритуалы характеризуются гораздо меньшей свободой. Формальный ритуал чаще всего определяется Родительской традицией Некоторые формальные ритуалы, особенно интересные с исторической и этнографической точек зрения, имеют две фазы: 1) трансакции происходят при строгой Родительской цензуре; 2) Родитель отступает в сторону и «Ребенок» получает более или менее полную свободу трансакций, приводящую порой к оргии.

Иногда очень сложно провести границу между процедурой и ритуалом. Они различаются в зависимости от того, что предопределяет их ход: процедуры планируются «Взрослым», а ритуалы следуют схемам, заданным «Родителем».

Времяпрепровождение. Времяпрепровождение - это серия простых, полуритуальных дополнительных трансакций, сгруппированных вокруг одной темы, целью которой является структурирование определенного интервала времени. Задача времяпрепровождения сформировать основу для знакомства и дружбы. Начало и конец такого интервала обычно обозначают процедурами или ритуалами. При этом трансакции приспособлены к нуждам всех участников таким образом, чтобы каждый мог получить максимальный выигрыш в течение данного интервала. Чем лучше адаптирован участник, тем больше его выигрыш. Времяпрепровождение чаще всего составляет основное содержание, к примеру, различных вечеринок или времени ожидания перед самым началом какого-нибудь официального собрания. Причем структура и динамика человеческих взаимоотношений в обоих случаях одинаковы. Времяпрепровождение в эти периоды могут принимать форму болтовни или серьезного обсуждения какой-либо проблемы.

Игры. Игрой называется серия следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Важно отличать игры от процедур, ритуалов и времяпрепровождения с помощью двух характеристик: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша.

По Э. Берну процедуры могут быть успешными, ритуалы - эффективными, а времяпрепровождение - выгодным. Но эти трансакции по своей сути чистосердечны (не содержат «задней мысли»). Они могут содержать элемент соревнования, но не конфликта, а их исход может быть неожиданным, но никогда - драматичным. Игры же наоборот могут быть нечестными и нередко характеризуются драматичным, а не просто захватывающим исходом.

Есть игры осуществляющиеся на основе социального действия, а есть игры на другой основе, которую Э. Берн называет операцией. Операция – это простая трансакция (набор трансакций), предпринятых с некоторой заранее сформулированной целью. Внешне игра часто выглядит как набор операций. Если же в результате игры один из участников получает «вознаграждение», то становится ясно, что в ряде случаев операции следует считать маневрами, а просьбы - неискренними, так как они были лишь ходами в игре.

Но трансакционный анализ интересуют бессознательные игры, в которые играют неискушенные люди. Бессознательные игры в процессе своего осуществления порождают двойные трансакции. Ведь игра совсем необязательно предполагает удовольствие или веселье. Многие игры весьма серьезны. Так же как сегодня спортсмены всерьез играют в футбол, так и большинство игроков нельзя обвинить в отсутствии серьезного отношения к играм. Самой серьезной и зловещей игрой является война.

Игра исходит из тезиса. Он содержит общее описание игры, в том числе и фактическую последовательность событий (социальный уровень), а также информацию о психологическом фоне, эволюции взаимоотношений, об их существенных чертах (психологический уровень).

Однако нет игры и без антитезиса. Совокупность трансакций является только тогда игрой, когда налицо ее существенная значимость для игрока. Для доказательства значимости можно использовать отказ от игры или уменьшение «вознаграждения». Эту заинтересованность игрока в игре и выражает понятие антитезис.

Другой значимый компонент игры - цель. Иногда цель представляет собой несколько альтернатив. Но основная позиция заключается в том, что цель состоит именно в придании игроку уверенности.

Роли. Состояние «Я» - это не роль, а феномен (психический). Игра зависит от количества ролей, которые она допускает. Состояние «Я» каждого игрока иногда соответствует его роли, а иногда нет.

Иллюстрации. Это способ демонстрации часто встречаемого жизненного опыта того или иного человека. Лучше всего в этом аспекте подходят детские игры, где иллюстрации наиболее наглядны. Поэтому, предпринимая формальное описание игры, желательно найти ее детские параллели.

Трансакционная парадигма. Строится на основе трансакционного анализа типичной ситуации, описывающего социальный и психологический уровни той скрытой трансакции, которая обнажает суть игры.

Ходы в игре. Ход в игре определяется как «поглаживание» в ритуале. По мере накопления опыта игры участники становятся искуснее. Ходы, не ведущие к цели, отбрасываются, и каждый ход становится более концентрированным в смысле достижения цели. Для того чтобы игра состоялась, необходимо какое-то минимальное число ходов.

Весь процесс психотерапевтического воздействия рассматривается как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть. «Ребенка» обучают процедурам, ритуалам и времяпрепровождениям, отвечающим его положению в конкретной социальной ситуации. Но более важное занятие – это обучение играм. В играх проверяется как «Ребенок» воспользуется предоставленными возможностями, от которых зависит исход его социальных ситуаций. Любимые игры, будучи элементами его жизненного сценария, в конечном итоге определяют его судьбу, например «вознаграждения».

Обычно родители при воспитании детей уделяют большое внимание обучению детей процедурам, ритуалам и времяпрепровождению, принятым в их кругу. В то же время они практически не обращают внимания на проблему игр, которые образуют основную структуру эмоциональной динамики внутрисемейных взаимоотношений и которым дети обучаются с самых первых месяцев жизни на основе собственных значимых переживаний. И это считается серьезной ошибкой воспитания. Поэтому Э. Берн считает, что необходима концепция психосоциальной динамики личности, из которой были бы выводимы и вопросы воспитания, и образования, и т.д. Следует также признать, что наши данные о происхождении игр пока весьма скудны.

На сегодняшний день лишь известно, что игры по своей природе имитативны и первоначально возникают как результат деятельности «Взрослого» в «Ребенке».

Важной для людей спецификой игры является ее окончание (кульминация). То, что люди называют победой (выигрыш). Все свои поступки накануне игры делаются людьми именно для того, чтобы подготовить ситуацию, обеспечивающую выигрыш, однако при этом ходы планируются с таким расчетом, чтобы каждый следующий шаг в качестве побочного продукта тоже приносил максимально возможное удовлетворение.

Помимо конкретного результата игра представляет собой способ структурирования времени (способ организации времени), которому сопутствует поддержание (или расстройство) душевного здоровья. Подобные примеры часто случаются в супружеских взаимоотношениях, когда улучшение психического состояния одного из супругов влечет за собой быстрое ухудшение состояния другого супруга, для которого игры были важнейшим средством поддержания равновесия. Поэтому при анализе игр необходимо соблюдать известную осторожность.

Одновременно игра в широком смысле является частью неосознаваемого плана жизни или сценария каждого человека. Сценарий должен закончиться чудом или катастрофой, что зависит от его конструктивности или деструктивности.

Игры настолько многообразны, что создание их классификации является также вещью проблемной. Предлагаются классификации на основе числа игроков или ролей. Помимо имеются на основе количественных характеристик: 1) гибкост ь (есть игры, в которые можно играть, используя только один материал; другие игры в этом смысле более гибки; 2) цепкость (есть люди, которые легко отказываются от своих игр, а есть люди более упорные); 3) интенсивность (одни люди играют с прохладцей, другие - более напряженно и агрессивно, а отсюда можно выделить игры легкие и серьезные).

Также можно выделять и другие игры, классифицированные на основе ряда других факторов: цели игры, роли, наиболее очевидные «вознаграждения». Но трансакционный подход ориентируется на классификации социологического плана.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 340; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.